Когда пал режим Саддама, иранцы стали массово переходить границу с соседним Ираком, чтобы совершить паломничество к месту мученической гибели внука Пророка Хусейна ибн Али (А). В одной такой группе был старик, согнутый годами и нуждавшийся в помощи более молодых, чтобы продолжать путь. Один из паломников сказал ему: «Хорошо, мы молодые еще можем выдержать такую дорогу, но тебе-то это зачем?» Тогда старик спросил: «Я смотрю, ты идешь туда в первый раз?» Он сказал: «Да». — «Я иду уже в сороковой. Когда ты побываешь там, сам поймешь, зачем я сейчас иду». И рассказчик добавлял, улыбаясь: «Когда я побывал там, на самом деле всё понял».
Зиярат к Непорочным (да будет мир над ними!) – это одна из мощнейших ступеней духовного подъема, которая возносит душу человека на качественно новый бытийный уровень.
Место упокоения Ахль уль-Бейт (А) является средоточием сакрального компонента, там бытие сгущается и кристаллизуется в новые формы, там небеса ближе к земле. Таким образом, каждый, кто попадет в этот топос сакральной географии, тем самым оказывается в луче особого Присутствия, начинает дышать воздухом Единобожия. Машхады – это ворота в трансцендентное. Присутствие Бога сказывается во всем тварном, но есть особые аяты, особые знамения, через которые оно выражено наиболее совершенным образом. Места упокоения Непорочных (А) – одни из таковых.
А потому паломничество к могилам Имамов (А) является неотъемлемой частью шиитской традиции. Тот, кто ни разу не делал зиярат, не может быть шариатским ученым и не может до конца прочувствовать вкус и аромат Ислама. Как бы он ни совершенствовал свои знания и свое поклонение, останется ступень, на которую можно подняться только благодаря зиярату – пребывание в прямых лучах Непорочных.
Теперь Ирак. С легкой руки лже-ориенталистов шиизм стало принято ассоциировать с «персидским» ответвлением Ислама, наделенным специфически иранским акцентом – вплоть до того, чтобы объявить его «иранским исламом», якобы созданным вопреки исламу «арабскому» (или «арийским» вопреки «семитскому»). На самом деле такая позиция основана на элементарном незнании истории: именно шиизм дольше других течений был «арабским» явлением, неотрывным от той среды, в которую было ниспослано Откровение. В Иране шиизм получил более-менее массовое распространение после приезда сюда восьмого Имама Резы (А), но и несмотря на это Персия оставалась преимущественно суннитской вплоть до 16 столетия от Р. Х., когда завоевавшие ее турки-кызылбаши установили шиизм в качестве государственного вероисповедания.
В действительности живым сердцем шиизма, его эзотерическим центром всегда был и остается гораздо менее известный на мировой арене Ирак. Прежде всего потому, что основные события истории шиа иснаашария разворачивались здесь, и эти земли вдоль и поперек истоптаны ногами Имамов (мир им), так что их дух и присутствие в буквальном смысле смешались в Ираке с «почвой» и «судьбой».
Здесь же находятся и главные святыни шиизма – Кербела, где погиб со своими сподвижниками Имам Хусейн (А); Наджаф, где находится гробница повелителя верующих Али (А) и центр шиитского богословия; Куфа, которая была столицей его халифата (А) и где читали молитву 700 древних Пророков. В шиитской части Багдада располагается комплекс Казимейн, украшенный двумя золотыми куполами: там захоронены седьмой Имам Муса ибн Джафар, по прозвищу аль-Казим («обуздывающий гнев»), и его внук, девятый Имам Мухаммад ибн Али, по прозвищу аль-Джавад («великодушный»), мир им. В преимущественно суннитской Самарре, бывшей некогда столицей аббасидского халифата, задуманной как «новый Вавилон», покоятся вместе десятый и одиннадцатый имамы, Али ибн Мухаммад (Хади) и Хасан ибн Али (Аскари) – их комплекс носит название Аскарейн: не так давно он подвергся террористической атаке и был практически уничтожен прогремевшим изнутри взрывом. Мы удостоились посетить этот машхад – он активно восстанавливается, воскрешая тем самым живой ритм шиитской истории – снова и снова возрождаться из руин гонений и изгнаний. Рядом с Аскарейн находится место сокрытия Последнего Имама, Повелителя эпохи и времени – подвал в доме его отца, также являющийся местом шиитского зиярата.
