Аят 255

اللّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ .255

255. Аллах — нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Не овладевает Им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его дозволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Поистине, Он — Высокий, Великий!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Реза (А) сказал:

«Аллах — нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Не овладевает Им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле» — и то, что между ними, и то, что под сырой землёй (сара). Он знает явное и сокровенное; Он — Милостивый, Милосердный. «Кто заступится пред Ним, иначе как с Его дозволения? Он знает то, что было до них» — дела пророков и то, что есть, — «и то, что будет после них» — то, чего еще не было — «а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает» — то, что внушается им в откровении.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 92).

 

2. Ахмад ибн Мухаммад ибн Халид Барки привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Кто заступится пред Ним, иначе как с Его дозволения?»: мы — эти заступники (с Его дозволения).

(«Махасин», С. 183).

 

3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Престол Его объемлет небеса и землю» — всякая вещь есть в Престоле — небеса и земля.

(«Кафи», том 1, С. 102).

 

4. Он также привёл от Зурары:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Небеса и земля объемлют Престол, или Престол объемлет небеса и землю?»

Он сказал: «Всякая вещь — в Престоле».

(«Кафи», том 1, С. 102).

 

5. Шейх Садук привёл от Муфаззаля ибн Умара:

Я спросил у Имама Садыка о том, что такое Трон (арш) и Престол (курси).

Он сказал: «С одной стороны, Трон — это собрание всех творений, а Престол — его вместилище. С другой стороны, Трон — это знание, которое явил Аллах для пророков, посланников и доводов, а Престол — это знание, которое не явил Аллах ни для кого из пророков, посланников и доводов».

(«Маани ахбар», С. 29).

 

6. Он также передал от Хафса ибн Гийаса:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «Престол Его объемлет небеса и землю». Он сказал: «То есть Его знание».

(«Маани ахбар», С. 30).

 

7. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Престол Его объемлет небеса и землю» — небеса, земля и то, что между ними — в Престоле, а Трон — это знание, величие которого не постигнет никто.

(«Таухид», С. 327).

 

8. Али ибн Ибрахим привёл от Зурары:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Что шире — Престол или небеса и земля?»

Он сказал: «Престол объемлет небеса и землю, и Аллах сотворил всякую вещь в Престоле».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 93).

 

9. Он также привёл от Асбага ибн Нубаты:

Имама Али (А) спросили о словах Аллаха: «Престол Его объемлет небеса и землю».

Он сказал: «Небеса и земля и то, что в них, — из числа творений внутри Престола. У него есть четыре ангела, которые несут его с дозволения Аллаха. Один из них — в форме человека, и это — самая почтенная форма у Аллаха. И он взывает к Аллаху, трепещет перед Ним и просит заступничества и удела для потомков Адама. Второй ангел — в форме быка, и он — господин животных. Он просит удела у Аллаха, трепещет перед Ним и просит заступничества для всех животных. Третий ангел — в форме орла, и он — господин птиц. И он трепещет пред Аллахом и просит заступничества и удела для всех птиц. Четвертый ангел — в форме льва, и он — господин зверей. И он трепещет пред Аллахом и просит заступничества и удела для всех зверей. Когда же сыны Исраиля взяли себе тельца богом и поклонились ему, этот ангел в форме быка опустил голову из-за стыда пред Аллахом, что поклонились кому-то похожему на него, помимо Аллаха, и страшась, что на него снизойдёт наказание».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 93).

 

10. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Продавщица благовоний косоглазая Зейнаб пришла к женам Пророка (С) и его дочерям и продавала им благовония. И тогда вошел Посланник Аллаха (С) и сказал ей: «Когда ты приходишь к нам, благоухают наши дома». Она ответила: «Твои дома более благоухают твоим запахом, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Когда продаешь, делай благо и не разбавляй благовония, ибо это благочестивее и сохраннее для имущества». Она сказала: «Я пришла не для продажи, а чтобы спросить тебя о величии Аллаха». Он сказал: «Свят и велик Аллах! Я расскажу тебе о некотором из этого».

