Предлагаем вашему вниманию перевод нескольких глав из книги «Макариму ль-ахляк», посвященных сунне поездок и путешествий. Книга находится в процессе перевода и скоро будет представлена вам целиком. Переводчик — Амин Рамин.

Глава 1. О желательном и нежелательном времени для путешествия

1. От Умара ибн Аби Микдама, что Имам Садык (А) сказал: 

В мудрости рода Давуда есть то, что разумный человек всегда находится в одном из трёх состояний: собрание припасов для будущего мира, поиск средств к существованию и получение дозволенных наслаждений.

2. Посланник Аллаха (С) сказал:

Часто путешествуйте – и получите здоровье, усердствуйте – и получите прибыль, совершайте хадж – и получите богатство.

3. Он также сказал:

Часто путешествуйте, ибо, если вы не получите материальной выгоды от путешествий, ваш разум укрепится и получит пользу.

4. Он также сказал:

Путешествие – весы людей[1].

5. Имам Садык (А) сказал:

Когда Аллах решает предоставить Своему рабу пропитание (ризк) на определенной земле, Он заставляет его отправиться в эту землю.

6. Он также сказал:

Тот, кто желает отправиться в путешествие, может начать его в субботу. Ибо если в субботу даже камень отделится от горы, Всевышний Аллах вернет его на место. Тот, кто находит свои нужды (или просьбы) трудновыполнимыми, может добиваться их исполнения во вторник, поскольку вторник – это день, когда Аллах смягчил железо для Давуда (А).

7. От Ибрахима ибн Аби Яхьи Мадаини, что Имам (А) сказал:

Хорошо начинать путешествие в ночь перед пятницей.

8. Имам Бакир (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) начинал свои путешествия по четвергам.

9. Он также сказал:

Четверг любим Аллахом, Его Посланником и ангелами.

10. Мужчина из Багдада написал письмо Имаму Хади (А), спрашивая, начинать ли ему путешествие в последнюю среду месяца шавваль. Имам (А) ответил: «Тот, кто начинает свой путь в последнюю среду месяца шавваль, чтобы сделать это вопреки тем, кто видит дурное предзнаменование в этот день, будет защищен от всех бед и болезней, и Аллах удовлетворит его просьбы».

11. Посланник Аллаха (С) сказал:

Путешествуйте ночью, ибо земля сокращается (путь сжимается) ночью.

12. Имам Садык (А) сказал:

Земля сокращается (сжимается) в последние часы ночи.

13. Он также сказал:

Если вам нужно поехать для выполнения чего-либо, не отправляйтесь в путь в пятницу, но подождите, пока солнце взойдёт в субботу, и начните свое путешествие.

14. От Ибрахима ибн Исы Хаззаза, что он спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха» (62: 10). Он сказал: «Молитва — в пятницу, а расхождение по земле — в субботу». А потом сказал: «Горе тому мусульманину, который не освобождает себя на пятницу ради дел своей религии, и он будет спрошен об этом».

15. Он также сказал:

Остерегайтесь начинать путешествие в третий, четвертый, двадцать первый и двадцать пятый дни месяца, потому что эти дни злосчастны.

16. Он также сказал:

Не путешествуйте и не выходите для выполнения необходимого дела по понедельникам.

17. Имам Реза (А) передал от Повелителя верующих Али (А):

Суббота – день хитрости и обмана, воскресенье – день посадки растений и строительства зданий, понедельник – день войны и крови, вторник – день поездок и поисков, среда – день бедствий, четверг – день, когда можно ходить к начальству, и день исполнения просьб, и пятница – день помолвок и свадеб.

18. От Абу Айюба Хаззаза:

Мы хотели отправиться в путешествие и пришли попрощаться с Имамом Садыком (А). Он сказал: «Как будто вы ищите блага в понедельник?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Какой же день злосчастнее понедельника? В понедельник мы потеряли нашего Пророка (С), и Божественное Откровение прекратилось. Не начинайте свое путешествие в понедельник, но отправляйте в него во вторник».

19. Имам Садык (А) сказал:

Кто отправляется в путешествие или женится, когда Луна находится в Скорпионе, не увидит блага в этом.

20. От Абдульмалика ибн Айюна:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Мне нравятся книги по астрологии. Всякий раз, когда я собираюсь отправиться в путешествие, я первым делом заглядываю в эти книги. Если я читаю там, что этот день неблагоприятный, остаюсь в своём доме и не выхожу на улицу. А если я читаю там, что этот день благоприятен, то отправляюсь в путешествие».

Имам (А) спросил: «Ты получаешь то, что желал?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Сожги эти книги».

21. Повелитель верующих Али (А) говорил, что нежелательно путешествовать и жениться при убывающей луне.

22. Сообщается, что Имам Муса ибн Джафар Казым (А) сказал:

Есть шесть признаков дурного предзнаменования на пути путников: вороны, каркающие справа от них; собаки, поднимающие хвосты; волки, воющие в лицо путников, когда такие волки сидят на хвостах и ​​воют, а затем трижды поднимают и опускают свое тело; антилопы, переходящие справа налево; плачущие совы; седые женщины, когда их видят лицом к лицу, и изуродованные ослы. Однако всякий, кто увидит что-то из этого и почувствует страх, может сказать такие слова:

«Прибегаю к Тебе, о мой Господь, от зла того, что я нахожу в самом себе! Защити же меня от этого!»

Если он произнесёт такие слова, то будет защищен от этих знаков дурного предзнаменования.

23. От Халаби, что Имам Садык (А) сказал:

Не рекомендуется начинать путешествие в неудачные для путешествия дни, такие как среда.

24. Он также сказал:

Начинайте свой путь (путешествие) с милостыни и прочтите аят Курси. Тогда вы сможете начать своё путешествие в любое время, когда пожелаете.

25. Он также привёл, что Имам Саджад (А) сказал:

Совершайте хадж и умру, чтобы ваши тела были здоровыми, и вы были обеспечены обильным пропитанием для вас и членов вашей семьи.

26. Имам Садык (А) сказал:

Если человек совершает хадж пешком и читает суру «Кадр», он не почувствует боли при ходьбе.

27. Он также сказал:

Тот, кто читает суру «Кадр» верхом на спине своего ездового животного, спустится с него в безопасности и получит прощение своих грехов. Воистину, тот, кто читает эту суру, будет тяжелее железа (устойчивее при езде). И верблюд, на котором семь раз совершали хадж, становится одним из благ Рая.

