Аяты 35-36

35. И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из угнетателей».  

36. И заставил их сатана споткнуться о него и вывел их оттуда, где они были. И Мы сказали: «Низвергнитесь, (будучи) врагами друг другу! Для вас на земле место пребывания и пользование до времени».

Перевод тафсира этих аятов мы разместили здесь.

 

Аяты 37-38

فَتَلَقَّى آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ .37

قُلْنَا اهْبِطُواْ مِنْهَا جَمِيعاً فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَايَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ .38

37. И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему: поистине, Он — Обращающийся, Милосердный!

38. Мы сказали: «Низвергнитесь оттуда вместе! А если придет к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны».

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И Адам принял от Господа своего слова» — эти слова были: «Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Прости же мне, ибо Ты — Лучший из прощающих! Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Прости же мне и помилуй меня, ибо Ты — Лучший из милующих! Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Обратись же ко мне, ибо Ты — Обращающийся, Милосердный!»

(«Кафи», том 8, С. 304).

 

2. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«И Адам принял от Господа своего слова» — он попросил Аллаха через (во имя) Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, да будет мир над ними!

(«Кафи», том 8, С. 305).

 

3. Али ибн Ибрахим Кумми передал, что Имам Садык (А) сказал:

Адам оставался на Марве сорок дней, совершая земной поклон (саджду), плача по раю и по своему исходу из близости Аллаха. И спустился к нему Джабраил и сказал: «О Адам! Почему ты плачешь?». Адам сказал: «Как же мне не плакать, если Аллах вывел меня из Своей близости и низвёл в ближний мир?»

Джабраил сказал: «О Адам! Обратись к Нему (покайся перед Ним)». Он спросил: «А как мне обратиться к Нему?». И тогда Аллах ниспослал купол (шатёр) из света на место Дома (Каабы), и свет его озарил горы Мекки, и это — место Запретной мечети. И Аллах велел Джабраилу установить там знаки. И он сказал ему: «Встань, о Адам!». И Адам направился туда в день тарвия, совершил гусль и облачился в ихрам.

Он был выведен из рая в первый день месяца зиль-каада. Когда же наступил восьмой день зиль-хиджы, Джабраил привёл его в Мину, и он остался в ней на ночь. Когда же наступило утро, он привёл на Арафат и оставил его там, обучив словам, которые он принял от своего Господа: «Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Прости же мне, ибо Ты — Прощающий, Милостивый! Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Прости же мне, ибо Ты — Лучший из прощающих! Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Обратись же ко мне, ибо Ты — Обращающийся, Милосердный!»

И Адам оставался там, пока не зашло солнце, поднимая руки к небу, молясь и плача. Когда же зашло солнце, Джабраил вернул его к Машару, и он остался там на ночь. А когда наступило утро, он встал на Запретном Машаре и воззвал к Аллаху через слова, которые принял от Него, и обратился к Нему (совершил покаяние перед Ним). Потом направился к Мине, и Джабраил велел ему сбрить волосы, и он сделал это. Затем он вернул его к Мекке, и когда он входил в неё, Иблис предстал перед ним  на том месте, где сейчас кидают камни, и сказал: «О Адам! Куда ты направляешься?» И Джабраил велел ему семь раз бросить в него камнем, каждый раз провозглашая при этом такбир. Потом он пошёл дальше, и снова предстал перед ним Иблис, и Джабраил снова велел ему семь раз бросить в него камнем, каждый раз провозглашая при этом такбир. И тогда ушёл Иблис, да проклянет его Аллах! Джабраил сказал Адаму: «После этого дня ты никогда не увидишь его».

Затем он отвёл его к Запретному Дому и велел ему семь раз совершить обход (таваф) вокруг него. И он сделал это. И Джабраил сказал ему: «Аллах принял твоё обращение (покаяние) и сделал для тебя дозволенной твою жену».

Когда же Адам закончил свой хадж, ангелы встретили его в Абтахе и сказали: «О Адам! Твой хадж был принят. Мы же совершали хадж к этому Дому за две тысячи лет до тебя».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 54).