И затем сказал: «Воистину, эта земля со всеми, кто в ней и на ней, по сравнению с тем, что под нею, подобна кольцу в пустыне, и оба они со всеми, кто в них и на них, по сравнению с тем, что под ними, – как кольцо в пустыне. И так же и третье, пока не достигнешь до седьмой (земли). И потом прочел аят: “Сотворил семь небес и из земли столько же” (65: 12). И семь земель, и все, кто в них и на них, покоятся на спине петуха, как кольцо в пустыне[1]. И у петуха два крыла – одно на востоке, другое на западе, и ноги его на границах. И эти семь земель и петух, и все, кто в них и на них, — на каменной глыбе, как кольцо в пустыне. И семь земель, и петух, и каменная глыба со всеми, кто в них и на них, — на спине рыбы, как кольцо в пустыне. И семь земель, и петух, и каменная глыба, и рыба – в темном море возле стихии, как кольцо в пустыне. И семь земель, и петух, и каменная глыба, и рыба, и темное море, и стихия – возле сырой земли (сара), как кольцо в пустыне. И потом он прочитал аят: “Ему принадлежит то, что в небесах, и что на земле, и что между ними, и что под сырой землей (сара)” (20: 6)». Потом он помолчал.

«И семь земель, и петух, и каменная глыба, и рыба, и темное море, и стихия, и сырая земля (сара) со всеми, кто в них и на них, по сравнению с небом – как кольцо в пустыне. И это ближнее небо со всем, кто в нем и на нем, по сравнению к тем, что над ним, — как кольцо в пустыне. И все это и эти два неба – как кольцо в пустыне по сравнению с третьим. И это третье, и все, кто в нем и на нем, — как кольцо в пустыне по сравнению с четвертым. И так пока не достигнешь седьмого. И эти семь небес со всеми, кто в них и на них, – как кольцо в пустыне по сравнению с морем, что сокрыто от обитателей земли. И семь небес, и сокрытое море – как кольцо в пустыне по сравнению с горами града. И тогда он прочитал аят: “И низводит Он с неба горы, в которых град” (24: 43). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града – как кольцо в пустыне по сравнению с завесами света. И то семьдесят тысяч завес, свет которых избегает взоров. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света – как кольцо в пустыне по сравнению со стихией, которою поражаются сердца. И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия – в Престоле (курси), как кольцо в пустыне. И тогда он прочитал этот аят: “ Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Высокий, Великий” (2: 255). И эти семь небес, и сокрытое море, и горы града, и завесы света, и стихия, и Престол – как кольцо в пустыне по сравнению с Троном (арш). И тогда прочел он аят: “Милостивый утвердился на Троне” (20: 5) – и несут его ангелы не иначе, как повторяя: “Нет бога, кроме Аллаха, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха”».

(«Кафи», том 8, С. 153).

 

11. Шейх Садук привёл от Хасана ибн Али ибн Аби Усмана от Ибн Синана:

«Я спросил у Имама Резы (А): “Обладал ли Аллах знанием о Себе Самом, прежде чем Он создал творение?”»

Он ответил: «Да».

Я сказал: «То есть Он видел и слышал Самого Себя?»

Он сказал: «Аллаху не было потребности в подобном, ибо Он и не спрашивал у Себя и не искал что-то у Себя, ведь Он – это Он Сам, а Он Сам – это Он[2]. Его сила – всепроникающая, и не было необходимости Ему называть Себя по имени. Однако Он избрал для Себя имена, чтобы другие, кроме Него, называли Его этими именами. Ибо если бы Он не был называем Его именами, то не был бы и познан. И первое, что Он избрал для Себя: Высокий, Великий (алийуль азым), ибо Он – выше всех вещей, и значение этого есть “Аллах”, а Его имя “Высокий, Великий” – это первое из Его имен, ибо Он – выше всех вещей».

(«Таухид», С. 191)

 

12. Айаши привёл от Хаммада:

Я видел, как Имам Садык (А) сел, положив ногу на бедро. Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Разве сидеть так не является нежелательным?» Он сказал: «Нет. Иудеи сказали, что Аллах, сотворив небеса и землю, сел на Престоле в такой позе, чтобы отдохнуть. И Аллах ниспослал: “Аллах — нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего. Не овладевает Им ни дремота, ни сонˮ. Он не сидел и не отдыхал, как они говорят».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 156).

