1. Кааба является киблой мусульман и символом единства во всех смыслах: подобно тому, как Аллах один, Коран один, истинная религия одна, Пророк один, Имам времени один — так же и Кааба одна. А потому смысл обхода Каабы (тавафа) во время хаджа — призыв обратиться от множества творений к единству Творца.

У Имама Садыка (А) спросили о том, почему Каабу назвали Каабой. Он сказал: «Потому что Кааба имеет четыре стены и является кубом (мукааб)». У него спросили, почему Кааба имеет четыре стены. Он сказал: «Потому что Бейт аль-мамур (Небесная Кааба, в которую каждый день входят 70 тысяч ангелов) имеет четыре направления». На вопрос «Почему Бейт аль-мамур имеет четыре направления?», Имам (А) сказал: «Ибо Трон Господа имеет четыре стороны. А тайна, почему Трон имеет четыре стороны, в том, что основой Ислама являются четыре слова, и слова эти: „субхана ллахи, валь хамду ли-лляхи, ва ля иляха илла ллаху ва ллаху акбар“. Все прекрасные имена Аллаха вбираются в эти четыре слова. Тасбих (субхана Аллахи — “свят Аллахˮ) отстраняет от Него все недостатки и несовершенства, тамхид (аль-хамду ли-лляхи — “хвала Аллахуˮ) воздает хвалу Его благам и величию, тахлиль (ла иляха илля ллаху — “нет бога, кроме Аллахаˮ) отрицает любое проявление многобожия и язычества, а такбир (аллаху акбар — “Аллах превыше всегоˮ) полагает Его выше любого описания».

(«Илалу шараи», том 2, С 398).

2. Подобно тому как Ислам начался от Каабы — так он и закончится и достигнет своей реализации возле Каабы, потому что выход Имама Махди (А) из сокрытия состоится около неё.

Имам Садык (А) сказал: «Когда выйдет из сокрытия Каим, он войдёт в Запретную мечеть, встанет к кибле спиной к макаму, совершит два ракаата молитвы, потом поднимется и скажет: „О люди! Я — тот, кто ближе всех к Адаму! О люди! Я — тот, кто ближе всех к Ибрахиму! О люди! Я — тот, кто ближе всех к Исмаилу! О люди! Я — тот, кто ближе всех к Мухаммаду!“. Потом поднимет руки к небу и начнёт читать дуа, и будет так молиться, что упадёт на своё лицо, и таково слово Аллаха, велик Он и свят: „Тот, Кто отвечает утеснённому, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас халифами на земле“ (27: 62)».

От него же: «Этот аят ниспослан о Каиме рода Мухаммада. Он, клянусь Аллахом, утеснённый: когда он прочитает в макаме два ракаата и обратится к мольбой к Аллаху, Он ответит ему, и удалит зло, и сделает его халифом на земле».

(«Тафсир Бурхан», том 6, С. 32)

3. Кааба включает в себя четыре угла: рукн шарки (восточный угол), где находится Черный камень, рукн ираки (иракский угол), направленный в сторону Ирака, рукн шами (сирийский угол), направленный в сторону Сирии (Шама), и рукн йамани (йеменский угол), направленный в сторону Йемена. Последний также называется рукн алави (угол Али) или рукн ахли ль-бейт (угол Ахль уль-Бейт), потому что через него мать Имама Али (А) вошла в Каабу, почувствовал наступление родовых схваток. В этом углу до сих пор чудесным образом сама собой появляется трещина, сколько бы его ни заделывали, что отчётливо видно на любом фото или видео Каабы.

12998569_830526643718043_7718953720372631989_n

В Коране читаем:

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكاً وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ

"Первый из Дома (бейта, то есть Ахль уль-Бейт), рождённый (или поставленный) для людей — тот, который в Бакке — благодатный и руководство для миров" (3: 96).

