Аят 59

إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثِمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ .59

59. Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» — и он стал.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл от Ибн Синана, что Имам Садык (А) сказал:

Когда христиане из Наджрана прибыли к Посланнику Аллаха (С), и главными среди них были Ахтам, Акиб и Сейид, они били в колокол и читали молитвы. Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! Это в твоей мечети?» Он сказал: «Позовите их».

Когда они подошли к нему, сказали: «К чему ты нас призываешь?» Он ответил: «К свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха, а Иисус — раб сотворённый, который ел, пил и справлял нужду».

Они сказали: «А кто был его отцом?» Тогда ему было ниспослано откровение, чтобы он сказал им: «Был ли Адам сотворённым рабом, который ел, пил и справлял нужду?» Они сказали: «Да». Он спросил: «А кто был его отцом?»

Они замолчали и ничего не могли ответить. Тогда было ниспослано: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: “Будь!ˮ — и он стал» — до слов: «...и направим проклятие Аллаха на лжецов» (3: 61).

И Посланник Аллаха (С) сказал: «Давайте же совершил взаимное проклятье: если я прав, то вы будете прокляты, а если вы правы, то я буду проклят». Они сказали: «Ты справедлив», — и договорились о взаимном проклятьи.

Когда же они вернулись к своим домам, их главы Ахтам, Акиб и Сейид сказали: «Если он придёт на взаимное проклятье с людьми из своего народа, то мы будем знать, что он не является пророком, и совершим с ним это проклятье. Если же он придёт со своим семейством, то мы не будем совершать проклятье, ибо никто, кроме правдивого, не приведёт своё семейство».

Когда наступило утро, они пришли к Посланнику Аллаха (С) и увидели с ним повелителя верующих (А), Фатиму (А), Хасана (А) и Хусейна (А). Они спросили: «Кто это с ним?» Им сказали: «Это — сын его дяди, его преемник и его брат Али ибн Аби Талиб, это — его дочь Фатима, а это — его внуки Хасан  и Хусейн». Тогда они стали расходиться, говоря Посланнику Аллаха: «Избавь нас от взаимного проклятья, мы будем подчиняться тебе». И он заключил с ними мир при условии выплаты джизьи.

 

Аят 61

فَمَنْ حَآجَّكَ فِيهِ مِن بَعْدِ مَا جَاءكَ مِنَ الْعِلْمِ فَقُلْ تَعَالَوْاْ نَدْعُ أَبْنَاءنَا وَأَبْنَاءكُمْ وَنِسَاءنَا وَنِسَاءكُمْ وَأَنفُسَنَا وأَنفُسَكُمْ ثُمَّ نَبْتَهِلْ فَنَجْعَل لَّعْنَةَ اللّهِ عَلَى الْكَاذِبِينَ .61

61. Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: «Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов!»

 

1. Шейх Туси привёл от Амира ибн Саида от его отца:

Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал Али (А) три вещи, каждая из которых для меня была бы дороже красных верблюдов. При одной из битв он оставил его вместо себя (в Медине), и Али сказал: «О Посланник Аллаха! Ты оставляешь меня с женщинами и детьми?» Он сказал: «Разве ты не доволен тем, что ты по отношению ко мне — как Харун по отношению к Мусе, разве что после меня нет пророка?»

И я слышал, как в день Хейбара он сказал о нем: «Завтра я дам знамя тому, кто любит Аллаха и Его Посланника, и Аллах и Его Посланник любят его», — и пришёл Али, и он провёл по его глазам, которые болели, своей слюной, и дал ему знамя, и Аллах даровал ему победу.

И когда был ниспослан этот аят: «призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих», Посланник Аллаха (С) позвал Али, Фатиму, Хасана и Хусейна и сказал: «О Аллах, это — моё семейство (Ахль уль-Бейт)».

(«Амали», том 1, С. 313).

 

2. Он также передал от Имама Садыка (А), что Имам Хасан (А) сказал:

Аллах сказал Мухаммаду (С), когда неверующие спорили с ним и отрицали Книгу: «Скажи: “Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов!ˮ»

Тогда Посланник Аллаха (С) в качестве «нас самих» привёл Али, в качестве «наших сыновей» — меня и Хусейна, а в качестве «наших женщин» — Фатиму. Он избрал нас из всех людей. И мы — его семейство, его плоть, кровь и душа, и мы — от него, а он — от нас.