 

13. Айаши привёл:

Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха! Что является самым лучшим из ниспосланного тебе?»

Он сказал: «Аят Курси. Семь небес и семь земель — в Престоле, как кольцо в пустыне. А преимущество Трона перед Престолом — как пустыни перед кольцом».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 157).

 

14. Табарси привёл:

Человек спросил у Имама Садыка (А): «Престол больше или Трон?»

Он сказал: «Аллах сотворил всякую вещь в Престоле, кроме Трона, и он — выше того, чтобы Престол обнимал его».

Тот спросил: «Аллах сотворил день раньше ночи?»

Он сказал: «Да, Он сотворил день раньше ночи, солнце — раньше луны, а землю — раньше неба. Земля была установлена на рыбе, а рыба — в море[3], вода — в каменной глыбе, глыба — на плечах ангела, ангел — на сырой земле (сара), сырая земля — на знойном ветре, ветер — на стихии. И нет ниже знойного ветра, кроме как стихии и мраков, и нет за этим расширенного или суженного, или вещи, которую можно представить. Затем Он сотворил Престол и в нём — небеса и землю. Престол больше любой сотворённой вещи. Потом Он сотворил Трон и сделал его больше Престола».

(«Ихтиджадж», С. 352).

 

Аят 256

لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىَ لاَ انفِصَامَ لَهَا وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ .256

256. Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, что не сломается. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«Нет принуждения в религии» — никто не может быть принуждён в религии, кроме как если для него отличится прямой путь от заблуждения.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 92).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Кто не верует в тагута и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, что не сломается» — это вера в Аллаха, Единого, без сотоварищей.

(«Кафи», том 2, С. 12).

 

3. Шейх Садук привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто хочет ухватиться за надежную опору, что не сломается, — пусть ухватится за вилаят моего брата и преемника Али ибн Аби Талиба (А). Ибо не погибнет тот, кто любит его и подчиняется ему, и не спасется тот, кто ненавидит его и враждует с ним.

(«Маани ахбар», С. 368).

 

4. Он также привёл от Хузейфы ибн Усейда, что Посланник Аллаха (С) сказал:

О Хузейфа! Довод Аллаха над вами — Али ибн Аби Талиб. Неверие в него — неверие в Аллаха, придание ему сотоварищей — придание сотоварищей Аллаху, сомнение в нем — сомнение в Аллахе, отступничество от него — отступничество от Аллаха, отрицание его — отрицание Аллаха, вера в него — вера в Аллаха. Ибо он — брат Посланника Аллаха, его преемник и Имам его уммы. Он — прочная вервь Аллаха, надежная опора, что не сломается. Погибнут из-за него двое, и не будет в этом его вины: излишествующий о нем и уменьшающий его достоинства. О Хузейфа! Не оставляй Али, ибо тогда ты оставишь меня! Не противоречь ему, ибо тогда ты будешь противоречить мне! Али — от меня, и я — от Али. Кто разгневал его — разгневал меня, а кто вызвал его довольство — вызвал моё довольство.

(«Амали», С. 165).

 

5. Он также привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Имамы — из потомков Хусейна. Кто подчиняется им — подчиняется Аллаху, кто ослушивается их — ослушивается Аллаха. Они — надежная опора, и они — посредники к Аллаху Великому.

(«Уйун ахбар ар-реза», том 2, С. 63).

 

6. Он также привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто хочет ухватиться за надежную опору — пусть ухватится за любовь к Али и его Ахль уль-Бейт.

(«Уйун ахбар ар-реза», том 2, С. 63).

 

7. Ибн Шаззан привёл от Имама Резы (А) от его отцов (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

«После меня будет мрачная смута. Спасется от неё тот, кто ухватится за надежную опору».

У него спросили: «О Посланник Аллаха! А что такое “надежная опораˮ?»

Он сказал: «Вилаят господина преемников».

У него спросили: «А кто такой “господин преемниковˮ?»

Он сказал: «Повелитель верующих».

