Аят 121

وَإِذْ غَدَوْتَ مِنْ أَهْلِكَ تُبَوِّئُ الْمُؤْمِنِينَ مَقَاعِدَ لِلْقِتَالِ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ .121

121. И вот утром ты ушел от семьи своей, устанавливая верующих для сражения, а Аллах — Слышащий, Знающий.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Причиной ниспослания этого аята было то, что курайшиты вышли из Мекки, желая войны с Посланником Аллаха (С), и он вышел, чтобы искать место для битвы.

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 118).

 

2. Ибн Шахр-Ашуб привёл:

Этот аят был ниспослан о дне Ухуда, о дне Михраса (так назывался колодец, и день Михраса — это день Ухуда). Так передано от Имама Бакира (А).

(«Манакиб», том 1, С. 191).

 

3. Он также привёл от Имама Садыка (А) и от Ибн Масуда:

Абу Суфьян направился на эту битву с тремя тысячами курайшитов, и говорят также — с двумя тысячами. Среди них было двести всадников, а у других было семьсот кольчуг.

(«Манакиб», том 1, С. 191).

 

Аят 122

إِذْ هَمَّت طَّآئِفَتَانِ مِنكُمْ أَن تَفْشَلاَ وَاللّهُ وَلِيُّهُمَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ .122

122. Вот задумали два отряда из вас оробеть, а Аллах — их помощник: на Аллаха пусть полагаются верующие!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

Этот аят был ниспослан об Абдуллахе ибн Убейе и людях из числа его товарищей, которые последовали за ним, не вышли на битву и оставили помощь Посланнику Аллаха (С).

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 118).

 

Аят 123

وَلَقَدْ نَصَرَكُمُ اللّهُ بِبَدْرٍ وَأَنتُمْ أَذِلَّةٌ فَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ .123

123. Уже помог вам Аллах при Бадре, когда вы были унижены. Страшитесь же Аллаха — может быть, вы окажетесь благодарными!

 

1. Али ибн Ибрахим привёл:

При Бадре было убито семьдесят (многобожников) и взято в плен семьдесят. И когда курайшиты вернулись в Мекку после Бадра, Абу Суфьян сказал: «О собрание курайшитов! Не давайте вашим женщинам плакать по вашим убитым! Ибо плач и слезы удалят вашу печаль и ненависть к Мухаммаду, и он и его сподвижники будут смеяться над вами!»

При Ухуде же они разрешили своим женщинам плакать и причитать. Желая сражаться с Посланником Аллаха (С), они обратились к своим союзникам, таким как племя Кинана и другие, и собрали большое войско с множеством оружия, и вышли из Мекки три тысячи всадников и две тысячи пеших воинов. Они взяли с собой женщин, дабы те напоминали им, что случилось при Бадре, и побуждали к сражению с Посланником Аллаха (С). Абу Суфьян взял с собой Хинд бинт Утбу (его жену, мать Муавии), и вышла с ними Умра бинт Алькама Харисия.

Посланник Аллаха (С) собрал своих сподвижников и сказал им: «Аллах сообщил, что курайшиты собираются взять Медину». И он стал побуждать своих сподвижников к сражению и выходу (из города). Абдуллах ибн Убей и его товарищи сказали: «О Посланник Аллаха! Не выходи из Медины! Давайте будет сражаться с ними на улицах города, так чтобы рабы, слабые мужчины и женщины могли принимать в этом участие, бросая в них камни с крыш домов. Никогда не было так, чтобы нас побеждали в городе, но всегда, когда мы выходили из города, чтобы встретиться с нашими врагами, они побеждали нас».

Тогда встал Саад ибн Мааз, да помилует его Аллаха, вместе со своими товарищами из племени Аус, и сказал: «О Посланник Аллаха! До сих пор арабы не могли покуситься на нас, даже когда мы были многобожниками. Как же теперь они смогут это, если ты среди нас? О нет! Давайте выйдем к ним и сразимся с ними! Кто будет убит из нашего числа — станет мучеником, а кто останется в живых — тот будет из числа сражавшихся на пути Аллаха».