Ирак – это колыбель человеческой цивилизации; здесь, на благодатных землях Месопотамии, в Междуречье Тигра и Ефрата расцветали Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, здесь найдены самые древние остатки письменности, и призыв библейских Пророков был преимущественно связан с этой землей, которая, таким образом, оказывается словно пропитана духом Единобожия. В Наджафе рядом с гробницей Али (А) захоронены Адам и Ной (А), и праотец Авраам (А) вышел из земель Ирака, и в Вавилонское царстве звучал призыв Иезекииля (коранический Зуль-Кифль) и Даниила. Апостол Фома основал в Ираке одну из первых общин последователей Христа.
Каждый город, каждая деревня здесь вплетена в вязь истории – священной истории человечества.
Земля Ирака: всё как в те времена, когда Авраам (А) пас своих овец
В 636 году эта область была завоевана арабами, которые принесли сюда Ислам. После того, как халифат перешел к Али (А), он сделал Месопотамию центром своего правления. Военные лагеря Куфа и Басра стали шиитскими, их солдаты и офицеры, смешиваясь с местным населением, распространили Ислам Семейства Пророка также и среди них, и с тех пор история Ирака становится неотделимой от истории шиизма.
Сегодня большинство населения Ирака является шиитским (от 60 до 70 %), населяя юг страны со священными городами Наджаф, Кербела, Куфа, Басра.
Дорога в Кербелу
Иракская семья принимает у себя в доме паломников из Африки
Современные иракцы говорят на диалекте арабского языка, наиболее отличающемся от классического литературного арабского – он отмечен явным влиянием фарси, с использованием букв «ч» или «э», отсутствующих в кораническом арабском. Как ни странно, несмотря на это воздействие мягкого и «женственного» персидского языка, иракский диалект является по звучанию самым жестким и брутальным из всех арабских диалектов – это настоящий звук авиационной турбины.
В целом Ирак сегодня – это разрушенная страна, изуродованная тридцатилетним правлением тирана Саддама и американским нашествием. Один из самых образованных народов Ближнего Востока втоптан в искусственную бедность, военное положение и комендантские часы. В таких нефтяных городах, как Басра, через каждые сто метров располагаются военные блокпосты, укрепленные по всем правилам ведения боевых действий; страна располосована вдоль и поперек бетонными стенами, колючей проволокой, заграждениями и военными патрулями. Недавно американцы оставили Ирак, но шрамы войны еще видны здесь повсюду.
Единственное, что есть у этого угнетенного народа – его вера, его святыни, Пророк и Имамы (А), и на самом деле это несравненно большее богатство, за которое не глядя можно отдать все прелести бренного мира. В Ираке существует марионеточное правительство, но настоящими правителями здесь являются шиитские муджтахиды (ученые). Мы не встречали портретов действующего президента или премьер-министра, зато на каждом шагу висят фотографии Систани, Садра и Хакима.
Иракская семья приветствует паломников
Внутри Харама Имама Хусейна (А). Слева располагается зарих (место, где он покоится, в одной могиле со своими любимыми сыновьями Али Акбаром и Али Асгаром, также ставшими шахидами на Ашуру). Справа от его могилы — общая могила его сподвижников, слева — отдельная могила Шейх уль-Ансар — великого сподвижника Пророка (С), который в возрасте 90 лет присоединился к Имаму (А) и тоже погиб при Кербеле. Тут же рядом — место, где Шимр отрезал голову раненому Имаму (А), в котором всегда горит красный свет и стоят два светильника.
Разруха и бедность, руины войны изнутри отмечены здесь печатью неземного света, озаряющего лица, дома, благодатные поля и наделяющего их особой красотой, понимание которой доступно только тем, кто сам живет в той же системе, что и эти люди — под сенью наместничества Дома Пророка (А).
Паломничество к месту мученической гибели Имама Хусейна (зиярат – «посещение») на сорок дней его шахадата (по-арабски арбаин– сороковая годовщина) является традицией, идущей от его сестры Зейнаб и сына Али ибн Хусейна (Имама Саджада), которые присутствовали в Кербеле на Ашуру, потом были пленены и отведены в Сирию, а после освобождения на сороковой день снова возвратились в Кербелу, дабы почтить память погибших.
