«Ваш вали (руководитель) — только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали и выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне» (5: 55).
Предмет исследования
Сура «Трапеза» содержит ряд важных аятов о вилаяте (руководстве Ахль уль-Бейт), потому что она была ниспослана в конце жизни Посланника Аллаха (С). Как известно, вопросы преемства и халифата разъясняются в конце жизни любого вождя и руководителя. Именно поэтому данная сура содержит множество аятов о вилаяте. Аят «вилаят» — пример такого аята, который ясно указывает на руководство Али ибн Аби Талиба (А).
Разъяснение и тафсир
Признаки вали (руководителя)
«Ваш вали — Аллах, Его посланник и те, которые уверовали».
В арабском оригинале перед фразой «ваш вали» стоит слово «иннама», которое указывает на ограничение. Это означает, что существует только три вали, упомянутые в данном аяте, и не больше: Аллах, Посланник и те, которые уверовали. Что же касается верующих, то в аяте сказано не обо всех из них, а только об определённых, соответствующих условиях, названным далее в том же аяте: «и выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне (руку)». Итак, это такие верующие, которые выстаивают молитву и дают закят, находясь в состоянии преклонения (поясного поклона, руку).
Вопрос в следующем: кто тут понимается под «верующими»? И что означает здесь слово «вали»?
Как и в других случаях, мы можем использовать два пути для ответа на эти вопросы.
Первый путь: тафсир аята исходя из его содержания, независимо от хадисов
Сначала мы должны рассмотреть, что означает тут слово «вали». Некоторые муфассиры «ахлу сунна» для удаления мыслей своей аудитории от подлинного значения этого аята (которое очень ясно), привели множество его толкований, число которых достигает двадцати семи. Этим самым они хотели сказать, что данное слово имеет большое количество значений, и мы не знаем, в каком именно смысле его использовал Аллах в данном аяте. Таким образом, этот аят является неясным, а потому он не указывает на что-то определённое.
Однако если мы обратимся к книгам специалистов по арабскому языку, то увидим, что они указывали всего лишь на два-три значения слова «вали». Все остальные возвращаются к этим значениям:
1. «Вали» — это «помощник», а «вилаят» — это «помощь».
2. «Вали» — это «опекун», «покровитель», «руководитель», а «вилаят» — это «опека», «покровительство» и «руководство».
3. «Вали» — это «друг». Поскольку же друг, как правило, является ещё и помощником, то третье и первое значение входят друг в друга.
Таким образом, слово «вали» сводится к двум значениям, а все остальные являются производными от них.
Слово «вали» в Коране
Слово «вали» и «аулия» (его множественное число) используется в Коране около 70-ти раз в различных значениях:
1. В значении «помощника», например, в 107 аяте суры «Корова»:
«И нет у вас, кроме Аллаха, ни вали, ни помощника».
2. В значении «того, кому поклоняются», как в аяте 257 суры «Корова»:
«Аллах — вали тех, кто уверовал....».
3. В значении «руководителя» и «ведущего», как в 17-м аяте суры «Пещера»:
«А кто сбился с пути — тому не найдешь ты вали направляющего».
4. В значении «опекуна» и «покровителя», например, в 28-м аяте суры «Совет»:
«Он — Тот, Кто низводит дождь после того, как они отчаялись, и распростирает Свою милость. Он — вали, славный!»
И в 33-м аяте суры «Перенёс ночью»:
«А кто был убит несправедливо — Мы дали власть его вали».
Или в 34-м аяте суры «Трофеи»:
«Но почему же не будет наказывать их Аллах, когда они отстраняют от Запретной мечети, хотя и не были её аулия?»
Итак, слово «вали» использовано в Коране в различных значениях, однако в большинстве случаев оно имеет смысл «опекуна», «попечителя», «руководителя».
Значение слова «вали» в рассматриваемом аяте
Каково же значение слова «вали» в рассматриваемом аяте? Понимается ли тут «вали» как «друг» или «помощник»?
Это противоречит тому значению, в котором используется данное слово в большинстве аятов Корана. Поэтому объективность подталкивает нас к пониманию этого слова в значении «покровитель» и «руководитель», а не «друг» или «помощник».
