Аят 77

إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَناً قَلِيلاً أُوْلَـئِكَ لاَ خَلاَقَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ وَلاَ يُكَلِّمُهُمُ اللّهُ وَلاَ يَنظُرُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ .77

77. Поистине, те, которые покупают за договор с Аллахом и свои клятвы малую цену, — им нет доли в последней жизни, и не будет беседовать с ними Аллах, и не посмотрит на них в День воскресения, и не очистит их; и им — наказание болезненное!

 

1. Шейх Туси привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Всякий, кто принесёт клятву, чтобы посредством этого присвоить себе имущество своего брата — встретит гнев Аллаха в Судный День. Аллах сказал об этом в Своей Книге: «Поистине, те, которые покупают за договор с Аллахом и свои клятвы малую цену».

И Ашас ибн Кейс сказал: «Этот аят был ниспослан обо мне. Я судился с одним человеком у Посланника Аллаха (С), и он вынес решение по моей клятве»[1].

(«Амали», том 1, С. 368).

 

2. Шейх Туси привёл от Удейя ибн Удейя от его отца:

Амру Кейс и человек из Хазрамаута судились у Посланника Аллаха (С) относительно участка земли. Посланник Аллаха (С) сказал ему: «У тебя есть какое-то свидетельство, что земля принадлежит тебе?» Тот сказал: «Нет». Пророк (С) сказал: «Тогда он принесёт клятву». Тот сказал: «Тогда он присвоит себе мою землю». Посланник Аллаха (С) сказал: «Если он принесёт клятву, чтобы отнять землю, принадлежащую тебе, Аллах не взглянет на него в День воскресения, и не очистит его, и его ждёт мучительное наказание». Услышав это, тот человек испугался и вернул ему его землю.

(«Амали», том 1, С. 368).

 

3. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Этот аят был ниспослан о договорах: «Поистине, те, которые покупают за договор с Аллахом и свои клятвы малую цену, — им нет доли в последней жизни, и не будет беседовать с ними Аллах, и не посмотрит на них в День воскресения, и не очистит их; и им — наказание болезненное». Как войдёт в Рай тот, у кого нет доли в последней жизни?

(«Кафи», том 2, С. 27).

 

4. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах не посмотрит на троих в День воскресения, не очистит их, и им — наказание болезненное: тот, кто притязает на имамат от Аллаха, не принадлежащий ему, кто отвергает Имама от Аллаха и тот, кто говорит: «У такой-то и такого-то (первого и второго узурпатора) есть доля в Исламе».

(«Тафсир Айаши, том 1, С. 201).

 

5. От Исхака ибн Аби Хиляля, что повелитель верующих Али (А) сказал:

Не рассказать ли вам о худшем виде прелюбодеяния? Женщина совершает разврат, и у неё есть муж, и она рожает ребёнка и говорит, что родила от мужа. Она — та, с которой не заговорит Аллах, не взглянет на неё, и не очистит её, и ей — наказание болезненное.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 202).

 

6. От Мухаммада Халаби, что Имам Садык (А) сказал:

На троих Аллах не взглянет в Судный День, не очистит их, и им — наказание болезненное: мужчина без чести (дайюс, то есть мужчина, жена которого имеет отношения с другими мужчинами), сквернослов и просящий у людей, если он наделён имуществом (и не нуждается).

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 202).

 

7. От Абу Хамзы, что Имам Бакир (А) сказал:

На троих Аллах не взглянет в Судный День, не очистит их, и им — наказание болезненное: старый прелюбодей, заносчивый бедняк и тираничный правитель.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 202).

 

8. От Сакуни от Имама Бакира (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

На троих Аллах не взглянет в Судный День, не очистит их, и им — наказание болезненное: волочащий свой подол от гордыни, приукрашивающий свой товар посредством обмана и человек, оказывающий тебе пышный прием, тогда как его сердце наполнено ненавистью.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 203).