 

4. Али ибн Ибрахим Кумми передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Срок жизни Адама с тех пор, как Аллах сотворил его, до дня его смерти составил девятьсот тридцать лет, и он был похоронен в Мекке. Аллах вдохнул в него дух в пятницу при закате солнца, а потом создал его жену из его нижнего ребра, и в тот же день поселил его в раю. И он не остался в нем больше чем шесть часов того же дня, так что он ослушался Аллаха, и Он вывел его из рая после заката солнца, и он не переночевал в раю.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 56).

 

5. Шейх Садук привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

«И Адам принял от Господа своего слова» — он попросил Аллаха через (во имя) Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, и Он простил Его.

(«Маани ль-ахбар», С. 125).

 

6. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда Аллах низвёл Адама на землю, Он велел ему взращивать плоды своими руками и есть от того, что сам добудет — и это после рая и его благ. И он плакал по раю двести лет и совершил земной поклон Аллаху и не поднимал из него голову три дни и три ночи. А потом сказал: «О Господь мой! Разве Ты не сотворил меня?». Он сказал: «Да». Адам спросил: «Разве Твоя милость по отношению ко мне не предшествует Твоему гневу?». Аллах сказал: «Да. Проявил ли ты терпение или благодарил?». Адам сказал: «Нет бога, кроме Тебя! Пречист Ты, Аллах, и Тебе хвала. Я совершил зло и причинил угнетение себе самому. Прости же мне, ибо Ты — Прощающий, Милостивый!».

(«Тафсир» Айаши, С. 59).

 

7. От Абдуррахмана ибн Касира, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах представил перед Адамом его потомство при завете (то есть в мире зарр), и прошёл мимо него Пророк (С), а с ним — Али (А), Фатима (А), Хасан (А) и Хусейн (А). И Аллах сказал: «О Адам! Берегись того, чтобы взглянуть на них взором зависти, ибо тогда ты будешь изгнан от Моей близости!». Когда же Аллах поселил его в раю, Он явил ему Пророка (С), Али (А), Фатиму (А), Хасана (А) и Хусейна (А), и он взглянул на них взором зависти. Затем ему был представлен вилаят, и он отверг его, и рай стал бросать в него своими листьями. Но когда он покаялся перед Аллахом в своей зависти, признал вилаят и взмолился к Аллаху через эти пять — Мухаммада (С), Али (А), Фатиму (А), Хасана (А) и Хусейна (А), Аллах простил его, и таково Его слово: «И Адам принял от Господа своего слова».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 59).

 

8. Имам Аскари (А) сказал:

«И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему» — через эти слова — «поистине, Он — Обращающийся, Милосердный!» — «Обращающийся» — принимающий покаяния, «Милосердный» — к тем, кто кается. «Мы сказали: “Низвергнитесь оттуда вместе!ˮ» — чтобы низверглись Адам и Ева из рая, и змея из рая, и была она из числа лучших его животных, а Иблис — из окрестностей рая, ибо ему было запрещено входить туда. «А если придет к вам» — к вам и вашим потомкам после вас — «от Меня руководство» — о Адам и Иблис — «то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны» — не будет над ними страха, когда будут бояться противники (руководства), и не будут они печальны, когда те будут печальны.

Когда же Адам совершил ошибку, он попросил прощения у Господа и сказал: «О мой Господь! Прости меня, прими моё извинение и верни меня на моё место, и подними моё положение! Ибо моя ошибка ввергла в унижение мои члены и всё моё тело». И Аллах сказал: «О Адам! Разве ты не помнишь, что Я велел тебе всякий раз, когда тебя охватят горести и тяготы, взывать ко Мне через Мухаммада и его пречистое семейство?». Адам сказал: «Да, о мой Господь!»

Аллах сказал: «Соверши тавассуль ко Мне через Мухаммада (С), Али (А), Фатиму (А), Хасана (А) и Хусейна (А) и попроси Меня — и Я исполню твои нужды и дарую тебе больше, чем ты желаешь!»

