Выступление великого аятоллы, марджи ат-таклид Вахида Хорасани о дочери Пророка Фатиме Захре (А), посвященное годовщине ее мученической гибели:

1. Выше разума

Нам необходимо сосредоточиться на понимании одного хадиса. Преданий много, и тех, кто передает их, также много. Мало постижения. Мало как постижения, так и тех, кто постигает. Предания от пречистых Ахль уль-Бейт (А) ввиду своей высоты и величия содержания наталкиваются на непонимание, и реальность Фатимы (А) – тому свидетельство. «Истинный (то есть Бог) выше того, чтобы Его путь был предназначен для всякого входящего» («Ишарат», фасль 27; «Шарху ишарат», Насир уд-Дин Туси, том 3, С. 394).

Суть состоит в том, что Господь Истинный, к Которому мы возвращаемся и Которому принадлежим, выше и возвышеннее, чтобы быть постижимым разумом.

2. Постижение Фатимы Захры (А) есть постижение лейлят уль-кадр (ночи могущества)

От Имама Садыка (А) передается, что он сказал об аяте «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в ночь могущества»: «“Ночь” значит “Фатима”, “могущество” значит “Аллах”. И тот, кто постиг Фатиму (А) истинным постижением – тот постиг ночь могущества. Она названа “Фатимой”, потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения» (Бихар, том 43, С. 65; Тафсир «Фурату ль-куфа», С. 581).

Таково содержание этого риваята, и разговор о каждом предложении в нем может занять огромное время. Что это за сущность, что творения не могут постигнуть ее? Здесь находится тот пункт, над которым самые великие люди человечества, достигнувшие предела совершенства и чистоты мыслей, должны много и много думать.

Фатима Захра (А) есть ночь могущества и обиталище Корана.

В другом аяте говорится: «Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь» (44: 3). В тафсире этого аята также пришло, что «благословенная ночь» — госпожа Фатима (А), и в эту ночь «разделяется всякое мудрое повеление».

В приведенном нами риваяте сказано: «Она названа “Фатимой”, потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения». Понятие «творения» шире, чем «люди»: оно охватывает и людей, и джиннов, доходя до «ангелов, которыми Ты населил небеса, вознеся их от земли» — и Фатима (А) недостижима для понимания всех этих существ.

Куда же мы пришли? И кто эта женщина? Какая истина в ней скрыта, что она стала выше умов и мыслей?
Для понимания этого вопроса необходим твердый разум, воспитанный на доказательствах и доводах, опирающийся на достовернейший источник, каковым является Коран, и прибегающий к помощи достоверной Сунны – чтобы, быть может, в один из дней ему открылся данный великий вопрос.

«...Потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения». Почему? Какая тайна заключена в ней, что творения не в состоянии ее постигнуть?

3. Дуга нисхождения и восхождения человека в Коране

Коран около пятидесяти восьми раз говорит о человеке, и эти аяты распределены в данной мудрой Книге, которую мы не познали:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Йа. Син. Клянусь мудрым Кораном!» (36: 1-2).

Коран есть море мудрости, и высшая сущность, которая присутствует на арене бытия, — то есть человек – также становится в нем предметом разговора. Во всех эти случаях слово «аль-инсан» (человек) использовано с определенным артиклем «аль», кроме одного раза, где оно стоит без определенного артикля, что является предметом отдельного важного обсуждения. Что означает использование повсюду в Коране слова «инсан» (человек) с определенным артиклем, и какой смысл имеет противостояние ему в одном-единственном случае данного слова в неопределенной форме?

Эти аяты начинаются с истока пути человека и заканчиваются его пределом, что является одним из чудес Корана. Об истоке говорится: «Сотворил человека из сгустка» (96: 2), а о пределе: «Милостивый. Он научил Корану, сотворил человека, научил его разъяснению» (55: 1-4).

«Разъяснение» (байан) — это не речь, как полагают. Точнее, это речь, но не только. Это «разъяснение» надо относить к самому Корану, в отношении которого в других аятах используются слова «байан» и «тибьян». Тот Коран, о котором говорится прежде слов «сотворил человека», и тот, о котором сообщается после этих слов, — один и тот же. Но первый привязан к Корану, который читается. Тот же Коран, что упоминается после сотворения человека, относится к сущности, внутренности (батн) человека. И он есть исток его пути.
Аяты Корана о человеке делятся на две части, и в соответствии с ними само человечество разделяется на две отрасли, две ветви – одна идет вниз, другая вверх. Одни опускаются, другие поднимаются. Одна часть людей в аятах относится к дуге нисхождения, другая – к дуге восхождения.

Все пятьдесят восемь упоминаний человека в Коране сведены к одному знаменателю в суре «Человек»: «Разве не прошел для человека срок, когда он не был вещью упоминаемой?» (сура «Человек», аят 1).