Тогда Посланник Аллаха (С) вышел с некоторыми из своих сподвижников, чтобы найти место для битвы, как сказал Аллах: «И вот утром ты ушел от семьи своей, устанавливая верующих для сражения». И сказал Он: «Вот задумали два отряда из вас оробеть» — имея в виду Абдуллаха ибн Убейя и его товарищей.

Посланник Аллаха (С) разместил свой лагерь поблизости от дороги в Ирак. Абдуллах ибн Убей, его товарищи и некоторые из племени Хазрадж, которые послушались его, отказались принимать участие в битве. Когда курайшиты достигли Ухуда, с Посланником Аллаха (С) было семьсот человек. Он разместил Абдуллаха ибн Джубейра с пятьюдесятью лучниками у входа в ущелье, страшась, что войска многобожников, оставшиеся в засаде, пройдут там (и нападут на мусульман). И он сказал им: «Даже если вы увидите, что мы погнали их до Мекки, не оставляйте свои позиции! И если вы увидите, что они погнали нас до Медины, тоже не оставляйте свои позиции!»

Абу Суфьян же оставил Халида ибн Валида с двумястами всадниками в засаде и сказал им: «Когда увидите, как мы сражаемся с ними, нападите на них со стороны этого ущелья, так что вы окажетесь сзади них». Когда появились всадники, Посланник Аллаха (С) дал своё знамя повелителю верующих Али (А), и ансары напали на многобожников Курайша и нанесли им тяжелое поражение, так что те обратились в бегство.

Тогда Халид ибн Валид попытался пройти через ущелье, но люди Абдуллаха ибн Джубейра встретили их стрелами, и они были вынуждены вернуться. Однако когда они увидели, как сподвижники Посланника Аллаха (С) преследуют курайшитов, сказали Абдуллаху ибн Джубейру: «Что ты держишь нас здесь? Они уже захватили добычу, а мы останемся без добычи!» Он сказал им: «Побойтесь Аллаха! Посланник Аллаха сказал нам, чтобы мы не покидали свои места». Однако они не послушались его и стали уходить человек за человеком, так что Абдуллах ибн Джубейр остался там с двенадцатью людьми.

Знамя курайшитов было в руках Тальхи ибн Аби Тальхи Адави из числа сыновей Абдульдара. Он вышел вперед, крича: «О Мухаммад! Вы думаете, что своими мечами отправите нас в огонь, а мы отправил вас в рай?! Кто из вас хочет отправиться в рай — пусть выходит против меня!»

Тогда против него вышел повелитель верующих (А), говоря:

«О Тальха! Если ты таков, как говоришь,

вам — кони, а нам — мечи,

выйди же, чтобы посмотреть, кто из нас будет убит,

и кто из нас ближе к тому, что ты сказал!

Против тебя вышел храбрый лев,

с мечом без зазубрин:

ему помогают Сокрушающий помощник и Посланник!»

Тальха сказал: «Кто ты, о юноша?» Он ответил: «Я — Али ибн Аби Талиб». Тот сказал: «О Кузым! Ты знаешь, что никто, кроме тебя, не решится выйти против меня!» Тогда он напал на него и хотел нанести удар, но Али (А) отразил его, а затем сам нанес ему такой удар, что отрубил обе его ноги, и тот упал на спину, и упало их знамя. Али (А) хотел подойти и убить его, но тот взмолился о пощаде. Тогда Али (А) отвернулся от него и ушёл. Мусульмане спросили: «Почему ты не прикончил его?» Он сказал: «Я нанес ему такой удар, от которого никто не останется в живых».