Адам сказал: «О мой Господь! Достигло меня то, что Ты через мой тавассуль к ним примешь моё покаяние и простишь мою ошибку. Я же — тот, кому Ты велел поклониться ангелам, и поселил меня в раю и велел служить мне Твоим ангелам!»

Аллах сказал: «О Адам! Я велел ангелам почтить тебя поклоном тебе, потому что ты был сосудом и вместилищем для этих светов. И если бы ты прежде твоей ошибки попросил Меня во имя их (через них), чтобы Я защитил тебя от неё и от козней твоего врага Иблиса, Я сделал бы это. Однако то, что предшествовало в Моём знании, совершается в соответствии с Моим знанием. Теперь же соверши мольбу ко Мне посредством их, дабы Я возлюбил тебя!»

И тогда сказал Адам: «О Аллах! Во имя положения Мухаммада и его пречистого семейства, во имя положения Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна и пречистых из их семейства прими моё покаяние, прости мою ошибку и верни мне Твою милость!»

И Аллах ответил ему: «Я принял твоё покаяние и вернул тебе Мою милость и вернул тебя в Свою милость и благо». И таково слово Аллаха: «И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему: поистине, Он — Обращающийся, Милосердный». А потом сказал Аллах Адаму, Еве, Иблису и змее, которых Он низвёл на землю: «Для вас на земле место пребывания» — место, где вы будете жить и проводить дни и ночи, усердствуя для будущего мира. Благо же тем, кто сделает на ней запасы для обители вечного пребывания! «И пользование до времени» — до времени вашей смерти; из неё Аллах изведёт для вас посевы и плоды, и на ней будут ваши жилища и ваше пропитание. И на ней также будет ваше испытание через её бедствия. Иногда Он будет давать вам наслаждение благами ближнего мира, чтобы напомнить вам о благах будущего мира, а иногда будет уменьшать их, чтобы испытать вас бедствиями этого мира, дабы напомнить вам о вечном наказании мира будущего .

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 224).

 

9. Имам Аскари (А )передал от Имам Саджада (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

О рабы Аллаха! Адам увидел свет, сияющий из его чресел, когда Аллах перенёс наши образы (силуэты) с вершины Трона в его спину. Он видел свет, но не были ясны для него образы. И он сказал: «О Господь мой! Что это за свет?»

Аллах сказал: «Это свет образов, которые Я перенёс из лучшего места Трона в твою спину. Из-за них Я велел ангелам поклониться тебе, ибо ты был сосудом (вместилищем) для этих образов».

Адам сказал: «О Аллах! Объясни мне, кто они?!»

Аллах сказал: «О Адам! Взгляни на вершину Трона!»

И Адам взглянул на вершину Трона, и свет наших образов перенёсся из спины Адама на вершину Трона, и отпечатался (или отразился) там, подобно тому как лицо человека отражается в зеркале. И он увидел эти образы и спросил: «Что это за образы, о Господь мой?»

Аллах сказал: «О Адам! Это — образы Моих лучших творений. Это — Мухаммад (хвалимый), а Я — махмуд (восхваляемый), хамид (хвалимый) во всех Моих делах. Я произвёл его имя из Моего имени. Это — Али (высокий), и Я — али (высокий), великий. Я произвёл его имя из Моего имени. Это — Фатима, а Я — Творец (фатир) небес и земли, отделяющий (фатим) Моих врагов от Моей милости в День решения и отделяющий (фатим) Моих друзей от того, что вредит им. Я произвёл её имя из Моего имени. Это — Хасан и Хусейн, а Я — мухсин (благотворящий). Я произвёл их имена из Моего имени. Они — Моё лучшее творение; через них Я дарую и через них Я взимаю, через них награждаю и через них караю. Сделай же тавассуль через них ко Мне, о Адам, а когда постигнет тебя трудность, сделай их твоими заступниками предо Мною! Ибо Я поклялся, что не разочарую того, кто надеется на них и не отвергну просьбу просящего через них».