С тех пор их шииты ежегодно повторяют тот же путь, сходясь пешком (обязательно пешком) в священную Кербелу. Это движение в зависимости от обстоятельств то уменьшалось, то расширялось, но никогда не останавливалось. Оно подобно свечению лампы, которое можно заглушить, набросив на нее одеяло, но нельзя погасить, и как только убрать одеяло, оно разгорится с новой силой. Бесславно ушедший в ад тиран, ныне устойчиво именуемый иракцами «Саддам малʻун» — «проклятый Саддам», с особой ожесточенностью боролся именно с траурными церемониями по Имаму Хусейну (А) – впрочем, как и все его предшественники на поприще тирании и угнетения. Если кого-то на Ашуру или Арбаин заставали идущим в Кербелу, отрубали ему руки. Но они все равно шли. Рассказывают, что одна группа совершила зиярат, толкая перед собой поломанный автобус, под видом его пассажиров.
Вообще антишиитские гонения Саддама по жестокости превосходили воображение – поскольку осуществление господства над свободолюбивым большинством возможно только посредством крайних средств устрашения. В одной из тюрьм, например, людей живьем пропускали через промышленные мясорубки, начиная с ног, а мясо скармливали рыбам в соседнем водоеме (когда после прихода американцев это открылось, всю рыбу там уничтожили как выросшую на человеческом мясе). Пытки и похищения были убыденным явлением, и среди шиитского населения нет семьи, не давшей в то время одного или нескольких шахидов (это в отличие от лояльного тирании суннитского меньшинства, служившего опорой Саддама и поднятого им в материальном плане).
Огромные толпы людей втекают в Харам Имама Хусейна (А) на Арбаин
Вход в Харам Абу ль-Фазли ль-Аббаса (А) — сына Али (А) и сводного брата Имама Хусейна (А), знаменосца Имама (А), великого богатыря и воина Ислама, который в день Ашуры предпринял героическую попытку прорваться к реке сквозь ряды вражеской армии, чтобы принести воды умирающим от жажды женщинам и детям. Враги отрубили ему руки, и тогда он нес мешок с водой в зубах. Если приглядеться, на черном покрывале, закрывающем вход к месту упокоения, рядом с круглой арабской надписью, видны два изображения военного мешка, в который он набирал воду. Аббас (А) похоронен в отдельном Хараме, приблизительно в 500 метрах от могилы Имама (А) и его сподвижников. Пространство между двумя Харамами называется Бейнуль Харамейн («Между двух Харамов»). Это одно из самых священных для шиитов мест.
Как только американцы свергли Саддама – а это произошло как раз накануне Арбаина – шииты возобновили паломничество в Кербелу. В первый год туда пришло около миллиона человек. Каждый последующий приходило все больше, пока на этот раз число паломников (заиров) не достигло исторического максимума приблизительно в 20 миллионов человек, что является самым крупным в истории скоплением людей в одном месте.
Начиная со столпотворения на ирано-иракской границе, мы стали свидетелями чуда этого колоссального движения. За 200 километров до Кербелы все дороги забиты потоком идущих людей, становящимся сплошным и непрерывным за 30 километров до святого города. Женщины, мужчины, старики, дети, юноши, смуглые, черные, белые – все слились в одно огромное море, дышащего единым дыханием, повторяющим одно слово: «Хусейн». Конечно, большинство заиров – это сами иракцы, в их море впадают потоки из других традиционно шиитских народов – иранцев, пакистанцев, афганцев; наконец, более тонкие струи притекают практически со всех стран мира, где есть шиитские общины, включая и малочисленную, но зато значимую струю новообращенных из неисламских народов. Свет Ашуры горит для всего человечества. «Инна ль-Хусейна мисбаху ль-худа и сафинату н-наджат» — «Воистину, Хусейн – светильник истинного пути и корабль спасения», сказал Пророк (С). Когда стоишь на обочине дороги в Междуречье и видишь перед собой поток людей, текущий сюда со всего мира, в этот момент всем существом понимаешь – Хусейн жив. «И не считай тех, кто пали на пути Аллаха, мертвыми. Не мертвые, а живые! Они у Господа своего получают удел» (3: 169).