28. Имам Бакир (А) сказал:

Если бы было что-то, что могло бы опередить предопределение Аллаха, я бы сказал, что тот, кто читает суру «Кадр» перед поездкой или выходя из дома, обязательно вернётся домой целым и невредимым, если пожелает Всевышний Аллах.

Глава 2. О том, чтобы начинать путешествие милостыней и другими действиями

1. От Абдуррахмана ибн Хаджаджа, что Имам Садык (А) сказал:

Дайте милостыню — и отправляйтесь в путь в любой день, когда пожелаете.

2. От Хаммада ибн Усмана:

Я спросил Имама Садыка (А): «Является ли нежелательным отправляться в путешествие в такие дни, как среда?» Он сказал: «Дайте милостыню — и отправляйтесь в путь в любой день, когда пожелаете. Прочтите аят Курси – и совершайте хиджаму в любой день, когда пожелаете».

3. От Ибн Аби Умейра:

Я следовал астрологии в своих делах. Однако я стал сомневался в ней и пожаловался на это Имаму Казыму (А). Он сказал: «Если ты чего-то боишься, то дай милостыню первому встречному бедняку, а затем отправляйся в путь. Если ты сделаешь это, Аллах отразит от тебя всё, чего ты боишься».

4. Имам Садык (А) сказал:

Кто бы ни подал милостыню в начале своего дня — Аллах отгонит от него дурное предзнаменование этого дня.

5. В «Махасин» приведено от Имама Бакира (А) или Садыка (А):

Если мой отец (А) отправлялся в путешествие в среду или в другой день, когда люди видят дурное предзнаменование, например, когда луна убывает, то он давал что-нибудь в качестве милостыни и продолжал идти дальше.

6. От Мухаммада ибн Муслима, что Имам Бакир (А) сказал:

Каждый раз, когда Имам Али ибн Хусейн Саджад (А) намеревался отправиться в путешествие, он покупал себе безопасность от Аллаха Всемогущего и Величественного через раздачу чего-либо в качестве милостыни. Он подавал милостыню ровно тогда, когда ставил ногу в стремя. Когда Аллах даровал ему безопасность, и он собирался вернуться домой, он восхвалял и благодарил Аллаха и снова давал что-либо в пределах своих возможностей в качестве милостыни.

7. Сообщается также, что Имам (А) сказал:

Когда ты пожелаешь отправиться в путешествие, то сначала купи свою безопасность у твоего Господа, пожертвовав что-нибудь в качестве милостыни. Затем скажи:

«О Аллах, я собираюсь в путешествие, и я купил свою безопасность в этом путешествии через это».

Затем дай милостыню тому, кто её заслуживает. Когда ты благополучно вернёшься домой, сделай то же самое в виде благодарности своему Господу.

О трости

1. Посланник Аллаха (С) сказал:

Носить трость – признак верующего и сунна пророков.

2. От Умм Салама, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Ходить с тростью – признак скромности. Тому, кто ходит с тростью, будет назначена тысяча наград за каждый сделанный им шаг, и он будет возвышен на тысячу степеней.

3. Повелитель верующих Али (А) сказал:

Кто отправляется в путешествие, неся с собой палку, сделанную из миндаля, и читает следующие аяты: «И когда он направился в сторону Мадьяна, то сказал: “Может быть, Господь мой поведет меня на прямой путь!ˮ И когда он подошел к воде Мадьяна, то нашел там толпу людей, которые поили. И нашел, не доходя до них, двух женщин, отогнавших в сторону. Он сказал: “В чем ваше дело?ˮ Они сказали: “Мы не можем поить, пока не отойдут пастухи, а наш отец — глубокий старикˮ. И напоил он для них, а потом отвернулся в тень и сказал: “Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!ˮ И пришла к нему одна из них, идя со скромностью, и сказала: “Отец мой зовет тебя, чтобы воздать тебе награду за то, что ты напоил для насˮ. И когда он пришел к нему и рассказал ему историю, он сказал: “Не бойся, ты спасся от людей неправедных!ˮ Одна из них сказала: “Отец мой, найми его: ведь он — лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верныйˮ. Он сказал: “Я хочу тебя женить на одной из этих моих дочерей с тем, что ты наймешься у меня на восемь лет. А если ты закончишь десять, так это от тебя. Я не хочу затруднять тебя. Ты найдешь меня, если Аллаху угодно, праведнымˮ. Он сказал: “Это — между мной и тобой; какой бы из пределов я ни выполнил, нет обиды для меня, и Аллах — поручитель за то, что мы говоримˮ» (28: 22-28) – Аллах защитит его от всех хищных зверей, всех нападений грабителей и болезней, пока он не вернется к своей семье и своему дому. Возле него будут семьдесят семь ангелов, следующих друг за другом, просящих Аллаха о прощении для него, пока он не вернётся домой.

4. Посланник Аллаха (С) сказал:

Носить палку удаляет бедность и спасает от близости сатаны.

5. Он также сказал:

Тот, кто желает, чтобы расстояния были короче для него, может взять палку, сделанную из миндального дерева.

6. Он также сказал:

Носите с собой трости, потому что это одна из традиций моих братьев пророков! Бану Исраиль, большие и малые, ходили с тростью, чтобы не выглядеть кичливо.

Глава 3. Желательные действия при отправлении в путешествие

Дуа при выходе

1. Посланник Аллаха (С) сказал:

Человек не может, отправляясь в путешествие, оставить ничего лучше членам своей семьи, чем два ракята намаза, которые он прочтёт при отъезде. При прощании с членами семьи следует произнести следующее дуа:

«О Аллах, я доверяю Тебе в этот день мою религию, самого себя, мое имущество, членов моей семьи, моих детей, моих соседей, тех, кто находится под моей опекой, как присутствующих, так и отсутствующих, и всё то, что Ты даровал мне по милости от Тебя. О Аллах, возьми нас под Свою опеку, защиту и всемогущество! Поистине, защищен тот, кто под Твоей защитой, и под опекой тот, кто прибегает к Тебе! Нет бога, кроме Тебя! Я положился на Живого, Который не умирает, и хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, и нет у Него сотоварища во власти, и нет ему необходимости в защитнике от унижения, и возвеличивайте Его величанием! Аллах превыше всего, и хвала Ему многая, и вся слава Аллаху, утром и вечером».

2. Собираясь отправиться в путешествие, Имам Бакир (А) собирал всех членов своей семьи, а затем произносил то же самое дуа, которое было упомянуто выше.