(«Амали», том 2, С. 177).

 

Примечание переводчика:

Слово «нафс», множественное число которого («анфусуна») использовано в данном аяте, имеет в арабском языке несколько значений, прежде всего – «душа», «самость» и «сам». Согласно этому, приведённый аят называет Али ибн Аби Талиба (А) «душой» и «самостью» Пророка (С), «самим» Пророком (С).

Слова «анфусуна» («мы сами») являются лучшим аргументом халифата повелителя верующих (А) после Пророка (С), потому что кто более достоин занять место его преемника, нежели тот, кто является «им самим»?

Удивительно, что при наличии «самости» Пророка, «души» Пророка (С) «ахлу сунна» признают в качестве его халифа человека, который сам говорил, что он не лучше, чем другие мусульмане, и призывал их исправлять себя, если он ошибётся! Если «душа» Пророка (С) остаётся в умме, то каким образом имамат и халифат в этой умме может перейти кому-то другому? Вот почему вопрос о халифате с шиитской точки зрения подобен математике: два плюс два равно четыре. А потому тот, кто отрицает халифат и имамат Али ибн Аби Талиба (А), подобен тому, кто отрицает весь Коран и всю Сунну.

Далее, аят «мубахиля» и такие хадисы, как «Али – от меня, и я – от Али», говорят о том, что Посланник Аллаха (С) и Имам Али (А) – единая реальность. Если в своём земном воплощении они были двумя разными телами, то по своей сущности они неотрывны друг от друга, составляют одно целое. Это можно сравнить с деревом, которое имеет один корень, но разветвляющийся на две части ствол.

 

3. Шейх Муфид привёл, что Имам Казым (А) сказал:

Вся умма, будь то праведные или нечестивцы, согласна, что когда Посланник Аллаха (С) вызвал обитателей Наджрана на взаимное проклятье (мубахиля), он привёл с собой только Али, Фатиму, Хасана и Хусейна (мир им). И сказал Он, велик Он и свят: «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: “Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов!ˮ»

И значение «наших сыновей» — Хасан и Хусейн (А), «наших женщин» — Фатима (А), а «нас самих» — Али (А).

 

4. Шейх Туси привёл от Абу Зарра:

Умар велел Али ибн Аби Талибу (А), Усману, Тальхе, Зубейру, Абдуррахману ибн Ауфу и Сааду ибн Аби Ваккасу войти в дом и велел закрыть за ними дверь, чтобы они в течение трёх дней решили, кто будет следующим халифом. Если пятеро придут к единому мнению, а один отвергнет его, то он должен быть убит. Если четверо придут к единому мнению, а двое отвергнут его, то они должны быть убиты.

И Али ибн Аби Талиб (А) сказал им: «Я хочу, чтобы вы послушали то, что я вам скажу. Если это будет истиной, то примите, а если это будет ложью, то опровергните».

И он упомянул свои достоинства, в числе которых было: «Разве среди вас есть кто-то, относительно кого, а также его жены и детей, Аллах ниспослал бы аят мубахиля? Разве Аллах сделал кого-то из вас душой (нафс) Пророка, кроме меня?» Они сказали: «Нет».

(«Амали», том 2, С. 163).

 

5. И приведено в источниках противников руководства Ахль уль-Бейт (А) от Амира ибн Саада:

Муавия сказал Сааду ибн Аби Ваккасу: «Что удержало тебя от того, чтобы обругать Абу Тураба (то есть Али)?»

Он ответил: «Когда я вспоминаю три вещи, которые сказал о нем Посланник Аллаха, он становится мне дороже любого блага, и я не могу плохо говорить о нем».

Муавия спросил: «О Абу Исхак! Что это за три вещи?»

Абу Исхак сказал: «Я не могу ругать его всякое время, когда вспоминаю, как Посланнику Аллаха (С) было ниспослано откровение, и он взял за руки Али, двух его сыновей Хасана и Хусейна, а также Фатиму, и увлек их с собой под накидку (киса), а потом сказал: “О, Аллах! Поистине, они – люди моего дома (Ахль уль-Бейт)ˮ.