Место, с которого сестра Имама Хусейна Зейнаб (А) наблюдала за сражением и видела шахадат своего брата. Слева в сотне метров — Харам Имама (А)
На этом пути следовало бы побывать тем, кто говорит, что в Исламе нет любви. Тот, кто привел сюда 20 миллионов человек, покинул ближний мир почти полторы тысячи лет назад, но ни один земной царь и властитель не сможет сделать того, что он делает сегодня, в век больших скоростей и технологий – зажечь такую любовь в сердцах людей, чтобы они каждый год шли к нему пешком за сотни километров. Где те, кто воевали с ним, где тысячи «сильных мира сего», чьи имена когда-то заставляли трепетать людей, а сегодня стерты из их памяти? «Скажи» — говорит Бог в Коране, обращаясь к Пророку (С) – «Скажи: я не прошу у вас за это награды, кроме любви к близким (маваддата фи ль-курба)» (42: 23) — то есть любви к Семейству Посланника, к его Ахль уль-Бейт (А).
Подходим к Хараму Имама Хусейна (А)
Этот великий аят содержит ключевую в Исламе заповедь любви. Вот это длань щедрая и «рука, простертая на все народы», вот это действительно тот перст, направленный в сторону Всемогущего и указующий на Него – а, следовательно, эта любовь, и только она, и есть та искомая любовь к Богу, и испивший из ее чаши больше никогда не испытает жажды.
Потому что никакого другого пути к Богу, кроме как следования Ахль уль-Бейт (А), не существует, и спасение обрел только тот, кто присоединился к ним, а любой другой погиб. Идущий в Кербелу не на словах, а своей первозданной сущностью (фитрой) понимает, что либо вот это – что тебя берут за руку и ведут выше и выше, либо пропасть и блуждание, но никогда не бывало так, чтобы человек находил правильный путь без верного руководства. И вот тот, кто поймет это — на секунду над ним разверзнется рай в царственном блеске золота, над небесными шатрами. «Воистину, благочестивые пребудут в безопасном месте, среди садов и источников – облекутся там в атлас и парчу, восседая лицом к лицу» (44: 52-53).
Ночь в Хараме Имама Хусейна (А)
Пройдя эти 200 километров рука об руку с другими, на живом опыте понимаешь еще одну вещь – Ахль уль-Бейт (А) перестроили людей, вернули их к естественной фитре, поместив из системы эгоизма, в которой каждый заботится только о своем личном благе, в систему взаимопомощи и услужения друг другу. Наверняка у читателя возникнет закономерный вопрос: где эти 20 миллионов (население московского мегаполиса!) спят, чем они питаются на протяжении своего пути? Сколько нужно средств и какая это должна быть организация, чтобы накормить, обогреть, расположить на ночлег и обеспечить безопасность подобной людской массы? Ответ в том, что никто этим специально не занимается – кроме, конечно, самих Ахль уль-Бейт (А). Государство не несет никакой причастности к паломничеству. Всё происходит естественным образом, без какого-либо организующего «центра». И это еще одно чудо.
На всем протяжении пути паломников местные жители из близлежащих городов и деревень разбивают вдоль дороги палатки, где те могли бы отдохнуть, готовят пищу, выносят и раздают самое лучшее, что есть у них в доме. Многие тратят на это все свои накопления, отложенные тяжким трудом за предыдущий год. Они ничего не хотят за это – только дуа и приближения к Ахль уль-Бейт (А). Одна старушка принесла на дорогу тарелку супа и говорила: «Пожалуйста, съешьте это, больше у меня ничего нет». Некоторые делают паломникам массаж, сами снимают с них ботинки и носки. Когда же наступает вечер, мужчины, юноши, дети высыпают на дорогу и хватают паломников за руки, чтобы пригласить их на ночлег в свой дом. Отказ означает для них тяжелейшую обиду. Они буквально воюют друг с другом за возможность забрать к себе очередного паломника. Один сейид (потомок Пророка) просто умолял нас остановиться в его доме. Он взял наш флаг и несколько часов нес его перед нашей группой, и все это время по обочине дороги за нами следовали четыре больших джипа, готовых отвести нас к нему (помимо прочего, он сказал, что его жена страдает болезнью крови, и если какой-то год они не прислуживают паломникам, болезнь возобновляется; его брат стал шахидом, погиб при взрыве во время предыдущего зиярата).
Это то, что потрясает до слез. Это то, во что невозможно поверить, пока не увидишь своими глазами. Ибо Ахль уль-Бейт (А) сказали: «Награда того, кто прислуживает паломнику, в два раза больше награды самого паломника». Одного слова достаточно, чтобы привычные эгоистические отношения между людьми поменялись на противоположные – на взаимное братское услужение и дружбу. Это и есть бескорыстная и всеобъемляющая маваддату фи ль-курба – любовь к Ахль уль-Бейт Пророка, да будет над ними мир.
