Предлагаем вашему вниманию фрагмент из книги «Ихтиджадж» шейха Табарси, содержащий хадисы от непорочных Имамов (А) о событиях в Сакифе, узурпации халифата, нападении на дом Али (А) и убийстве Фатимы Захры (А).

1. Слова ансарам и армия Усамы

От Абу Муфаззаля Мухаммада ибн Абдуллаха Шейбани:

Во время болезни Пророка (С), от которой он умер, он вышел на намаз, опираясь на руки Фазля ибн Аббаса и слуги, имя которого было Саубан. Он совершил этот намаз, хотя не хотел его совершать (в мечети). Затем он вернулся к себе в дом и сказал слуге: «Сядь у двери и не запрещай входить никому из ансаров».

Тогда он потерял сознание. Пришли ансары, собрались у двери и сказали слуге: «Разреши нам войти к Посланнику Аллаха». Он сказал: «Он потерял сознание, и около него женщины». Тогда они начали плакать. Посланник Аллаха (С) услышал это и сказал: «Кто там?» Ему сказали: «Ансары». Он спросил: «Кто тут из числа моего семейства?» — «Али и Аббас».

Тогда он позвал их и вышел, опираясь на них. Прислонившись к колонне из пальмы, он прочитал проповедь перед людьми, и в числе того, что он сказал, было: «О собрание людей! Никогда не умирал пророк, не оставив себе наследника в своей общине. Я оставляю вам две драгоценности — Книгу Аллаха и мой Ахль уль-Бейт. Кто ослабит их — того ослабит Аллах.

Знайте, что ансары — моё прибежище. Я призываю вас к богобоязненности и добру к ним. Примите их благие дела и отстранитесь от злых!»

Затем он позвал Усаму ибн Зейда и сказал: «Отправляйся с помощью Аллаха и победой от Него и пусть те, кому я велел, будут с тобой!», — а среди тех, кому он велел, были мухаджиры и ансары, и в их числе — Абу Бакр и Умар. Он велел им отправиться к Мута — долине в Палестине.

Усама сказал ему: «Да будут твоей жертвой мои родители, о Посланник Аллаха! Позволишь ли мне остаться рядом с тобой еще несколько дней, пока Аллах не исцелит тебя? Ибо если я покину тебя в таком состоянии, моё сердце будет страдать».

Он сказал: «Исполни, о Усама, то, что я велел тебе!»

После этого до Посланника Аллаха (С) достигли вести, что люди недовольны избранием Усамы в качестве полководца и злословят о нём. Он сказал: «Достигло до меня, что вы злословите по поводу избрания Усамы и по поводу его отца. Клянусь Аллахом, он и его отец достойны быть полководцами, и они — из числа наиболее любимых мною людей! Я велю вам совершать благо к нему! И если вы злословите о нём, то раньше вы злословили и об его отце».

И он вернулся в свой дом, а Усама в этот же день вышел из Медины и расположился лагерем в одном фарсахе от неё. И провозгласил глашатай от Посланника Аллаха (С): «Пусть никто не отстаёт от армии Усамы!» И люди присоединились к нему, и первыми, кто сделал это, были Абу Бакр, Умар и Абу Убейда ибн Джаррах.

Состояние Посланника Аллаха (С) стало ухудшаться. Те, кто не был с Усамой, приходили к нему и к Сааду ибн Убаде, который тоже был болен.

 

2. События в Сакифе

Посланник Аллаха (С) умер днём в понедельник, через два дня после выхода Усамы из Медины. Услышав об этом, войско Усамы вернулось, и в Медине начались плач и сумятица. Абу Бакр на верблюдице приблизился к дверям мечети Пророка (С) и сказал: «О люди! Почему вы впали в смятение? Если Мухаммад умер, то Господь Мухаммада не умер!»

Ансары собрались вокруг Саада ибн Убады и пришли с ним к Сакифе (навесу) Бани Саида. Умар, услышав об этом, известил Абу Бакра, и они поспешили к Сакифе, и Абу Убейда ибн Джаррах с ними. Они увидели там многих ансаров, и с ними Сааду ибн Убада, который был болен. Они спорили о халифате, и каждый говорил что-то своё. Абу Бакр тоже стал говорить и в конце своей речи сказал: «Я призываю вас сделать халифом Абу Убейду ибн Джарраха или Умара. Оба они достойны этого дела».

Умар и Абу Убейда ибн Джаррах сказали: «Не подобает нам опережать тебя, о Абу Бакр. Ты раньше нас принял ислам, и ты был в пещере вторым из двух. Ты более нас достоин этого дела».

Ансары сказали: «Мы боимся, что это дело будет принадлежать тому, кто не из вас и не из нас. А потому пусть из вас будет халиф и из нас халиф. Если кто-то из них умрёт, другой останется».

Тогда Абу Бакр стал хвалить мухаджиров и перечислять их достоинства. И сказал: «О собрание ансаров, никто не можете отрицать ваше достоинство и великое место в исламе. Аллах избрал вас для помощи Посланнику и его прибежища. Он сделал хиджру в вашу сторону, и никто из людей не превосходит вас, кроме мухаджиров. А потому они должны править, а вы будете их советниками».

Хаббаб ибн Мунзир Ансари сказал: «О собрание ансаров! Сохраните то, что есть в ваших руках! Ибо эти люди — у вас под покровительством, и никто не может противоречить вам, и все согласны с вашим решением». Затем он восхвалил достоинства ансаров и сказал: «Если они не согласятся с вашими решением о халифе, то и мы не согласимся с их решением. Мы не удовольствуемся ничем, кроме как тем, что из нас будет халиф и из них халиф».

Тогда Умар сказал: «О нет! Два меча не могут быть в одних ножнах! Арабы не согласятся с тем, чтобы халиф был из вашего числа, тогда как Пророк не из вашего числа. Но они примут халифат тех, из числа кого был Пророк. У нас есть об этом неопровержимый довод перед теми, кто противоречит нам. Мы — из числа друзей Мухаммада и из его племени, и никто не отрицает это, кроме распространяющего нечестие!»

Хаббаб ибн Мунзир Ансари встал второй раз и сказал: «О собрание ансаров! Сохраните то, что имеете, и не слушайте этого невежду и его товарищей! Они хотят лишить вас вашей доли во власти. Если они отвергнут, чтобы из нас был халиф и из них халиф, то изгоните их с вашей земли и возьмите это дело себе. Клянусь Аллахом, вы имеет на него больше прав, чем они! Через ваши мечи люди вошли в ислам, и, клянусь Аллахом, кто будет возражать мне в этом — я отрублю ему нос этим самым мечом!»

Умар сказал: «Если мне отвечает Хаббаб, то я не хочу говорить с ним. При жизни Посланника Аллаха у меня была с ним перепалка, и Посланник Аллаха велел нам не говорить друг с другом, и я поклялся, что не буду больше никогда разговаривать с ним». И он сказал Абу Убейде: «Говори ты!»

И вышел Абу Убейда ибн Джаррах и произнёс длинную речь и упомянул достоинства ансаров. Башир ибн Саад Сайид, который был из числа предводителей племени Аус, увидев, как ансары собрались вокруг Саада ибн Убады (который был из племени Хазрадж), стал завидовать ему и попытался разрушить его дело. Он взял речь и начал говорить о том, что курайшиты должны править и склонил к этому всех ансаров.

Абу Бакр сказал: «Вот Умар и Абу Убейда — два старейшины курайшитов: присягните же, кому пожелаете из них!»

Умар и Абу Убейда сказали: «Мы не станем опережать тебя в этом деле: протяни свою руку, чтобы мы присягнули тебе!»