И я не могу ругать его, пока вспоминаю, как Посланник Аллаха (С) оставил Али в Медине, уходя в поход на Табук. И Али сказал: “О, Посланник Аллаха! Оставляешь ли ты меня среди детей и женщин?ˮ Он сказал: “Разве ты не доволен тем, что твое положение по отношению ко мне – как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка?ˮ

И я не могу ругать его, пока помню битву Хейбар, когда Посланник Аллаха (С) вручил ему знамя и сказал: “Сейчас я вручу это знамя тому, кого любят Аллах и Его посланник, и Аллах дарует победу его рукамиˮ. Тогда все мы стали оглядываться, чтобы увидеть, кого он имел в виду. Он спросил: “Где Али?ˮ Ему ответили: “У него разболелись глазаˮ. Он сказал: “Позовите его!ˮ Его позвали, и тогда Посланник Аллаха (С) протер своей слюной его глаза, и вручил ему знамя, и Аллах даровал мусульманам победу его руками.

И когда Аллах ниспослал этот аят: “Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов!ˮ, Посланник Аллаха (С) привёл на мубахиля Али, Фатиму, Хасана и Хусейна».

И передатчик сказал: “Клянусь Аллахом, пока Саад ибн Аби Ваккас был в Медине, Муавия ничего не говорил ему”»

(«Мустадрак» Хакима, том 3, С. 108; «Сахих» Муслима, том 7, С. 120; «Сунан» Тирмизи, том 5, С. 301; «Муснад» Ахмада, том 1, С. 185; «Манакиб» Хаварезми, С. 59).

 

6. Шейх Муфид привёл от Мухаммада ибн Мункадира от его отца от его деда:

Когда Сейид и Акиб, епископы Наджрана, прибыли к Посланнику Аллаха (С) с делегацией из семидесяти всадников, я был с ними. С ними был Казаз, хранитель имущества. Его верховое животное споткнулось, и он сказал: «Несчастен тот, кто идёт к нему!» — то есть к Пророку (С).

Однако его спутник, то есть Акиб, сказал ему: «Это ты несчастный». Он спросил: «Почему?» Тот сказал: «Потому что ты считаешь несчастным пророка Ахмада». Он спросил: «А что ты знаешь об этом?»

Акиб сказал: «Разве ты не читал в четвёртой главе откровения Мессии, что он сказал народу Исраиля: “Как вы невежественны! Умащаете себя благовониями, чтобы хорошо пахнуть перед обитателями этого мира, но внутри себя подобны зловонной мертвечине! О потомки Исраиля! Уверуйте в пророка умми (нигде не учившегося), который придёт в последние времена! Его лицо будет светлым, а верблюд красным. Его объемлет свет, его поведение прекрасно, а одежда груба. Он — господин прошедших поколений и лучший из грядущих. Он будет держаться моей сунны, идти по моему пути и сражаться своими руками с многобожниками из-за меня. Возрадуйтесь же ему, о потомки Исраиля!ˮ.

И Иисус сказал: “Свят, свят этот праведный раб! Моё сердце любит его, хоть глаза и не видятˮ.

И Всевышний внушил ему в откровении: “Он — от тебя, а ты — от него. Он — твой родственник по матери. У него будет мало детей, но много жён. Он будет жить в Мекке и происходить от потомства Ибрахима и благословенной женщины, которая соседствует с твоей матерью в Раю. У него — великое положение. Его глаза спят, но не спит его сердце. Он будет принимать подарки, но не милостыню. У него — источник и замзам до захода солнца, где течет рахик и тасним. Там чаши по числу звёзд на небе, и кто выпьет из него, не будет испытывать жажды никогда. Это — из-за того, что Я возвысил его над всеми посланниками. Его слова будут соответствовать делам, а тайное — явному. Благо ему и его умме, которые живут на его религии и умирают на его Сунне, и через его Ахль уль-Бейт станут верующими, защищенными, убежденными, благословенными. Он выйдет в засушливый год и воззовёт ко Мне — и Я велю небесам пролиться дождём. И Я благословлю всё, чего коснётся его рукаˮ.