Во-первых, слово «иннама» в начале аята указывает на ограничение. То есть «вали» верующих только три, перечисленные в аяте, и никого больше. Если бы «вали» означало тут «друга», то какое значение могло бы иметь это ограничение? Разве у верующего не могут быть другие друзья? Кроме того, если бы это слово означало «друг» или «помощник», то какой смысл в перечислении всех этих условий, которые идут после фразы «которые уверовали» — выстаивание намаза, выдача закята в состоянии поясного поклона? Ведь друзьями мусульман могут быть не только те, кто выстаивает намаз и даёт закят в руку, но и даже те, кто вообще не читает намаз.
Отсюда очевидно, что слово «вали» использовано в значении не «друга» и «помощника», а «покровителя», «руководителя» и «попечителя».
Во-вторых, аят 56, следующий сразу после разбираемого нами аята, содержит в себе самый ясный довод на то, что мы сказали:
«А кто берет покровителем (йатавалла — слово того же корня, что и «вали») Аллаха и Его посланника и тех, которые уверовали, то ведь партия Аллаха — они победители» (5: 56).
«Партия» тут означает «группу людей», а «победа» — успех в делах общества и правления. Нет сомнения, что этот аят является продолжением предыдущего, и, скорее всего, они были ниспосланы вместе. И ясно, что «вилаят», который тут имеется в виду — это политическое руководство, то есть власть, и значение аята таково: «Те люди, которые принимают власть Аллаха, Пророка и тех, которые уверовали, — эти люди являются победителями».
О ком сказано: «и те, которые уверовали...»?
Нет хадиса, муфассира и учёного среди шиитов и суннитов, которые не говорили бы, что «те, которые уверовали» в данном аяте — это Али ибн Аби Талиб (А).
Итак, для нас стали ясны три вещи:
1. Слово «иннама» («только») указывает на ограничение, и вилаят ограничен тут тремя субъектами.
2. Слово «вали» тут использовано в значении «руководитель», «покровитель», как и в большинстве других аятов Корана.
3. Под фразой «те, которые уверовали» имеется в виду Имам Али (А).
Второй путь: тафсир аята согласно хадисам
Мухаддис Бахрани в книге «Гайату ль-марам» передаёт 24 хадиса из источников «ахлу сунна» и 19 хадисов из шиитских источников относительно данного аята. Таким образом, хадисы об обстоятельствах ниспослания этого аята являются «мутаватир» (абсолютно достоверные). Алламе Амини в «Гадире» привёл хадисы из двадцати источников «ахлу сунна» о данном аяте — таких как «Тафсир» Табари, тафсир «Асбабу нузуль», «Тафсир» Фахра Рази, «Тазкирату ли-сибт» Ибн Джаузи, «Саваик» Ибн Хаджара, «Нуру ль-абсар» Шабланджи, «Тафсир» Ибн Касира и другие достоверные источники «ахлу сунна».
Передатчики этого хадиса — десять человек из числа известных сахабов: 1. Ибн Аббас; 2. Аммар ибн Ясир; 3. Джабир ибн Абдуллах Ансари; 4. Абу Зарр Гаффари; 5. Анас ибн Малик; 6. Абдуллах ибн Салям; 7. Сальма ибн Кухейль; 8. Абдуллах ибн Галиб; 9. Укба ибн Хаким; 10. Абдуллах ибн Убей.
В добавление к этому: от самого Имама Али (А) пришли хадисы по поводу данного аята, на который он ссылался множество раз.
Содержание этого хадиса следующее: Имам Али (А) молился в мечети Пророка (С), когда туда вошёл бедняк, который стал просить у мусульман подаяния. Однако никто ничего ему не дал. Имам Али (А) в это время находился в состоянии руку (поясного поклона в намазе) и указал нищему на своё кольцо. Тот подошёл к нему, снял кольцо с его пальца и удалился. И тогда был ниспослан данный аят.