Башир ибн Саад сказал: «И я третий вместе с вами!» Он был предводителем племени Аус, а Саад ибн Убада был предводителем племени Хазрадж. Когда члены племени Аус увидели, что делает их предводитель, и что племя Хазрадж хочет установить Саада, ринулись приносить присягу Абу Бакру, так что причинили боль Сааду, который был болен и лежал на носилках, и он сказал: «Вы убили меня!» Умар сказал: «Убейте Саада! Да убьёт его Аллах!» Тогда Кейс ибн Саад вскочил, схватил Умара за бороду и сказал: «Клянусь Аллахом, о чёрный сын Суххак, трус на поле сражения, бегущий со всех битв, но храбрый, когда чувствуешь себя в безопасности! Если хоть один волос упадёт с головы моего отца, ты не уйдешь отсюда целым!»

Абу Бакр сказал: «Спокойствие, о Умар, спокойствие! Дружелюбность лучше».

Саад сказал: «О черный сын Суххак! Если бы я мог встать со своих носилок,  ты услышал бы от меня рёв, подобный рёву льва, и ты и твои товарищи убежали бы от него к своим племенам, среди которых вы были ничтожны и униженны!»

А потом он сказал племени Хазрадж: «Унесите меня из этого места смуты!» И они унесли его в его дом. Когда же все принесли присягу, Абу Бакр послал за ним, чтобы он тоже принёс её. И он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я не принесу её, пока не выпущу в вас все свои стрелы, не обагрю вашей кровью мои копья и не перестану бить вас своим мечом, пока рука держит его! Клянусь Аллахом, даже если все люди и джинны объединятся против меня, я не принесу вам присягу!»

Когда весть об этом дошла до Умара, он сказал: «Он должен принести присягу!»

Башир ибн Саад сказал: «Он со своим упрямством никогда не принесёт присяги, пока не будет убит. А он не будет убит, чтобы вместе с ним не были убиты все племена Аус и Хазрадж. А потому оставьте его, он не нанесёт большого вреда!»

И Саад никогда не молился за ними, а если бы нашёл соратников, то обнажил бы против них меч. Он оставался на этом, пока не умер Абу Бакр, а когда пришёл к власти Умар, Саад стал страшиться его козней и переселился в Шам. Он умер в местечке по имени «Хуран» во время правления Умара и не присягнул никому.

Причиной его смерти стало то, что кто-то выстрелил в него из лука ночью. Были распространены слухи, что его убили джинны, а также говорили, что его убил Мухаммад ибн Салама Ансари. В этом подозревали также Мугиру ибн Шуабу и Халида ибн Валида.

 

3. Спор о присяге

Ансары и другие принесли присягу Абу Бакру, тогда как Али ибн Аби Талиб (А) был занят омовением тела Пророка (С) и подготовкой его похорон. Когда же он закончил это и прочитал намаз над Пророком (С), и люди из тех, кто присягнул Абу Бакру и кто не присягнул ему, стали совершать намаз над ним, он сел в мечети Пророка (С).

Вокруг него собрались хашимиты, и с ними — Зубейр ибн Аввам, а Омейяды собрались вокруг Усмана ибн Аффана, и род Зухра — вокруг Абдуррахмана ибн Ауфа. И все они были в мечети.

Тут вошли Абу Бакр, Умар и Абу Убейда ибн Джаррах и сказали: «Почему мы видим вас разрозненными? Вставайте и принесите присягу Абу Бакру, ибо ему уже присягнули ансары и другие люди!»

Тогда встали Усман и Абдуррахман ибн Ауф и присягнули ему, а Али (А) и хашимиты ушли в дом Али (А), и Зубейр с ними.

Умар отправился к ним вместе с группой присягнувших, среди которых были Усейд ибн Хусайн и Салама ибн Салама. Они встали около дома Али (А) и сказали: «Принесите присягу Абу Бакру, как присягнули ему люди!»

Зубейр бросился к своему мечу, и Умар сказал: «Схватите эту бешеную собаку и убейте!»

Салама ибн Салама выступил вперед и отнял меч из рук Зубейра. Умар взял его, ударил им по земле и сломал его. Затем они окружили хашимитов, которые были там, и отвели их к Абу Бакру. Там они сказали им: «Присягните Абу Бакру, ибо все люди уже присягнули ему! Клянемся Аллахом, если вы откажетесь сделать это, мы рассудим вас посредством меча!»

Тогда они присягнули ему, и остался только Али (А). Ему сказали: «Присягни!» Он сказал: «Я имею больше прав на это, чем он, и вы должны присягать мне. Перед ансарами вы ссылались на свою близость к Посланнику, но при этом отнимаете это дело у нас, Ахль уль-Бейт! Разве вы не убедили ансаров, что вы ближе к этому делу из-за вашего положения по отношению к Посланнику Аллаха? И вот, я ссылаюсь перед вами на то же, на что вы ссылались перед ансарами. Я ближе всех к Посланнику Аллаха (С), будь он жив или мёртв. Я — его наместник и наследник, хранитель его знания и тайн, и я — величайший правдивый (сиддик) и разделяющий между истиной и ложью (фаррук). Я — первый, кто уверовал в него, я — лучший из вас, кто переносил тяготы в битвах с многобожниками, я лучше всех вас знаю Книгу и Сунну, я — больше всех вас ведающий в законах Аллаха и исходе дел, я — самый красноречивый среди вас. Почему же вы отнимаете у меня это дело? Будьте справедливы, если вы страшитесь Аллаха! Предоставьте дело нам, так же как ансары предоставили дело вам, а иначе вы впадёте во вражду и угнетение, будучи знающими об этом!»

Умар сказал: «О Али! Есть ли для тебя пример среди твоего семейства?»

Али (А) сказал: «Спроси у них».

Тогда те хашимиты, которые принесли присягу, сказали: «Клянемся Аллахом, эта присяга не является доводом против Али. Упаси нас Аллах говорить, что кто-то сравнится с ним в близости к Посланнику Аллаха (С) и усердии на пути Аллаха!»

Умар сказал: «Мы не оставим тебя, пока ты не принесёшь присягу, добровольно или невольно!»

Али (А) сказал: «Клянусь Аллахом, я не приму твоих слов, не стану сидеть с тобой и не принесу присягу!»

Абу Бакр сказал: «Спокойнее, о Абу Хасан! Мы не сомневаемся в твоих достоинствах и не ненавидим тебя!»

Тогда встал Абу Убейда и сказал: «О сын моего дяди! Мы не отрицаем твою близость к Посланнику и твоё первенство в исламе, твоё знание или твоё усердие. Однако ты еще очень молод», — а Али (А) было тогда тридцать три года, — «Абу Бакр же — шейх из числа пожилых людей своего народа, а потому он более достоин нести тяжесть этого дела. Люди уже принесли ему присягу, и дело закончено. Подчинись же ему! Если Аллах даст тебе долгую жизнь, то это дело перейдёт к тебе, и никто не будет расходиться о тебе. Не разжигай же огонь смуты: ты знаешь, что таится в сердцах арабов и не только арабов по отношению к тебе».

Повелитель верующих (А) сказал: «О собрание мухаджиров и ансаров! К Аллаху, к Аллаху вас призываю! Разве вы забыли ту присягу, которую взял с вас Посланник Аллаха (С) для меня? Не выводите же власть Мухаммада (С) из его дома и семейства в ваши дома и семейства и не отнимайте у его рода то право, которое принадлежит ему!

Клянусь Аллахом, Аллах уже вынес Своё решение и рассудил! И Пророк Его — более знающий, чем вы, и вы сами знаете, что его Ахль уль-Бейт имеет больше прав на это дело, чем вы! Разве нет из вас никого, кто читает Книгу Аллаха и понимает религию Аллаха? Клянусь Аллахом, это дело принадлежит нам, а не вам! Так не следуйте же за страстями, ибо отдалитесь от истины!»

Башир ибн Саад Ансари, который подготовил почву для халифата Абу Бакра, сказал: «О Абу Хасан! Если бы прежде нашей присяги Абу Бакру мы услышали это от тебя, то присягнули бы тебе!»