Данный аят говорит про рождение Имама Али (А). Бакка — это Кааба, согласно хадисам Непорочных (А). А аввалу бейтин — первый из бейта, первый из Дома, то есть из Ахль уль-Бейт — это Имам Али, первый Имам, первый из Дома — благодатный и руководство для миров. Слово «вузиа» можно переводить как «поставленный» и как «рождённый».

И дальше Коран говорит: "И тот, кто войдет в него, будет в безопасности« (3: 97). Разве тот, кто войдет в Каабу, будет в безопасности? Сама Кааба в истории была сожжена и разрушена неоднократно. Этот аят означает, что тот, кто присоединится к Али (А) и войдёт в его вилаят, будет в безопасности от Огня и заблуждения.

4. Первая Кааба была создана из багрового рубина и располагалась на сияющем холме. Имам Садык (А) говорит: «Кааба располагалась на белом холме, который сиял, как солнце и луна, — до тех пор, пока Каин не убил Авеля, и тогда он стал черным» («Кафи», том 4, С. 189).

5. Имам Казым (А) сказал: «Когда Ибрахим (А) поселил Хаджар и Исмаила в Мекке, попрощался с ними и отвернулся от них, чтобы вернуться, они заплакали. Ибрахим сказал: “Что заставило вас плакать? Я оставил вас на земле, более всех любимой Аллахом, в святыне Аллахаˮ. И сказала ему Хаджар: “О Ибрахим! Я не видела, чтобы какой-то пророк сделал то, что сделал тыˮ. Он спросил: “А что я сделал?ˮ Она сказала: “Ты оставил слабую женщину и слабого ребёнка, которые ничего не умеют, без помощника, без воды, без посевов и без животного, от которого можно получать молокоˮ.

Услышав её слова, заплакал Ибрахим. И подошёл он к двери Дома Аллаха и сказал, взявшись рукой за столб Каабы: “Господи, я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву, и сделай сердца людей склоняющимися к ним и отдели их плодами, — может быть, они будут благодарны!ˮ

И Аллах повелел Ибрахиму, чтобы он поднялся на гору Абу Кубейс и крикнул с неё, обращаясь ко всем людям: “О собрание творений! Аллах велит вам совершать хадж к этому Дому, который в святой Мекке, — для тех, кто способен совершить путь к нему, как обязанность от Аллаха!ˮ И Ибрахим взошёл на Абу Кубейс и сказал громким голосом: “О собрание творений! Аллах велит вам совершать хадж к этому Дому, который в святой Мекке, — для тех, кто способен совершить путь к нему, как обязанность от Аллаха!ˮ  И Аллах распространил голос Ибрахима, так что его услышали на Востоке и на Западе и на том, что между ними, все те, кого определил Аллах в чреслах мужчин и чревах женщин до Судного Дня. И тут хадж стал обязательным для всех творений, и совершение хаджа в его дни есть ответ на призыв Ибрахима к хаджу в тот день от Аллаха».

(«Тафсир Айаши», том 2, С.232).

6. В ряде хадисов говорится, что даже смотреть на Каабу является поклонением. Имам Али (А) сказал: «Когда вы будете совершать хадж, то старайтесь много смотреть на Дом Аллаха. Ибо у Аллаха сто двадцать милостей для Своего Дома: шестьдесят — для тех, кто совершает таваф вокруг него, сорок — для тех, кто молится около него, и двадцать — для тех, кто смотрит на него». («Бихар», том 96, С. 59).

7. Положение Имама (А) в этом мире подобно положению Каабы, как говорится в хадисе от Фатимы Захры (А): „Имам — как Кааба: люди идут к ней, а не она идёт к людям“. И люди должны вращаться вокруг Имама времени так же, как вращаются вокруг Каабы в хадже.

8. Посланник Аллаха (С) видел Небесную Каабу в мирадже.