Это содержание, которое мы изложили вкратце, пришло в более чем сорока хадисах. Приведём только три из них:
1. «Передал Ата от Ибн Аббаса, что этот аят был ниспослан об Али ибн Аби Талибе» («Тафсир кабир» Фахра Рази, том 12, С. 36).
2. Передано, что Абдуллах ибн Салям сказал: «Когда был ниспослан аят, я сказал: “О Посланник Аллаха, я видел, что Али дал своё кольцо в виде милостыни, и он совершал в это время поясной поклон (руку)ˮ» (Там же).
3. Самый длинный вариант этого хадиса приведён в риваяте от Абу Зарра:
«В один из дней я совершал вместе с Посланником Аллаха (С) намаз зухр. И тогда нищий стал просить подаяние в мечети, и никто ничего ему не дал. Тогда он поднял руки к небу и сказал: “О Аллах, будь свидетелем, что я просил в мечети Посланника, и никто ничего мне не дал!ˮ Али в это время находился в поясном поклоне. Он сделал движение мизинцем правой руки, на котором было кольцо. Нищий подошёл и снял кольцо. Тогда Пророк (С) сказал: “О Аллах, мой брат Муса попросил Тебя, говоря: ‛Господи, расширь мне грудь, и облегчи мне дело, и развяжи узел на моём языке: пусть они поймут мою речь. И дай мне помощника из моей семьи, Харуна, моего брата. Подкрепи им мою мощь и сделай его участником в моём деле’ˮ. И Ты ниспослал в Коране: ‛Мы укрепим твою силу твоим братом и дадим вам власть’. О Аллах, я — Мухаммад, Твой пророк и Твой избранный: расширь мне грудь, и облегчи мне дело, и дай мне помощника из моей семьи — Али, — и подкрепи им мою мощьˮ». Абу Зарр сказал: «Клянусь Аллахом, как только Посланник Аллаха сказал это, спустился Джабраил и сказал: “О Мухаммад! Читай: ‛Ваш вали — только Аллах, Его посланник...’ˮ» («Тафсир кабир» Фахра Рази, том 12, С. 26).
Два замечания
1. Хадис от Абу Зарра показывает, что милостыня Имама Али (А) была не простой, а сделанной для сохранения репутации мусульман и святости мечети Пророка (С).
2. Фахр Рази говорит, что есть три риваята на эту тему. Однако в действительности их более сорока. Но если человеком овладевают фанатизм и предубеждённость, он не замечает очевидное и начинает рассуждать безо всякой логики. Если до нас дошло сорок риваятов, то наверняка еще больше не дошло до нас и было скрыто в недрах истории, особенно во времена правления Омейядов, которые сознательно уничтожали память о достоинствах Ахль уль-Бейт (А). Сколько было человек, которые не осмеливались передавать хадисы о достоинствах Имама Али (А), и эти хадисы ушли в могилу вместе с ними! Если при всех этих условиях до нас дошло сорок хадисов, то можно предположить, какое количество пропало!
Итак, можно сделать вывод, что рассматриваемый аят ниспослан по поводу повелителя верующих Али (А), и хадисы об этом достигают таватура (полной достоверности).
Возражения и сомнения
Несмотря на очевидность того, что в данном аяте имеется в виду вилаят Али ибн Аби Талиба (А), некоторые суннитские учёные выдвинули ряд возражений по этому поводу . В действительности подобные возражения сводятся к отговоркам и мнимым доводам. Например:
1. Слово «иннама» не указывает на ограничение
Например, в 20-м аяте суры «Железо» пришло слово «иннама», которое не указывает на ограничение: «Знайте, что ближняя жизнь — забава и игра, и красование и похвальба среди вас...». Тут тоже использовано слово «иннама», однако оно не указывает на ограничение, потому что мы знаем, что ближняя жизнь не ограничивается перечисленным в этом, но включает в себя много другого.
Ответ: этот довод — слабый и вымышленный, потому что в данном аяте слово «иннама» пришло в значении ограничения, ибо ближний мир в глазах верующего — всего лишь забава и игра. Может быть, человеку, объятому путами этого мира, кажется, что это не так, что в нём есть еще много чего помимо этого, однако если взглянуть на него взглядом постигшего истину, то будет именно так. Но даже если слово «иннама» в данном аяте не использовано в своём настоящем значении, это не означает, что во всех аятах оно не использовано таким образом.