Али (А) сказал: «О люди! Разве я мог оставить тело Посланника Аллаха (С) без похорон и идти спорить с вами о власти? Клянусь Аллахом, я не думал, что кто-то начнет претендовать на халифат и заберёт его у нас, Ахль уль-Бейт! Ибо Посланник Аллаха (С) в день Гадир-Хум не оставил никому из вас довода и оправдания. Призываю вас Аллахом, разве вы не слышали в тот день, как он сказал: “Кому я повелитель — тому и Али повелитель. О Аллах, дружи с тем, кто с ним дружит, враждуй с тем, кто с ним враждует, помоги тому, кто ему помогает, и унизь того, кто хочет его унизить!ˮ? Пусть тот, кто слышал это, встанет и засвидетельствует это!»

И сказал Зейд ибн Аркам: «Тогда встали двенадцать человек из числа участников битвы при Бадре и принесли свидетельство. Я тоже слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил это, однако в тот день не встал и скрыл это. И Али прочитал мольбу (дуа) против меня, и я ослеп на оба глаза».

Разговоры об этом продолжились, и голоса стали громкими, и Умар начал  бояться, что люди склонятся на сторону Али (А), а потому разрушил собрание и сказал: «Только Аллах переворачивает сердца. О Абу Хасан, ты всегда говоришь противоположное тому, что считают люди!»

И все разошлись в тот день.

 

4. Те, кто не принял халифат Абу Бакра

От Абана ибн Таглиба:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Да буду я твоей жертвой! Был ли кто-то из сподвижников Посланника Аллаха (С), кто отверг халифат Абу Бакра?»

Он сказал: «Да, их было двенадцать человек. Из числа мухаджиров — Халид ибн Саид ибн Ас, который был из Омейядов, Салман Фарси, Абу Зарр Гифари, Микдад ибн Асвад, Аммар ибн Ясир и Бурейда Аслами. Из числа ансаров — Абу Хейам, Сахль ибн Хунейф, Усман ибн Хунейф, Хузейма ибн Сабит, Убей ибн Кааб и Абу Айюб Ансари.

И когда Абу Бакр поднялся на минбар, они посоветовались друг с другом, и одни из них сказали: “Клянемся Аллахом, мы подойдём и сбросим его с минбара Пророка (С)!ˮ Другие сказали: “Если вы сделаете это, то бросите самих себя на погибель! А Аллах сказал: ‘Не бросайте себя своими руками к погибели’ (2: 195). Лучше пойдём к повелителю верующих и посоветуемся с нимˮ.

И все они пошли к повелителю верующих Али (А) и сказали: “О повелитель верующих! Ты оставил то, что принадлежит тебе по праву. Мы слышали, как Посланник Аллаха (С) сказал: ‘Али с истиной, и истина с Али. Истина с ним, куда бы он ни направился’. Мы решили отправиться к Абу Бакру и сбросить его с минбара Пророка (С), а теперь хотим посоветоваться с тобой об этом делеˮ.

Он сказал: “Клянусь Аллахом, если бы вы сделали это, то это означало бы войну, тогда как ваше число подобно соли в еде или сурьме в глазу. Если бы вы сделали это, они пришли бы ко мне с обнажёнными мечами и сказали: ‘Присягни, или мы убьём тебя!’, — и я тогда вынужден был бы сделать это. Ибо Посланник Аллаха сказал мне прежде своей смерти: ‘О Абу Хасан! Поистине, моя умма сговорится против тебя после моей смерти и нарушит свою присягу тебе. Ты же по отношению ко мне — как Харун по отношению к Мусе, а те из моей уммы, кто не собьётся с пути — как те, кто последовал за Харуном, по отношению к тем, кто последовал за самаритянином’. Я сказал: ‘О Посланник Аллаха! Что мне делать, когда это исполнится?’ Он сказал: ‘Если ты найдёшь помощников, то выйди против них и сражайся с ними, а если не найдёшь, то отстрани свои руки и не проливай свою кровь, пока не присоединишься ко мне, будучи угнетённым’.

Когда Посланник Аллаха (С) умер, я был занят омовением его тела и подготовкой к его похоронам. Закончив это, я дал себе клятву, что не одену одежду, кроме как для молитвы, пока не закончу сбор Корана. Завершив это, я взял за руку Фатиму, Хасана и Хусейна и пошёл с ними к (домам) людей Бадра и опередивших других, напоминая им о моих правах и призывая помочь мне. И не ответил мне никто из них, кроме четырёх человек: Салмана, Абу Зарра, Аммара и Микдада. И я говорили с остальными из числа моего рода (хашимитами), и они тоже советовали мне молчать, из-за своего знания о вражде этого народа к Аллаху, Его Посланнику и его Ахль уль-Бейт. Лучше вы все идите к тому человеку (Абу Бакру) и расскажите перед ним о том, что вы слышали от Посланника Аллаха (С) обо мне, дабы довод исполнился над ним, и у него не было никакого оправдания, и он оказался дальше всех от Посланник Аллаха (С) в Судный Деньˮ».

 

5. Доводы Халида ибн Саида о халифате Али (А)

В день пятницы они собрались вокруг минбара Посланника Аллаха (С). Халид ибн Саид ибн Ас сказал Абу Бакру: «Страшись Аллаха, о Абу Бакр! Ведь ты знаешь, что сказал Посланник Аллаха (С) в день, когда было побеждено племя Курейза, и Али ибн Аби Талиб убил в тот день множество богатырей и мужей из их числа: “О собрание мухаджиров и ансаров! Я оставляю вам наследие: сохраните же его! Поистине, Али ибн Аби Талиб — ваш повелитель после меня и мой халиф. Так повелел мне мой Господь. Если вы не сохраните его преемство и не поможете ему, то разойдётесь в вашей религии, и ваша вера будет в смятении, и над вами станут править худшие из людей. Поистине, люди моего Дома (Ахль уль-Бейт) — наследники моего дела. О Аллах, воскреси вместе во мной тех из моей уммы, кто следовал им и сохранил моё завещание о них, и сделай их моими спутниками, через что они познают свет будущего мира! О Аллах, а кто ослушается меня о моём халифате среди моего Ахль уль-Бейт — запрети для того Рай!ˮ».

Умар сказал ему: «Замолчи, о Халид! Ты не из числа тех, с кем надо советоваться и к чьему мнению следует прислушиваться!»

Халид сказал ему: «Нет, ты замолчи, о сын Хаттаба! Ты говоришь языком других, и, клянусь Аллахом, курайшиты знают, что ты — самый низкий из них происхождением и положением и самый малый из них близостью к Аллаху и Его Посланнику, и что ты — трусливый в бою, скупой на своё имущество. Нет у тебя никакой чести перед курайшитами, и нет никакого упоминания, что ты участвовал в каком-либо сражении. Ты подобен шайтану, “вот он сказал человеку: ‘Будь неверным!’ А когда тот стал неверным, он сказал: ‘Я отрекаюсь от тебя. Я боюсь Аллаха, Господа миров!’ И завершением для них обоих было то, что они — в огне, вечно пребывая там. Таково воздаяние угнетателямˮ (59: 16-17)».

Умар замолчал, и Халид ибн Саид сел.

 

6. Доводы Салмана Фарси о халифате Али (А)

Тогда встал Салман Фарси и сказал: «О Абу Бакр! Кому ты поручишь своё дело, когда случится с тобой то, о чем ты не знаешь? И к кому ты побежишь, когда будешь спрошен? И каково будет твоё оправдание в том, что ты поставил себя на место того, кто выше тебя, кто ближе к Посланнику Аллаха (С), более знающ о толковании Книги Аллаха и о Сунне Пророка (С), кого поставил выше всех сам Пророк (С) во время своей жизни и о ком он сам завещал вам при своей смерти? Вы принесли ему присягу и заключили завет о нём, однако затем нарушили и расторгли. Вы отказались подчиняться Посланнику Аллаха (С) в его приказе об Усаме ибн Зейде, которым он хотел показать умме ваше великое непослушание. Но скоро твоё дело станет ясным для тебя, и будешь ты перенесён в могилу, и останётся там с тобою то, что ты совершал. А потому если ты сейчас вернёшься к истине и совершишь покаяние в своём великом преступлении, то это будет лучше для твоего спасения в день, когда ты останешься один в могиле, и покинут тебя твои помощники. Ты слышал, как мы слышали (слова Пророка), и видел, как мы видели, однако это не возымело пользы для тебя. Страшись же Аллаха о себе самом и не будь одним из тех, кто отвернулся и возгордился!»

