Аят 104

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ .104

104. И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого. Они — преуспевшие.

 

1. Али ибн Ибрахим привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру» — этот аят говорит о роде Мухаммада (С). И кто последовал за ними -«призывает к добру, приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 116).

 

2. Шейх Кулейни привёл от Мусада ибн Садака:

У Имама Садыка (А) спросили о повелении к одобряемому и удержании от порицаемого: обязательно ли это для всей уммы?

Он сказал: «Нет. Это обязательно для сильного, которому подчиняются (другие люди), знающего об одобряемом и порицаемом, а не для слабого, который сам не знает, куда идти, и кому что сказать. И довод на это — в Книге Аллаха: “И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобряемое и удерживает от порицаемогоˮ. И это относится не ко всем, а только к некоторым, как сказал Аллах: “И из народа Мусы была община, которая руководствовалась истиной и действовала по ней справедливоˮ (7: 159). Он не сказал это обо всей умме Мусы (А) или о его народе. Они были тогда различными общинами, и умма могла вмещать одного человека и более того, как сказал Аллах: “Поистине, Ибрахим был уммой, верным Аллаху, ханифомˮ (16: 120), то есть он был подчиняющимся Аллаху и из числа тех, кто мог призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Однако если у человека нет ни силы, ни влияния, то нет греха на нем (если он не будет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого)».

И у него спросили о хадисе, переданном от Посланника Аллаха (С): «Лучший джихад — слово справедливости, сказанное возле тираничного правителя» — в чем его смысл?

Он сказал: «Это о том, кто скажет так ему после познания его, и тот (правитель) примет это от него. А если нет, то нет (то есть не обязательно делать это)».

(«Кафи», том 5, С. 59).

 

3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И пусть будет среди вас община (умма), которая призывает к добру, приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого» — в этом аяте содержится обвинение в неверии (такфир) людям киблы из-за ослушания (Аллаха). Ибо каждый мусульманин, кто не приказывает одобряемое и не удерживает от порицаемого, не входит в состав уммы, которую тут описал Аллах. Быть может, вы думаете, что все мусульмане входят в умму Мухаммада (С). Однако этот аят говорит явно, и он описал умму Мухаммада (С) через призыв к добру, повеление к одобряемому и удержание от порицаемого. Если же в ком-то не будет этих качеств, то как же он будет из числа уммы, противореча условиям Аллаха умме и Его описанию её?

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 218).

 

Аяты 106-107

يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ فَأَمَّا الَّذِينَ اسْوَدَّتْ وُجُوهُهُمْ أَكْفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ فَذُوقُواْ الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ .106

وَأَمَّا الَّذِينَ ابْيَضَّتْ وُجُوهُهُمْ فَفِي رَحْمَةِ اللّهِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ .107

106. В тот день, когда побелеют лица и почернеют лица! А те, у которых лица почернели... Неужели вы стали неверными, после того как вы уверовали? Вкусите же наказание за то, что вы не веровали!

107. А те, лица которых побелели, — в милости Аллаха, они в ней вечно пребывают!

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл от Абу Зарра:

Когда был ниспослан этот аят: «В тот день, когда побелеют лица и почернеют лица», — Посланник Аллаха (С) сказал: «Моя умма придёт ко мне в Судный День под пятью знамёнами. Одно знамя — в руках тельца (идола, которому поклонялись потомки Исраиля) этой уммы. И я спрошу их: “Что вы сделали с двумя драгоценностями после меня?ˮ Они скажут: “Что касается большой драгоценности (Корана), то мы исказили её и отбросили за спины. А что касается малой драгоценности (Ахль уль-Бейт), то мы враждовали с ними, ненавидели их и угнетали ихˮ. И я скажу им: “Ввергнитесь в Ад, испытывая жажду, с черными лицамиˮ.

Затем ко мне подойдёт знамя, что будет в руках Фараона этой уммы. И я спрошу их: “Что вы сделали с двумя драгоценностями после меня?ˮ Они скажут: “Что касается большой драгоценности, то мы исказили её, разорвали её и противоречили ей. А что касается малой драгоценности, то мы враждовали с ними и убивали ихˮ. И я скажу им: “Ввергнитесь в Огонь, испытывая жажду, с черными лицамиˮ.

Затем ко мне подойдёт знамя, что будет в руках самаритянина этой уммы. И я спрошу их: “Что вы сделали с двумя драгоценностями после меня?ˮ Они скажут: “Что касается большой драгоценности, то мы ослушались её и оставили её. А что касается малой драгоценности, то мы враждовали с ними, потеряли их и делали им всё самое мерзкоеˮ. И я скажу им: “Ввергнитесь в Огонь, испытывая жажду, с черными лицамиˮ.

Затем ко мне подойдёт знамя, что будет в руках Зуль-Садай[1], рядом с которым встанут все хариджиты, от первого до последнего. И я спрошу их: “Что вы сделали с двумя драгоценностями после меня?ˮ Они скажут: “Что касается большой драгоценности, то мы разорвали её и отреклись от неё. А что касается малой драгоценности, то мы убивали ихˮ. И я скажу им: “Ввергнитесь в Огонь, испытывая жажду, с черными лицамиˮ.

Затем ко мне подойдёт знамя, которое будет нести Имам праведных, господин преемников, предводитель избранных и сияющих и наследник Посланника Господа миров. И я спрошу их: “Что вы сделали с двумя драгоценностями после меня?ˮ Они скажут: “Что касается большой из них, то мы последовали за ней и подчинились ей. А что касается меньшей из них, то мы любили их, следовали за ними, почитали их и помогали им, так что на их пути была пролита наша кровьˮ. И я скажу им: “Вернитесь в Рай, напоёнными, с белыми лицамиˮ.

А потом Посланник Аллаха (С) прочитал: “В тот день, когда побелеют лица и почернеют лица! А те, у которых лица почернели... Неужели вы стали неверными, после того как вы уверовали? Вкусите же наказание за то, что вы не веровали! А те, лица которых побелели, — в милости Аллаха, они в ней вечно пребываютˮ».

(«Тафсир Кумми», том 1, С. 117).

 

[1] Зуль-Садай («обладатель груди») — Хуркус ибн Зухейр Саади, один из предводителей хариджитов. Был убит повелителем верующих (А) в битве Нахраван. Во время Посланника Аллаха (С) возражал ему по поводу разделения добычи. Отличался физическим уродством, из-за которого получил своё прозвище.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.