Аят 245

مَّن ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللّهَ قَرْضاً حَسَناً فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافاً كَثِيرَةً وَاللّهُ يَقْبِضُ وَيَبْسُطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ .245

245. Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз? Аллах сжимает и щедро наделяет, и к Нему вы будете возвращены!

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Нет ничего более любимого Аллахом, чем выдача средств Имаму. За каждый дирхам Аллах построит ему гору в Раю, подобную Ухуду. Аллах говорит: «Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз?» Это, клянусь Аллахом, относится к поддержанию отношений с Имамом.

(«Кафи», том 1, С. 451).

 

2. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда Пророку (С) был ниспослан этот аят: «Кто придёт с благим деянием, получит нечто лучшее» (27: 89), он сказал: «О мой Господь, добавь мне!» Тогда Он ниспослал этот аят: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (6: 160). Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «О мой Господь! Добавь мне!» И Аллах ниспослал: «Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз?» И Посланник Аллаха (С) знал, что «много раз» у Аллаха значит то, чему нет счёта, и что никогда не заканчивается.

 

3. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Аллах сжимает и щедро наделяет» — то есть дарует и отнимает.

(«Тайхид», С. 161).

 

 

Аяты 246 — 250

أَلَمْ تَرَ إِلَى الْمَلإِ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ مِن بَعْدِ مُوسَى إِذْ قَالُواْ لِنَبِيٍّ لَّهُمُ ابْعَثْ لَنَا مَلِكاً نُّقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللّهِ قَالَ هَلْ عَسَيْتُمْ إِن كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ أَلاَّ تُقَاتِلُواْ قَالُواْ وَمَا لَنَا أَلاَّ نُقَاتِلَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَقَدْ أُخْرِجْنَا مِن دِيَارِنَا وَأَبْنَآئِنَا فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ تَوَلَّوْاْ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمِينَ .246

وَقَالَ لَهُمْ نَبِيُّهُمْ إِنَّ اللّهَ قَدْ بَعَثَ لَكُمْ طَالُوتَ مَلِكاً قَالُوَاْ أَنَّى يَكُونُ لَهُ الْمُلْكُ عَلَيْنَا وَنَحْنُ أَحَقُّ بِالْمُلْكِ مِنْهُ وَلَمْ يُؤْتَ سَعَةً مِّنَ الْمَالِ قَالَ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَاهُ عَلَيْكُمْ وَزَادَهُ بَسْطَةً فِي الْعِلْمِ وَالْجِسْمِ وَاللّهُ يُؤْتِي مُلْكَهُ مَن يَشَاءُ وَاللّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ .247

وَقَالَ لَهُمْ نِبِيُّهُمْ إِنَّ آيَةَ مُلْكِهِ أَن يَأْتِيَكُمُ التَّابُوتُ فِيهِ سَكِينَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَبَقِيَّةٌ مِّمَّا تَرَكَ آلُ مُوسَى وَآلُ هَارُونَ تَحْمِلُهُ الْمَلآئِكَةُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لَّكُمْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ .248

فَلَمَّا فَصَلَ طَالُوتُ بِالْجُنُودِ قَالَ إِنَّ اللّهَ مُبْتَلِيكُم بِنَهَرٍ فَمَن شَرِبَ مِنْهُ فَلَيْسَ مِنِّي وَمَن لَّمْ يَطْعَمْهُ فَإِنَّهُ مِنِّي إِلاَّ مَنِ اغْتَرَفَ غُرْفَةً بِيَدِهِ فَشَرِبُواْ مِنْهُ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمْ فَلَمَّا جَاوَزَهُ هُوَ وَالَّذِينَ آمَنُواْ مَعَهُ قَالُواْ لاَ طَاقَةَ لَنَا الْيَوْمَ بِجَالُوتَ وَجُنودِهِ قَالَ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلاَقُو اللّهِ كَم مِّن فِئَةٍ قَلِيلَةٍ غَلَبَتْ فِئَةً كَثِيرَةً بِإِذْنِ اللّهِ وَاللّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ .249

وَلَمَّا بَرَزُواْ لِجَالُوتَ وَجُنُودِهِ قَالُواْ رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْراً وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ .250

246. Разве ты не видел знать сынов Исраила после Мусы, как они сказали пророку из них: «Пошли нам царя, тогда мы будем сражаться на пути Аллаха». Он сказал: «Быть может, если вам будет предписано сражение, вы не будете сражаться?» Они сказали: «Почему же нам не сражаться на пути Аллаха, раз мы изгнаны из своих жилищ и от наших детей?» А когда предписано было им сражение, они отвратились, кроме немногих среди них. Аллах знает неправедных!