Тогда знамя многобожников взял Абу Саид ибн Аби Тальха, и Али (А) убил его, и знамя упало на землю. Его взял Усман ибн Аби Тальха, и Али (А) убил его, и знамя упало на землю. Его взял Мусафи ибн Аби Тальха, и Али (А) убил его, и знамя упало на землю. Его взял Харис ибн Аби Тальха, и Али (А) убил его, и знамя упало на землю. Его взял Абу Азиз ибн Усман, и Али (А) убил его, и знамя упало на землю. Его взял Абдуллах ибн Джамиля ибн Зухейр, и Али (А) убил его, и знамя упало на землю. И Али (А) убил в тот день девять сыновей Абдульдара, последний из которых — Артат ибн Шархабиль, и знамя опять упало на землю. Его взял их раб Саваб, и Али (А) ударил его по правой руке и отрубил её, и знамя упало на землю. Он взял его левой рукой, и Али (А) отрубил его левую руку, и знамя упало на землю. Тогда его схватила Умра бинт Алькама Харисия.

Однако в это время Халид ибн Валид напал на Абдуллаха ибн Джубейра, который был оставлен своими сподвижниками, кроме немногих из них. Халид убил их и обрушился на мусульман с тыла. Увидев знамя, которое было снова поднято, бегущие курайшиты воспряли духом и стали собираться вокруг него. Халид ибн Валид стал убивать сподвижников Посланника Аллаха (С), и в тот день они потерпели тяжёлое поражение и стали взбираться на соседние горы и бежать в разные стороны. Увидев их бегство, Посланник Аллаха (С) обнажил свою голову и сказал: «Куда вы бежите? Я — Посланник Аллаха. Куда же вы бежите от Аллаха и Его Посланника?»

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 118).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл от Хишама:

У Имама Садыка (А) спросили о том, почему Тальха ибн Аби Тальха, выйдя против Али (А) в день Ухуда, назвал его «Кузымом» («ломающим зубы»). Он сказал: «Когда Посланник Аллаха (С) был в Мекке, никто не мог причинить ему вред из-за Абу Талиба. Тогда они стали натравливать на него детей, чтобы те бросали в него камнями и землёй, когда он выходил из дома. Посланник Аллаха (С) пожаловался на это Али (который тогда тоже по возрасту был ребёнком). Он сказал: «Да будут твоей жертвой мои отец и мать, о Посланник Аллаха! Когда ты выйдешь из дома, возьми меня с собой!» В следующий раз он вышел вместе с Али (А). Дети, как обычно, принялись кидать в Пророка (С) камнями и землёй. Тогда Али (А) набросился на них, ударяя их по лицам, носам и ушам. Те вернулись к своим отцам, плача и говоря: «Али сломал нам зубы (казама)!» После этого его стали называть «Кузым».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 121).

 

3. Али ибн Ибрахим привёл от Абу Ваиля, брата Ибн Салмы:

Я шёл по дороге вместе с Умаром ибн Хаттабом. Тут я услышал, как он застонал. Я сказал: «Что с тобой, о Умар?» Он сказал: «Горе тебе! Разве ты не видишь сокрушающего льва, Кузыма и сына Кузыма, который устремляется на тиранов и нечестивцев с двумя мечами и знаменем?» Я сказал: «Это Али ибн Аби Талиб».

Умар сказал: «Подойди ближе, чтобы я рассказал тебе о его храбрости! В день Ухуда мы присягнули Посланнику Аллаха (С) на том, что мы не убежим в битве, и кто убежит из нас — тот заблудший, а кто будет убит — тот мученик за веру, и Посланник Аллаха (С) обещает ему это. Но вот, на нас обрушилась сотня групп воинов, в каждой из которых была еще сотня, и мы бросились бежать. Тогда я увидел Али, который был подобен молодому льву. Он взял горсть земли и бросил в наши лица, сказав: «Да пропадут ваши лица! Куда вы бежите?! В Огонь?»

Однако мы продолжали бежать. Тогда он вернулся к нам второй раз, и в руках его был меч, с которого стекала смерть. Он закричал: «Вы присягнули, а потом предали?! Клянусь Аллахом, вы больше достойны убийства, чем те, кого я убиваю!»