Он сказал: “О Господь мой! Как его имя?ˮ Он сказал: “Он — Ахмад, и он — Мухаммад, посланник ко всем творениям, самый близкий ко Мне и избранный у Меня. Я велю то, что он любит, и запрещаю то, что ему ненавистноˮ».

Казаз сказал: «Как же ты узнаешь, что именно он обладает этими качествами?»

Акиб ответил: «Мы разузнаем о нём и посмотрим на его знамения. Если это он, то мы поможем ему и своим имуществом защитим его от людей нашей религии, так что он сам не узнает об этом. Однако если он окажется лжецом, мы помешаем ему возводить ложь на Бога».

Когда они прибыли в Медину, сподвижники Пророка (С) увидели их и сказали: «Мы видели такой караван, подобного которому не встречали среди арабов! У них длинные волосы, и они одеты в одеяние монахов». А Посланник Аллаха (С) тогда был далеко от мечети. Они же вошли в его мечеть, и тут наступило время их молитвы, и они стали молиться там, повернувшись на Восток. Некоторые сподвижники пытались помешать им, но тут подошёл Посланник Аллаха (С) и сказал: «Позовите их!»

Закончив свою молитву, они сели возле него и стали беседовать с ним. И сказали: «О Абу Касим! Расскажи нам про Иисуса!» Он сказал: «Иисус — раб Аллаха, Его посланник, слово, которое Он бросил Марьям, и дух от Него». Тогда один из них сказал: «Нет, он — сын Божий и второй из Троицы». Другой сказал: «Он — один из трёх: Отца и Сына и Святого духа. И мы также слышали, что в Коране, который ниспослан тебе, постоянно говорится: “Мы сотворилиˮ, “Мы сделалиˮ, “Мы создалиˮ, а если бы Бог был одним, там должно было говориться: “Я сотворилˮ, “Я сделалˮ, “Я создалˮ».

Тогда на Пророка (С) снизошло откровение, и было ниспослано начало суры «Семейство Имрана», до 61-го аята: «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: “Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовём и направим проклятие Аллаха на лжецов!ˮ»

Тогда Пророк (С) рассказал им об этом и прочитал им Коран. А потом сказал: «Аллах велел мне совершить с вами мубахиля (взаимное проклятье)». Они сказали: «Мы согласны сделать это завтра». Но между собой условились: «Посмотрим, кого он завтра приведёт с собой: толпу их числа своих сторонников или же своих избранных и близких, ибо они — жила пророчества, и взаимное проклятье совершается только с ними».

И вот, когда наступил завтрашний день, они увидели, как Пророк (С) идёт к ним, и по правую руку от него — Али (А), по левую — Хасан и Хусейн (А), а позади — Фатима (А). На них были наджранские накидки, а Пророк (С) еще имел на плечах накидку из легкой ткани. Он набросил эту накидку между двух деревьев, и они зашли под неё. Он также наполовину вошёл под неё, так что его левое плечо было там, встал, опираясь на свой лук и поднял правую руку для совершения проклятья. Знатные люди, собравшиеся там, смотрели на это. Лица Сейида и Акиба стали жёлтыми, и они задрожали, так что готовы были потерять сознание.

Один из них сказал другому: «Будем совершать проклятье?» Тот ответил: «Разве ты не знаешь, что народ, совершающий взаимное проклятие с пророком, не остаётся в живых, от малого во великого? Лучше не будем делать этого и дадим ему столько имущества и оружия, сколько он хочет, ибо он готов на всё».

И они спросили у него: «С ними нам совершать проклятье?» Он сказал: «Да. Они — лучшие, кто есть на лице земли после меня и ближе всех к Аллаху». Они сказали: «О Мухаммад! Мы будем давать тебе тысячу мечей, тысячу доспехов, тысячу кусков кожи и тысячу динаров. Только разреши нам сначала известить наш народ о том, что произошло!»

Он сказал: «Я согласен и принял это от вас. Клянусь Тем, Кто отправил меня, если бы вы совершили взаимное проклятье со мной и теми, кто под накидкой, Аллах наполнил бы эту долину огнём, и огонь поглотил бы всех, кто следует за вами, в мгновение ока!»

