Аят 78-79

وَمِنْهُمْ أُمِّيُّونَ لاَ يَعْلَمُونَ الْكِتَابَ إِلاَّ أَمَانِيَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَظُنُّونَ .78

فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ الْكِتَابَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَـذَا مِنْ عِندِ اللّهِ لِيَشْتَرُواْ بِهِ ثَمَناً قَلِيلاً فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُمْ مِّمَّا يَكْسِبُونَ .79

78. Среди них есть простецы, которые не знают писание, а только мечты. Они лишь строят предположения.

79. Горе же тем, которые пишут писание своими руками, о потом говорят: «Это от Аллаха», — чтобы купить за это ничтожную цену! Горе же им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!

 

1. Имам Аскари (А) сказал:

Аллах сказал: о Мухаммад, среди этих иудеев «есть простецы» — которые не умеют читать и писать, и «простец» («неграмотный» — умми) подобен тому, кто вышел из живота матери (умм) и не читает и не пишет — «которые не знают писание» — ниспосланное с неба, и не знают тех, кто возводит ложь на него, и не могут различить между тем и этим, — «а только мечты» — то есть может быть только так, что им будут читать писание и говорить: «Это — книга Аллаха и Его слова», и они не будут знать, если им станут читать что-то другое, обратное тому, что есть в писании от Аллаха. «Они лишь строят предположения» — они следуют за своими главарями, когда те отрицают пророчество Мухаммада (С) и имамат Али (А), тогда как для них запрещено следовать им.

Человек сказал Имаму Садыку (А): «Если те люди знали писание только через посредство своих учёных, то почему Аллах порицал их за их следование (таклид) их учёным? Разве простые люди из числа иудеев в этом не похожи на простых людей из нашего числа, которые тоже следуют учёным? Если тем не было дозволено следовать их учёным, то почему нам дозволено следовать нашим учёным?»

Он сказал: «Между нашими простыми людьми и учеными и их простыми людьми и учёными есть, с одной стороны, различие, а с другой — подобие. И поскольку между ними есть подобие, Аллах также порицает и наших простых людей за следование (таклид) учёным — так же как порицал и иудеев за это. Однако в той степени, в которой между ними есть различие, это не порицается».

Тот сказал: «Объясни же мне это, о сын Посланника Аллаха!»

Имам Садык (А) сказал: «Простые люди из числа иудеев знали, что их учёные лгут, пожирают запретное, берут взятки и изменяют законы Аллаха, когда это выгодно им и когда об этом просят другие. И они знали их предвзятость, из-за которой они отнимали права у тех, против кого обращалась эта предвзятость, и отдавали их тем, кому они не принадлежали, совершая несправедливость и угнетение. И они знали в своих сердцах, что тот, кто поступает подобно им, — нечестивец, который не может говорить правду об Аллахе или посредниках между Аллахом и творением. И Аллах вынес им порицание, потому что они следовали тем, о которых знали, что нельзя принимать их слова и нельзя верить им. Когда же пришёл Посланник Аллаха (С), они были обязаны принять его, потому что его доводы были яснее ясного.

И точно также и простые люди из нашего числа (из числа шиитов). Если они знают, что их факихи (учёные) совершают нечестие, проявляют предвзятость, стремятся за благами ближнего мира и тем, что запрещено, и истребляют тех, против кого обращена их предвзятость, хотя они и заслуживают добро, и при этом дружат с теми и наделяют тех, кто им выгоден, хотя они и заслуживают унижения и отречения от них, — в таком случае те, кто следует за такими факихами, подобны иудеям, которых Аллах порицает за их следование (таклид) нечестивым факихам. Однако что касается факихов, которые берегут свою душу (от запретного), хранят свою религию, противоречат страстям и подчиняются повелениям их повелителя (Имама), то простые люди могут следовать им. И таковы не все, а лишь некоторые из шиитских факихов, тогда как другие не являются таковыми. И те, кто совершает нечестие и мерзости, — не следуйте им и не принимайте от них ничего из их слов, которые они говорят от нас (Ахль уль-Бейт), и не проявляйте уважение к ним, ибо то, что они передают от нас, смешано с ложью. Эти нечестивцы передают от нас (какие-то вещи) и искажают это из-за своего невежества, переставляя все вещи местами и извращая их. Другие же принимают эту ложь на нас и тем самым готовят себе в этом мире место для Огня в мире будущем.

