Аят 268

الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُم بِالْفَحْشَاء وَاللّهُ يَعِدُكُم مَّغْفِرَةً مِّنْهُ وَفَضْلاً وَاللّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ .268

268. Сатана обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Своё прощение и милость. Поистине, Аллах — Объемлющий, Знающий!

 

1. Шейх Садук привёл от Аби Абдуррахмана:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Иногда бывает так, что я печалюсь, хотя не вижу никаких причин для этого в семействе, имуществе или детях. И бывает так, что я радуюсь, хотя не вижу никаких причин для этого в семействе, имуществе или детях».

Он сказал: «Возле каждого человека есть ангел и шайтан. И если он вдруг почувствует радость, то это от приближения ангела к нему. И если он вдруг почувствует печаль, то это от приближения шайтана к нему. И таково слово Аллаха: “Сатана обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Своё прощение и милость. Поистине, Аллах — Объемлющий, Знающийˮ».

(«Илалу шараи», том 1, С. 170).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл:

Шайтан говорит: «Не расходуйте (на пути Аллаха), ибо тогда вы станете бедными!», «а Аллах обещает вам Своё прощение» — то есть дарует вам Своё прощение, если вы расходовали ради Аллаха — «и милость» — то есть увеличит это от Себя.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 100).

 

3. Айаши привёл от Харуна ибн Хариджа:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Бывает так, что я радуюсь без какой-то явной причины, которая была бы во мне самом, моём имуществе или друзьях. И бывает так, что меня постигает печаль без какой-то явной причины, которая была бы во мне самом, моём имуществе или друзьях».

Он сказал: «Да, шайтан приходит к сердцу и говорит: “Если бы повеления Аллаха были благом, Он не открыл бы твоему врагу путь к тебе и не установил бы для тебе потребности в нём! Ожидаешь ли ты того, что постигло бывших до тебя?ˮ

И это — то, что вызывает печаль без видимой причины. Что же касается радости, то ангел приходит к сердцу и говорит: “Если Аллах открыл твоему врагу путь к тебе и установил для тебя потребность в нём, то это — лишь малое число дней. Возрадуйся же прощению от Аллаха и Его милости!ˮ

И таково слово Аллаха: “Сатана обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Своё прощение и милость. Поистине, Аллах — Объемлющий, Знающийˮ».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 170).

 

Аят 269

يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْراً كَثِيراً وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ .269

269. Он дарует мудрость, кому пожелает. А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели ума!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо» — это подчинение Аллаху и познание Имама.

(«Кафи», том 1, С. 142).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо» — это познание Имама и избегание великих грехов, за которые Аллах сделал обязательными Огонь и наказание.

(«Кафи», том 2, С. 216).

 

3. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо» — это познание и постижение религии. Тот из вас, кто постигает религию и размышляет о ней — мудрый. Нет смерти более радостной для Иблиса, чем смерть размышляющего (факиха).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 171).

 

4. Али ибн Ибрахим привёл:

«Обильное благо» — это познание повелителя верующих (А) и Имамов (А).

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 100).

 

5. Шейх Кулейни привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Аллах не наделил рабов чем-то лучшим, нежели разум. Сон разумного лучше, чем бодрствование невежды; пребывание разумного лучше, чем путешествие невежды. Аллах не отправлял пророка или посланника, не сделав его разум совершенным, так чтобы его разум был выше, чем разумы всех людей его общины. То, о чем молчит пророк, лучше всего, к чему приходят усердствующие и ищущие. Раб не может исполнить что-либо из предписанного ему Аллахом, не постигнув это разумом, и все поклоняющиеся не достигнут в своём поклонении того, чего достигнет один разумный. Разумные — это и есть «обладатели ума» (улу ль-альбаб), о которых Аллах сказал: «Но вспоминают только обладатели ума».

(«Кафи», том 1, С. 10).

 

6. Имам Садык (А) сказал:

Мудрость — это сияние познания, весы богобоязненности и плод правдивости. Аллах не даровал рабам милости более великой, возвышенной и славной, чем мудрость, что есть в сердце. И сказал Он: «Он дарует мудрость, кому пожелает. А кому дарована мудрость, тому даровано обильное благо. Но вспоминают только обладатели ума».

(«Мисбаху шариа», С. 198).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.