Имам Садык (А) сказал: «Аллах, велик Он и свят, когда вознёс Пророка (ДБАР) на семь небес, на первом благословил его, а на втором обучил его обязанностям. И Аллах низвёл покрывало из света: в нём – сорок видов света, что окружали Трон Аллаха; поражают они взоры смотрящих. Один из них – жёлтый, откуда происходит всякое жёлтое, другой из них – красный, откуда происходит всякое красное, третий – белый, откуда происходит всякое белое, а остальные – из других творений света. И узоры на этом покрывале – кольца и цепи из серебра.

Затем он был вознесён на небо, и ангелы устремились к краям неба, и упали в поклоне, и сказали: “Свят Ты и пречист! Как похож этот свет на свет нашего Господа!” И Джабраил сказал: “Аллаху акбар! Аллаху акбар!” И были открыты врата небесные, и собрались ангелы, и стали приветствовать Пророка (ДБАР) толпами, и сказали: “О Мухаммад! Как же твой брат? Когда спустишься, то передай ему от нас приветствие миром!” Он спросил: “Знаете ли вы его?” Он сказали: “Как же мы не знаем его, если завет для него и для тебя был взят с нас, и на нас – завет с его шиитами до Судного Дня, и мы омахиваем (своими крыльями) их лиц пять раз каждый день и ночь?” – то есть во время молитв, — “и мы благословляем тебя и его”».

Далее хадис рассказывает о том, как Аллах возносил Пророка (ДБАР) с неба на небо, каждый раз облекая его в новые сорок светов, и на каждом из небес ангелы приветствовали его и Али (А).

И на четвёртом небе Пророк (ДБАР) спросил у ангелов: «Откуда вы знаете Али (А)?» Они сказали: «Мы знаем его и его шиитов, и они – свет вокруг Трона Аллаха, и, поистине, в Доме обитаемом (бейт мамур) есть скрижаль из света, в ней – книга из света, и в ней – имя Мухаммада, Али, Хасана, Хусейна, Имамов и их шиитов до Судного Дня: не прибавится и не убавится от них ни один человек. И это – наш завет, и читается эта книга нам всем каждый день».

Далее Пророк (ДБАР) говорит: «И было сказано мне: “Подними свою голову, о Мухаммад!” И я поднял голову, и вот, разорвались ступени небесные, и были убраны покровы, и я услышал: “Опусти голову: посмотри, что ты видишь?” И я опустил голову и увидел дом, похожий на этот ваш дом (Каабу), и святыню, похожую на эту вашу святыню (Запретную мечеть). И было сказано мне: “О Мухаммад! Это – святыня, и ты – святыня, и для каждого примера — подобие”. А потом Аллах внушил мне: “О Мухаммад! Подойди к “Сад” и сделай омовение и соверши молитву для твоего Господа!”»

Имам Садык (А) говорит: «И подошёл Посланник Аллаха (ДБАР) к “Сад”, и это – вода, текущая с правой опоры Трона, и зачерпнул воду своей правой рукой, а потому вузу стало начинаться с правой руки. Потом Аллах повелел ему омыть лицо, ибо он смотрел на Его величие. Затем он велел ему омыть правую и левую руку до локтя, ибо он давал своими руками Его слово, и протереть тем, что осталось в его руке, по голове и ногам до щиколоток, ибо Он благословляет его и впускает туда, куда не ступала нога никого прежде.

И это – причина вузу».

(«Кафи», том 3, С. 299; «Бурхан», том 4, С. 508-510).

9. Черный камень является свидетелем клятвы завета, принесённой людьми в мире зарр. Как говорит Имам Али (А), когда он был низведён вместе с Адамом из Рая на землю, он был белым, но почернел от грехов человеческих.

Обряд целования Черного камня связан с праздником Гадир, следующим через несколько дней после хаджа.