 

7. Доводы Абу Зарра Гифари о халифате Али (А)

Затем встал Абу Зарр Гифари и сказал: «О собрание курайшитов! Вы совершили отвратительное дело и оставили близких Пророка (С)! Клянусь Аллахом, по этой причине многие арабы выйдут из религии и испытают сомнения в ней. Если бы вы оставили это дело среди Ахль уль-Бейт вашего Пророка (С), то никогда два меча не поднялись бы против друг друга. Теперь же глаза каждого недостойного будут устремлены на это дело (халифат), и прольётся в борьбе за него много крови».

И всё исполнилось так, как сказал Абу Зарр.

Затем он сказал: «Вы знаете, что Посланник Аллаха (С) сказал: “Дело после меня принадлежит Али, а затем моим сыновьям Хасану и Хусейну, а после них — пречистым из моего потомстваˮ. Но вы оставили слова вашего Пророка (С) и договорились забыть то, о чем он взял завет с вас. Вы последовали за этим бренным миром и оставили будущий мир, который вечен, в котором юноши не стареют, чьи блага не иссякают, чьи обитатели не знают печали и не умирают. Таковы же были и общины до вас: они впали в неверие после смерти их пророков, предали их, изменили их религию и разошлись между собой. Вы последовали за ними шаг за шагом. Вскоре вы увидите последствия ваших дел и получите воздаяние за то, что совершали, и Аллах — не угнетатель для рабов!»

 

8. Доводы Микдада ибн Асвада о халифате Али (А)

Затем встал Микдад ибн Асвад и сказал: «О Абу Бакр! Откажись от своего угнетения и соверши покаяние перед своим Господом! Останься в своём доме и оплакивай тот грех, что ты совершил! Передай это дело тому, кто достоин его. Ты знаешь, что Посланник Аллаха (С) взял с вас присягу ему и велел вам присоединиться к армии Усамы ибн Зейда и встать под его руководство, тогда как он был его слугой. Этим самым он хотел показать вам, что у вас нет никакой доли в халифате. И он присоединил вас к знамени лицемерия и раскола — Амру ибн Асу, о котором Аллах ниспослал: “Порочащий тебя сам окажется бездетнымˮ (108: 3). Между людьми знания нет противоречия, что этот аят был ниспослан об Амру ибн Асе, а он был вашим командиром и командиром других лицемеров в битве Зат Саласиль[1]. Амру поставил вас двух сторожить его войско. Так где же сторожи войска и где халифат?! Страшись Аллаха и удали это одеяние с твоего тела, прежде чем тебя постигнет смерть! Это лучше для тебя при твоей жизни и после твоей смерти. Пусть не обманут тебя ближний мир, курайшиты и другие! Ибо вскоре ближний мир уйдёт от тебя, и ты отправишься к своему Господу, и Он воздаст тебе за твои дела. А ты знаешь с полной очевидностью, что Али ибн Аби Талиб — повелитель дел после Посланника Аллаха (С). Передай же это дело ему, как повелел Аллах. Клянусь Аллахом, я призвал тебя, прими же то, к чему я тебя призвал! “И к Аллаху возвращаются делаˮ».

 

9. Доводы Бурейда Аслами о халифате Али (А)

Затем встал Бурейда Аслами и сказал: «Аллаху мы принадлежим и к Нему вернёмся! Что же постигло истину от лжи! О Абу Бакр! Ты забыл, или вы договорились о том, чтобы забыть? Или твоя душа ввела тебя в заблуждение? Разве ты не помнишь, как Посланник Аллаха (С) назвал Али повелителем верующих, стоя перед вами? Или как он говорил перед вами неоднократно: “Али — повелитель верующих и убийца отступниковˮ? Страшись же Аллаха и подумай о себе, прежде чем ничем не сможешь помочь себе! Верни это дело тому, кому оно принадлежит! Не продолжай узурпировать его! Пока еще ты можешь вернуть его. Я искренне советую тебе и призываю тебя на путь спасения, и не будь из числа преступников!»

 

10. Доводы Аммара ибн Ясира о халифате Али (А)

Затем встал Аммар ибн Ясир и сказал: «О собрание курайшитов и собрание мусульман! Вы ведь знаете — а если не знаете, то узнайте, — что Ахль уль-Бейт вашего Пророка (С) ближе к этому делу, чем вы! Им принадлежит его наследие, им вверены дела религии, они являются хранителями общины и доверенными верующих. Велите же своему товарищу вернуть это дело к его обладателям, прежде чем порвётся ваша вервь, ослабеет ваше дело, проявятся расхождения, усилятся смуты, и вы станете враждовать друг с другом! Вы знаете, что хашимиты ближе к этому делу, чем вы, а Али — самый близкий человек к Пророку (С). Он — ваш повелитель после Аллаха и Его Посланника. Вы узнали разницу между вами и им, когда Пророк (С) велел вам закрыть свои двери в его мечеть, а Али это не касалось, и когда он выдал за него свою дочь Фатиму, но не выдал за вас, и когда он сказал о нём: “Я — город знаний, а Али — его ворота, и кто желает мудрости, пусть входит через воротаˮ. Вы нуждаетесь в нем, чтобы узнать о делах вашей религии, а он не нуждается в вас. С его прошлым и его достоинствами не сравнится ни один из вас. Что же с вами? Почему вы отняли у него его права и предпочли ближнюю жизнь над будущей? “Плоха для несправедливых заменаˮ (18: 50). Верните же ему то, что дал ему Аллах, и не отворачивайтесь от него, и не возвращайтесь к невежеству!»

 

11. Доводы Убейя ибн Кааба о халифате Али (А)

Затем встал Убей ибн Кааб и сказал: «О Абу Бакр! Не отрицай то, что Аллах даровал другому, а не тебе! Не будь первым из тех, кто ослушался завещания Посланника Аллаха (С)! Верни права их обладателям, не упорствуй на пути заблуждения, ибо пожалеешь! Поспеши к покаянию, дабы стало лёгким бремя твоих грехов. Не оставайся на этом деле, которое Аллах не установил для тебя! Ибо ты вернёшься к своему Господу и будешь спрошен об этом! И Господь твой — не угнетатель для рабов».

 

12. Доводы Хузеймы ибн Сабита Ансари о халифате Али (А)

Затем встал Хузейма ибн Сабит и сказал: «О люди! Разве вы не знаете, что Посланник Аллаха (С) принимал свидетельство одного меня за двух человек?»

Они сказали: «Да».

Он сказал: «Вот я свидетельствую, что Посланник Аллаха (С) сказал: “Люди моего Дома (Ахль уль-Бейт) — различающие между истиной и ложью. Они — Имамы, которым обязательно подчинениеˮ. Я сказал вам то, что знал».

 

13. Доводы Абу Хейсама ибн Тайихана о халифате Али (А)

Затем встал Абу Хейсам и сказал: «Я также свидетельствую, что Пророк (С) в день Гадир-Хум установил Али».

Ансары сказали: «Он установил его как халифа». А другие сказали: «Он всего лишь хотел сказать людям, что кому он повелитель, тому и Али повелитель. После этого мы отправили к нему людей, чтобы спросить его, что он имел в виду. И он сказал: “Али — вали верующих после меня и лучший из людей для моей уммыˮ».