3. От Саббаха Хазза, что Имам Казым (А) сказал:

Если ты решил отправиться в путешествие, встань у дверей своего дома лицом в том направлении, в котором ты хочешь совершить это путешествие, и прочитай суру «Фатиха» перед собой, справа и слева от тебя[2]. Затем прочитай аят Курси перед собой, справа и слева от себя. Затем скажи это дуа:

«О Аллах, сохрани меня и сохрани то, что со мной, и даруй мне безопасность и даруй безопасность тому, что со мной, и доведи меня до цели и доведи до цели то, что со мной, Твоим прекрасным и благим доведением!»

Если ты сделаешь это, Аллах защитит тебя, сохранит то, что ты несёшь с собой, дарует тебе безопасность и поможет тебе достигнуть до цели, как и всем, кто сопровождает тебя.

4. Отправляясь в путешествие, Имам Садык (А) произносил следующее дуа:

«О Аллах, облегчи наш путь, сделай нашу дорогу наилучшей и даруй нам величайшее благополучие!»

5. Имам Реза (А) сказал:

Всякий раз, когда вы выходите из своего дома, отправляясь в путешествие или направляясь в определенное место в своем городе, произносите следующее дуа:

«Во имя Аллаха! Я уверовал в Аллаха и положился на Аллаха. То, чего желал Аллах, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха!»

6. Имам Бакир (А) сказал:

Кто бы ни сказал следующие слова, выходя из своего дома, — Аллах простит его, примет его покаяние, спасет его от всего, что его печалит, и защитит его от зла:

«Прибегаю к Аллаху от того, от чего прибегали к нему ангелы Аллаха – от зла этого дня, от зла шайтанов, от зла насибитов, задумывающих злобу к друзьям Аллаха, от зла джиннов и людей, от зла зверей и насекомых, от зла того, что побуждает к совершению всего запретного! Отдаю себя под защиту Аллаха от зла всякой вещи».

Прибегание Посланника Аллаха (С) от зла к Аллаху

1. Посланник Аллаха (С) читал это дуа ночью при отправлении в путешествие:

«О земля! Мой Господь и твой Господь – Аллах. Я прибегаю к Аллаху от твоего зла, и зла того, что в тебе, и зла того, что было сотворено в тебе, и зла того, что движется на тебе! Я прибегаю к Аллаху от львов и черных вредителей, от змей и скорпионов, и от зла тех, кто живёт в твоих городах, и от зла родителя и того, что он порождает! О Аллах, Господь небес и того, что они покрывают тенью, и Господь земель и того, что они несут, и Господь ветров и того, что они уносят, и Господь шайтанов и того, что они вводят в заблуждение! Я прошу Тебя благословить Мухаммада и род Мухаммада и прошу у Тебя блага этой ночи и блага этого дня, и блага этого месяца, и блага этого года, и блага этой земли и её обитателей, и блага того, что в ней. Я прибегаю к Тебе от её зла и зла того, что в ней, и зла всякого живого существа, которое Ты держишь за хохол. Поистине, мой Господь – на прямом пути!»

О прощании с человеком при его отправлении в путь

1. Когда Посланник Аллаха (С) прощался с Джафаром Тайаром при его отправлении в Эфиопию, он снабдил его следующими словами: «О Аллах, надели Его Своей милостью, сделав для него легким всякое тяжёлое, ибо сделать тяжёлое легким для Тебя – легко. Поистине, Ты над всякой вещью властен. Я прошу у Тебя для него облегчения и постоянного благополучия в ближнем мире и в будущем».

2. Прощаясь с кем-то, Посланник Аллаха (С) говорил: «Пусть Аллах дарует тебе богобоязненность, простит твои грехи и даст тебе встретить добро, где бы ты ни был!»

3. Когда Повелитель верующих Али (А) прощался с Абу Зарром[3], с ним прощались также Хасан (А), Хусейн (А), Акыль ибн Аби Талиб, Абдуллах ибн Джафар и Аммар ибн Ясир, да будет доволен ими Аллах!

Повелитель верующих (А) сказал: «Прощайтесь с вашим братом, ибо каждый отправляющийся в путь должен уйти, а каждый провожающий должен вернуться!»

После этого каждый сказал что-то от себя. Хусейн ибн Али (А) сказал: «Да помилует тебя Аллах, о Абу Зарр! Поистине, эти люди пытались унизить тебя тяготами только потому, что ты не давал им лишить тебя твоей религии, а они не давали тебе лишить их ближнего мира. Но как же они будут нуждаться завтра в том, чего ты не давал им лишить себя! И насколько же ты не нуждаешься в том, чего они тебя лишили (ближнего мира)!»

И Абу Зарр сказал им: «Да помилует вас Аллах, о Ахль уль-Бейт! Нет у меня утешения в этом ближнем мире, помимо вас. Когда я вспоминаю вас, вспоминаю вашего предка Посланника Аллаха (С)».

4. Прощаясь с верующими, Посланник Аллаха (С) говорил: «Пусть Аллах дарует вам богобоязненность, направит вас ко всякому благу, исполнит все ваши нужды, сделает благополучной вашу религию и ваш ближний мир и вернёт вас ко мне в благополучии!»

5. Согласно другому хадису, Имам Бакир (А) сказал:

Всякий раз, когда Посланник Аллаха (С) провожал кого-то, он держал его за руку и говорил: «Пусть Аллах даст тебе лучших спутников, дарует тебе лучшую помощь, облегчит все трудное, приблизит к отдаленному, спасёт от всего, что огорчает тебя, сохранит твою религию, твоё имущество и итоги твоих дел и направит тебя ко всякому благу! Наставляю тебя к богобоязненности и доверяю тебя Аллаху. Иди с благословением Аллаха!»

6. В «Махасин» приведено от Имама Садыка (А):

Посланник Аллаха (С) прощался с человеком и сказал ему: «Пусть Аллах дарует тебе безопасность и наделит тебя прибылью!»

Глава 4. О совершенстве нравов при путешествии, о хороших спутниках и соблюдении прав других людей при путешествии

1. От Абу Раби Шами:

Мы были у Имама Садыка (А), когда его дом был наполнен людьми, и он сказал: «Не от нас тот, кто не поступает самым лучшим образом по отношению к своему спутнику, не проявляет хороших манер по отношению к друзьям, не ведет себя мягко по отношению к тем, кто разделяет с ним трапезу, и не поступает милостиво по отношению к тем, кто обращается с ним милостиво».

