Аяты 182-184
وَالَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا سَنَسْتَدْرِجُهُم مِّنْ حَيْثُ لاَ يَعْلَمُونَ .182
وَأُمْلِي لَهُمْ إِنَّ كَيْدِي مَتِينٌ .183
أَوَلَمْ يَتَفَكَّرُواْ مَا بِصَاحِبِهِم مِّن جِنَّةٍ إِنْ هُوَ إِلاَّ نَذِيرٌ مُّبِينٌ .184
182. Валлазиина каззабуу би Aаяатинаа санастадриджухум мин хаису лаа яАламуун
183. Ва умлии лахум; инна каидии матиин
184. Aвалам ятафаккаруу маа бисаахибихим мин джиннах; ин хува иллаа назиирун мубиин
182. А тех, которые считали ложью Наши знамения, Мы завлечём так, что они не узнают.
183. Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость — прочна.
184. Неужели они не размыслили, что их товарищ – не одержимый? Он — лишь ясный увещатель.
1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Если Аллах желает рабу блага, то, когда этот раб совершит грехи, Он посылает на него наказание, напоминая ему тем самым о необходимости покаяния. А если Он желает рабу зла, то, когда этот раб совершит грехи, Он посылает ему блага, дабы тот забыл о необходимости покаяния. И таково Его слово: «А тех, которые считали ложью Наши знамения, Мы завлечём так, что они не узнают».
(«Кафи», том 2, С. 327).
2. Он также привёл:
У Имама Садыка (А) спросили о завлечении (истидрадж). Он сказал: «Это происходит, когда раб совершает грех, и ему предоставляется отсрочка и даются блага, так чтобы он забыл о покаянии за этот грех. Так он оказывается завлечённым, не зная об этом».
(«Кафи», том 2, С. 327).
3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Сколько же введённых в заблуждение тем, что Аллах наделил их благами, и сколько же завлечённых покровом Аллаха, и сколько же обманутых похвальбой людей!
(«Кафи», том 2, С. 327).
4. Али ибн Ибрахим привёл:
«Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость — прочна» — Моё наказание сильно. – «Неужели они не размыслили» — то есть Курайшиты – «что их товарищ» — то есть Посланник Аллаха (С) – «не одержимый» — то есть не сумасшедший, как вы утверждаете.
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 250).
Аяты 185-187
أَوَلَمْ يَنظُرُواْ فِي مَلَكُوتِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَمَا خَلَقَ اللّهُ مِن شَيْءٍ وَأَنْ عَسَى أَن يَكُونَ قَدِ اقْتَرَبَ أَجَلُهُمْ فَبِأَيِّ حَدِيثٍ بَعْدَهُ يُؤْمِنُونَ .185
مَن يُضْلِلِ اللّهُ فَلاَ هَادِيَ لَهُ وَيَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ .186
يَسْأَلُونَكَ عَنِ السَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَاهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِندَ رَبِّي لاَ يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَا إِلاَّ هُوَ ثَقُلَتْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ لاَ تَأْتِيكُمْ إِلاَّ بَغْتَةً يَسْأَلُونَكَ كَأَنَّكَ حَفِيٌّ عَنْهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِندَ اللّهِ وَلَـكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لاَ يَعْلَمُونَ .187
185. Aвалам янзуруу фии малакуутис самааваати вал арди ва маа кхалакал лааху мин шаиАинв ва ан Аасааа аи якууна кадиктараба аджалухум фа би аййи хадиисин баАдахуу юАминуун
186. Маи юдлил лиллаахи фалаа хаадия лах; ва язарухум фии тугхяанихим яАмахуун
187. ЯсАалуунака Аанис СааАати аияана мурсаахаа кул иннамаа Аилмухаа Аинда Раббии лаа юджаллиихаа ливактихааа иллаа Хуу; сакулат фис самааваати вал ард; лаа таАтиикум иллаа багхтах; ясАалуунака ка аннака хафийюн Аанхаа кул иннамаа Аилмухаа Аиндал лаахи ва лаакинна аксаран нааси лаа яАламуун
185. Неужели они не размышляли о власти над небесами и землей, и обо всём, что создал Аллах, и том, что, быть может, приближается их предел? В какое же повествование после этого они уверуют?
