Сказал Имам Садык (А): «Воистину, у Трона (Арш) множество различных качеств. По каждой причине упоминания в Коране он имеет особое качество. И слово Его: „Господь великого Трона“ (9:129) означает — (Господь) великой власти и царства. Или слово Его: „Милостивый утвердился на Троне“ (20:5), то есть — владеет властью и царством, и это — власть и царство над сущностью вещей. И Трон (Арш) соединён с Престолом (Курси), но вместе с тем отличен от него. Ибо оба они — врата из величайших врат сокровенного, и оба они — сокровенное и пребывают в сокровенном, и связаны друг с другом. И Престол есть внешние (проявленные) врата сокровенного, откуда поднимаются начала, и от него идут все вещи. Трон же — внутренние (скрытые) врата сокровенного, где находится знание сущности, бытия, меры, предела, нахождения, намерения, и описания замысла (Творца), и знание слов, движений и прекращения, и знание возвращения и изменения судьбы. И они — врата, близкие друг к другу в знаниях, но царство Трона — вне царства Престола, и знание его — более сокровенное, нежели знание Престола. И потому сказано: „Господь великого Трона“, то есть — качества Трона наделены большим величием, нежели качества Престола, и в этом они близки друг к другу».
Я (передатчик сообщения) сказал: «Да буду я твоей жертвой! Почему Трон в своём величии соседствует с Престолом?».
Он (Имам) сказал: «Он соседствует с ним, потому что в нём — знание сущности, и в нём — внешнее (проявленное) из врат изменений судьбы и местопребывания их, и их сопряжений и разрывов. И они соседствуют друг с другом и несут друг друга, по образу наделённых знанием, и указывают на истину друг друга, ибо Аллах наделяет Своей милостью, кого пожелает, и Он — Сильный, Великий».
«Таухид» — «Единобожие», глава 50, хадис 1
В книге «Единобожие» приведено от четвёртого Имама Саджада (А):
«Воистину, Аллах, свят Он и велик, сотворил Трон четвёртым, и сотворил прежде него только три вещи: стихию (хава), перо и свет. Потом создал его (Трон) из различных светов, из них — зелёный свет, от которого становится зелёным любое зелёное; и жёлтый свет, от которого становится жёлтым любое жёлтое; и красный свет, от которого становится красным любое красное; и белый свет, который есть свет светов, и от него происходит свет дня. Потом Он сделал его (Трон) семьюдесятью тысячами ступеней, и длина каждой — как от вершины Трона до самого его низа, и каждая ступень восхваляет хвалою Господа своего, и святит Его различными голосами и непохожими языками. И если будет дозволено какому-либо из этих языков дать услышать другим то, что под ним, — разрушатся горы, и города, и сёла, и высохнут моря, и всё остальное также уничтожится. У Трона этого восемь столпов, и на каждом из столпов — воинства ангелов; никто не подсчитает число их, кроме Аллаха, свят Он и велик: славят Его днём и ночью непрестанно. И если одна ступень почувствует нечто от того, что выше её, встаёт в мгновение ока между нею и чувством этим власть, и величие, и сила, и святость, и милость».
«Таухид» — «Единобожие», глава 51
Имам Али (А) сказал: «Господь, Великий и Славный, — Он тот, кто несёт Трон, небеса и землю и то, что в них и между ними». Его спросили: «Тогда как Он говорит: „Восьмеро понесут Трон Господа в тот День“?». Имам (А) ответил: «Они понесут знание из Его знания и Его свет».
«Аль-Кафи», книга 22 — «Трон и Престол», хадис 334
Также Имам Садык (А) в толкование к аяту Корана: «Восьмеро понесут Трон Господа в тот День» (69:17) сказал: «Несущих Трон восьмеро: четверо из нас (Ахль аль-Бейт) и четверо из тех, кого захочет Господь».
«Хисаль», хадис 339
Приведём также хадис о величии Трона от Посланника Аллаха (ДБАР): «Воистину, эта земля со всеми, кто в ней и на ней, по сравнению с тем, что под нею, подобна кольцу в пустыне, и оба они со всеми, кто в них и на них, по сравнению с тем, что под ними, — как кольцо в пустыне. И так же и третье, пока не достигнешь до седьмой (земли)… И всё это и эти два неба — как кольцо в пустыне по сравнению с третьим. И это третье, и все, кто в нём и на нём, — как кольцо в пустыне по сравнению с четвёртым. И так пока не достигнешь седьмого. И эти семь небес со всеми, кто в них и на них, — как кольцо в пустыне по сравнению с морем, что сокрыто от обитателей земли. И семь небес, и сокрытое море — как кольцо в пустыне по сравнению с горами града. И тогда он прочитал аят: „И низводит Он с неба горы, в которых град“ (сура „Свет“, аят 43). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града — как кольцо в пустыне по сравнению с завесами света. И то семьдесят тысяч завес, свет которых избегает взоров. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света — как кольцо в пустыне по сравнению со стихией, которою поражаются сердца. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия — в Престоле (Курси), как кольцо в пустыне. И тогда он прочитал этот аят: „Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий“ (сура „Корова“, аят 255). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия, и престол — как кольцо в пустыне по сравнению с Троном (Арш). И тогда прочёл он аят: „Милостивый утвердился на троне“ (сура „Та Ха“, аят 5) — и несут его ангелы не иначе, как повторяя: „нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха“».
«Таухид» — «Единобожие», глава 38, хадис 1
Добавить комментарий