И среди них есть насибиты, которые не могут порочить нас (открыто). Они выучивают некоторые из наших знаний верно и преподносят их нашим шиитам, а потом добавляют к ним множество и множество лжи на нас, к которой мы непричастны, и обманывают наших верных шиитов, выдавая это за наши знания, и так они сбиваются с пути сами и сбивают с пути других. Они хуже для наших слабых шиитов, чем войско Язида для Хусейна ибн Али (А) и его сподвижников, ибо они отнимают у них не только имущество, но и души. Тогда как те (Хусейн ибн Али и его сподвижники) получили у Аллаха высшие степени за то, что перенесли от их врагов. Эти злодеи и насибиты из числа учёных, которые делают вид, что любят нас и отрекаются от наших врагов, вводят сомнения в души наших слабых шиитов и тем самым сбивают их с пути и препятствуют им следовать истине. Если же Аллах будет знать, что в сердце простеца из числа наших шиитов нет ничего, кроме преданности религии и возвеличивания своего повелителя (Имама), то Он не оставит его в руках этого переодетого кафира, но пошлёт к нему верующего, который будет говорить ему об истине, и Аллах сделает так, что тот примет его слова. И Он тогда соединит для него благо ближнего и будущего миров, а для того, кто ввёл его в заблуждение, соединит проклятие в ближнем мире и мучение в мире будущем».

Затем Имам Садык (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) сказал: “Худшие из числа учёных нашей уммы — те, кто сбивает люди с пути от нас, закрывает дороги к нам, называет наших врагов нашими именами и прозвищами и призывает на них благословения, тогда как они заслуживают проклятья, и проклинают нас, тогда как мы довольствуемся милостью Аллаха, и благословения Аллаха и Его приближённых ангелов делают нас ненуждающимися в их благословениях».

Затем он сказал: «У повелителя верующих (А) спросили: “Кто является лучшим творением после Имамов прямого пути и светочей во мраке?ˮ. Он сказал: “Учёные, если они праведныˮ. И у него спросили: “Кто является худшим творением после Иблиса, Фараона, Нимруда и тех, кто присваивает себе ваши имена и прозвища и лишает вас вашего места и прав?ˮ. Он сказал: “Учёные, если они нечестивы. Они распространяют ложь и скрывают истину. О них сказал Аллах: ‘Их проклянет Аллах и проклянут проклинающие — кроме тех, которые покаялись’ (2: 159-160). И сказал: ‘Горе же тем, которые пишут писание своими руками, о потом говорят: ‘Это от Аллаха’, — чтобы купить за это ничтожную цену’ˮ».

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 299).

 

2. Имам Аскари (А) сказал:

«Горе же тем, которые пишут писание своими руками, о потом говорят: “Это от Аллахаˮ, — чтобы купить за это ничтожную цену» — Аллах сказал это о тех иудеях, которые вписали (в Тору) качества Пророка, которые отличались от его качеств. И они сказали ослабленным из числа других иудеев: «Это — качества того Пророка, который будет послан в последние времена. Он — высокий, обладает огромным телом и животом, и цвет его волос — светлый. Мухаммад не подходит под это описание. Тот Пророк придёт через пятьсот лет после него».

Тем самым они хотели добиться сохранения своей власти над теми ослабленными иудеями, чтобы те зависели от них и чтобы не было им необходимости подчиняться Мухаммаду (С), Али (А) и их семейству.

И Аллах сказал: «Горе же тем, которые пишут писание своими руками» — пишут эти выдуманные качества, противоположные качествам Мухаммада (С) и Али (А). Горе им от мучений в самом худшем месте Геенны. А затем сказал: «Горе же им за то, что написали их руки!» — от тягот другого мучения, прибавленного к первому. «Горе им за то, что они приобретают!» — из того имущества, которое они берут себе, введя в заблуждение простецов и утвердив их на неверии в Мухаммада (С) и его преемника.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 299).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.