 

 14. Доводы Сахля ибн Хунейфа о халифате Али (А)

Затем встал Сахль ибн Хунейф и сказал: «Хвала Аллаху, и да благословит Аллах Мухаммада и его семейство! О собрание курайшитов! Я свидетельствую, что видел Посланника Аллаха (С) в этом месте в его мечети, и он взял за руку Али ибн Аби Талиба и сказал: “О люди! Али — ваш Имам после меня и мой преемник при моей жизни и после моей смерти, возвращающий мои долги и исполняющий мои обещания. Он — первый, кто присоединится ко мне у моего Источника. Благо же тому, кто последовал за ним и помогал ему, и горе тому, кто отклонился от него и пытался унизить его!ˮ»

15. Доводы Усмана ибн Хунейфа о халифате Али (А)

Затем встал его брат Усман ибн Хунейф и сказал: «Мы слышали, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Люди моего Дома (Ахль уль-Бейт) — звезды земли, а потому не опережайте их, но ставьте их впереди себя. Они — повелители после меняˮ. Тогда встал человек и спросил: “О Посланник Аллаха! А кто твои Ахль уль-Бейт?ˮ Он сказал: “Али и пречистые из его потомковˮ. Эти его слова ясны, и ты, Абу Бакр, не будь “первым неверующим в нихˮ, и “не изменяйте Аллаху и посланнику, — тогда вы измените доверенному вам, в то время как вы про это знаетеˮ (8: 27)».

 

16. Доводы Абу Айюба Ансари о халифате Али (А)

Затем встал Абу Айюб Ансари и сказал: «О рабы Аллаха! Страшитесь гнева Аллаха за то, что вы сделали с Ахль уль-Бейт вашего Пророка (С)! Верните им их права, которые дал им Аллах! Все вы слышали слова Посланника Аллаха (С) о них в различных местах и собраниях, как их слышали те наши братья, которые сейчас говорили! Он сказал: “Ахль уль-Бейт — ваши Имамы после меняˮ, — и показал рукой на Али и сказал: “Он — повелитель праведных и убийца нечестивых. Унижен тот, кто пытается его унизить, и победил тот, кто помогает емуˮ. Совершите же покаяние перед Аллахом за ваше угнетение по отношению к нему, “воистину, Аллах принимает покаяние, милостивˮ. Не отворачивайтесь от него, будучи упорными!»

 

 17. Слова Абу Бакра и Умара

Далее Имам Садык (А) сказал:

Услышав это, Абу Бакр взошёл на минбар, однако ничего не мог ответить и только сказал: «Вы сделали меня правителем, хотя я не лучше вас! Оставьте меня! Оставьте меня!»

Умар сказал ему: «Спустись с минбара, о негодяй, если не можешь ответить! Если ты не способен отвечать на доводы курайшитов, затем ты вызвался быть на этом месте? Клянусь Аллахом, лучше бы я убрал тебя с него и поставил вместо тебя Салима, вольноотпущенника Абу Хузейфы!»

Тогда Абу Бакр спустился с минбара, и Умар взял его за руку и отвёл в его дом, и в течение трёх дней они не входили в мечеть Посланника Аллаха (С). На четвёртый день к ним пришёл Халид ибн Валид, и с ним — тысяча человек, и сказал: «Почему вы сидите дома? Клянусь Аллахом, хашимиты хотят завладеть халифатом!»

Вслед за Халидом пришли Салим, вольноотпущенник Абу Хузейфы, с тысячью человек, и Муаз ибн Джабаль с тысячью человек, и затем вокруг них собрались другие люди, так что их число достигло четырёх тысяч. Они обнажили свои мечи и вышли, и впереди них — Умар ибн Хаттаб. Они вошли в мечеть Посланника Аллаха (С), и Умар сказал: «О друзья Али! Клянусь Аллахом, если кто-то из вас будет говорить о том, о чем говорили ваши товарищи несколько дней тому назад, мы отрубим ваши головы!»

 

18. Слова Халида ибн Саида ибн Аса

Тогда встал Халид ибн Саид ибн Ас и сказал: «О черный сын Суххак! Вы хотите испугать нас своими мечами или своим числом? Клянусь Аллахом, наши мечи острее ваших, и мы больше вас, даже если наше число мало! Ибо довод Аллаха среди нас. Клянусь Аллахом, если бы я не считал, что подчинение Аллаху, Его Посланнику и Имаму лучше для меня, то обнажил бы свой меч и сражался бы с вами на пути Аллаха!»

Повелитель верующих Али (А) сказал: «Сядь, о Халид! Аллах знает твоё место и наградит твоё старание!»

Он сел, и после этого встал Салман Фарси и сказал: «Аллах превыше всего! Я слышал от Посланника Аллаха (С) этими двумя своими ушами — а если я лгу, то пусть они оглохнут! — как он сказал: “Наступит день, когда мой брат и сын моего дяди Али будет сидеть в мечети со своими сторонниками, как его окружат собаки из числа обитателей Огня, желая убить его и тех, кто с нимˮ. И я не сомневаюсь, что те, о ком он сказал, — это вы».

Тогда Умар побежал к нему, желая убить его, но повелитель верующих (А) вскочил, схватил его за ворот одежды, бросил о землю и сказал: «О черный сын Суххак! Если бы не предшествующее писание Аллаха и моё обещание Посланнику Аллаха, я показал бы тебе, кто слабее помощниками и меньше по числу!»

Затем он повернулся к своим сподвижникам и сказал: «Уходите, да помилует вас Аллах! Клянусь Аллахом, я вошёл в эту мечеть, как два брата — Харун и Муса — вошли в город, и потомки Исраиля сказали им: “О Муса! Мы никогда не войдем туда, пока они там остаются. Ступай же ты и твой Господь и сражайтесь вдвоем, а мы здесь будем сидетьˮ (5: 24). Я не войду сюда больше, кроме как для посещения могилы Посланника Аллаха (С) или решения судебных вопросов, ибо не разрешено для довода, который установил Посланник Аллаха (С), оставлять людей в неведении о вопросах их религии!»

 

19. Собрание у дома Фатимы (А)

От Абдуллаха ибн Абдуррахмана:

Затем Умар стал ходить по Медине и провозглашать: «Абу Бакру принесена присяга! Так поспешите к присяге ему!» И люди стали сходиться и приносить ему присягу. Он знал, что некоторые скрылись в своих домах, и подходил к их домам с большой группой людей, окружал их и насильственно выводил в мечеть к присяге Абу Бакру.

Через несколько дней он подошёл с большой группой людей к дому Али (А) и стал требовать, чтобы он вышел и принёс присягу, но Али (А) отказался. Тогда Умар велел принесли хворост и огонь и сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках душа Умара! Или вы выйдете, или я сожгу вас вместе с домом!» Ему сказали: «Но ведь там Фатима, дочь Посланника Аллаха, и потомки Посланника Аллаха, и его наследие!» Увидев, что большинство их не согласны с тем, что он собирается сделать, Умар сказал: «Что с вами? Я всего лишь хочу напугать их!»

Али (А) сказал им: «Я не выхожу, потому что собираю Книгу Аллаха, которую вы отвергли. Я поклялся, что не выйду из дома и не стану одевать уличную одежду, пока не соберу Коран».

Затем Фатима, дочь Посланника Аллаха (С), вышла к ним, встала позади двери и сказала: «Во всей моей жизни я не видела людей худших, чем вы. Вы оставили тело Посланника Аллаха (С) с нами, а сами бросились заниматься вашими делами! Вы не стали советоваться с нами и отвергли наши права, как будто вы не знаете, что сказал Посланник Аллаха (С) в день Гадир-Хум! Клянусь Аллахом, он утвердил в тот день для него правление, чтобы лишить вас всякой надежды, однако вы отрезали все связи между вами и вашим Пророком! И Аллах — Судья между нами и вами в ближнем мире и в будущем!»

 

20. Присяга Иблиса Абу Бакру. Принуждение Али (А) к присяге и нападение на дом Фатимы (А)

Сулейм ибн Кейс Хиляли привёл от Салмана Фарси:

Я пришёл к Али (А), когда он совершал омовение телу Посланника Аллаха (С), который завещал, чтобы никто не совершал омовение его телу, кроме Али (А). И повелитель верующих (А) спросил у него: «Кто будет помогать мне совершать это омовение?» Он сказал: «Джабраил».