2. От Имама Садыка (А), что Имам Бакир (А) сказал:

Нет никакой ценности в том, кто совершает паломничество к Дому Аллаха и при этом не обладает следующими тремя качествами: хорошие манеры, благодаря которым он мягко относится к своим товарищам, самообладание, благодаря которому он контролирует себя, когда приходит в гнев, и благочестие, которое удерживает его от нарушения запретов Аллаха.

3. Он также сказал:

Не является мужественным разглашать то, с чем вы столкнулись в своих путешествиях, хорошее или плохое.

4. От Аммара ибн Марвана:

Имам Садык (А) сказал мне: «Я призываю тебя к богобоязненности, исполнению аманата, правдивости в словах и хорошему отношению к твоим спутникам. И нет силы, кроме как у Аллаха».

5. От Абу Басира:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Бывает так, что кто-то сопровождает в путешествии богатых людей, и таким образом он становится менее богатым среди них. Когда они тратят в соответствии со своими возможностями, он не может сделать то же самое. Что ты посоветуешь такому человеку?» Имам (А) сказал: «Я не люблю, когда люди унижают себя. Пусть такой человек выходит в путешествие с теми, кто равен ему по возможностям».

6. Имам Бакир (А) сказал:

Если сможешь, то пусть твоя рука будет над руками тех, с кем ты общаешься[4].

7. Посланник Аллаха (С) сказал:

Выбери себе спутника, а потом отправляйся в путешествие.

8.  Он также сказал:

Всякий раз, когда два человека сопровождают друг друга в путешествии, тот, кто мягче к своему спутнику, получит большую награду и будет более любим Всевышним Аллахом.

9. Повелитель верующих Али (А) сказал:

Не отправляйся в путешествие с тем, от кого ты не видишь такого же отношения, какое ты показываешь ему.

10. Посланник Аллаха (С) сказал:

К Сунне относится то, что, если люди отправляются в путешествие, они поровну распределяют между собой свои расходы. Так лучше для них самих и лучше для их нрава.

11. Имам Садык (А) сказал:

Сопровождайте того, кем вы украшаете себя, но не сопровождайте того, кто украшает себя вами.

12. Он также сказал:

Тот, кто проводит ночи один дома – шайтан. Два человека, ночующие в доме, считаются общиной. Три человека считаются развлечением друг друга.

13. От Шихаба ибн Абдурабба:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Как ты знаешь, я богат, щедр и наделяю своих товарищей. Бывает так, что, когда я сопровождаю их по дороге в Мекку, я щедро даю им из своих денег».

Имам (А) сказал: «О Шихаб! Не делай этого. Если ты потратишь, и они потратят столько же, то ты обидишь их. А если они ты потратишь, а они нет, то ты унизишь их. Сопровождай тех, кто подобен тебе (в богатстве и тратах)».

14. Имам Бакир (А) сказал:

Когда вы выбираете спутника, то выбирайте того, кто равен вам в расходах (т.е. финансовых возможностях), но не сопровождайте того, кто тратит на вас, ибо это является унижением для верующего.

15. Посланник Аллаха (С) сказал:

Лучшая компания спутников перед Аллахом – это та, что состоит из четырех человек. Компания из более чем семи человек приведет к чрезмерному шуму.

16. Имам Садык (А) сказал:

К правам товарища, который заболел во время путешествия, является то, чтобы его спутники оставались с ним и заботились о нём в течение трёх дней.

17. От него также передано, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Самая любимая трата перед Аллахом – это трата на основе экономии. Поистине, Аллах не любит расточительства, кроме как для хаджа или умры.

18. Имам (А) вышел в хадж и сказал: «Тот, чей нрав скверен и кто не уважает соседей, пусть не присоединяется к нам».

19. От Халаби:

Я спросил Имама Садыка (А): «Бывает так, что богатые и бедные люди вместе отправляются в путешествие, и богатые берут на себя расходы бедных. Правильно ли это?»

Он сказал: «Если они сами довольны этим».

20. Посланник Аллаха (С) сказал:

Глава группы людей в путешествии должен действовать как их слуга.

21. В книге «Шарафу ннаби» приведено:

Однажды Посланник Аллаха (С) был в путешествии и велел своим сподвижникам приготовить овцу. Один из них сказал: «О Посланник Аллаха! Я заколю её». Другой сказал: «Я освежую её». Третий сказал: «Я приготовлю её». Посланник Аллаха (С) сказал: «А я соберу хворост». Они сказали: «О Посланник Аллаха! Мы сделаем это за тебя». Он сказал: «Я знаю, что вы можете сделать это за меня, но я не хотел бы отличаться от вас, ибо Аллаху ненавистно, чтобы человек отличался от своих товарищей».

Адаб путешествия

1. Каждый раз, отправляясь в путешествие, Пророк (С) брал с собой расческу, мисвак для чистки зубов и банку с сурьмой.

2. От Хаммада ибн Исы, что Имам Садык (А) сказал:

Давая совет своему сыну, Лукман мудрый сказал: «Когда ты путешествуешь с группой людей, старайся чаще советоваться с ними по их делам и твоим делам. Много улыбайся им в лицо и щедро наделяй их из того, что у тебя с собой. Отвечай на их приглашения всякий раз, когда они приглашают тебя. Протягивай им руку помощи всякий раз, когда они обращаются за помощью.

Используй долгое молчание, много совершай молитву и проявляй великодушие, предлагая им своё ездовое животное, воду и еду. Когда они просят тебя дать свидетельство, дай его. Когда они спрашивают твоего совета, дай им лучший совет. Не принимай решение, пока не убедишься в вопросе и не изучишь его со всех сторон. Прежде чем отвечать им, когда они просят у тебя совета, проснись, поспи, поешь и помолись (в течение некоторого времени), размышляя своим разумом над этим вопросом, пока не выскажешь совершенное мнение. Тот, кто не даст наилучший совет тем, кто ищет у него совета – Аллах отнимет у него мудрость и доверие других.

Когда твои спутники идут, ты тоже иди. Если они трудятся над чем-то, ты тоже трудись. Если они дадут что-то взаймы или в качестве милостыни, ты тоже дай.

Всегда прислушивайся к словам тех, кто старше тебя, и, если они велят тебе или попросят что-нибудь сделать, то всегда отвечай «да» и никогда не говорить «нет», потому что ответ «нет» есть признак недостатка и порицания.