Эта сура называется «Человек», но она относится к миру в целом и имеет значение суры обо всем мире возможности (аляму ль-имкан).

4. Адам – сосредоточие мира

Сказал Имам Садык (А): «Поистине, человеческая форма (сурат инсанийа) – величайший довод Аллаха над Его творением, и она есть книга, которую Он написал Своей рукой, и храм (строение – хейкель), который Он построил Своей мудростью, и собрание форм миров, и средоточие знаний Хранимой скрижали (лаух махфуз)...» («Джамиу ссаадат», Мухаммад Махди Нараки, том 1, С. 180, а также «Тафсир Сафи» Кашани, том 1, С. 92)

«Ты мнишь, что ты лишь небольшая вещь,
Но в тебе содержится великий мир»

(Строки стихотворения, приписываемого Имаму Али (А): «Маджму ль-бахрейн», том 1, С. 122).

Мир находит средоточие в Адаме, а Адам в своем нисхождении или восхождении детально описан в Коране, и далее все это находит средоточие в суре «Человек». И сура «Человек» исходит из того же истока.

5. Исток творения человека

«Сотворил человека из сгустка» (96: 2) – здесь речь идет об истоке человека и капле, из которой он произошел: «Пусть посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся, что исходит из хребта и грудных костей» (86: 5-7). Потом это подробное разъяснение снова собрано в короткую фразу, и чудо Корана здесь: он развертывает короткое содержание и делает кратким развернутое.
«Разве не прошел для человека срок...» (сура «Человек», аят 1). Здесь есть момент, который не присутствует в других аятах, где говорится о «капле», «воде ничтожной» (77: 20), «звонкой глине (сальсаль)» (15: 26) и «земле» (22: 5).

Однако в суре «Человек» о моменте прежде начала человека говорится: «Разве не прошел для человека срок, когда он не был вещью упоминаемой?»

Имам Бакир (А), который являлся надлежащим пловцом для моря Корана, говорит: «Он был вещью, но не был упоминаемым» (Тафсир «Маджму ль-байан» Табарси, том 10, С. 213).

В этих словах есть целый мир смыслов: «Он не был вещью упоминаемой», то есть: «Он был вещью, но не был упоминаемым».

А следующий аят повествует о начале человека: «Разве не прошел для человека срок, когда он не был вещью упоминаемой? Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его» (сура «Человек», аяты 1-2).

Это строение, которое Господь воздвиг «Своею силою», имеет ум и плоть. То и другое составлено («смесь»). Плоть составлена из смешанного семени («капли») мужчины и женщины. Ум же составлен из капли смеси разума и страсти. Два элемента есть в теле, два элемента есть в духе, и каждые из двух являются составными. В теле смешались мужчина и женщина, в духе – разум и страсть. «...Испытывая его, и сделали его слышащим, видящим» (сура «Человек», аят 2). Внешность Корана целостная, и его внутренность целостная.

6. Путь человека в дуге восхождения и нисхождения

Путь человека начался с момента, который мы упомянули, чтобы достигнуть того пункта, где «Мы повели его по пути...» (сура «Человек», аят 3). Там, где дерево вырастает из корня, оно делится на два ствола: «...либо благодарным, либо неверным» (сура «Человек», аят 3). Куда растет первый ствол, куда второй?
Тот ствол, который относится к словам «либо благодарным», суть дерево доброе: «Разве ты не видел, как Аллах приводит притчей доброе слово — оно как дерево доброе: корень его тверд, а ветви в небесах. Оно приносит свои плоды в каждый миг с соизволения своего Господа...» (14: 24-25).
Тот же ствол, о котором говорится «либо неверным», есть скверное дерево: «А притча о скверном слове — оно, как скверное дерево, которое вырывается из земли, — нет у него стойкости» (14: 26).

Аяты о дуге нисхождения – все они соответствуют этому второму стволу. А аяты о дуге восхождения относятся к стволу первому. Посмотрите на два следующих аята суры «Человек» в соответствии с этими двумя отраслями: «Мы приготовили для неверных...» — относится к части неверных. «Ведь праведники пьют...» — относится к части благодарных. И потом разговор о первой части людей заканчивается – всё, что есть далее в суре «Человек», относится лишь ко второй части «благодарных».

Об истоке, откуда начинается человек, Бог сказал: «Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его» (сура «Человек», аят 2). Это испытание есть вращение (кальб) и переворачивание (инкилаб). Один вид вращения и переворачивания относится к телу, является телесным: капля (семя) становится сгустком, сгусток – зародышем, пока не достигнет до: «потом Мы вырастили его в другом творении, — благословен же Аллах, лучший из творцов!» (23: 14). Здесь две вещи относятся к эпитету «лучший» (ахсан). С одной стороны, Он лучший в отношении создания другого тела: «потом Мы вырастили его в другом творении». С другой – лучший с точки зрения создания другой души и духа: «Клянусь смоковницей и маслиной, клянусь горой Синаем, клянусь этим безопасным городом! Мы сотворили человека в лучшем сложении» (95: 1-4).