Когда он совершил его омовение и положил его в саван, велел войти мне, Абу Зарру, Микдаду, Фатиме, Хасану и Хусейну, затем встал впереди нас, и мы прочитали за ним намаз над телом Пророка (С). Айша в это время сидела в комнате, как будто Джабраил отнял у неё зрение. Затем стали заходить по десять человек из мухаджиров и ансаров и совершать намаз над телом Пророка (С) — пока не осталось никого из мухаджиров и ансаров, кто не прочитал бы над ним намаз.

Во время омовения я сказал Али (А), что сделали люди (в Сакифе), и что Абу Бакр прямо сейчас поднялся на минбар Посланника Аллаха (С), и люди приносят ему присягу не одной рукой, а двумя — левой и правой.

Али (А) сказал: «О Салман! Знаешь ли ты, кто первый присягнул ему на минбаре Посланника Аллаха (С)?»

Я сказал: «Нет. Я видел его под навесом Бани Саида, когда ансары спорили с ним, и первым, кто присягнул ему там, был Башир ибн Саад, потом Абу Убейда ибн Джаррах, затем Умар ибн Хаттаб, а затем Салим, вольноотпущенник Абу Хузейфы, и Муаз ибн Джабаль».

Он сказал: «Я спрашиваю тебя не об этом. Знаешь ли ты, кто первым присягнул ему, когда он поднялся на минбар Посланника Аллаха (С)?»

Я сказал: «Нет. Но я видел старика, опирающегося на посох, и между его глаз был глубокий след от поклонов. Он плакал и говорил: “Хвала Аллаху, Который не позволил мне умереть и уйти из этого мира, прежде чем я увижу тебя на этом месте! Протяни же свою руку, чтобы я принёс тебе присягу!ˮ Абу Бакр протянул свою руку, и он присягнул ему. Затем он сказал: “День как день Адамаˮ, — спустился и вышел из мечети»[2].

Али (А) сказал: «О Салман! Знаешь ли ты, кто это был?»

Я сказал: «Нет. Однако мне показалось скверным то, как он говорил. Как будто он был рад смерти Посланника Аллаха (С)».

Али (А) сказал: «Это был не кто иной, как Иблис, да проклянёт его Аллах! Посланник Аллаха (С) сообщил мне, что Иблис и главные из его сотоварищей видели, как он назначил меня в день Гадир-Хум по повелению Аллаха и велел, чтобы присутствующие сообщили об этом отсутствующим. И пришли к Иблису другие шайтаны и главари его воинства и сказали: “Эта умма помилована и защищена: нет у нас и у тебя пути к ней. Они теперь знают своего Имама после Пророка и знают, к кому обращаться после негоˮ. И Иблис ушёл от них печальный и сокрушённый.

Посланник Аллаха (С) сообщил мне, что когда он умрёт, люди присягнут Абу Бакру под навесом Бани Саида, отняв у меня мои права и мой довод. А потом они придут в его мечеть, и первым, кто присягнёт ему на минбаре Пророка (С), будет Иблис, который явится в образе старика с посохом в руке. А когда он выйдет оттуда, все шайтаны и иблисы падут ниц перед ним, и он скажет: «Вы думали, у меня нет пути к этой общине? Видите, что я сделал с ними, так что они оставили повеление Аллаха и Посланника!»

Когда наступила ночь, Али (А) посадил Фатиму (А) на осла, взял за руки своих сыновей Хасана и Хусейна (А) и стал обходить дома всех участников битвы при Бадре, мухаджиров и ансаров, напоминая им о своих правах и призываю помочь ему. Но не ответил ему никто, кроме сорока четырёх человек. Он велел им на следующий день утром прийти в мечеть с оружием в руках и обритыми головами, дабы они присягнули ему на том, что умрут за него. Когда же наступило утро, не пришёл из них никто, кроме четырёх человек — я (Салман Фарси), Абу Зарр, Микдад и Зубейр ибн Аввам.

На вторую ночь он снова пришёл к ним и стал призывать их к Аллаху, и они опять пообещали ему, что присоединятся к нему утром. Когда же наступило утро, снова не пришли. И он призывал их в третью ночь, но они поступили так же.

И когда Али (А) увидел их вероломство, заперся в своём доме, собирая Коран, и не выходил оттуда, пока не собрал его весь, записав ниспосланные аяты, отменяющие и отменённые. Абу Бакр отправил к нему людей, веля ему выйти и присягнуть себе. Он передал ему, что он занят и принёс клятву не одевать одежду[3], кроме как для намаза, пока не соберёт весь Коран.

Он записал его на куске ткани, запечатал и после этого вышел к людям, которые собрались вместе с Абу Бакром в мечети Пророка (С), и сказал громким голосом: «О люди! Со времени смерти Посланника Аллаха (С) я не переставал быть занятым: сначала его омовением, а потом составлением Корана. Каждый из аятов, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику (С), я записал на этой ткани, и все эти аяты Пророк (С) прочитал мне и обучил меня их толкованию (тавиль)».

Они сказали: «Нет нужды нам в том, что ты собрал».

Тогда он вернулся к себе в дом, и Умар сказал Абу Бакру: «Пошли за Али, чтобы он присягнул. Мы не добьёмся ничего, пока он не присягнёт. Когда же он присягнёт, мы будем в безопасности от него и его семейства».

Абу Бакр отправил к нему посланца, требуя его прийти к халифу Посланника Аллаха (С). Али (А) сказал: «Как же скоро вы возвели ложь на Посланника Аллаха (С)! Он знает и знают все, кто вокруг него, что Аллах и Его Посланник никого не назначили халифом, кроме меня».

Посланец вернулся и рассказал о том, что услышал. Он сказал: «Вернись и скажи ему “Повелитель верующих Абу Бакр требует тебя к себе!ˮ»

Али (А) ответил ему: «Пречист Аллах! Как быстро вы забыли завет с Пророком (С) обо мне! Ведь он знает, что это прозвище (повелитель верующих) относится только ко мне, и Посланник Аллаха (С) велел ему в присутствии еще шести человек называть меня так. Когда он и Умар услышали это, сказали: “Это повеление от Аллаха и Его Посланника?ˮ Посланник Аллаха (С) сказал им: “Да, это истина от Аллаха и Его Посланника. Он — повелитель верующих, господин мусульман, обладатель знамени избранных и сияющих. Аллах поставит его в Судный День на Мосту, и его друзья войдут в Рай, а враги — в Огоньˮ».

Посланец вернулся к Абу Бакру и передал его слова. В тот день они оставили его. Когда же наступила ночь, Али (А) посадил Фатиму (А) на осла и стал обходить Медину, призывая их помочь себе. Но никто не ответил ему, кроме нас четверых. Мы обрили наши головы и были готовы пожертвовать для него своими жизнями.

Когда же Али (А) увидел вражду людей к себе и то, что они не хотят помочь ему, но объединились на признании Абу Бакра и подчинении ему, сел в своём доме.

И сказал Умар Абу Бакру: «Что запрещает тебе отправить к нему людей, чтобы взять с него присягу? Ведь все уже присягнули, кроме него и тех четверых, что с ним».

Абу Бакр же был более мягким, спокойным и вкрадчивым по сравнению с Умаром, который был груб и жесток. Он спросил: «Кого мы отправим к нему?»

Умар сказал: «Отправь к нему Кунфуза», — а тот был бывшим рабом, из вольноотпущенников племени Тейм[4], человеком грубым, жестоким и неотёсанным. И Абу Бакр отправил его и отправил с ним помощников.

Дойдя до дома Али (А), тот попросил разрешения войти, но Али (А) отказал ему. Тогда люди Кунфуза вернулись к Абу Бакру и Умару, которые находились в мечети Пророка (С), и сказали: «Он не разрешил нам войти». Умар сказал: «Спросите еще раз, а если он не разрешит, войдите без его разрешения».

Они вернулись и снова попросили разрешения войти. Фатима (А) сказала им: «Запрещено вам входить в мой дом!» Они снова вернулись к Умару и сказали: «Фатима ответила так-то и так-то». Умар пришёл в гнев и воскликнул: «Какое нам дело до женщин?!» Затем он велел людям вокруг него взять хворост и обложить им дом, в котором были Фатима (А), Али (А) и их дети. Умар тоже пришёл к их дому и крикнул громким голосом, чтобы Али (А) слышал: «Клянусь Аллахом, или ты выйдешь и принесёшь присягу халифу Посланника Аллаха, или я сожгу твой дом!»