2. Отдать кольцо — действие, нарушающее правильность намаза
Они говорят: «Отдать кольцо — это излишнее действие в намазе, которое нарушает его правильность. Так мог ли Имам Али поступить так?»
Ответ: «излишнее действие» в намазе — это ряд действий, не относящихся к самому намазу и нарушающих его исполнение, например, хлопание в ладоши, прыгание и т.д. Однако показать нищему движением пальца на кольцо, не снимая при этом кольца самому (его снял нищий) — это никак не может нарушать намаз. Как это может быть, если риваят разрешает молящемуся вымыть нос во время молитвы, если из него потекла кровь? А также если он увидел около себя опасное животное, то разрешается убить его, а потом продолжить молитву. Всё это не нарушает намаз, однако указание пальцем на кольцо нарушает?! Далее, если бы действие Имама Али (А) нарушало намаз, то разве Аллах стал бы низводить такой хвалебный аят о нём?
3. Откуда дорогое кольцо?
В некоторых риваятах говорится, что это кольцо было очень дорогим. Разве обладание таким дорогим кольцом не было грехом со стороны Имама Али (А)?
Ответ на это очевиден: указание на дороговизну кольца не пришло в достоверных риваятах. И, скорее всего, это кольцо было обычным по цене, потому что мусульмане тогда ещё не завоевали Иран или Сирию и не владели подобными драгоценными вещами.
4. Такое действие не согласуется с концентрацией во время намаза
Известно, что когда Имам Али (А) вставал на намаз, он обращался к Аллаху всем своим сердцем, забывая об остальном мире. Из его тела смогли вынуть стрелу, когда он молился, и он не заметил этого. Тогда как же он во время намаза обратил внимание на слова нищего и дал ему милостыню, находясь в состоянии поясного поклона?
Ответ:
Во-первых, нищий, увидел, что ему никто не помогает, обратился к Аллаху, желая пожаловаться на них, и сказал: «О Аллах...». Эти слова и упоминание имени Аллаха обратили внимание Имама Али (А) на присутствие нищего, что никак не противоречит его концентрации во время намаза и растворению в море поклонения.
Во-вторых, слышит ли тот, кто исполняет общую молитву за имамом, слова такбира и другие слова имама? Если нет, то как он может выполнять намаз за ним? А если он слышит, то это означает, что концентрация недостижима во время коллективной молитвы?!
В-третьих, Имам Али (А) сказал о нищих и просящих: «Нищий — это посланник Аллаха к вам. Кто откажет ему — тот откажет Аллаху, а кто даст ему — как будто даст Аллаху» («Васаилу шиа», том 6, С. 154). Так разве слышать голос того, кто является «посланником Аллаха», во время намаза — проблема?
В-четвёртых, разве слышать голос притеснённого и помогать ему, даже во время намаза, — не поклонение? Разве не существует множество хадисов о ценности и достоинствах милостыни (садака)? Если же помощь притеснённому — поклонение, то в чём проблема, если Имам Али (А) совершил одно поклонение поверх другого поклонения?
Таким образом, и эта проблема оказывается выдуманной. В действительности задача тех, кто измышлял подобные возражения, состояла в том, чтобы любыми средствами ослабить указание этого аята на вилаят Али ибн Аби Талиба (А), и ничего больше.
5. Почему в этом аяте использовано множественное число?
Аят говорит: ««...которые уверовали и выстаивают молитву и дают закят, будучи преклонёнными».
В соответствии с множественным числом, должно быть много таких, кто давал милостыню, находясь в состоянии руку (поясного поклона), а не только Али ибн Аби Талиб (А). Однако все хадисы говорят, что это был только Имам Али (А). Тогда мы должны отбросить эти хадисы, поскольку они противоречат аяту.
Ответ: сами учёные «ахлу сунна» ответили на это возражение. Так, Фахр Рази пишет: «Множественное число иногда может применяться к одному человеку, для уважения или возвышения его. И рассматриваемый аят тоже относится к этому случаю» («Тафсир кабир», том 12, С. 28).