А потом Адам, когда совершил ошибку, попросил Аллаха через них, и Аллах принял его покаяние и простил его.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 219).

 

10. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Иудей пришёл к Пророку (С), сел около него и стал пристально смотреть на него. Посланник Аллаха (С) сказал: «О иудей! У тебя есть какое-то дело?». Он сказал: «Ты лучше или Муса ибн Имран, с которым разговаривал Аллах, которому Он даровал Тору и посох, разверз перед ним море и осенил его облаками?»

Пророк (С) сказал: «Не подобает рабу хвалить себя, однако скажу: когда Адам совершил свою ошибку, его покаянием было то, что он сказал: “О Аллах, я прошу Тебя во имя Мухаммада и рода Мухаммада, чтобы Ты простил меня!ˮ — и Аллах простил его. Нух, когда взошёл на ковчег и испугался того, что утонет, сказал: “О Аллах, я прошу Тебя во имя Мухаммада и рода Мухаммада, чтобы Ты спас меня от потопа!ˮ — и Он спас его. Когда Ибрахим был брошен в огонь, он сказал: “О Аллах, я прошу Тебя во имя Мухаммада и рода Мухаммада, чтобы ты спас меня от огня!ˮ — и Он сделал огонь для него прохладой и миром. Когда Муса бросил посох, он сказал: “О Аллах, я прошу Тебя во имя Мухаммада и рода Мухаммада, чтобы ты помог мне и спас меня!ˮ — и Аллах сказал: “Не страшись, ибо ты — вышеˮ (20: 68). О иудей! Если бы Муса застал меня и не поверил в меня и в моё пророчество, ему бы ни в чем не помогли его вера и пророчество. О иудей! Из моего потомства — Махди; когда он выйдет, спустится Иса ибн Марьям для помощи ему. Он встанет позади него и будет молиться за ним».

(«Амали», С. 181).

 

11. Ибн Шахр Ашуб привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Когда Аллах велел ангелам поклониться Адаму, он испытал гордость и сказал: «О мой Господь! Создал ли Ты творение, которое было бы более любимо Тобою, чем я?». Он сказал: «Да. И если бы не они, Я не сотворил бы тебя». Он сказал: «О мой Господь! Покажи мне их!». И тогда Аллах внушил ангелам завес, чтобы они убрали завесы. И когда они убрали их, Адам увидел пять образов (силуэтов) перед Троном». Адам спросил: «О мой Господь! Кто они?». Он сказал: «О Адам! Это — Мухаммад, Мой Пророк, это — Али, повелитель верующих и преемник Пророка, это — Фатима, дочь Пророка, и это — Хасан и Хусейн, сыновья Али и Фатимы». А потом сказал: «О Адам! Они — из твоего потомства». И возрадовался он этому. А когда он совершил ошибку, сказал: «О мой Господь! Я прошу у Тебя во имя Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, чтобы Ты простил меня!» — и Он простил его. И таково слово Аллаха: «И Адам принял от Господа своего слова». И слова, которые Адам принял от своего Господа — это: «О Аллах, во имя Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, обратись ко мне!» — и Он обратился к нему.

 

12. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«И Адам принял от Господа своего слова». Слова, которые Адам принял от своего Господа — это: «О Аллах, во имя Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна, обратись ко мне!» — и Он обратился к нему.

(«Маани ль-ахбар», С. 125).

 

13. Айаши привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«А если придет к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны»: «руководство» — это Али (А).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 60).

 

Аят 39

وَالَّذِينَ كَفَرواْ وَكَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا أُولَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ .39

39. А те, которые не веровали и считали ложью наши знамения, они — обитатели Огня, они в нем вечно пребывают.

 

1. Имам Аскари (А) сказал:

«А те, которые не веровали и считали ложью наши знамения» — отвергающие правдивость Мухаммада (С) и обвиняющие его во лжи относительно того, что он сообщил о своих наместниках, — Али (А), господине преемников, и избранных из его потомства (А).

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 227).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.