У него спросили: «А кто такой “повелитель верующих ˮ?»

Он сказал: «Повелитель мусульман и их Имам после меня».

У него спросили: «Кто же это?»

Он сказал: «Мой брат Али ибн Аби Талиб».

(«Миа манкаба», С. 149).

 

Аят 257

اللّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُواْ يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّوُرِ وَالَّذِينَ كَفَرُواْ أَوْلِيَآؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُم مِّنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ أُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ .257

257. Аллах — друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверные, их друзья — тагуты: они выводят их из света к мраку. Это — обитатели Огня, они в нем вечно пребывают!

 

1. Шейх Кулейни привёл от Абдуллаха ибн Аби Йафура:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Я много общаюсь с людьми и удивляюсь тем, которые следуют не за вами, а за теми двумя (то есть первыми двумя узурпаторами халифата). Однако многие из них являются правдивыми, честными и хранящими доверенность. Тогда как многие из тех, кто следует за вами, не имеют этих качеств».

Имам (А) выпрямился, продолжая сидеть, и посмотрел на меня, как будто будучи в гневе, а потом сказал: «Нет религии у того, кто приближается к Аллаху через несправедливого имама, которого не установил Аллах! И нет упрека тому, кто приближается к Аллаху через следование справедливому Имаму, которого установил Аллах!»

Я спросил: «Нет религии у тех и нет упрека этим?»

Он сказал: «Да, нет религии у тех и нет упрека этим. Разве ты не слышал слова Аллаха: “Аллах — друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к светуˮ? То есть из мрака грехов к свету покаяния и прощения через их следование и дружбу со справедливым Имамом от Аллаха. И Он сказал: “А те, которые неверные, их друзья — тагуты: они выводят их из света к мракуˮ. Этим Он имел в виду, что они были на свете ислама, но когда последовали за несправедливыми имамами, которые не установлены Аллахом, вышли через следование им и дружбу с ними из света ислама и оказались во мраке неверия (куфр). Аллах сделал для них обязательным Огонь вместе с неверными: “Это — обитатели Огня, они в нем вечно пребываютˮ».

(«Кафи», том 1, С. 307).

 

2. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах, велик Он и свят, сказал: «Я подвергну наказанию Огню любую группу, которая приближается ко Мне через имама не от Аллаха, даже если их деяния были праведными. И Я прощу любую группу, которая приближается ко Мне через Имама от Аллаха, даже если их деяния были злыми».

У него спросили: «Аллах накажет тех и простит этих?»

Он сказал: «Да. Поистине, Аллах говорит: “Аллах — друг тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к светуˮ», — а потом он привёл тот хадис, который мы привели выше.

Затем Имам (А) сказал: «Враги повелителя верующих Али (А) вечно пребудут в Аду, даже если они в своей религии достигли предела праведности, аскетизма и поклонения. Верующие же в Али (А) вечно пребудут в Раю, даже если их деяния были обратными этому».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 159).

 

3. Ибн Шахр Ашуб привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«А те, которые неверные» — в вилаят Али ибн Аби Талиба (А) — «их друзья — тагуты» — это было ниспослано о его врагах и тех, кто следует за ними. Они вывели людей из света, и свет — вилаят Али (А), — и устремились ко мраку вилаята его врагов.

(«Манакиб», том 3, С. 81).

 

4. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Обладатель всякого знамени, поднятого до выхода Каима (Имама Махди), — тагут, которому поклоняются помимо Аллаха.

(«Кафи», том 8, С. 295).

 

О достоинствах аята Курси

1. Шейх Кулейни привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает четыре первых аята суры «Корова», затем аят Курси и два аята после него и три последних аята этой суры — не увидит в себе самом и в своем имуществе того, что ему не нравится. Шайтан не приблизится к нему, и он не забудет Коран.

(«Кафи», том 2, С. 454).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Кто прочитает аят Курси перед сном, будет защищён от паралича. А кто читает его после каждой обязательной молитвы, будет защищён от укусов всякого животного, имеющего жало.