Вот этот сейид (в черной одежде, в центре). Смотря на его лицо, начинаешь примерно представлять себе, как выглядели его предки Пророк (С) и Имам Али (А).
Нам посчастливилось совершить зиярат не только к Имаму Хусейну (А) на его Арбаин, но и ко всем семи Имамам (А), чьи места находятся в Ираке. Могила повелителя верующих Али (А) располагается в благородном Наджафе, являющемся также одним из двух центров шиитского богословия и фикха (второй — Кум в Иране); Имам Хусейн (А) вместе со своими детьми и сподвижниками покоится в Кербеле; седьмой Имам Муса ибн Джафар, по прозвищу аль-Казим («обуздывающий гнев»), и его внук, девятый Имам Мухаммад ибн Али, по прозвищу аль-Джавад («великодушный») — в комплексе Казимейн в Багдаде; десятый и одиннадцатый имамы, Али ибн Мухаммад (Хади) и Хасан ибн Али (Аскари) – в комплексе Аскарейн в Самарре. В том же комплексе Аскарейн находится и место сокрытия Последнего Имама (А). Мы удостоились посещения всех этих святынь, и помещаем здесь некоторые фото оттуда, потому что слова, наверное, будут излишними.
(Для справки: могила восьмого Имама Резы (А) располагается в Машхаде, Иран; остальные четыре Имама – Хасан ибн Али, Али ибн Хусейн (Саджад), Мухаммад ибн Али (Бакир) и Джафар ибн Мухаммад (Садык) покоятся рядом на кладбище Баки в Медине).
Мазбах — на этом месте Шимр отрезал голову Имаму Хусейну (А).
Здесь всегда горят два красных светильника.
Дальше за стеной располагается могила Имама (А)
Иракская девочка предлагает воду паломникам
Место упокоения Повелителя верующих Али (А). Над могилой реют сонмы неземных сил
Вид на Харам Имама Али (А). Здесь покоится Кутб уль-алам (Полюс мира).
По преданию, Пророк Ной (А) указал захоронить себя и этом месте и назначил его местом захоронения для своего потомка Али (А). В этой же могиле похоронен отец человечества и первый Пророк Адам (А).
На первом плане видны обширные строительные работы — шиитские районы возрождаются из руин эпохи Саддама.
На этом месте подлым ударом из-за спины, нанесенным хариджитом Ибн Мульджамом, во время утреннего намаза в мечети Куфы был убит повелитель верующих Али (А).
Паломник из Англии — этнический пакистанец, сейид (потомок Пророка,С) и новообращенный паломник из Канады
Мечеть Куфы, где читали намаз 700 Пророков (А), где был центр халифата Имама Али (А) и где он был убит (место убийства впереди, по направлению к кибле).Одно из самых священных мест для всех представителей авраамического Единобожия
Комплекс Казимейн в Багдаде — здесь покоятся внук и дед, седьмой и девятый Имамы Казим и Джавад (А)
Комплекс Аскарейн в Самарре. Несколько лет назад был практически полностью разрушен взрывом, сегодня активно восстанавливается. Виднеющийся в лесах купол возносится над могилой десятого и одиннадцатого Имамов — Хади и Аскари (А). Когда-то на этом месте находился их дом. В этом же доме, в его подвале, произошло сокрытие Последнего, двенадцатого Имама (да ускорится его приход!). Этот подвал сохранился до сего дня. К сожалению, мы не смогли в него спуститься, так там стояла огромная очередь, а времени было обидно мало.
Развалины Самарры — бывшей столицы Аббасидского халифата. Вдалеке виднеется гигантский минарет «Мальвия».
Вход в Харам двух Имамов (А) в Казимейн, Багдад
Иракские дети. Ин ша Аллах, они будут настоящими шиитами Али (А)
2011 год
мир вам и Его благословенный
МашаАллах
Спасибо вам!!За ваш труд.Да благословить вас Аллах!!
Лаббайка йа Хусейн!
Как говорил пророк Мухаммад ( салли Аллаху алейхи ва гьалихи ва салам) истинно верующий человек не умрет, пока не увидит свое место в Раю.