Тогда Джабраил спустился к нему и сказал: «О Мухаммад! Твой Господь приветствует тебя и говорит: “Клянусь Моей славой и величием, если бы ты вместе с теми, кто под накидкой, совершил взаимное проклятие против небес и земли, то небеса распались бы на куски, а земли стали бы обломками!ˮ»

Тогда Пророк (С) поднял свои руки, так что стала видна белизна его подмышек, и сказал: «Проклятье Аллаха над теми, кто будет угнетать вас и отнимать ваши права, которые даровал вам Аллах!»

(«Ихтисас», С. 112).

 

7. Шейх Садук привёл от Райана ибн Сальта:

Имам Реза (А) присутствовал на собрании Мамуна в Мерве, и там было множество ученых из Ирака и Хорасана. И Мамун сказал: «Сообщите мне о значении этого аята: “Потом Мы дали Книгу в наследство тем из Наших рабов, кого Мы избралиˮ» (35: 32). Собравшиеся там ученые сказали: «Аллах имел тут в виду всю умму».

Мамун спросил: «А что ты скажешь, о Абу Хасан?»

И Имам Реза (А) ответил: «Я не скажу, как они говорят, но я скажу: Аллах имел тут в виду пречистый род (итрат)».

Мамун сказал: «Как же Он имел в виду род, а не умму?»

Имам Реза (А) ответил: «Если бы Он имел в виду умму, то все её люди должны быть в Раю, ибо Аллах говорит, велик Он и свят (в том же аяте): “...из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные, есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха; это — великая милость...”. А потом Он говорит, что все они соберутся в Раю: “...сады рая, в которые они войдут, украсившись там браслетами из золота и жемчугом; одеяния их там – шелк” (35: 33). Итак, наследство принадлежит пречистому роду, а не кому-то помимо его».

Мамун сказал: «Кто относится к пречистому роду?»

Имам Реза (А) сказал: «Те, кого описал Аллах, велик Он и свят, в Своей Книге, сказав: “Аллах лишь желает удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить вас полностью” (33: 33), и они – те, о ком Посланник Аллаха (С) сказал: “Я оставляю среди вас две драгоценности – Книгу Аллаха и мой род, людей моего дома (ахль уль-бейт). Они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у Источника. Смотрите же, как вы будете обращаться с ними двумя после меня! Не поучайте их ничему, ибо они более знающие, чем вы”».

Ученые сказали: «Сообщи нам, Абу Хасан, о роде: он является (одной) семьей (аль) или нет?»

Имам Реза (А) ответил: «Он является семьей (аль)».

Тогда они сказали: «Но ведь передано от Посланника Аллаха (С): “моя семья – это моя умма”, и сподвижники передали это по многим путям, а потому семья Мухаммада – это его умма».

Имам Реза (А) спросил их: «Сообщите мне: запрещено ли давать садаку (то есть закят) своей семье?»

— Да.

— Запрещено ли отдавать ее умме?

— Нет.

— В этом разница между семьей и уммой. Куда же вы зашли? Отклонились ли вы от поминания или вышли за пределы? Разве вы не знаете, что наследство и непорочность даны избранным, идущим прямым путем и не даны кому-то кроме них?

— Откуда же ты взял это, о Абу Хасан?

— Из слов Аллаха, велик Он и свят: «Мы уже послали Нуха и Ибрахима и в потомстве их установили пророчество и Книгу. И среди них есть идущий прямым путем, но много из них распутных» (57: 26). И вот, наследниками пророчества и Книги стали идущие прямым путем, а не распутные. Разве не читали вы, как Нух (А) спросил своего Господа: «Господи! Сын мой — из моей семьи, и обещание Твое — истина, и Ты — праведнейший из судей» (11: 45) – и это потому, что Аллах, велик Он и свят, пообещал ему, что спасет его и его семейство. И Аллах сказал ему, велик Он и свят: «О Нух! Он не из твоей семьи; это — дело неправедное; не спрашивай же Меня, о чем ты не знаешь. Я увещаю тебя не быть из числа неведающих» (11: 46).

Мамун спросил: «Превознёс ли Аллах род (итрат) над прочими людьми?»

Имам Реза (А) ответил: «Аллах разъяснил превосходство рода над прочими людьми в твердых аятах Своей Книги».

Мамун сказал: «А где это в Книге Аллаха?»