(«Кафи», том 2, С. 455).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда Аллах низводил эти аяты на землю, они ухватились за Трон и сказали: «О наш Господь! Куда Ты низводишь нас? На тех, кто совершает ошибки и грехи?» И Он сказал им: «Спуститесь, ибо, клянусь Моим величием и славой, кто бы из семейства Мухаммада и их шиитов не прочитал вас после обязательной молитвы — Я взгляну на него Своим сокрытым взором семьдесят раз каждый день, и через каждый взор Я разрешу для него семьдесят нужд и прощу его со всеми его грехами». И эти аяты — это мать писания (то есть сура «Фатиха»), 18-й аят суры «Семейство Имрана», аят Курси и аят Мульк.

(«Кафи», том 2, С. 455).

 

4. Шейх Садук привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Кто прочитает аят Курси один раз — Аллах удалит от него тысячу бедствий ближнего мира и тысячу бедствий будущего мира. Самое малое из этих бедствий ближнего мира — бедность, а самое малое из этих бедствий будущего мира — мучения могилы.

(«Амали», С. 88).

 

5. Он также привёл, что Имам Казым (А) сказал:

Мой отец (А) слышал, как кто-то читал «Фатиху». Он сказал: «Он получил награду». Потом тот прочитал суру «Ихляс». Он сказал: «Он уверовал и получил безопасность». Потом тот прочитал суру «Могущество». Он сказал: «Он сказал правду, и его грехи прощены». А потом тот прочитал аят Курси. Он сказал: «Ах! Низведено освобождение этого человека от Огня!»

(«Амали», С. 485).

 

6. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Не сообщить ли вам о том, что читал Посланник Аллаха (С), ложась на свою постель?»

Они сказали: «Да».

Он сказал: «Он читал аят Курси, а потом говорил: “Во имя Аллаха! Я уверовал в Аллаха и являюсь неверующим в тагута. О Аллах, сохрани меня во сне и в бодрствовании!ˮ»

(«Кафи», том 2, С. 389).

 

7. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

У всякой вещи есть вершина, и вершина Корана — аят Курси. Кто прочитает его один раз — Аллах удалит от него тысячу бедствий ближнего мира и тысячу бедствий будущего мира. Самое малое из этих бедствий ближнего мира — бедность, а самое малое из этих бедствий будущего мира — мучения могилы. Я прибегаю к этому аяту для поднятия степеней (возле Аллаха).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 156).

 

8. Шейх Туси привёл, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Я не видел разумного человека, разум которого указал ему на Ислам, чтобы он спал всю ночь, не прочитав аят Курси до слов: «и не тяготит Его оберегание их. Поистине, Он — Высокий, Великий». Если бы вы знали, что есть в этом аяте, не оставляли бы его даже на мгновение. Посланник Аллаха (С) сказал: «Я получил аят Курси из сокровищниц под Троном, и ни один пророк до меня не приходил с таким аятом». С тех пор, как я услышал этот аят от Посланника Аллаха (С), не было ни одной ночи, когда я заснул бы, не прочитав его.

(«Амали», том 2, С. 122).

 

9. Имам Реза (А) передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Если у кого-то из вас есть нужда (дело, исполнения которого он желает), то пусть отправится за ней рано утром в четверг, а когда будет выходить из дома, прочитает последние аяты суры «Семейство Имрана», аят Курси, суру «Могущество» и «Фатиху». Поистине, в них — исполнение всех нужд ближнего и будущего миров.

(«Хисаль», С. 623).

 

[1] «Петуха» надо понимать в иносказательном смысле, а не как земного петуха.

[2] Хува нафсуху ва нафсуху хува – по-другому: нет различия между Ним и Его самостью. Он есть Его самость, а Его самость – это и есть Он.

[3] Имеются в виду миры ниже нашего материального мира.

2 комментария

  1. Фарамир

    Ас Салам Алейкум Дорогой брат , Спасибо вам за то что помогаете нам приобрести знания . Да наградит вас Аллах наивысшими благами в этой и Вечной жизни!

    Ответить
  2. Роберт

    Ассаламу алейкум ва рахматулах ва баракатух. Дорогой брат да укроет тебя и твоих помощников крылом своей милости Всемогущий Господь миров

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.