Тут я посмотрел в его глаза и увидел, что они подобны двум горящим углям или двум чашам, наполненным кровью. Я испугался, что он обрушится на нас, и сказал ему: «О Абу Хасан! Аллах, Аллах! Арабы нападают и арабы убегают! Нападение сгладит последствия бегства».

Он как будто застеснялся и отвернулся от меня. И до сих пор тот страх, который я испытал тогда, не уходит из моего сердца».

Далее идут слова Али ибн Ибрахима Кумми в передаче от Имама Бакира или Садыка, мир им:

И не осталось с Посланником Аллаха (С) никого, кроме Абу Даджана Ансари, Саммака ибн Харша и Али (А). Всякий раз, когда враги нападали на Пророка (С), Али (А) встречал их и отражал их нападение, пока его меч не сломался. И осталась с Посланником Аллаха (С) женщина по имени Насиба бинт Кааб Мазиния. Она выходила с Посланником Аллаха (С) на его битвы, чтобы лечить раненых. Её сын был с ней, и он тоже хотел бежать, но она сказала ему: «О сын мой! Куда ты хочешь убежать от Аллаха и Его Посланника?» Он вернулся, и тут на него напал один из врагов и убил его. Тогда она схватила меч своего сына и пошла с ним на того человека, ударила его по бедру и убила его. И Посланник Аллаха (С) сказал: «Да благословит тебя Аллах, о Насиба!» И она защищала Посланника Аллаха (С) своими руками и телом, пока не оказалась покрыта множеством ранений.

И вышел Ибн Камиа, выкрикивая: «Покажите мне Мухаммада! Я не останусь в живых, если он останется в живых!» И он ударил его по шее (ударил Мухаммада или какого-то другого человека) и стал кричать: «Мухаммад убит, клянусь Ал-Лат и Уззой!»

Когда меч Али (А) сломался, он пришёл к Посланнику Аллаха (С) и сказал: «О Посланник Аллаха! Мужчина должен сражаться оружием, а мой меч сломался!» Тогда Пророк (С) дал ему свой меч Зуль-фикар и сказал: «Сражайся этим». И кто бы ни нападал на Посланника Аллаха (С) — его встречал повелитель верующих (А). Увидев его, они возвращались.

Посланник Аллаха (С) переместился в сторону горы возле Ухуда и остановился там. Его сподвижники бежали, и повелитель верующих (А) сражался с многобожниками, убивая их, так что ему были нанесены девяносто ран в лицо, голову, грудь, живот, руки и ноги. И они бежали от него, и раздался глас с неба: «Нет храбреца, кроме Али, и нет меча, кроме Зуль-фикара!»

И спустился Джабраил к Мухаммаду (С) и сказал: «О Мухаммад! Это — клянусь Аллахом, истинная преданность!» Пророк (С) сказал: «Потому что я — от него, а он — от меня». Джабраил сказал: «И я — от вас обоих».

В это время Хинд ибн Утба (жена Абу Суфьяна, мать Муавии) стояла в середине войска курайшитов, подбадривая всякого, кто уставал и возвращался обратно, говоря ему: «Поистине, ты — женщина! Иди нанеси себе сурьму!»

Хамза ибн Абдуль-Мутталиб (дядя Пророка) нападал на курайшитов, и никто не мог устоять перед ним. Хинд же пообещала Вахши, что если он убьёт Мухаммада, Али или Хамзу, она даст ему всё, что он захочет. Вахши был рабом Джубейра ибн Мутама, и был он эфиопом. Он сказал: «Что касается Мухаммада, то я не смогу пробраться к нему. Что касается Али, то я вижу, как хорошо он защищается. Я подкрадусь к Хамзе».