Алуси в «Руху ль-маани» приводит другой ответ: «Множественное число по отношению к одному человеку используется иногда для подчёркивания возвышенности его положения, и иногда — для подчёркивания величия его дел. Это принято и известно в языке арабов» («Руху ль-маани», том 6, С. 167).
Однако наш ответ на приведённый вопрос состоит в следующем:
Во-первых, как мы увидели, использование множественного числа для одного лица возможно для подчёркивания уважения и величия этого лица.
Во-вторых, в Коране много аятов, где множественное число использовано для одного человека. Приведём в качестве примера семь таких случаев:
1. «Они спрашивают тебя: что им издерживать? Скажи: ˮЧто вы издерживаете из блага, то — родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь, что бы вы ни сделали из добра, — поистине, Аллах про это знаетˮ» (2: 215).
В этом аяте использовано множественное число, однако мы знаем, что тот, кто спрашивал об этом, был одним-единственным человеком, и звали его Амру ибн Джамух. Множественное число использовано в этом аяте либо для подчёркивания важности этого дела (издерживание из блага), либо для уважения к спрашивающему.
2. «Те, которые издерживают свое имущество ночью и днем, тайно и явно, — им их награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они печальны!» (2: 174).
Здесь тоже использовано множественное число, однако имеется в виду один человек — Али ибн Аби Талиб (А), который тратил своё имущество ночью и днём, тайно и явно. Риваят говорит, что у Имама Али (А) было четыре динара, один из которых он раздал ночью, другой — днём, третий — тайно и четвёртый — явно. После этого был ниспослан даннй аят.
3. «Тем, которым говорили люди: “Вот, люди собрались против вас, бойтесь их!ˮ — но это только увеличило веру в них, и они говорили: “Достаточно нам Аллаха, Он — прекрасный доверенный!ˮ».
Этот аят был ниспослан при битве Ухуд, когда некоторые мусульмане отказались исполнить приказ Посланника Аллаха (С), оставили свои места и принялись собирать трофеи. Враги воспользовались этим, напали на мусульман сзади, победили их и убили семьдесят человек из их числа. Однако они не остановились на этом, но пытались убить и самого Пророка (С), чтобы вырвать новую религию с корнем. Однако среди них был человек по имени Наим ибн Масуд или Маабад Хазаи, который не хотел продолжения битвы и известил мусульман о плане многобожников напасть на Пророка (С). Тогда некоторые мусульмане испугались, их сердца охватил страх, и они сказали: «Мы не смогли победить, даже когда были целы и здоровы. Так как же сейчас, при всех этих потерях и ранениях?» Однако другие сказали: «Мы не только можем сражаться с ними, но встретим их и сразимся с ними». И когда враги поняли, что они готовы продолжать бой, их сердца охватил страх, и они удовольствовались той победой, когда уже была одержана. Приведённый аят повествует об этой истории, при этом называя одного-единственного человека — Наима ибн Масуда — словом «люди». Однако поскольку его действие — оповещение мусульман — было важным по своим последствиям, тут использовано множественное число.
4. «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: “Приходите, призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!ˮ» (3: 61).
Этот аят был ниспослан по поводу события «взаимного проклятья» (мубахиля). Как известно всем и признано всеми, на это событие Посланник Аллаха (С) пришёл с Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном (мир им всем!). Таким образом, под «нашими женщинами» тут подразумевается Фатима (А), а под «нами самими» — Али (А). Итак, множественное число здесь два раза использовано для одного человека.
5. «О вы, которые уверовали! Не берите друзьями Моего и вашего врага...» (60: 1).
Множество муфассиров упомянули, что этот аят ниспослан о Хатибе ибн Аби Бальта. Когда Посланник Аллаха (С) собирался направиться на завоевание Мекки, он велел перекрыть пути к ней, чтобы новость о подготовке армии не дошла до мекканцев. Однако Хатиб ибн Бальта, который имел имущество в Мекке, решил сообщить об этом мекканцам, чтобы сохранить своё богатство. Для этого он написал письмо главам Мекки и отправил его с женщиной по имени Сара, которая спрятала его в своих волосах.