Если вы колеблетесь в выборе пути, оставайтесь там, где вы есть; и всякий раз, когда вы сомневаетесь в пункте назначения, вы должны остановиться там и посоветоваться друг с другом. Когда вы увидите на своем пути одного человека, не спрашивайся его о правильном направлении или не просите его вести вас, потому что один человек в чужой стране вызывает подозрения, поскольку он может быть шпионом грабителей или одним из слуг сатаны, намерение которого состоит в том, чтобы сбить вас с толку. Также остерегайтесь двух людей, которые встречаются вам на пути, кроме как если увидите от них признаки блага. Воистину, мудрый может познать истину одним взглядом, а присутствующий может увидеть то, чего не увидит отсутствующий.

О мой сын! Когда придёт время молитвы, ни по какой причине не откладывай её совершение, но совершай её, как только наступит её время, чтобы сложить её с себя, ибо молитва — это долг. Участвуй в коллективных молитвах, даже если их проводят на острие копья. Никогда не спи, находясь на спине ездового животного, поскольку это может привести к его травмам. Кроме того, мудрые люди не совершают этого, если нет навеса, установленного на спине ездового животного, в котором можно разгибать и ослаблять суставы.

Когда доберёшься до места назначения, спустись со своего животного и покорми его, прежде чем кормить себя, потому что ты отвечаешь за него. Если желаешь где-то остановиться, выбери землю, которая будет лучшей по цвету, самой ровной и самой зелёной. Когда остановишься там, прочитай два ракята молитвы, прежде чем где-то сядешь. Если пожелаешь справить нужду, отойди подальше. Когда соберёшься уезжать, прочитай два ракята и попрощайся с землёй, на которой был, и дай ей приветствие миром и её обитателям, ибо у каждого участка земли есть обитатели в виде ангелов.

Если можешь, то дай милостыню до того, как поедешь. Читай Коран, пока едешь на спине верхового животного. Восхваляй Аллаха, когда занимаешься каким-то делом. Совершай дуа, когда у тебя есть свободное время. Остерегайся находиться в пути от начала до конца ночи и не повышай свой голос во время пути».

О щедрости и мужественности в путешествии

1. Посланник Аллаха (С) сказал:

К благородству человека относится то, что он берёт с собой в путешествие благую поклажу (или еду).

2. Всякий раз, отправляясь в путь в Мекку для совершенства хаджа или умры, Имам Саджад (А) брал с собой лучшие продукты, такие как миндаль, сахар и суп из подслащенной и жареной муки.

3. В «Махасин» приведено, что Имам Садык (А) сказал:

Не является мужественным разглашать то, с чем вы столкнулись в своих путешествиях, хорошее или плохое.

4. Также от него передано, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Брать с собой в путешествие благие припасы (или еду) – признак благородства.

5. Передано, что Абу Зарр встал у Каабы и сказал: «Я – Джундуб ибн Сакан». Люди окружили его, и он сказал: «Если вы готовы к путешествию, то обязательно возьмете с собой пищу, которая поддержит вас в нём. Почему же вы не снабжаете себя запасом, который поддержит вас во время путешествия в День Воскресения?»

Один человек сказал ему: «Наставь нас еще!»

Он сказал: «Соблюдайте пост в жаркие дни, чтобы это было вашим запасом для воскресения. Совершите хадж, чтобы это было вашим запасом для тяжких вещей. Совершайте два ракята намаза в самые темные часы ночи, чтобы это было вашим запасом на время вашего одиночества в могилах. Говорите только добрые слова, а злые слова удерживайте при себе. Подавайте милостыню бедному в надежде на спасение в день тяготы, ибо ты – тоже бедняк. Оставьте для дуньи два дирхама: один для своей семьи, а другой для будущего мира. Любой лишний дирхам принесет вам вред и не принесет пользы, так что не ищите его. Так и во всей ближней жизни раздели свою жизнь на два слова: одно для поиска законных средств к пропитанию и другое слово для поиска будущего мира. Всякое лишнее слово принесет вам вред и никогда не принесет вам пользы, так что не говорите этого. Люди убивают себя в заботе о том дне, о котором они не знают – доживут до него или нет».

6. Передано, что Имама Садыка (А) спросили о мужественности (или благородстве – футувват). Он сказал: «Думаете ли вы, что мужественность основана на бесчинстве и расточительстве? О нет! Мужественность – это кормление людей едой, помощь им, приветливость и воздержание от причинения вреда другим. А то, о чём они говорят – это хитрость и нечестие».

Затем он сказал: «Знаете ли вы, что такое благородство?»

Они сказали: «Нет».

Он сказал: «Клянусь Аллахом, благородство состоит не в том, чтобы расстилать скатерть с едой во дворе дома. Благородство бывает двух видов: благородство во время пребывания (когда человек находится у себя дома) и благородство в путешествии. Что касается благородства в пребывании, то это – чтение Корана, частое посещение мечетей, помощь братьям по вере в исполнении их нужд и выплата рабочим вовремя, ибо всё это радует друзей и унижает врагов.

А что касается благородства в путешествии, то это – обильное кормление едой (других людей), взятие с собой благих припасов, раздача их тем, кто с тобой, хранение в секрете того, что ты видел от своих спутников, и частые шутки с ними в том, что не вызывает гнев Аллаха».

Затем он сказал: «Клянусь Тем, Кто отправил моего деда Мухаммада (С) с истиной, Аллах Всемогущий и Величественный обеспечивает Своих рабов пропитанием (ризком) по мере их благородства (щедрости). Помощь Аллаха низводится по мере щедрости (раба), а терпение — по силе испытания».

Глава 5. О сохранении имущества, истихаре и испрашивании своих нужд у Господа

Сохранение имущества и багажа

1. Имам Садык (А) сказал:

Если человек читает аят Курси каждую ночь во время путешествия, он, а также всё, что находится с ним, будет в безопасности. Можно добавить следующее дуа:

«О Аллах, сделай мои путь примером, моё молчание – размышлением, а мои слова – Твоим поминанием!»

2. От Мухаммада ибн Исы от одного человека:

Имам Реза (А) отправил мне из Хорасана кусок ткани, в которой был кусок земли. Я спросил у его посланца: «Что это?» Он ответил: «Земля могилы Хусейна (А). Он не отправляет ткань или что-то другое, не положив в это кусок этой земли, говоря: “В этом безопасность (защита), с дозволения Аллахаˮ».

3. Сообщается, что Имам (А) сказал:

Два брата пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали: «О Посланник Аллаха! Мы хотим поехать в Шам по делам. Научи нас дуа, которое надо читать в пути!»