7. Предел пути человека

Это «лучшее сложение» должно получить проявление. Если оно не проявится, то творение останется бесплодным. Секрет здесь в том, что мир как таковой был введением к Адаму. Если Адам не достигнет результата, весь мир не достигнет результата, а если мир не достигнет результата, мудрость его сотворения окажется недействительной. Когда мир дойдет до результата? Когда Адам дойдет до результата. Когда же Адам дойдет до результата? Когда человек достигнет такого состояния, в котором будет говорить: «Мы кормим вас (бедняка, сироту и пленника) только ради лика Аллаха; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности!» (сура «Человек», аят 9).

Почему предел пути именно здесь? Ответ можно найти в суре «Ночь»: «Клянусь ночью, когда она покрывает! Клянусь днем, когда он сияет!» (92: 1-2). Прочитайте эту суру, пока не дойдете до конца: «И нет у Него ни для одного милости, которая должна быть вознаграждена, если только не из стремления к лику Господа его высочайшего: такой будет удовлетворен» (92: 19). Что означает «у Него» (‘индаху)? Это – то же самое «у Него», которое упоминается здесь: «У Него — ключи тайного; знает их только Он» (6: 59). Это место – то же самое, о котором говорится: «У Него – мать книги» (13: 39). Там все факелы потушены. Там все светочи стали мраком. «Своей тьмой Он темнее всякого света»

(Согласно словам повелителя верующих (А): «Нет бога, кроме Него: Своим светом Он светлее всякой тьмы, и Своей тьмой Он темнее всякого света» («Нахдж уль-балага», хутба 182)).

Итак, каждый свет там потушен. Где же тот свет, который достигает туда и не потухает там? Вот что нужно найти. «И нет у Него ни для одного милости, которая должна быть вознаграждена, если только не из стремления к лику Господа его высочайшего». Тому, кто обратится к моменту, о котором говорится здесь, останется только поражение и удивление, и всякая мысль и всякое деяние удалятся.

Самая высшая мысль и самое высшее деяние состоят в том, чтобы «я» достигло полного совершенства. Это – самая высшая степень человечности человека. Но все же тут остается само это «я», и данное «я» есть то, что достигает предельного совершенства.

Однако место, о котором говорит аят, — в нем всякое «я» исчезает, всякое «мы» стирается, и ничего не остается там – ни ближнего мира, ни мира загробного, ни Ада, ни Рая, ни Трона, ни Престола, ни Пера. «И нет у Него ни для одного милости, которая должна быть вознаграждена». Этим сказано: никто перед Ним не имеет ничего. Если кто-то что-то имеет, то перед кем-то другим, но не перед Ним.
Здесь скрыто то, о чем мы говорили. Всякий, кто что-то имеет, имеет не «у Него», не перед Ним. Всё, что имеют обитатели Рая, есть в Раю. Всё, что имеют обитатели сада Эден, есть в саду Эден. Но существует группа тех, кто находится «у Него» (‘индаху). И те, кто находятся «у Него», — они те, кто стерли и удалили всякое «я» от себя. Разум был стерт, воля была стерта. Вот тут мы и подошли к главному вопросу.

8. Повод ниспослания суры «Человек»

Заххак, Муджахед, Ибн Джабир, Ибн Мас‘уд, Ибн Аббас, а также большое количество сподвижников и людей более поздних поколений, согласны и имеют иджму в том, что мы сейчас скажем. Однако я хочу изложить данную тему со ссылкой на Замахшари Хаварезми, который был известным толкователем Корана конца четвертого-начала пятого века по хиджре.

От Ибн Аббаса:

«Хасан и Хусейн заболели. Тогда Посланник Аллаха (С) с некоторым количеством людей отправился навестить их. Они сказали: “О, Абу Хасан (то есть Али)! Если ты принесешь обет (назр), то будет лучше (для их выздоровления)”. Али, Фатима и служанка Фезза принесли обет для Хасана и Хусейна, что если те выздоровеют, они будут три дня держать пост. И вот они выздоровели, и ничего не случилось с ними. Чтобы держать пост, Али взял в долг у иудеев Хейбара несколько мер ячменя»

(«Аль-кашшаф ан хакаики ль-танзили ва уйуни ль-акавили» Замахшари, том 4, С. 197; «Тафсир» Рази, том 30, С. 244; «Тафсир» Байзави, том 5, С. 428).