Имам Реза (А) сказал: «В словах Аллаха, велик Он и свят: “Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха и род Ибрахима и род Имрана пред мирами, как потомство одних от других. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!” (3: 33-34). В другом же месте Аллах говорит, велик Он и свят: “Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости? Ведь Мы даровали роду Ибрахима Писание и мудрость и даровали им великую власть” (4: 54). А потом Он обратился ко всем верующим и сказал: “О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас” (4: 59) – то есть тем, кого Он сочетал с Книгой и мудростью, и им стали завидовать из-за этого. Аллах сказал, велик Он и свят: «Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей щедрости? Ведь Мы даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую власть» (4: 54) – то есть подчинение (людей) избранным, очищенным, и “властьˮ тут имеет значение подчинения им».

Ученые сказали: «Сообщи нам: разъяснил ли Аллах значение “избранности” в Своей Книге?»

— Он разъяснил это во внешнем слое Книги (захир) в двенадцати местах, и это – не говоря о ее сокровенном (батин), — сказал Имам Реза.

И первое — это слова Его, велик Он и свят: «И увещевай твою ближайшую родню» (26: 214). И это – возвышенное положение, великая милость и высокий почет, состоящие в том, что Аллах, велик Он и свят, имел в виду эту семью и упомянул её для Своего Посланника (С).

И второе об избранности — слова Его, велик Он и свят: «Аллах лишь желает удалить от вас скверну, о люди дома, и очистить вас полностью” (33: 33), и это – величие, о котором никто не находится в неведении, кроме заблудшего, упорного, ибо нет величия выше очищенности.

И третье – Аллах выделил очищенных из Своего творения, повелев Своему Пророку (С) совершить взаимное проклятье (мубахила) через них, сказав ему: «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: “Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!”» (3: 61). После этого Пророк (С) привел Али, Хасана, Хусейна и Фатиму, мир им всем, и связал их с самим собой. Знаете ли вы, в чем смысл слов «нас самих и вас самих»?

— Он имел в виду себя (то есть Мухаммад).

— Вы ошиблись. Тут имеется в виду Али ибн Аби Талиб (А), и на это указывают слова Пророка (С): «Или люди племени Валиа прекратят, или я пошлю к ним такого же человека, как я сам» — то есть Али ибн Аби Талиба (А). «Сыновьями» же тут называются Хасан и Хусейн (А), а «женщинами» — Фатима (А). И это – избранность, в которой не превзойдет их никто, и величие, в котором их соучастником не станет ни один человек, и почет, в котором не обгонит их всё творение, когда он сделал Али (А) как самого себя.

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 201).

 

8. Он также привёл от Мухаммада ибн Махмуда, что Имам Казым (А) сказал:

Когда меня привели к Харуну ар-Рашиду, я поздоровался с ним, и он ответил мне, а потом сказал: «О Муса ибн Джафар! Разве у этого халифата есть два халифа, каждый из которых собирает деньги для себя?». Я сказал: «О повелитель верующих! Ты снова слушаешь слова наших врагов? Разве ты не знаешь, что на нас возводится ложь с тех пор, как умер Посланник Аллаха (С)? Теперь же позволь мне во имя твоего родства с Посланником Аллаха (С) привести тебе то, что передал мой отец от своих отцов от Посланника Аллаха (С)».

Харун сказал: «Я позволяю тебе».

Я сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Два родственника, если дотронутся друг до друга, узнают друг другаˮ. Протяни же мне свою руку».

Тогда я подошёл к нему, и он протянул мне руку, потом обнял меня и долго держал, а затем сказал: «Садись, о Муса! Нет на тебе никакой вины!»

Я посмотрел ему в лицо и увидел, что его глаза прослезились. Он сказал: «Ты прав, и прав твой предок Посланник Аллаха (С)! Когда я пожал твою руку, моя кровь пришла в движение, и мои вены заволновались, так что глаза мои прослезились. Я хочу спросить тебя о вещах, которые давно беспокоят меня, но я никогда никого не спрашивал об этом. Если ты ответишь мне, я оставлю тебя и больше никогда не стану верить никому, кто будет говорить мне против тебя. Я знаю, что ты никогда не лжёшь: так ответь мне по правде на эти мои вопросы!»