Черный камень – это печать клятвы вилаята. В хадисе пришло, что Умар, целуя его, сказал, что в нём нет ни пользы, ни вреда. Имам Али (А) ска­зал ему: «От это­го камня есть и вред, и польза. Ког­да де­ти Ада­ма поклялись в вер­нос­ти Аллаху, Всемогущий запечатал эту клятву, и Чер­ный ка­мень пог­ло­тил ее. В Суд­ный День Черный камень бу­дет сви­де­тельство­вать о вер­нос­ти или невернос­ти детей Адама сво­им клятвам. Поэ­тому, ког­да мы ка­са­емся его, чи­та­ем мо­лит­ву: «О Ал­лах! Я уве­ро­вал в Тебя, в Твою Кни­гу, и я ве­рен клятве»» (Манакиб, С. 494).

У Имама Садыка (А) спросили: «По какой причине Чёрный камень был положен Аллахом в угол Каабы и по какой причине его целуют?» Он сказал: «Черный камень был небесной драгоценностью, взятой из Рая для Адама, и он был положен в угол Каабы по причине завета (мисак), ибо когда Аллах вывел из сынов Адама, из спин их, их потомство, Он взял с них завет на этом месте. Целуют же его ради обновления этого завета и присяги. Разве ты не видишь, что мусульмане говорят, целуя его: “О Ал­лах! Я уве­ро­вал в Тебя, в Твою Кни­гу, и я ве­рен клятвеˮ? Клянусь Аллахом, никто из них не верен клятве, кроме наших шиитов! И Черный камень, клянусь Аллахом, свидетельствует за вас и, клянусь Аллахом, он свидетельствует против них и обвиняет их в вероломстве, отрицании и неверии» («Кафи», том 4, С. 184).

10. Некто спросил у Имама Садыка (А) о значении тавафа вокруг Каабы. Он ответил: «Вот Аллах сказал ангелам: „Я поставлю на земле халифа“». Они сказали: «Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие?» — и Он разгневался на них, и они просили после этого покаяния, и приказал Он им совершать обход вокруг ограды, и это — Дом обитаемый (Бейт мамур), и они пребывали возле него, вращаясь вокруг него семь лет, прося прощения у Аллаха за то, что сказали. И Он простил их за то, что они сказали, и стал доволен ими. И это — корень тавафа: Аллах сделал Запретный Дом подножием Дома обитаемого и местом покаяния для тех, кто согрешил из потомства Адама, и очищением для них».

«Тафсир» Айаши, т. 1, с. 48

11. Ангелы совершают таваф вокруг Небесной Каабы.

От Имама Али (А), что он сказал:

«Поистине, Аллах, велик Он и свят, пожелал сотворить творение Своей дланью, после того как прошло на земле семь тысяч лет джиннов и наснас (творения, похожие на человека, в мифологии известные как „титаны“). И было сотворение Адама по Его замыслу, и Он сорвал завесу с небес и сказал ангелам: „Взгляните на обитателей земли из джиннов и наснас“. И когда ангелы увидели какое нечестие, кровопролитие и разврат творят они на земле, поразились, разгневались и огорчились за обитателей земли. Они не сдержались и сказали: „О Аллах, Ты — Великий, Могучий, Сокрушающий, Огромный, а это — творение Твоё слабое, жалкое, вращающееся в Твоей деснице, живущее Твоим пропитанием и наслаждающееся Твоим уделом. И они выступают против Тебя с такими великими грехами! Разве Ты не разгневаешься на них и не отомстишь им за то, что видишь и слышишь от них? Вот, мы поразились от этого и считаем это тяжким пред Тобою“.

И когда Он услышал это от ангелов, сказал: „Я поставлю на земле халифа“,который будет Моим доводом (худжжат) на Моей земле над Моим творением.

И ангелы сказали: „Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие?“ — как производил нечестие род джиннов, „и проливать кровь“ — как проливал её род джиннов, и будут завидовать друг другу и враждовать друг с другом. Так сделай на земле халифа из нас, ибо мы не завидуем друг другу, и не враждуем друг с другом, и не проливаем кровь, и „мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя“.