Ближний мир отчаялся здесь. Тот, кто мог бы наполнить свой дом золотом и драгоценностями, если бы захотел, не имеет даже хлеба, так что должен занять у иудеев несколько мер ячменя! Это и есть тот Ислам, который переворачивает ближний мир. Это – исламская Медина, от которой приходит в смущение мироздание. Глава Ислама и мусульман, благороднейшее семейство в Медине, черта, разграничивающая человечество, имеет столько от материальной жизни, что они должны брать пищу в долг, и даже от иудеев Хейбара!

Кто же пёк хлеба?

«И вот, Фатима намелила муку из одной меры ячменя и испекла пять хлебов по числу членов семейства, и положила их перед ними, чтобы они разговелись после поста. Вдруг к ним пришел бедняк и сказал: “Мир вам, о Ахль уль-Бейт Мухаммада! Я бедняк из мусульман...”».

Обратите внимание: в первый вечер пришел бедняк из мусульман, а в последний – пленный из многобожников. Удивительное — здесь! Этот первый и этот последний могут стать предметом целого моря обсуждения. В первый вечер – свой, в последний – чужой. Важно то, что историю передали с такими подробностями.

«“...Накормите меня, и Аллах накормит вас едою из Рая”. Они отдали ему свою пищу и легли спать голодными, выпив лишь воды. Назавтра они также держали пост. Когда же наступил вечер, и они положили еду перед собой, пришел сирота. Они также отдали ему свою еду. На третий же день к ним пришел пленник, и они снова отдали ему пищу. Когда наступило утро, Али взял Хасана и Хусейна за руки и отправился с ними к Посланнику Аллаха (С). Когда Посланник Аллаха (С) увидел их, они дрожали от голода, подобно птенцам».

Тот, кто был несгибаем при Хейбаре, в присутствии Посланника Аллаха (С) вместе с двумя своими детьми (А) «дрожали от голода, подобно птенцам». Тот, кто смыкается с Троном, чья душа никогда не дрожит, есть сердце Печати Пророков (С). То есть совершенный человек, царственный плод древа бытия.

Но как они выглядели тогда, если тот, кто увидел их (С), сказал: «Как же печалит меня то, что я вижу!»

Как велико это повествование! Такой человек говорит об этом такими словами! «Как же печалит меня то, что я вижу!»

«И он встал».

Зачем встал?

9. Плод дерева творения

Здесь скрыто важное! Важное в том, что «я увидел вас и сорвал плод мира» — то, для чего он был сотворен. Мы должны понять, что в действительности произошло. Пророк (С) срывает плод дерева творения. Он увидел, что они достигли результата, для которого сотворен мир, но при всем этом понимании встает, дабы посмотреть: та, что осталась в доме, — каково ее состояние?

Самое важное – тут.

«И он встал и пошел с ними».

Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха! Они три дня не ели: что должно случиться с женщиной при этом? Она должна быть в крайне слабом состоянии, в постели.

«И увидел Фатиму в ее мехрабе».

Вот это – плод дерева бытия! В каком состоянии она в мехрабе?!

«И увидел Фатиму в ее мехрабе, и живот ее ушел в глубь и прилепился к спине».

Разве только это?

«И живот ее ушел вглубь и прилепился к спине, и глаза ее ввалились. И это опечалило его. Тут спустился Джабраиль и сказал: “Бери ее (эту суру), о Мухаммад! Аллах приветствует тебя среди людей твоего Дома (Ахль уль-Бейт)” – и прочитал ему эту суру».

То есть низвел ему суру «Человек».

«Аллах приветствует тебя» — что это значит? Это значит: «Будь ты благословен, будь ты благословен! Ты довел посланничество до его результата! Ты вырастил плоды на дереве творения, ты воспитал Семейство, которое способно на такое дело, что их состояние таково, как ты видишь! И внутреннее их состоянии (батин) таково же. «Мы кормим вас только ради лика Аллаха» (сура «Человек», аят 9). Здесь значение хадиса должно стать ясным, а толкование оставим на другое время.

10. Ахль уль-Бейт (А) исчезли (фани) в лике Аллаха

Отсюда становится ясным, что Ахль уль-Бейт (А) исчезли в лике Аллаха. И если становится очевидным, что они исчезли в лике Аллаха – о, Замахшари! Бейзави! Салаби! – есть ли у вас разум и понимание? Вы записали этот хадис или нет? Те, кто исчезли в лике Аллаха, — их воля есть воля Аллаха. А значит, больше нет Али (А), нет Фатимы (А), Хасана (А) и Хусейна (А), а то, что есть – лик Аллаха . Если лик Аллаха может быть познан, то Фатима (А) тоже может быть познана. Теперь нам понятны слова: «Она названа “Фатимой”, потому что творения отрезаны (футиму) от ее постижения».

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.