Я сказал: «То, что я знаю, скажу тебе, если ты гарантируешь мне безопасность».

Он сказал: «Я гарантирую тебе безопасность, если ты скажешь мне правду и оставишь такыйю, которой известны вы, собрание детей Фатимы».

Я сказал: «Спрашивай, о чем желаешь».

Он сказал: «Скажи мне, почему вы выше нас, тогда как мы происходим от одного древа, и все мы — потомки Абдуль-Мутталиба?[2]. Мы — потомки Аббаса, а вы — потомки Абу Талиба, и оба они — дяди Посланника Аллаха (С), которые одинаковы в родстве с ним».

Я сказал: «Мы ближе к Посланнику Аллаха (С)».

Он спросил: «Как это?»

Я сказал: «Абдуллах (отец Пророка) и Абу Талиб были от одного отца и одной матери, а ваш предок Аббас был не от матери Абдуллаха и Абу Талиба».

Харун сказал: «Почему вы думаете, что вы являетесь наследниками Пророка (С), тогда как к моменту смерти Пророка (С) Абу Талиб умер, а Аббас был жив? А ведь если жив дядя, то сыновья дядь не наследуют».

Я сказал: «Если повелитель верующих может, то пусть избавит меня от необходимости отвечать на этот вопрос и задаст любой другой».

Он сказал: «Нет, ты должен ответить!»

Я сказал: «Тогда гарантируй мне безопасность».

Он сказал: «Я уже гарантировал тебе безопасность, прежде чем начал задавать вопросы».

Я сказал: «Али ибн Аби Талиб (А) сказал: “Если есть родной ребёнок, будь то сын или дочь, то наследство не принадлежит никому, кроме родителей, жены или мужаˮ. И не бывает у дяди наследства, если у человека есть родной ребёнок. И этого нет в Книге Аллаха, однако Тейм и Ади (первый и второй узурпаторы) и Омейяды ввели это в религию по своему собственному мнению, без какого-либо довода или хадиса от Пророка (С)».

Харун сказал: «Продолжай, о сын Посланника Аллаха!»

Я сказал: «Другая причина того, почему Аббас не наследовал от Пророка (С), состояла в том, что Посланник Аллаха (С) велел установить договор братства между каждым мухаджиром и ансаром, так что они наследовали друг от друга, хотя и не были родственниками. Однако те, кто не совершил хиджру и остался в Мекке, были лишены наследства, как сказал Аллах: “А те, которые уверовали, но не совершили хиджру, — нет у вас никакой близости к ним, пока они не совершат хиджруˮ (8: 72). А мой дядя Аббас не совершил хиджру».

Харун сказал: «О Муса! Говорил ли ты это раньше нашим врагам? И говорил ли тебе кто-то из факихов об этом?»

Я сказал: «Нет. И никто не спрашивал меня об этом, кроме тебя».

Тогда Харун сказал: «У меня есть другой вопрос. Почему вы разрешаете как вашим шиитам, так и всем другим называть вас сыновьями Посланника Аллаха (С) и обращаться к вам так: “о сын Посланника Аллахаˮ? Тогда как вы — сыновья Али, и сын определяется по своему отцу, а не по матери. Фатима была вашей матерью, а потому Посланник Аллаха (С) — ваш дед со стороны вашей матери».

Я сказал: «О повелитель верующих! Если бы Посланник Аллаха (С) был сейчас жив и посватался к одной из ваших дочерей, вы согласились бы отдать её за него?»

Он сказал: «Пречист Аллах! Конечно, и я гордился бы этим перед арабами и неарабами!»

Я сказал: «Однако он не смог бы свататься к моим дочерям, и я не отдал бы их за него».

Он спросил: «Почему же?»

Я сказал: «Потому что он — мой родитель, а не ваш».

Он сказал: «Но почему вы говорите, что Посланник Аллаха (С) — ваш родитель, тогда как он не оставил после себя потомства мужского пола? Вы — потомки его дочери, а родство считается по мужской, а не по женской линии».

Я сказал: «Аллах говорит в Своей Книге: “И даровали Мы ему Исхака и Йакуба; всех Мы вели прямым путем; И Нуха вели раньше, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, и Айюба, и Йусуфа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахью, и Ису, и Ильяса, — они все из праведныхˮ (6: 84-85). Кто отец Исы (А), о повелитель верующих?»