Тогда Джабраил спустился и сообщил Пророку (С) об этом. Посланник Аллаха (С) отправил Али (А) и ещё несколько человек на поиски письма. Они отыскали женщину, отобрали письмо и вернулись в Медину. Тогда был ниспослан указанный аят, порицающий Хатиба. Некоторые сахабы хотели убить его, но Пророк (С) запретил это делать, потому что видел следы раскаяния на его лице, и к тому же он был из числа воинов Бадра.
Как мы видим, Хатиб был одним-единственным человеком, однако аят пришёл во множественном числе.
6. «Ты видишь, как те, в сердцах которых болезнь, поспешают среди них, говоря: “Мы боимся, что нас постигнет поворот судьбы!ˮ» (5: 52).
Когда Посланник Аллаха (С) велел мусульманам прервать свои отношения и связи с многобожниками и неверующими, одни из лицемеров по имени Абдуллах ибн Убей сказал: «Если мы прервём наши отношения с ними, то наше пропитание и наш достаток попадут под угрозу, и мы испытаем сильные тяготы». И тогда был ниспослан этот аят, который также использует множественную форму по поводу одного человека.
7. «Они говорят: “Если мы вернёмся в город, то сильнейший там изгонит слабейшегоˮ. У Аллаха величие, и у Его посланника, и у верующих, но лицемеры не знают!» (63: 8).
Этот аят был ниспослан после войны с бану Мусталак на 6-м году хиджры в местечке «Кадид». Там возник спор между одним из мухаджиров и одним из ансаров. Глава лицемеров Абдуллах ибн Убей сказал: «Клянусь Аллахом, когда мы вернёмся в Медину, то сильнейший там изгонит слабейшего!»
Как видим, и тут говорящий был одним-единственным человеком, однако аят использует в отношении его множественное число.
6. Шестое возражение: что означал вилаят Али (А) при жизни Пророка (С)?
Фахр Рази пишет: «Если мы будем понимать “вилаятˮ как власть и имамат, то ведь верующие, относительно которых сказано о вилаяте в этом аяте, жили во время Пророка (С). Али ибн Аби Талиб не мог обладать властью при жизни Пророка (С). Однако если мы поймём “вилаятˮ как дружбу и помощь, то в этом толковании не будет проблем. А потому понимание “вилаятаˮ как дружбы вернее, чем понимание его как власти» («Тафсир кабир», том 12, С. 28).
Ответ: это возражение не имеет никакого смысла, потому что вилаят, преемство и халифат указаны тут как способность, а не как то, что имело место непосредственно при жизни Пророка (С). Это ясно из самого аята. Когда Закария (А) попросил у Аллаха для себя вали и наследника, и Аллах даровал ему Йахью, то разве это означает, что Йахья был его вали и наследником уже при его жизни? Или же это исполнилось после его смерти?
Это вопрос понятен чисто разумным образом. Если кто-то пишет завещание и определяет в нём своего наследника, то разве это означает, что тот человек начинает распоряжаться его имуществом уже при его жизни? Сам Фахр Рази наверняка писал завещание прежде чем умереть и назначил там своего наследника: так разве это завещание стало действовать уже при его жизни? Или оно вступило в силу после его смерти? И в целом, каждый царь, правитель или вождь пытается определить наследника до своей смерти. Однако этот наследник не становится обладателем власти уже при жизни того, кто его определил.
На этом основании, «вилаят» в данном аяте означает «власть», «покровительство» и «имамат» над уммой, однако все эти значения для Имама Али (А) исполняются только после смерти Пророка (С).
Вдобавок к сказанному, вопрос о власти и халифате после Пророка (С) не ограничивается только этим аятом. На протяжении всех 23-х лет пророчества Посланник Аллаха (С) постоянно упоминал вопрос наследства, халифата и имамата Али ибн Аби Талиба (А). В первый раз, согласно хадису, это произошло в «йауму дар», когда после трёх лет скрытого призыва Посланник Аллаха (С) собрал предводителей курайшитов и изложил им вопросы пророчества, а потом сказал: «Кто из вас наследует мне в этом деле?» Никто не ответил на этот призыв, кроме Али (А). Тогда Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Ты — мой преемник».