Затем Кунфуз со своими людьми ворвался в дом силой. Али (А) устремился к своему мечу, но они опередили его. Он вырвал меч у них, но они тоже смогли отнять его у него, а затем набросили на его шею черную верёвку. Фатима (А) встала между ними и своим мужем у дверей дома, и Кунфуз ударил её кнутом по руке, так что след от этого удара остался на её руке, как браслет. И Абу Бакр велел сказать Кунфузу: «Бейте её и отдалите её от её мужа!»

И они сломали ей ребро, и у неё произошёл выкидыш ребёнка, которым она была беременна. С тех пор она оставалась в своей постели, пока не умерла мученической смертью.

После этого они повели Али (А), опутанного веревками, к Абу Бакру. Умар приставил меч к его голове, а Халид ибн Валид, Абу Убейда ибн Джаррах, Салим, Муаз ибн Джабаль, Мугира ибн Шуба, Усайд ибн Хусайн, Башир ибн Саид и другие люди сидели вокруг Абу Бакра с мечами в руках.

Али (А) сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я добрался до меча, вы не смогли бы сделать этого! Клянусь Аллахом, я не упрекаю себя в своём усердии, ибо если бы я нашёл сорок помощников, я рассеял бы вас! Да проклянёт Аллах людей, что принесли мне присягу, а потом нарушили её!»

Умар грубо сказал: «Присягай!» Али (А) сказал: «А если я не сделаю этого?» Умар ответил: «Тогда мы убьём тебя, и ты будешь унижен!» Али (А) сказал: «Тогда вы убьёте раба Аллаха и брата Посланника Аллаха».

Абу Бакр сказал: «Ты раб Аллаха, но ты не брат Посланника Аллаха. Мы не признаём этого за тобой».

Али (А) сказал: «Вы отвергаете, что Посланник Аллаха сделал меня своим братом?» И он повторил это три раза. А затем сказал: «О собрание мухаджиров и ансаров! Призываю вас Аллахом, разве вы не слышали, как Посланник Аллаха (С) сказал в день Гадир-Хум то-то и то-то и при битве Табук то-то и то-то?» И он спрашивал их о том, что говорил Посланник Аллаха (С) о нём явно и при всех, и они сказали: «Да, мы слышали это».

Абу Бакр, испугавшись, что они пойдут против него и поддержат Али (А), перебил их и сказал: «Всё, что ты говоришь, мы слышали от Посланника Аллаха (С) своими ушами и сохранили в своих сердцах. Однако я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Аллах почтил нас, Ахль уль-Бейт, и избрал для нас будущий мир, а не ближний, и Аллах не соединит для нас пророчество и халифатˮ».

Али (А) сказал: «Может ли кто-то из сподвижников Посланника Аллаха (С) засвидетельствовать, что он слышал это вместе с тобой?»

Умар сказал: «Правду говорит халиф Посланника Аллаха! Мы слышали это от Посланника Аллаха». И Абу Убейда, Салим, Муаз ибн Джабаль засвидетельствовали, что они слышали это от Посланника Аллаха (С).

Повелитель верующих (А) сказал: «Поистине, вы остались верны тому проклятому договору, который вывесили в Каабе, и вы сговорились после смерти Мухаммада (С) отнять это дело у нас, Ахль уль-Бейт!»

Абу Бакр сказал: «Откуда тебе это знать? Или мы сообщили тебе об этом?»

Али (А) сказал: «О Зубейр, о Салман и Микдад! Скажите, разве вы не слышали, как Посланник Аллаха (С) сказал мне, что такой-то и такой-то (Абу Бакр и Умар), — и он назвал пять имён, — написали договор между собой, в котором условились сделать то, что сделали?»

Они сказали: «Да, клянемся Аллахом! Мы слышали, как он сказал тебе это».

Али (А) сказал: «И я спросил его: “Что мне делать, когда это случится?ˮ Он (Посланник Аллаха) сказал: “Если найдёшь помощников, то сражайся с ними, а если не найдёшь, то не проливая свою кровьˮ. Клянусь Аллахом, если бы те сорок человек, которые присягнули мне, остались верны мне, я сражался бы с вами ради Аллаха, и никто из вашего потомства не мог бы протянуть свои руки к халифату до Судного Дня!».

Затем он повернулся к могиле Посланника Аллаха (С) и сказал: «Люди ослабили меня и готовы были убить меня» (7: 150), — а затем взял руку Абу Бакра и присягнул ему[5].

И они сказали Зубейру: «Принеси присягу!» — но он отказался. Тогда Умар, Халид ибн Валид, Мугира ибн Шуаба и другие набросились на него, отняли меч из его руки и сломали его об землю. И Зубейр сказал, в то время как Умар сидел на его груди: «О сын Суххак, клянусь Аллахом, если бы меч был в моей руке, вы убежали бы от меня!», — а потом он принёс присягу.

Затем они схватили меня (то есть Салмана Фарси) и связали по рукам и ногам, и я был вынужден принести присягу, находясь под принуждением. Затем были принуждены к присяге также Абу Зарр и Микдад. А вся остальная умма присягнула добровольно, кроме нас четверых и Али (А).

И не было никого из нас резче в словах, чем Зубейр. Он сказал Умару: «О сын Суххак! Клянусь Аллахом, если бы не те бывшие рабы, которые помогают тебе, ты не справился бы со мной! Ибо я знаю о твоей трусости и слабости! Однако ты нашёл тех, на кого можно положиться».

Умар пришёл в гнев и сказал: «Зачем ты вспоминаешь Суххак?»

Зубейр сказал: «А что препятствует мне вспоминать её? Она была черной эфиопской рабыней Абдуль-Мутталиба, и Нуфейл совершил с ней прелюбодеяние, от которого у неё родился твой отец Хаттаб. Потом Абдуль-Мутталиб подарил её Хаттабу».

Затем Абу Бакр развёл их в разные стороны, и они разошлись.

 

21. Слова Салмана Умару

Сулейм сказал: 

Я спросил у Салмана: «Ты присягнул Абу Бакру и ничего не сказал?»

Он ответил: «Я сказал ему, после того как присягнул: “Горе тебе до конца времён! Знаете ли вы, что совершили? Вы последовали за примером предыдущих общин и оставили пример вашего Пророка (С). Вы отняли халифат у того, кому он принадлежит!ˮ

Умар сказал: “Теперь, когда ты и твои товарищи принесли присягу, говори что хочешь!ˮ

Я сказал: “Свидетельствую, как я слышал от Посланника Аллаха (С), что на тебе и на твоём товарище (Абу Бакре), которому я принёс присягу, все грехи уммы до Судного Дня, и вы будете наказаны по их числуˮ.

Он сказал: “Говори, что хочешь! Разве твой товарищ не принёс присягу?ˮ

Я сказал: “Свидетельствую также, что в ниспосланных писаниях Аллаха был аят с твоим именем, описанием твоих качеств и происхождения, и было сказано, что ты — врата из врат Адаˮ.

Он сказал: “Говори, что хочешь! Разве Аллах не забрал халифат у Ахль уль-Бейт, которых ты сделал господами для себя?ˮ

Я сказал: “Свидетельствую, что я спросил у Посланника Аллаха (С) о значении этого аята: ‘В тот День никто не будет наказан его наказанием и никто не будет связан, как он’ (89: 25-26)ˮ, и он сказал, что это — тыˮ.

Умар сказал: “Замолчи!ˮ

Я сказал: “Да заставит Аллах тебя замолчать, о раб, рождённый от прелюбодеяния!ˮ

Тогда повелитель верующих (А) сказал мне: “Замолчи, о Салман!ˮ — и я замолчал. Клянусь Аллахом, если бы Али (А) не велел мне это, я рассказал бы Умару обо всём, что было ниспослано о нём и его товарище в Книге Аллаха!»