Пророк (С) сказал: «Когда вы во время вашего путешествия будете оставаться в каком-то месте и совершите намаз иша, то прочитайте после этого, отправляясь спать, тасбих Фатимы Захры, а потом прочитайте аят Курси. Тогда вы будете сохранены от всех вещей».

Эти двое мужчин отправились в путешествие, и группа грабителей преследовала их, пока они не остановились в определенном месте. Грабители послали своего слугу посмотреть, бодрствуют ли эти двое или спят. Поскольку они выполнили то, что сказал Посланник Аллаха (С), слуга грабителей подошел к ним и обнаружил, что каждого из них окружают две стены.

Он вернулся к разбойникам и рассказал, что не видел ничего, кроме двух стен. «Ты лжец», — сказал они. – «Ты испугался, подойдя к ним». Они сами пошли к тем двоим, но не увидели ничего, кроме двух стен, окружающих их. Они обошли стены и не увидели там ни одного человеческого существа. Тогда они вернулись к себе.

На следующее утро грабители подошли к двум мужчинам и спросили: «Где вы были вчера ночью?» Они ответили: «Мы были здесь. Мы не покидали своего места». Они сказали: «Расскажите нам свою историю». Когда те двое мужчин рассказали им, что они посетили Пророка (С), который велел им произнести эти слова, грабители сказали им: «Вы можете идти. Клянемся Аллахом, мы не сможем ничего сделать вам, и ни у одного вора нет пути к вам после этих слов».

Истихара о торговле

1. Абдуррахман ибн Сайаба сказал:

Однажды я отправился в Мекку, взяв с собой свой товар — ткань, но не смог продать её. Некоторые из моих товарищей посоветовали мне отправить его в Египет или Йемен вместо того, чтобы брать его с собой в Куфу. Однако были вещи, из-за которых я не мог принять решение, и у меня были сомнения. После совершения ритуалов хаджа я посетил Имам Казыма (А) в Мекке и рассказал ему всю историю, сказав: «Да буду я твоей жертвой! Дай мне совет, и я буду действовать в соответствии с ним». Имам (А) сказал: «Брось жребий между Египтом и Йеменом, а после этого поручи своё дело Аллаху. Который из них выйдет – туда и отправь свой товар».

Я сказал: «Да буду я твоей жертвой! Как мне бросить жребий?»

Он сказал: «На листе напиши слова:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! О Аллах, Ты – Аллах, кроме Которого нет иного бога – Знающий сокровенное и явное. Ты – Знающий, а я – получающий знание. Так научи же меня, в каком из этих двух дел лежит благо для меня, так чтобы я положился на Тебя в этом и действовал так!»

Затем напиши там: «Египет, если пожелает Аллах». Затем на втором листке напиши то же самое и напиши: «Йемен, если пожелает Аллах». Затем на третьем листке напиши то же самое и напиши: «Оставить товар у себя и не отправлять его никуда».

После этого дай эти листки кому-то из твоих товарищей, чтобы он скрыл их от тебя. Затем протяни руки и выбери один из них. После этого положись на Аллаха и действуй по тому, что там вышло».

2. Передано от Имама Бакира (А):

Всякий раз, когда Имам Али ибн Хусейн (Имам Саджад, мир ему) имел намерение совершить хадж или умру, или освободить раба, или купить что-то либо продать что-то, он брал ритуальное омовение и совершал два ракята намаза истихары, в котором он читал суру «Милостивый» (55 сура) и суру «Собрание» (59 сура). После совершения этих двух ракятов, он повторял дуа истихара двести раз (то есть произносил: «астахиру ллаха»). Затем он читал суру «Ихляс», суру «Фалак» и суру «Нас». Затем он читал следующее дуа:

«О Аллах, я намереваюсь совершить дело, о котором Ты знаешь. И если Ты знаешь, что в нём есть благо для моей религии, ближнего и будущего мира, то предопредели его для меня! А если Ты знаешь, что в нём есть зло для моей религии, ближнего и будущего мира, то отстрани его от меня! О Аллах, даруй мне истинное решение, люблю я это или ненавижу. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! То, что желает Аллах! Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха! Довольно мне Аллаха, и Он – лучший попечитель!»

Об испрашивании своих нужд

1. Когда ты хочешь отправиться для исполнения какой-то своей нужды (важного дела), и солнце уже вышло, то прочитай два ракята, в каждом ракяте прочитав суру «Фатиха», «Ихляс» и «Неверующие». После этого скажи:

«О Аллах, я начал искать в этот день Твою милость, как Ты велел мне: так надели же меня по Своей милости пропитанием прекрасным, обильным, дозволенным, благим, и даруй мне в том, чем Ты наделил меня, благополучие! Я вышел по мощи и силе Аллаха, вышел не по моей мощи и силе, но по Твоей мощи и силе. Я прибегаю к Тебе от другой мощи и силы. О Аллах, я прошу у Тебя благословения этого дня: благослови же меня во всех делах, о Милостивейший из милостивых! И да благословит Аллах Мухаммада и его благое Семейство!»

2. Также от Имама (А) передано, что, если будешь покупать что-то из товаров или прочего, то скажи «Аллаху акбар», а затем скажи:

«О Аллах, я купил это, ища Твою милость: так даруй мне в этом милость! О Аллах, я купил это, ища в этом Твоего пропитания: так даруй мне в этом пропитание!»

Глава 6. Об адабе ходьбы и нежелательности совершать путешествие одному

О ходьбе

1. Имам Садык (А) сказал:

Идите и ходите быстро, ибо это делает путь легче.

2. Передано, что однажды мимо Пророка (С) проходили люди, которые пожаловались ему на усталость, с которой они столкнулись из-за ходьбы на большое расстояние. Он сказал: «Вам нужно обратиться за помощью к быстрой ходьбе».

3. Имам Садык (А) сказал:

Быстрая ходьба уничтожает величие верующего[5].

4. Он также сказал:

Быстрая ходьба вызывает боли в шее.

5. Посланник Аллаха (С) сказал:

Быстрая ходьба лишает человека величия.

6. Сообщается, что Муавия ибн Аммар спросил Имама Садыка (А): «Может ли человек, у которого есть долг перед другими, при этом отправляться в хадж?»

Имам (А) сказал: «Да, может. Хадж обязателен для тех мусульман, которые могут ходить. Большинство тех, кто совершал хадж вместе с Посланником Аллаха (С), делали это пешком. Проходя мимо местности Кура аль-Гамим, Пророк (С) сказал тем, кто жаловался ему на усталость от ходьбы: “Обвяжите свои спины и животыˮ. Они сделали это, и это помогло им».