186. Кого Аллах сбивает с пути, тому нет ведущего, и Он оставляет их скитаться слепо в их заблуждении.
187. Они спрашивают тебя о Часе: когда его прибытие? Скажи: «Знание о нём — у моего Господа, в свое время откроет его только Он. Тяжек он на небесах и на земле. Придет он к вам только внезапно». Спрашивают они тебя, как будто бы ты осведомлен о нём. Скажи: «Знание о нем — только у Аллаха, но большая часть людей не ведает».
1. Али ибн Ибрахим привёл:
«Быть может, приближается их предел» — их уничтожение и гибель. – «В какое же повествование после этого» — после Корана – «они уверуют» — посчитают правдивым.
«Кого Аллах сбивает с пути, тому нет ведущего, и Он оставляет их скитаться слепо в их заблуждении» — предоставляет их самим себе.
«Они спрашивают тебя о Часе: когда его прибытие?» — Курайшиты отправили Аса ибн Ваиля Сахми, Назра ибн Хариса ибн Калада и Укбу ибн Аби Муита в Наджран, чтобы они обучились у учёных иудеев вопросам, которые они могли бы задавать Посланнику Аллаха (С). Среди этих вопросов было: «Спросите Мухаммада: когда наступит Час? Если он скажет, что у него есть знание этого, то он – лжец, ибо Аллах не сообщил о времени Часа никому». И когда они спросили Посланника Аллаха (С) о наступлении Часа, был ниспослан этот аят: «Они спрашивают тебя о Часе: когда его прибытие? Скажи: “Знание о нём — у моего Господа, в свое время откроет его только Он. Тяжек он на небесах и на земле. Придет он к вам только внезапноˮ. Спрашивают они тебя, как будто бы ты осведомлен о нём. Скажи: “Знание о нем — только у Аллаха, но большая часть людей не ведаетˮ».
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 250).
Аят 188
قُل لاَّ أَمْلِكُ لِنَفْسِي نَفْعاً وَلاَ ضَرّاً إِلاَّ مَا شَاء اللّهُ وَلَوْ كُنتُ أَعْلَمُ الْغَيْبَ لاَسْتَكْثَرْتُ مِنَ الْخَيْرِ وَمَا مَسَّنِيَ السُّوءُ إِنْ أَنَاْ إِلاَّ نَذِيرٌ وَبَشِيرٌ لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ .188
Кул лааа амлику линафсии нафАанв ва лаа дарран иллаа маа шаааАал лаах; ва лав кунту аАламул гхаиба ластаксарту минал кхаири ва маа массанияс суу; ин ана иллаа назиирунв ва башиирул ликавминй юАминуун
188. Скажи: «Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал скрытое, я умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло. Ведь я — только увещатель и вестник для народа, который верует».
1. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Если бы я знал скрытое, я умножил бы себе всякое добро, и меня не коснулось бы зло» — бедность[1].
(«Маани ль-ахбар», С. 172).
Аяты 189-190
هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا فَلَمَّا تَغَشَّاهَا حَمَلَتْ حَمْلاً خَفِيفاً فَمَرَّتْ بِهِ فَلَمَّا أَثْقَلَت دَّعَوَا اللّهَ رَبَّهُمَا لَئِنْ آتَيْتَنَا صَالِحاً لَّنَكُونَنَّ مِنَ الشَّاكِرِينَ .189
فَلَمَّا آتَاهُمَا صَالِحاً جَعَلاَ لَهُ شُرَكَاء فِيمَا آتَاهُمَا فَتَعَالَى اللّهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ .190
189. Хувал лазии кхалакакум мин нафсинв ваахидатинв ва джаАала минхаа завджахаа лияс куна илаихаа фаламмаа тагхаш шаахаа хамалат хамлан кхафиифан фамаррат бихии фаламмааа аскалад даАа валлааха Раббахумаа лаАин аатаитана саалихал ланакуунанна минаш шаакириин
190. Фаламмааа аатаахумаа саалихан джаАалаа лахуу шуракаааАа фиимааа аатаахумаа; фатаАаалал лааху Ааммаа юшрикуун
189. Он — Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из неё пару, чтобы успокаиваться у неё. Когда же он её покрыл, она понесла лёгкую ношу и шла с ней; когда же она отяжелела, они оба воззвали к Аллаху, Господу их: «Если Ты даруешь нам праведного, мы будем Тебе благодарны!»