 

22. Слова повелителя верующих Али (А) об узурпаторах халифата

Затем Али (А) сказал: «О сын Суххак! Ты считаешь, что у нас нет никаких прав, а есть у тебя и сына пожирательницы мух (Абу Бакра)?»

Умар сказал: «Замолчи, Абу Хасан! Разве ты не присягнул только что? Люди стали довольны моим товарищем, и они не довольны тобой как халифом. В чем же мой грех?»

Али (А) сказал: «Однако Аллах и Его Посланник не довольны никем (как халифом), помимо меня. Возрадуйтесь же ты, твой товарищ и все, кто последовал за вами, гневу от Аллаха и Его наказанию! Горе тебе, сын Хаттаба! Знаешь ли ты, что вы сделали и какое преступление совершили — ты и твой товарищ?»

Абу Бакр сказал: «О Умар! Теперь, когда он присягнул, и мы в безопасности от него и его зла, то пусть говорит, что хочет!»

Али (А) сказал: «Я ничего больше не скажу, кроме одного. О Салман, Зубейр, Абу Зарр и Микдад! Помните ли вы, как Посланник Аллаха (С) сказал: “В гробу из огня двенадцать человек: шестеро из первых и шестеро из последних, тот гроб — в яме на дне Геенны, над этой ямой — скала. Когда Аллах желает разжечь Геенну, Он убирает скалу с этой ямы. Обитатели Геенны взывают к Аллаху от ужаса этой ямыˮ. Я спросил его, кто эти двенадцать? И вы слышали, как он ответил: “Шестеро из первых — это сын Адама, убивший своего брата; Фараон фараонов; Нимруд, который спорил с Ибрахимом (А) о его Господе; двое из числа потомков Исраиля, которые заменили свою Книгу и исказили сунну — первый из них придумал иудаизм, а второй придумал христианство, — и шестой Иблис. Что касается шести из последних, то один из них — Даджаль, а пятеро других — заговорщики Сакифы, которые сговорятся против тебя, о мой брат, и станут враждовать с тобой после моей смертиˮ, — и он назвал их имена».

Мы сказали: «Свидетельствуем, что ты сказал истину, и что мы слышали это от Посланника Аллаха (С)».

Усман сказал: «О Абу Хасан! Есть ли у тебя и твоих товарищей хадис обо мне?»

Али (А) сказал: «Да. Я слышал, как Посланник Аллаха (С) проклял тебя, и после этого проклятия не просил прощения у Аллаха за тебя».

Усман пришёл в гнев и сказал: «Какое дело тебе до меня? Ты не оставлял меня в покое со времён Посланника Аллаха (С)».

Зубейр сказал: «Верно, да унизит тебя Аллах!»

Усман сказал: «Клянусь Аллахом, я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Зубейр будет убит, став вероотступником и оставив Исламˮ».

Салман сказал: «Когда мы затем остались наедине с Али (А), он сказал мне: “Усман сказал правду. Зубейр присягнёт мне после убийства Усмана, а потом нарушит эту присягу и умрёт, будучи отступником от Исламаˮ».

Затем Салман сказал: «Люди вышли из Ислама после смерти Посланника Аллаха (С), кроме тех, кто последовал за руководством рода Мухаммада (С). Люди после смерти Посланника Аллаха (С) стали подобны последователям Харуна и последователям тельца. Али подобен Харуну, а Атик (то есть Абу Бакр) — самаритянину. Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Моя умма последует за примером потомков Исраиля, шаг за шагом и след за следомˮ».

 

23. Слова Фатимы (А) об узурпаторах халифата

Имам Садык (А) сказал:

Когда Али (А) вывели из его дома, Фатима (А) пошла за ним следом, и не осталось ни одной женщины из числа хашимитов, не пошедшей вместе с нею. Так она встала около могилы своего отца (С) и сказала им: «Оставьте сына моего дяди! Клянусь Тем, Кто отправил моего отца Мухаммада (С) с истиной, если вы не оставите его, я распущу свои волосы, положу рубаху Посланника Аллаха (С) на мою голову и воззову к Аллаху, велик Он и свят! Пророк Салих, его верблюдица и её дети не ближе к Аллаху, чем мой отец (С), я и мои дети!»

Салман сказал: «Я стоял близко от неё и, клянусь Аллахом, увидел, как столбы и стены мечети задрожали, как будто кто-то хотел поднять их снизу. Я подошёл к ней и сказал: “О моя госпожа! Поистине, Аллах отправил твоего отца (С) как милость, не становись же местью!ˮ И она вернулась в свой дом, и тогда столбы и стены мечети перестали дрожать.

 

[1] Зат Саласиль — местность недалеко от Табука. Это сражение состоялось на восьмом году хиджры.

[2] То есть Иблис говорит, что сегодня, лишив наместников Аллаха их власти, я отомстил Адаму, из-за которого был изгнан и проклят.

[3] Имеется в виду уличная, а не домашняя одежда, то есть прежде всего накидка (аба).

[4] Это племя Абу Бакра.

[5] То, что можно понять в целом из шиитских источников — это то, что Имам Али (А) не присягал Абу Бакру, но  узурпаторы халифата инсценировали присягу, а потом на основе этого распространили слух, будто Али (А) принёс её.

В другом месте книги Сулейма ибн Кейса читаем: «…Потом Умар сказал: “Встань, о сын Абу Талиба, и принеси присягу!ˮ Он сказал: “А если я не сделаю этого?ˮ Умар сказал: “Тогда, клянусь Аллахом, мы отрубим тебе голову!ˮ Тогда он обратился к нему с доводами три раза, а затем протянул руку, не разжимая её (то есть так что она была сжата в кулак), и Абу Бакр ударил по ней и остался доволен этим». («Книга Сулейма ибн Кейса, С. 74).

Тот, кто знает, как приносится присяга по шариату, поймёт, что никакой присяги тут на самом деле не было. Присяга в исламе и у арабов приносится так, что присягающий должен ударить (или провести) своей открытой ладонью по ладони того, кому он присягает. Тут же, наоборот, Имам Али (А) протянул им сжатый кулак, и Абу Бакр сам ударил своей ладонью по его кулаку, как будто он приносит присягу, а не ему её приносят. Иными словами, всем этим Имам Али (А) показал им: я считаю ваше правление незаконным, я ненавижу и презираю вас, а если вы угрожаете мне, то вот вам мой кулак и делайте что хотите. Однако Абу Бакр довольствовался этим, подошёл и ударил своей ладонью по его кулаку, вслед за чем они стали распространять слух, будто данная сцена и была присягой.

В шиитских источниках есть также некоторые другие хадисы, говорящие, что Имам Али (А) принёс присягу Абу Бакру, будучи вынужденным, но все они сводятся к этому — не было никакой присяги, была инсценировка присяги, так что Имам (А) под угрозой убийства всем своим видом показал, что презирает их и не приносит никакой присяги, но они даже это посчитали достаточным и принялись распространять слухи, что он присягнул.

 

5 комментариев

  1. Искатель истины

    Извиняюсь за оффтоп

    Ассаляму алейкум, признает ли Ислам событие произошедшее на горе Синай когда Бог общался с 3 млн иудеев?

    Ответить
    • Админ

      Ва алейкум ассалам. Да, только Он разговаривал не с иудеями, а с Мусой (А).

      Ответить
  2. Shah

    Кто такой фараон фараонов и кто придумал иудаизм? Спасибо.

    Ответить
    • Олжас

      Фараон фараонов- фараон в Коране скорее всего, Иудаизм вроде бы придумал Иуда Искариот

      Ответить
  3. Алишер

    И Абу Бакр велел сказать Кунфузу: «Бейте её и отдалите её от её мужа!»

    И они сломали ей ребро, и у неё произошёл выкидыш ребёнка, которым она была беременна. С тех пор она оставалась в своей постели, пока не умерла мученической смертью.

    Салям алейкум, у меня такой вопрос если Фатима(А) оставалась в постели то, как она затем требовала Фадак?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.