7. Что понимается в этом аяте под «закятом»?
Фахр Рази спрашивает: что понимается в этом аяте под «закятом»? Желательный это закят или обязательный? Известно, что нет желательного закята. Однако что касается обязательного, то Имам Али (А) не обладал таким имуществом, с которого взимается закят. Согласно тому, что пришло относительно обстоятельств ниспослания суры «Человек», нищий пришёл к дверям его дома, когда Имам Али (А) и его семья постились. Они отдали ему свою еду и разговелись в тот день водой. То есть у Имама Али (А) даже не было пищи на следующий день: так какое его имущество могло облагаться обязательным закятом?
Ответ: во-первых, положения шариата включают в себя как обязательный, так и желательный закят. Мекканские суры тоже говорят о закяте и побуждают мусульман давать его, и речь тут идёт непременно о желательном закяте, а не обязательном. Обратим внимание на три мекканских аята:
1. В 4-м аяте суры «Верующие» читаем: «...которые делают очищение (закят)». Поскольку эта сура мекканская, и она была ниспослана раньше установления закята обязательным шариатским положением (что произошло в Медине), можно сказать, что тут имеется в виду желательный закят.
2. В 39-м аяте суры «Рум» сказано: «А то, что вы даёте из закята, желая лика Аллаха, — это — те, которые удваивают».
3. В 3-м аяте суры «Муравьи» говорится: «...Которые выстаивают молитву, и дают закят, и в последнюю жизнь веруют».
Все эти суры — мекканские, и во всех из них имеется в виду желательный закят.
Во-вторых, неправильно сравнивать материальное положение Имама Али (А) во время ниспослания аята «Вилаят», что произошло в конце жизни Пророка (С), с его положением во время ниспослания суры «Человек», потому что положение мусульман в начале его появления, в Мекке, не было удовлетворительным, и большинство из них жило в крайней бедности. Однако после того как они совершили хиджры в Медину, избавились от экономической блокады и стали заниматься земледелием и торговлей, их экономической положение улучшилось, и врата удела были открыты для них. В конце жизни Пророка (С) материальное состояние большинства мусульман было хорошим. А учитывая то, что аяты суры «Трапеза» были ниспосланы в конце жизни Пророка (С), то не будет далеким от истины предположение, что у Имама Али (А) было имущество, облагаемое закятом.
Обратим также внимание на явное противоречие возражающих. С одной стороны, они утверждают, что Имам Али (А) отдал очень дорогое кольцо, и говорят, что это было ненужной тратой (исраф). С другой стороны — они отрицают само это деяние на том основании, что Имаму Али (А) было нечего отдавать!
Очень важное замечание
Мы увидели, насколько много возражений и сомнений выдвигают противники истины по поводу «аята вилаят». Заметим, что ни один из аятов Корана не может быть свободен от таких выдуманных придирок, даже ясные аяты о таухиде. Однако понятно, что подобный метод выдумывания различных сомнений и отговорок применяется ими только к тем аятам, которые говорят о достоинствах Ахль уль-Бейт (А) и вилаяте Али ибн Аби Талиба (А).
Причина такого предвзятого отношения состоит в том, что эти люди действуют по отношению к Корану как учителя по отношению к ученику, а не наоборот. Они желают вывести из него только то, что соответствует их собственным мыслям и убеждениям, а не научиться от него тому, что в нём содержится. И это и есть тафсир Корана по своему собственному усмотрению, от которого предостерегает множество хадисов. Посланник Аллаха (С) сказал о Коране: «Тот, кто поставит его перед собой — того он поведёт в Рай, а кто поставит его сзади себя — того он поведёт в Огонь» («Бихару ль-анвар», том 74, С. 134).
Бисмилляхиррахманиррахим
Аллах вершит что пожелает
Если он захотел так ниспослать аят, значит так и быть этому