190. И когда Он даровал им праведного, они устроили для Него сотоварищей в том, что Он даровал им. Превыше Аллах того, что они придают Ему в сотоварищи!
1. Шейх Садук привёл от Али ибн Мухаммада ибн Джахма:
Я был на собрании Мамуна, где присутствовал Али ибн Муса Реза (А). В числе того, что спросил его Мамун, было: «Разве пророки не непорочны?» Он сказал: «Да». Мамун сказал: «В чём же тогда смысл слов Аллаха: “И когда Он даровал им праведного, они устроили для Него сотоварищей в том, что Он даровал им” (7: 190)?»
Имам Реза (А) сказал: «Ева рожала для Адама пятьсот раз, и каждый раз – мальчика и девочку. И они оба пообещали Аллаху: “Если Ты даруешь нам праведного, мы будем Тебе благодарны” (7: 189). “И когда Он даровал им праведного (или здорового)” – то есть потомство с хорошим сложением, без недостатков и болезней, как мужского, так и женского пола, они (эти потомки) стали устраивать для Аллаха сотоварищей и не благодарили Его так, как благодарили своих родителей. И сказал Аллах, велик Он и свят: “Превыше Аллах того, что они придают Ему в сотоварищи” (7: 190)».
(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 175).
Аяты 191-199
أَيُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ .191
وَلاَ يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْراً وَلاَ أَنفُسَهُمْ يَنصُرُونَ .192
وَإِن تَدْعُوهُمْ إِلَى الْهُدَى لاَ يَتَّبِعُوكُمْ سَوَاء عَلَيْكُمْ أَدَعَوْتُمُوهُمْ أَمْ أَنتُمْ صَامِتُونَ .193
إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللّهِ عِبَادٌ أَمْثَالُكُمْ فَادْعُوهُمْ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ .194
أَلَهُمْ أَرْجُلٌ يَمْشُونَ بِهَا أَمْ لَهُمْ أَيْدٍ يَبْطِشُونَ بِهَا أَمْ لَهُمْ أَعْيُنٌ يُبْصِرُونَ بِهَا أَمْ لَهُمْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا قُلِ ادْعُواْ شُرَكَاءكُمْ ثُمَّ كِيدُونِ فَلاَ تُنظِرُونِ .195
إِنَّ وَلِيِّـيَ اللّهُ الَّذِي نَزَّلَ الْكِتَابَ وَهُوَ يَتَوَلَّى الصَّالِحِينَ .196
وَالَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِهِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَكُمْ وَلا أَنفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ .197
وَإِن تَدْعُوهُمْ إِلَى الْهُدَى لاَ يَسْمَعُواْ وَتَرَاهُمْ يَنظُرُونَ إِلَيْكَ وَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ .198
خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ .199
191. A юшрикууна маа лаа якхлуку шаиАанв ва хум юкхлакуун
192. Ва лаа ястатииАууна лахум насранв ва лааа анфусахум янсуруун
193. Ва ин тадАуухум илалхудаа лаа яттабиАуукум; саваааАун Аалаикум а-даАавтумуухум Аам антум саамитуун
194. Иннал лазиина тадАууна мин дуунил лаахи Аибаадун амсаалукум фадАуухум фал ястаджиибуу лакум ин кунтум саадикиин
195. АA лахум арджулунй ямшууна бихаа Аам лахум Ааидинй ябтишууна бихааа Аам лахум аАюнуй юбсирууна бихааа Аам лахум аазаанунй ясмаАууна бихаа; кулидАуу шуракаааАакум тхумма киидууни фалаа тунзируун
196. Инна валиййиал лаахул лазии наззалал Китааба ва Хува ятаваллас саалихиин
197. Валлазиина тадАууна мин дуунихии лаа ястатииАууна насракум ва лааа анфусахум янсуруун
198. Ва ин тадАуухум илал худаа лаа ясмаАуу ва тараахум янзурууна илаика ва хум лаа юбсируун
199. Кхузил Аафва ва мур билАурфи ва AАрид Аанил джаахилиин
191. Неужели они придают Ему в сотоварищи то, что ничего не творит, а сами они сотворены,
192. и не могут ни им помочь, ни самим себе не помогают?
