Существует ряд логических парадоксов, известных ещё с древних времён. Иногда их используют атеисты, чтобы вводить в заблуждение верующих. Давайте разберём эти парадоксы и дадим на них ответ:
1. «Может ли Бог сотворить равного Себе?» Если может, то возможны два бога, а если не может, то Он не всесилен.
Ответ состоит в том, что сам вопрос поставлен неверно, потому что любое творение - не Бог уже в силу того, что оно сотворено. Иными словами, логическая ошибка заключается в самом вопросе: он говорит о творении, которое одновременно является Творцом, что невозможно.
2. «Может ли Бог создать камень, который Сам же не сможет поднять?»
Это — разновидность первого вопроса. Камень, который не сможет поднять Бог, сам должен являться Богом. Таким образом, вопрос говорит: «Может ли Бог создать еще одного Бога?» Как мы сказали, тут есть логическое противоречие: Бога нельзя создать, поскольку любое творение не является Богом именно в силу того, что оно — творение.
Вариаций данного вопроса множество, например:
- Может ли Бог создать такое большое море, что не сможет его выпить?
- Может ли Бог придумать такую сложную задачу, которую не сможет потом решить?
- Может ли Бог создать такую широкую пропасть, что не сможет её перепрыгнуть?
- Может ли Бог создать то, что способно уничтожить Его Самого?
Все эти парадоксы имеют такой же ответ, как мы только что привели.
3. «Может ли Бог поместить весь мир в яйцо, не уменьшая при этом мира и не увеличивая яйца?»
Имаму Али (А) задали этот вопрос. Он сказал: «Поистине, Аллах не описывается через немощь, но само то, о чем ты спрашиваешь, невозможно». («Таухид» Садука, хадис 154).
То есть проблема не в силе Действующего (Аллаха), а в слабости принимающего действие (яйца).
Есть и другой ответ на этот парадокс. Человек пришел к Имаму Резе (А) и сказал: «Способен ли твой Господь поместить небо, землю и то, что между ними, в яйцо?» Он сказал: «Да, и даже в то, что меньше яйца. Он уже поместил всё это в твоем глазу, а тот меньше яйца. Когда ты открываешь глаза, видишь небеса, землю и то, что между ними. Если же Он пожелает, ослепит тебя и лишит этого». («Таухид» Садука, хадис 156).
РЕШЕНИЕ ПАРАДОКСОВ:
1. «Что было раньше: яйцо или курица?»
Даются два понятия «ЯЙЦО» и «КУРИЦА» и в РЯДУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАЗВЁРТЫВАЕМЫХ ПОНЯТИЙ (РПРП) требуется найти понятия предшествующие к каждому из них.
В РПРП для «ЯЙЦА» предшествующим является «КУРИЦА», ибо понятием «эмбрион» (или другими ) не интересующим нас по постановке вопроса мы можем пренебречь.
В РПРП для «КУРИЦА» пренебрегаемым понятием является «цыплёнок», но не «треснувшееся яйцо (из которого старается вылупиться цыплёнок)», ведь в постановке вопроса не акцентировано внимание на обязательности рассмотрения лишь яйца целостного состояния, т. е. для «КУРИЦА» предшествующим является не то понятие на котором акцентирован вопрос, а его разновидность.
ВЫВОД: «КУРИЦА»
2. Даётся понятие «Недвижущегося (Ахиллес)» , который не состоит в РПРП и отсутствие динамического состояния у которого завуалировано перемещениями, которую следуя Зенону производим и мы переставляя это понятие на предыдущие позиции в РПРП понятия «Движущегося (черепаха)» — вот в этом и вся загадка этого апория Зенона. В такой постановке вопроса даже Усейну Болта не тягаться с черепахой...
Может или не может... с постановкой этого вопроса тут же возникает встречный парадокс.если бог станет создавать такой камень,то это камень будет богом и всемогущим. А значит богу нет никакого смысла создавать никакой камень. Если он не будет богом и всемогущим , то поднимет или нет не будет иметь никакого значения.