7. В другом хадисе сказано, что он прочитал дуа за них и сказал: «Благо вам!» Он также сказал им: «Я советую вам идти рано утром и вечером (ночью), ибо земля сжимается ночью».

8. От Имама Садыка (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

Всадники имеют приоритет перед пешеходами при использовании дороги. Также те, кто носит сандалии, имеют приоритет перед босыми.

9. Имам (А) сказал:

Недопустимо, чтобы женщины шли посреди дороги. Им следует идти по краям.

О нежелательности совершать путешествие одному

1. От Имама Садыка (А):

Посланник Аллаха (С) сказал: «Не сообщить ли вам о худших из людей?» Они сказали: «Да, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Это – те, кто путешествуют одни, лишают других помощи и бьют рабов».

2. Также от него передано, что Посланник Аллаха (С) сказал Имаму Али (А):

О Али! Не отправляйтесь в путешествие в одиночку, потому что шайтан нападает на тех, кто одинок, и отдаляется от двоих.

3. От Имама Казыма (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

Посланник Аллаха (С) проклял троих: тех, кто едят пищу одни, тех, кто спит один в доме, и тех, кто путешествует по пустынным землям один.

4. От Исмаила ибн Джабира:

Я был в присутствии Имама Садыка (А) в Мекке, когда к нему подошёл человек из Медины. Имам (А) спросил его: «Кто был твоим спутником в этом путешествии?» Тот ответил: «Никто». Имам (А) сказал: «Если бы я раньше знал тебя, то воспитал бы твой нрав лучше». А затем он сказал: «Тот, кто ходит один – шайтан, те, кто ходят вдвоём – два шайтана, три человека – товарищи, и четыре – друзья».

5. От Имама Казыма (А):

Тот, кто должен путешествовать один, пусть скажет это дуа:

«То, что пожелает Аллах, и нет мощи и силы, кроме как у Аллаха! О Аллах, будь моим спутником в моём страхе, помоги мне в моём одиночестве и сохрани меня на чужбине!»

Дуа заблудившегося по дороге

1. От Имама Садыка (А):

Если ты заблудился по пути, то скажи громким голосом:

«О Салих! (Или: Абу Салих). Направьте нас на правильный путь, да помилует вас Аллах!»

2. Передано, что ангел-хранитель наземных дорог – Салих, а ангел-хранитель морских путей – Хамза.

3. Имам (А) сказал:

Кто боится вредящих существ (злых духов), пусть читает азан.

4. От Абу Убейды Хазза:

Я был с Имамом Бакиром (А), и мой верблюд потерялся. Он сказал: «Прочитай два ракята намаза, а потом скажи эти слова:

“О Аллах, о Тот, Кто возвращает то, что заблудилось, и направляет на прямой путь от заблуждения! Верни мне то, что я потерял, ибо это – от Твоей милости и наделения!ˮ»

Затем он сказал: «О Абу Убейда! Встань и садись на верховое животное!»

Мы сели на верховое животное, проехали какое-то время и увидели темный силуэт по дороге. Он сказал: «Это твой верблюд». И это действительно был мой верблюд.

Дуа при остановке на каком-то месте в путешествии

1. Посланник Аллаха (С) сказал Повелителю верующих Али (А):

О Али! Когда ты остановишься в каком-то месте, скажи: «Господи, останови меня в месте благословенном, Ты лучший из поселяющих» (23: 29).

Дуа при возвращении домой

1. Передано, что Посланник Аллаха (С) читал это дуа при возвращении из Хейбара:

«Мы вернулись, совершая покаяние, если пожелает Аллах, поклоняясь, совершая ракяты намаза, падая ниц, прославляя нашего Господа. О Аллах, хвала Тебе за то, что Ты сохранил меня в моём путешествии и моём пребывании! О Аллах, сделай это моё прибытие благословенным, счастливым, связанным с покаянием, за которое Ты сделаешь для меня обязательным счастье! О Милостивейший из милостивых!»

Дуа при входе в город или деревню

1. От Посланника Аллаха (С) передано:

При входе в город или деревню скажи:

«О Аллах, я прошу Тебя благо его (этого города или деревни) и прибегаю к Тебе от его зла! О Аллах, заставь его жителей возлюбить нас и дай нам возлюбить его праведных обитателей!»

Дуа в пути

1. Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) во время путешествия, когда спускался, говорил «субхана ллах», а когда поднимался, говорил «аллаху акбар».

2. Посланник Аллаха (С) сказал:

Клянусь Тем, в Чьей руке душа Абу Касима (Мухаммада), если идущий скажет «ля иляха илля ллах» и скажет «аллаху акбар», поднимаясь, то повторит «ля иляха илля ллах» то, что позади него, и повторит «аллаху акбар» то, что перед ним, пока он не достигнет цели.

Дуа при посадке на корабль

1. Следующее дуа желательно читать при посадке на корабль:

«Во имя Аллаха, истинного Владыки! “Не ценили они Аллаха истинной ценой, а земля вся в Его руке в день воскресения, и небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают Ему в соучастникиˮ (39: 67); “Во имя Аллаха его движение и остановка. Поистине, Господь мой — Прощающий и Милосердныйˮ (11: 41)».

Глава 7. О верховых животных и их правах

1. От Абу Зарра, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Верховые животные произносят такую ​​молитву: «О Аллах, надели меня верным хозяином, который всегда будет снабжать меня едой и водой и не станет обременять мою спину выше моих возможностей!»

2. Имам Садык (А) сказал:

Когда кто-то покупает ездовое животное, оно молится: «О Аллах, сделай его милостивым ко мне!».

3. Он также сказал:

Пользуйтесь ездовыми животными, поскольку они являются украшением для вас и помогают вам совершать ваши дела. Их пропитание – на Аллахе.

4. От Сакуни, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Воистину, Аллах любит доброту и помогает людям в доброте. А потому, когда вы ездите на тощих ездовых животных, то дайте им отдых, седлая лишь время от времени. Если вы едите по неплодородным землям, то отдалитесь от них как можно быстрее, а если вы доберётесь до травянистых земель, то дайте им возможность поесть.

5. Передано, что Имам (А) сказал:

Первое, что вам следует делать, когда вы едете на животных во время путешествия, — это давать им корм и воду каждый раз, когда вы садитесь на них.