Он сказал: «У Исы (А) не было отца».

Я сказал: «Однако мы считаем его потомком других пророков через Марьям. И точно так же мы являемся потомками Посланника Аллаха (С) через нашу мать Фатиму (А)».

Потом я сказал: «Добавить тебе, о повелитель верующих?»

Он сказал: «Да».

Я сказал: «Аллах говорит: “Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: ‘Приходите, призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!’ˮ (3: 61). И он позвал для мубахиля (взаимного проклятья) с христианами Али ибн Аби Талиба (А), Фатиму (А), Хасана (А) и Хусейна (А). И под “нашими сыновьямиˮ Аллах имел в виду Хасана (А) и Хусейна (А), под “нашими женщинамиˮ Фатиму (А), под “нами самимиˮ — Али ибн Аби Талиба (А). И все согласны, что Джабраил при Ухуде сказал: “О Мухаммад! Какая это помощь от Али!ˮ. И он сказал: “Потому что он — от меня, и я — от негоˮ. Джабраил сказал: “И я от вас двоих!ˮ. А потом сказал: “Нет храбреца, кроме Али, и нет меча, кроме зуль-фикара!ˮ. И это — как сказал Аллах про Ибрахима Халиля (А): “Мы слышали юношу (храбреца), который поминал их, которого зовут Ибрахимˮ (21: 60). Мы, сыновья твоего дяди, гордимся тем, что Джабраил  сказал, что он — от нас».

 

9. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

У повелителя верующих (А) спросили о его достоинствах, и он назвал некоторые из них. Они сказали: «Расскажи еще». Он сказал: «К Посланнику Аллаха (С) пришли два ученых из числа христиан Наджрана, и они стали говорить про Иисуса (А). Тогда Аллах ниспослал этот аят: “Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: ‘Будь!’ — и он сталˮ. А потом Посланник Аллаха (С) пришёл, держа за руку Али, Хасана, Хусейна и Фатиму (А), протянул свою ладонь, держа пальцы расставленными, и вызвал их на мубахиля.

И Имам Бакир (А) сказал: «Такова была мубахиля — он положил одну свою руку в другую и поднял их к небу. И когда христиане увидели его, один из них сказал другому: “Клянусь Богом, если он на самом деле пророк, то мы погибнем. А если он не пророк, то нам угрожает его народˮ, — и они отказались от проклятья и ушли».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 199).

 

10. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Если бы Он сказал: «Придите, воззовём и направим проклятие Аллаха на вас!», они не пришли бы на проклятье. Аллах знал, что Пророк (С) донесёт послание от Него, и что он не является лжецом.

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 199).

 

11. Он также привёл от Абу Джафара Ахваля:

Имам Садык (А) сказал мне: «Что говорят курайшиты о хумсе?»

Я сказал: «Они говорят, что он принадлежит им».

Он сказал: «Клянусь Аллахом, они несправедливы! Если бы дело дошло до мубахиля, они совершили бы мубахиля с нами. Если бы дело дошло до войны, они воевали бы с нами. Как же мы и они могут быть вместе?»

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 200).

 

12. От Ахваля:

Я сказал Имаму Садыку (А) нечто из того, что отрицают люди. Он сказал: «Скажи им, что курайшиты говорят: “Мы — близкие Пророка (С), которым принадлежит добычаˮ. И скажи им: “В день Бадр Посланник Аллаха (С) не позвал с собой на битву никого, кроме своего Ахль уль-Бейт, а в день мубахиля он пришёл с Али, Фатимой, Хасаном и Хусейном (А)ˮ. Считают ли они после этого, что нам принадлежит горькое, а им сладкое?»

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 200).

 

[1] Аббасиды — потомки Аббаса, дяди Посланника Аллаха (С). В свою очередь, Ахль уль-Бейт (А) — потомки Абу Талиба, другого дяди Посланника Аллаха (С), который был отцом Имама Али (А). Поэтому Харун сказал: «Все мы — потомки Абдуль-Мутталиба». Абдуль-Мутталиб — дед Посланника Аллаха (С) и отец Аббаса и Абу Талиба.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.