193. И если вы зовёте их к прямому пути, они не следуют за вами. Безразлично для вас: будете ли вы их звать или будете вы молчать.
194. Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, — рабы, подобные вам! Зовите же их, пусть они вам ответят, если вы правдивы!
195. Разве у них есть ноги, на которых они ходят, или у них есть руки, которыми они хватают, или у них есть глаза, которыми они видят, или у них есть уши, которыми они слышат? Скажи: «Зовите ваших сотоварищей, а потом ухищряйтесь против меня и не давайте мне отсрочки!
196. Поистине, помощник мой — Аллах, Который низвел Книгу, и Он помогает праведным!
197. А те, кого вы призываете помимо Него, не могут помочь вам и сами себе не помогают».
198. Если ты зовешь их к прямому пути, они не слушают. И ты видишь, как они смотрят на тебя, но они не видят.
199. Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд!
1. Али ибн Ибрахим привёл:
«Неужели они придают Ему в сотоварищи то, что ничего не творит, а сами они сотворены» — а затем Он возвёл довод над неверующими. – «А те, кого вы призываете помимо Него, не могут помочь вам и сами себе не помогают».
(«Тафсир Кумми», том 1, С. 253).
2. Шейх Садук привёл от Хариса ибн Дильхаса, что Имам Реза (А) сказал:
Верующий не станет верующим, пока не будут в нём три качества: сунна от Господа, сунна от Пророка и сунна от повелителя (Имама). Что же до сунны от Господа, то это — утаивание секретов. Аллах сказал: «Знающий сокровенное, и Он не раскроет сокровенное никому, кроме того, кем Он удовлетворился как посланником» (72: 26-27).
Что же до сунны от Пророка (С), то это — приветливость к людям. Аллах сказал: «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд».
Что же до сунны от повелителя (Имама), то это — терпение в тяготах и бедствиях. Ибо Аллах сказал: «...И терпеливые в тяготах и бедствиях» (2: 177).
(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 232).
3. Шейх Туси привёл, что Имам Садык (А) сказал:
Когда ко мне приходит человек, нуждающийся в чём-то, я спешу быстрее помочь ему в том, в чём он нуждается, страшась того, что его нужда пропадёт (и я не смогу получить награду, помогая ему). Поистине, всё благородство ближнего и будущего мира – в трёх вещах, о которых сказано в Книге Аллаха: «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд». Тафсир этих слов состоит в том, чтобы ты поддерживал отношения с тем, кто разорвал с тобой, прощал тех, кто угнетал тебя, и давал тем, кто обделил тебя.
(«Амали», том 2, С. 258).
4. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:
«Держись прощения, побуждай к добру» — то есть к Вилаяту – «и отстранись от невежд» — от невежд, которые не ведают о Вилаяте.
(«Тафсир Айаши», том 2, С. 46).
[1] Этот аят следует понимать не так, что у Посланника Аллаха (С) вообще не было знания сокровенного (потому что другие аяты говорят, что такое знание у него было), а так, что ему не было дозволено использовать это знание в обычной жизни и даже при донесении религии, кроме некоторых исключительных обстоятельств.
Добавить комментарий