Аят 97-101

وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ النُّجُومَ لِتَهْتَدُواْ بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ .97

وَهُوَ الَّذِيَ أَنشَأَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ فَمُسْتَقَرٌّ وَمُسْتَوْدَعٌ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَفْقَهُونَ .98

وَهُوَ الَّذِيَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ نَبَاتَ كُلِّ شَيْءٍ فَأَخْرَجْنَا مِنْهُ خَضِراً نُّخْرِجُ مِنْهُ حَبّاً مُّتَرَاكِباً وَمِنَ النَّخْلِ مِن طَلْعِهَا قِنْوَانٌ دَانِيَةٌ وَجَنَّاتٍ مِّنْ أَعْنَابٍ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُشْتَبِهاً وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ انظُرُواْ إِلِى ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَيَنْعِهِ إِنَّ فِي ذَلِكُمْ لآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ .99

وَجَعَلُواْ لِلّهِ شُرَكَاء الْجِنَّ وَخَلَقَهُمْ وَخَرَقُواْ لَهُ بَنِينَ وَبَنَاتٍ بِغَيْرِ عِلْمٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يَصِفُونَ .100

بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ أَنَّى يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُن لَّهُ صَاحِبَةٌ وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ وهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ .101

97. Он — Тот, Кто устроил для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы распределили знамения для людей, которые знают!

98. Он — Тот, Кто вырастил вас из одной души, а затем — место пребывания и место хранения. Мы распределяем знамения для людей, которые понимают!

99. Он — Тот, Кто низвёл с неба воду, и Мы произвели благодаря ей рост всякой вещи. Мы вывели из неё зелень, из которой выведем зёрна, сидящие в ряд; и из пальмы, из её завязей, бывают гроздья, близко спускающиеся; выводим и сады из винограда, и маслину, и гранаты, похожие и не похожие. Посмотрите на плоды этого, когда они приносят плоды, и на созревание их! Поистине, в этом — знамение для людей, которые веруют!

100. И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов, в то время как Он их создал, и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Хвала Ему, и превыше Он того, что они Ему приписывают!

101. Создатель небес и земли! Как будет у Него ребёнок, раз не было у Него жены? Он создал всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«Он — Тот, Кто устроил для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря» — звёзды — это род Мухаммада (С). «Он — Тот, Кто вырастил вас из одной души» — из Адама — «а затем — место пребывания и место хранения» — «место пребывания» — это вера (иман), которая пребывает в сердце человека, пока он не умрёт, а «место хранения» — это тот, у кого отнята вера.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 218).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Казым (А) сказал:

Аллах сотворил пророков на их пророчестве, и они не могут быть никем, кроме как пророками. И Он сотворил верующих на вере (иман), и они не могут быть никем, кроме как верующими. И Он предоставил (дал взаймы) некоторым людям веру, и если пожелает, сделает её для них более совершенной и завершит её, а если пожелает, отнимет её у них. И к ним относится «место пребывания и место хранения».

А потом он сказал: «Такой-то (скорее всего, имеется в виду Зубейр) был из числа “мест храненияˮ (то есть тех, кому вера дана на хранение и взаймы), но когда он стал лгать на нас, Аллах забрал у него веру».

(«Кафи», том 2, С. 306).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах сотворил одних людей для веры (иман), которая не может уйти от них. Других Он сотворил для неверия (куфр), которое не может уйти от них. И Он сотворил творение между этими двумя (полюсами) и дал им на хранение веру. Если Он пожелает завершить её для них — сделает это, а если пожелает отнять её у них — сделает это. И такой-то (Зубейр) был из числа тех, кому вера была дана взаймы.

(«Кафи», том 2, С. 306).

 

4. Айаши привёл от Абу Басира от Имама Бакира (А):

«Он — Тот, Кто вырастил вас из одной души, а затем — место пребывания и место хранения» — он сказал: «Что говорят люди вашей страны об этом?»

Я сказал: «Они говорят, что “место пребыванияˮ — это матки женщин, а “место храненияˮ — чресла мужчин».