Тогда сказал Он: „Я знаю то, что вы не знаете“: Я хочу создать творение Своею дланью, и сделать из его потомства пророков, посланников, праведных рабов и имамов, ведущих по прямому пути, и сделать их Своими халифами на Своей земле, которые будут удерживать их от неподчинения Мне, и предостерегать их от Моего наказания, и вести их к Моей покорности, и шествовать с ними по Моему пути. Я сделаю их доводом для Себя, и над ними — извинение и предостережение. И Я сотру наснас с лица земли, и очищу её от них, и перенесу непокорных джиннов с Моего творения и блага, и поселю их в стихии и на краях земли, и они не будут соседствовать с потомством этого Моего творения. Я сделаю между ними и джиннами завесу, и они не увидят их, и не будут находиться рядом с ним, и не будут смешиваться с ними. А кто ослушается Меня из потомства этого Моего творения, которых Я избрал, — Я поселю их в обиталищах неподчинения и введу их в их обитель, и Я не буду спрошен.

И ангелы сказали: „О наш Господь! Сделай же то, что желаешь! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый!“ (2:32).

И Аллах отдалил их от Трона (за то, что они сказали вначале) на расстояние в пять сотен лет и сказал: «Тоскуйте по Трону и указывайте на него перстами». Затем же взглянул на них, велик Он и свят, и спустилась на них милость, и Он поставил для них Дом обитаемый (Бейт мамур), и сказал: «Совершайте обход вокруг этого Дома и взывайте к Трону, и в этом Моё довольство». И они совершали обход вокруг него, и это — Дом, в который входят семьдесят тысяч ангелов ежедневно, и не возвращаются никогда. И Аллах сделал Дом обитаемый покаянием для населяющих небеса, а Каабу — покаянием для населяющих землю.

«Тафсир Кумми», том 1, с. 52.

12. Хадж — это система символических действий, воссоздающих события, связанные с тем заветом, который Бог заключил со всем человечеством — сначала в мире зарр, когда Аллах сотворил людей из света пророков, а потом собрал их рядами, и встал призывающий у рукна Каабы, прислонившись к Черному камню, и сказал: "Вот Аллах спрашивает вас: «Разве Я не ваш Господь?», и они сказали: «Да, мы свидетельствуем».

Затем этот завет был подтверждён со всеми пророками в этом ближнем мире — до того времени, когда Печать преемников Махди выйдет из сокрытия и, прислонившись к тому же рукну Каабы, скажет: «Присягающий мне — присягает Аллаху: рука Аллаха над их руками».

13. Ритуалы хаджа развёртываются на том же месте, где Ибрахим хотел принести в жертву своего сына Исмаила, но Всевышний заменил его «великой жертвой»: «Мы искупили его великой жертвой. И оставили её для последних (поколений)» (37: 107-108). Баран, которым был заменён Исмаил, стал символом Великой жертвы, оставленной для «последних поколений» — жертвы Хусейна (А). В хадисе от Имама Резы (А) сказано, что Бог в награду за скорбь Ибрахима (А) по Хусейну (А) заменил его скорбь по Исмаилу (А).

Напоминание о Великой жертве совершается в хадже с помощью убоя животного, чьё мясо раздаётся бедным. Сам хадж, таким образом, есть не что иное, как воспроизведение завета Ибрахима, который исполняется через приход Мухаммада (С) и двенадцати Имамов, третий из которых — Хусейн (А).

Исмаил, оставленный в пустыне, испытывал жажду, но она была утолена из источника Зам-Зам. Он должен был быть принесён в жертву, но в последний момент оказался спасён. Однако жажда Хусейна (А) не была утолена, и его жертва стала не символической, а реальной. Окончанием завета с Ибрахимом была Кербела, в которую Имам Хусейн (А) отправился прямо от Каабы, в дни хаджа. Таким образом, Ашура есть глубинный смысл хаджа. Вот почему во многих хадисах говорится, что Кербела выше Мекки.

14. Имам Садык (А) сказал: «Религия будет оставаться, пока остаётся Кааба».

(«Илалу шараи», С. 388).

Амин Рамин

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.