Вахши сказал: «Я видел, как Хамза, сражаясь, прошёл мимо меня и направился к реке. Там он упал (оступившись или будучи ранен врагами). Тогда я подбежал к нему и вонзил своё копьё ему в бок, так что оно вышло с другой стороны, залитое его кровью. Я подошёл к нему, вспорол ему живот и вырезал оттуда печень. Подойдя с ней к Хинд, я сказал ей: “Это — печень Хамзыˮ. Тогда она взяла её, положила к себе в рот и стала жевать».

Однако Аллах сделал эту печень в её рту подобной твёрдой кости, так что она отбросила её. И Аллах отправил ангела, который взял эту печень и положил обратно (в тело Хамзы). Имам Садык (А) сказал: «Аллах отверг то, чтобы какая-то часть тела Хамзы вошла в Огонь». И Хинд подошла к нему, отрезала его мужской орган и уши и сделала из них амулет, который повесила себе на шею. И она также отрезала его руки и ноги.

Тут люди стали возвращаться, и курайшиты разместились на одной из гор. Абу Суфьян, стоя на горе, провозгласил: «Славься, Хубал!» Тогда Посланник Аллаха (С) велел Али (А): «Скажи ему: Аллах превыше всего и славнее всего!» Абу Суфьян ответил ему: «О Али! Хубал наделил нас!» Али (А) сказал: «Поистине, Аллах наделил нас!» Тогда Абу Суфьян сказал: «О Али! Заклинаю тебя Ал-Лат и Уззой! Убит ли Мухаммад?» Али (А) ответил: «Да проклянёт тебя Аллах и проклянёт Ал-Лат и Уззу вместе с тобой! Клянусь Аллахом, Мухаммад не убит, и он слышит твои слова!» Абу Суфьян сказал: «Тебе стоит больше верить. Да проклянёт Аллах Ибн Камиа, который сказал, что убил Мухаммада!»

Ханзаля ибн Аби Амир был из племени Хазрадж и женился в ту самую ночь, что предшествовала битве при Ухуде, на дочери Абдуллаха ибн Убейя Салуля, и он остался с ней в эту ночь, и попросил у Посланника Аллаха (С) разрешение остаться у неё. И Аллах ниспослал: «Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника. И когда они бывают вместе с ним в общем деле, то не уходят, пока не попросят у него позволения. Поистине, те, которые просят у тебя позволения, — это те, которые веруют в Аллаха и Его посланника. И когда они попросят у тебя позволения для какого-нибудь их дела, то давай разрешения, кому хочешь из них» (24: 62), — и Посланник Аллаха (С) разрешил ему.

И он вышел утром после этого на битву, будучи в состоянии полового осквернения. Когда он вышел, его жена послала к нему четырех человек из числа ансаров, дабы они взяли у него свидетельство, что он был с ней. Они спросили у неё: «Почему ты сделала это?» Она сказала: «Я видела во сне, что небеса распахнулись, и Ханзаля был поднят на них, а потом они снова закрылись. Тогда я поняла, что он станет мучеником. А потому я хотела, чтобы были свидетели, если я забеременею от него».

Когда Ханзаля вышел на битву, он увидел Абу Суфьяна, восседающего на коне и разъезжающего на нем между рядов. Он устремился к нему и нанес удар по ноге его коня. Абу Суфьян упал на землю и стал кричать: «О собрание курайшитов! Я — Абу Суфьян, а это — Ханзаля, желающий убить меня!» Тогда один из многобожников подбежал и вонзил в Ханзалю своё копьё. Тот вместе с этим копьём напал на него и убил его, а потом сам упал на землю рядом с Хамзой, Амру ибн Джумухом, Абдуллахом ибн Хазамом и группой из ансаров. И Посланник Аллаха (С) сказал: «Я видел ангелов, делающих Ханзале между небесами и землёй омовение водою Музн из золотых чаш». После этого его стали называть «тот, кому делали омовение ангелы».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 122).

 

4. Абу Али Табарси привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) взглянул на Джабраила между небом и землёй на престоле из золота, и он провозглашал: «Нет храбеца, кроме Али, и нет меча, кроме Зуль-фикара!»

(«Маджму байан», том 2, С. 379).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.