6. Имам Бакир (А) сказал:

Когда вы путешествуете по плодородным землям, постарайтесь замедлиться, но когда вы вступаете на заброшенные земли, постарайтесь поторопиться.

7. Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто купит ездовое животное, будет иметь право ездить на его спине, а Аллах обеспечит его пропитанием.

8. Посланник Аллаха (С) сказал:

Те, кто владеет ездовыми животными, должны соблюдать обязанности, возложенные на них по отношению к этим животным, которые заключаются в следующем: они должны начать с обеспечения их кормом, как только прибудут куда-то; им следует подводить их к воде всякий раз, когда они проходят мимо неё; ни в коем случае нельзя бить их по мордам, потому что эти животные прославляют хвалой своего Господа; нельзя вставать (то есть стоять в полный рост) на их спину, кроме как на пути Аллаха; не надо перегружать их больше их возможностей и заставлять их ходить больше, чем они могут.

9. Имам Садык (А) сказал:

Иметь верховое животное, на на чьей спине можно ездить для выполнения своих нужд и помощи своим братья по вере – признак счастья.

10. Он также сказал:

Седло — проклятое место для езды женщин.

11. Он также сказал:

Иметь непослушное ездовое животное – признак несчастья.

12. Он также сказал:

Езда на спине животных – радость.

13. У Имама Садыка (А) спросили: «В каких ситуациях мне разрешается ударить животное, на котором я еду?» Имам (А) ответил: «Только когда животное отказывается двигаться, подобно его движению к своей кормушке».

14. Сообщается также, что Имам Садык (А) сказал: «Вы можете бить животных, когда они спотыкаются, но нельзя бить их, когда они убегают, потому что они могут видеть то, чего вы не видите».

15. Передано, что Повелитель верующих Али (А) сказал:

Не бейте животных по их лицам и не проклинайте их, ибо Аллах проклинает тех, кто проклинает животных.

16. Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда проклинают животных, это проклятие возвращается к тому, кто проклинает.

17. Имам (А) сказал:

Каждая вещь имеет неприкосновенность. Что касается ездовых животных, то их неприкосновенность заключается в морде.

18. Имам Саджад (А) сорок раз совершал хадж на одном и том же верблюде и ни разу не ударил его плетью.

19. Посланник Аллаха (С) сказал:

Благо привязано к лошадям до Судного Дня. Тот, кто ездит на лошадях и раздает милостыню ради Аллаха, удостаивается такой же награды, как и тот, чья рука всегда открыта с милостыней.

20. Имам Бакир (А) сказал:

Для меня лучшее ездовое животное – осёл. Посланник Аллаха (С) ездил на осле, имя которого было Йафур.

Глава 8. Некоторые другие хадисы о поездках и путешествиях

1. Посланник Аллаха (С) сказал Повелителю верующих (А):

О Али! В путешествии не останавливайтесь в долинах, ибо они — жилища зверей и змей.

2. В «Махасин» приведено, что люди упомянули возле Посланника Аллаха (С) одного человека и сказали: «Этот человек лучше нас. Мы были с ним по пути в хадж, и он произносил свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, где бы мы ни останавливались, и делал так, пока мы не продолжим путь. А когда мы продолжали путь, он постоянно восхвалял Аллаха, пока мы не останавливались».

Он спросил: «А кто кормил его верховое животное и готовил еду для него?»

Они сказали: «Мы делали это для него».

Пророк (С) сказал: «Тогда все вы лучше, чем он».

3. От Исхака ибн Аммара:

Я был с Имамом Садыком (А) в путешествии и видел, что он разговаривал с самим собой. Затем он повернулся лицом по направлению к кибле и долгое время совершал земной поклон. После этого он долго прижимал к земле свою правую щеку. Затем он вытер лицо и поехал дальше.

Увидев это, я спросил: «Да буду я твоей жертвой! Я видел, как ты делаешь то, чего я никогда раньше не видел».

Имам (А) объяснил: «О Исхак! Я вспомнил об одной из милостей, которой наделил меня Всемогущий и Величественный Аллах, и мне захотелось унизиться перед Ним. О Исхак! Всякий раз, когда раб Аллаха выказывает Ему благодарность за милость, которую Он оказал ему, совершая саджду перед Ним и хваля Его в ней, Он добавит ему новых милостей в ближней и будущей жизни».

4. Посланник Аллаха (С) сказал:

Всякий раз, когда вы возвращаетесь домой после путешествия, принесите подарок для членов вашей семьи, даже если это будет какой-то камень.

5. Посланник Аллаха (С) сказал:

Если кто-то из вас устал от ходьбы, пусть идёт быстро.

6. От Имама Садыка (А), что Имам Бакир (А) сказал:

Когда вы решите купить одну из следующих четырех вещей, не торгуйтесь: животные, которые будут принесены в жертву на День жертвоприношения, погребальные саваны, ездовые животные и животные, нанимаемые для поездки в Мекку.

7. От Джабира ибн Абдуллаха:

Посланник Аллаха (С) предостерег мужчин от совокупления со своими женами, как только они вернутся из путешествия, разве что они заранее сообщат им о времени прибытия.

8. Посланник Аллаха (С) сказал:

Путешествие – разновидность мучений. А потому, как только вы достигнете цели, ради которой отправились в путешествие, постарайтесь как можно скорее вернуться домой.

9. Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда вы сбиваетесь с пути, вам следует выбрать правую сторону.

10. Имам Садык (А) сказал:

На вершине каждого моста находится шайтан. Когда вы достигнете такого места, скажите: «Во имя Аллаха» (бисми ллях). Если ты так скажешь, шайтан оставит тебя.

11. Посланник Аллаха (С) сказал:

Тот, кто окажет помощь путешествующему верующему — Аллах удалит семьдесят три его печали, спасет его от мук и страданий в ближнем и будущем мире, и удалит его великие страдания в тот День, когда угнетатель будет кусать свои руки.

12. Имам (А) также сказал:

Когда вы отправляетесь в путешествие, возьмите с собой скатерти для еды и то, что необходимо.


[1] То есть в путешествии проверяются люди.

[2] То есть повернувшись прямо, потом направо, потом налево.

[3] Когда Усман выслал Абу Зарра из Медины.

[4] То есть так, чтобы ты давал им, а не брал у них.

[5] Возможно, совмещение между этим хадисом и двумя предыдущими состоит в том, что в первых двух имеется в виду перемещение на большие расстояния, а в этом хадисе говорится об обычной повседневной ходьбе. Если верующий торопится и суетится, когда, например, ходит по улице своего города, это уменьшает его величие.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.