 

9. От Абу Зарра, что Посланник Аллаха (С) сказал:

На троих Аллах не взглянет в Судный День, не очистит их, и им — наказание болезненное: волочащий свой подол от гордыни, постоянно попрекающий других и приукрашивающий свой товар посредством обмана.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 203).

 

10. От Сальмана:

На троих Аллах не взглянет в Судный День, не очистит их, и им — наказание болезненное: поседевший прелюбодей, горделивый бедняк и человек, взявший себе клятвы предметом торговли: ничего не продает без клятвы и не покупает без клятвы.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 203).

 

11. От Абу Муаммара Саади, что повелитель верующих (А) сказал:

«И не посмотрит на них в День воскресения» — не взглянет на них с благом, то есть не помилует их. Арабы говорят о господине или правителе: «Ты не смотришь на нас», то есть ты не делаешь нам блага. И таков взгляд Аллаха на Его творения.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 203).

 

Аяты 78-79

وَيَقُولُونَ هُوَ مِنْ عِندِ اللّهِ وَمَا هُوَ مِنْ عِندِ اللّهِ وَيَقُولُونَ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ وَهُمْ يَعْلَمُونَ .78

مَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُؤْتِيَهُ اللّهُ الْكِتَابَ وَالْحُكْمَ وَالنُّبُوَّةَ ثُمَّ يَقُولَ لِلنَّاسِ كُونُواْ عِبَاداً لِّي مِن دُونِ اللّهِ وَلَـكِن كُونُواْ رَبَّانِيِّينَ بِمَا كُنتُمْ تُعَلِّمُونَ الْكِتَابَ وَبِمَا كُنتُمْ تَدْرُسُونَ .79

78. А среди них есть такие, которые своими языками искривляют писание, чтобы вы сочли это писанием, хотя оно и не писание, и говорят: «Это — от Аллаха», а это — не от Аллаха, и говорят они на Аллаха ложь, зная это.

79. Не годится человеку, чтобы ему Аллах даровал писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: «Будьте рабами мне, вместо Аллаха, но будьте наставниками за то, что вы учите писанию, и за то, что вы изучаете».

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

«А среди них есть такие, которые своими языками искривляют писание, чтобы вы сочли это писанием, хотя оно и не писание, и говорят: “Это — от Аллахаˮ, а это — не от Аллаха»: иудеи говорили то, чего не было в Торе и приписывали это Торе. И Аллах обвинил их во лжи.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 114).

 

2. Он также привёл:

«Не годится человеку, чтобы ему Аллах даровал писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: “Будьте рабами мне, вместо Аллаха, но будьте наставниками за то, что вы учите писанию, и за то, что вы изучаетеˮ» — Иса (А) не говорил людям: «Я сотворил вас, а потому будьте мне рабами, помимо Аллаха», но он говорил им: «Будьте наставниками», то есть учёными.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 114).

 

Аят 80

وَلاَ يَأْمُرَكُمْ أَن تَتَّخِذُواْ الْمَلاَئِكَةَ وَالنِّبِيِّيْنَ أَرْبَاباً أَيَأْمُرُكُم بِالْكُفْرِ بَعْدَ إِذْ أَنتُم مُّسْلِمُونَ .80

80. И не прикажет он вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами. Разве Он прикажет вам неверие после того, как вы — предавшиеся?

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Были люди, поклонявшиеся ангелам, и христиане, считающие Ису (А) Господом, и иудеи, сказавшие: «Узейр — сын Аллаха». И Аллах сказал: «И не прикажет он вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами. Разве Он прикажет вам неверие после того, как вы — предавшиеся?»

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 114).

 

[1] Ашас ибн Кейс — один из худших лицемеров и врагов Ахль уль-Бейт (А). Был шпионом Муавии в Куфе, играл одну из главных ролей в подготовке убийства Имама Али (А). Его дочь отравила Имама Хасана (А), а сыновья принимали участие в убийстве Имама Хусейна (А) при Кербеле.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.