Здесь мы должны сделать небольшое отступление и обратиться к главам 17-20 Апокалипсиса, повествующим о символической судьбе Вавилона. Заметим, что Апокалипсис – книга весьма условно христианская. Она стоит особняком в корпусе христианских текстов, и включена туда скорее по ошибке, потому что противоречит всему строю христианской религии. Вместе с тем, ее пророческое происхождение несомненно. Скорее эта «шиитская» по своему духу книга фиксирует некоторые ключевые смыслы парадигмы Единобожия вообще. Можно согласиться с Розановым, что «никакого нет сомнения, что Апокалипсис — не христианская книга, а — противохристианская… Апокалипсис требует, зовет и велит новую религию. Вот его суть» («Апокалипсис нашего времени»).

В главах Апокалипсиса, посвященных Вавилону, описывается не просто судьба исторического города, но архетипичное соотношение власти земной и власти небесной.

Сначала перед нами встает картина иллюзорной силы и могущества этого символа земного величия, господствующего над всеми «людьми, народами, и племенами, и языками»:

«…И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью мучеников Мессии, и, видя ее, дивился удивлением великим…

И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки».

После картины этого временного торжества земной власти описывается быстрое и бурное падение «великой блудницы», растаявшей, «как снег перед блеском Творца»:

«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее…»

«И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его… Ибо в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле».

Следующее видение переносит нас в зрелище небесного ликования по поводу гибели земного царства мерзости и нечестия, отправившегося в небытие перед светом Истины:

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель».

Далее мы встречаем пророчество о приходе Махди, в блеске и величии утверждающем Царство справедливости на обломках «великой блудницы», и описание осуществляемой им сакральной мести за кровь Пророков, Имамов, святых и праведников:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует.     

 Очи у него как пламень огненный, и на голове его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме его самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя ему: “Слово Божие”(примечаниеименно так в шиитской традиции называют Махди: Худжжату Ллах – Аргумент Бога).

И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре его написано имя: “Царь царей и господин господствующих”.

И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством его.

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст его, и все птицы напитались их трупами».

Как говорит об этом ожидаемом приходе шиитская «Молитва плача»:

Где тот, кто остался от Аллаха на земле,

Что не покинет миры без рода ведущего?

Где тот, кто способен вырвать с корнем угнетателей?

Где тот, кого мы ждем, чтобы исправил он кривду и неправду?

Где тот, кто уничтожит враждебность и гнет?..

Где тот, кто разрушит дворцы лицемерия и язычества?

Где тот, кто уничтожит людей разврата, смуты и нечестия?

Где тот, кто отрубит ветвь блуждания и возмущения?

Где тот, кто сотрет пути страстей и отклонений?

Где тот, кто разрежет путы лжи и искажения?

Где тот, кто обратит в прах гордыню высокомерных?

Где тот, кто сокрушит упорных и неверных?

Где тот, кто унизит врагов и возвысит избранных?

Где тот, кто соберет вместе слова истины?

Где врата Аллаха, через которые Он входит?

Где Лик Аллаха, к которому обращаются святые?

Где тот, кто соединяет небеса и землю воедино?

Где господин победного дня

И где знамя прямого руководства?

Где тот, кто успокоит сердца и исправит нестройное?

Где тот, кто возвратит права Пророков и их сыновей?

Где тот, кто отомстит за кровь погибших при Кербеле?

Согласно шиитской доктрине раджаата, упомянутой в Коране, во время прихода Махди состоится возврат некоторых избранных людей прошлого — как невинно убитых, так и их угнетателей, который получат свое наказание на земле. В предании от Имама Садыка (А) пришло: когда Имам Махди вернется, «утийа ль-мумин фи кабри» — «придут к верующему в могиле», то есть в мире могилы, мире барзах, и скажут: «йа мумин кад захра сахибук» — «о верующий, пришел твой господин», «ва ин таша ан тальхак бихи фальхак» — «и если хочешь присоединиться к нему, присоединяйся», «ва ин таша ан тукима фи карамати мин раббика фааким» — «а если хочешь оставаться в том, что даровал тебе твой  Господь (то есть в раю барзаха), оставайся».

Далее, в примерном соответствии с шиитской доктриной раджаата, излагается устройство царства Справедливости Махди:

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Мессии и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение(то есть раджаат).

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Мессии и будут царствовать с ним тысячу лет.

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской».

Это последнее событие случится после периода царства Махди и всех Имамов, и о нем также сообщает Коран: пришествие Гога и Магога. «Запрет лежит на селениях, которые Мы погубили, и они не вернутся, покуда Гог и Магог не будут выпущены и не устремятся вниз с каждой возвышенности. Приблизится истинное обещание, и тогда закатятся взоры неверующих» (Сура «Пророки», аят 95-97).

Наконец, последним из описываемых событий священной истории становится Воскресение мертвых и Страшный Суд:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет…

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном».

Амин Рамин

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.