Имам (А) сказал: «Они солгали! “Место пребыванияˮ — это человек, в котором пребывает вера, которая не будет отнята у него никогда. А “место храненияˮ — это человек, которому вера дана на хранение, а потом она будет отнята у него. Зубейр был из их числа».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 400).

 

5. Он также привёл от Джафара ибн Марвана:

Зубейр вынул свой меч из ножен, когда умер Пророк (С), и сказал: «Клянусь Аллахом, я не положу его в ножны, пока они не присягнут Али!» А потом он снова вынул свой меч и стал сражаться с Али (А). Он был из числа тех, кому вера была дана взаймы (на время), и он шёл в свете её сияния, а потом Аллах забрал её у него.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 401).

 

6. Он также привёл, что Имам Казым (А) сказал:

Тот, кто является «местом пребывания» для веры, не утратит её никогда. А тот, кто является «местом хранения» для веры, утратит её прежде своей смерти.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 401).

 

7. Он также привёл от Ахмада ибн Мухаммада:

Я был рядом с Имамом Резой (А) среди Бани Зурейк. И он сказал громким голосом: «О Ахмад!» Я сказал: «Вот я перед тобой!»

Он сказал: «Когда умер Посланник Аллаха (С), люди стали стараться потушить свет Аллаха, но Аллах отверг всё, кроме завершения Своего света через повелителя верующих (А). Когда умер Абу Хасан (Имам Казым, мир ему), Ибн Аби Хамза[1] и его сторонники стали стараться потушить свет Аллаха, но Аллах отверг всё, кроме завершения Своего света.

Люди истины таковы, что если к ним присоединяется кто-то, они радуются этому, а если от них уходит кто-то, они не печалятся этому. Ибо они находятся на убеждённости (йакын) относительно своего дела. А люди лжи таковы, что если к ним присоединяется кто-то, они радуются этому, а если от них уходит кто-то, они печалятся этому. Ибо они находятся в сомнении о своём деле. Аллах говорит: “а затем — место пребывания и место храненияˮ. “Место пребыванияˮ — это утверждённое (то, что утвердилось и является постоянным в вере), а “место храненияˮ — то, что дано взаймы».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 401).

 

8. Шейх Туси привёл от Мухаммада ибн Сулеймана Дейлами:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Да буду я твоей жертвой! Твои шииты говорят, что есть постоянная вера и есть вера, данная на хранение. Научи же меня словам, сказав которые я смогу сделать свою веру совершенной!»

Он сказал: «Говори после каждого обязательного намаза: “Я доволен Аллахом как моим Господом, Мухаммадом — как моим Пророком, Исламом — как моей религией, Кораном — как книгой, Каабой как киблой, Али — как вали и Имамом, и Хасаном и Хусейном — как Имамами. О Аллах, я доволен ими как Имамами: сделай же их довольными мной, ибо Ты властен над всякой вещью!ˮ».

(«Тахзиб», том 2, С. 109).

 

9. Шейх Кулейни привёл от Хумрана ибн Айана:

Я спросил Имама Бакира (А) о словах Аллаха: «Создатель небес и земли». Он сказал: «Аллах сотворил все вещи по Своему знанию без какого-либо примера, который был бы прежде этого. Он сотворил небеса и землю, прежде которых не было небес и земли. Разве ты не слышал Его слова: “И Трон Его был на водеˮ (11: 7)».

(«Кафи», том 1, С. 200).

 

[1] Ибн Аби Хамза Батаини — один из основателей секты вакифитов. Эта секта была основана некоторыми сбившимися с пути шиитами Имама Казыма (А), среди которых были даже ближайшие его сподвижники, факихи и представители. Они объявили, что Имам Казым (А) не умер, а ушёл в сокрытие, и что его сын Реза (А) не является Имамом. Главной причиной создания этой секты было то, что за время тюремного заключения Имама Казыма (А) у них скопились большие деньги, которые они не хотели отдавать Имаму Резе (А).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.