247. И сказал им их пророк: «Вот, Аллах послал вам Талута царем». Они сказали: «Как может быть у него власть над нами, когда мы более достойны власти, чем он, и нет у него достатка в имуществе? Он сказал: «Аллах избрал его над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует Свою власть, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий!»

248. И сказал им их пророк: «Знамение его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа и остаток того, что оставил род Мусы и род Харуна. Несут его ангелы. Поистине, в этом — знамение для вас, если вы верующие!»

249. И когда выступил Талут с войсками, он сказал: «Аллах испытывает вас рекой. И кто выпьет из нее, тот не со мной; а кто не вкусит её, тот со мной, кроме тех, кто зачерпнет горсть рукой». И пили они из нее, кроме немногих среди них. А когда перешёл он и те, которые уверовали с ним, они сказали: «Нет мощи у нас над Джалутом и его войсками!» Сказали те, которые думали, что они встретят Аллаха: «Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха!» Поистине, Аллах — с терпеливыми.

250. И когда они показались перед Джалутом и его войсками, то сказали: «Господи наш! Пролей на нас терпение и укрепи наши стопы и помоги нам против людей неверных!»

 

1. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Сыны Исраиля после смерти Мусы (А) обратились к неподчинению, стали искажать религию Аллаха и отступили от повеления своего Господа. Среди них был пророк, который призывал их и запрещал им, но они не слушали его. Тогда Аллах отдал власть над ними Джалуту (Голиафу), и был он коптом (египтянином). И он унизил их, убивал их мужчин, изгонял их из домов и забирал их женщин.

Тогда они прибегли к своему пророку, прося у него: «Попроси своего Господа, чтобы Он даровал нам царя, под начальством которого мы будем сражаться на пути Аллаха!» А власть и пророчество среди сынов Исраиля были в разных семействах, а не в одном. И их пророк сказал им: «Быть может, если вам будет предписано сражение, вы не будете сражаться?» Они сказали: «Почему же нам не сражаться на пути Аллаха, раз мы изгнаны из своих жилищ и от наших детей?»

И было, как сказал Аллах: «А когда предписано было им сражение, они отвратились, кроме немногих среди них. Аллах знает неправедных». И сказал им их пророк: «Вот, Аллах послал вам Талута царем». Они разгневались из-за этого и сказали: «Как может быть у него власть над нами, когда мы более достойны власти, чем он, и нет у него достатка в имуществе?»

Пророчество находилось среди потомков Леви, а власть — среди потомков Йусуфа (А). Талут (Саул) же был из числа потомков Беньямина, родного брата Йусуфа (А), а потому не происходил из династии пророков или династии царей.

И сказал им их пророк: «Аллах избрал его над вами и увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует Свою власть, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий!» Талут был самым сильным из них, храбрым и самым знающим, однако бедным, и они стали упрекать его в бедности.

И их пророк сказал им: «Знамение его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господина и остаток того, что оставил род Мусы и род Харуна. Несут его ангелы». Это был тот ковчег (сундук), который Аллах низвёл Мусе (А), и его мать положила его в него и бросила в реку. Сыны Исраиля почитали его и брали благодать с него. Когда смерть подошла к Мусе (А), он положил в него скрижали, свою кольчугу и знамения своего пророчества и отдал его своему преемнику Йуше ибн Нуну (А). Этот ковчег оставался с ними, и пока он оставался с ними, они были сильны и возвеличены. Однако когда они стали совершать неподчинение Господу и считать этот ковчег чем-то незначительным, Аллах забрал его у них. Когда же Аллах отправил к ним Талута, он вернул им его.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 89).

 

2. Али ибн Ибрахим привёл:

«Придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа» — этот ковчег несли (впереди войска), располагая между врагами и мусульманами. Из него исходил приятный запах (или ветер) и лицо, подобное лицу человека.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 90).

 

3. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал:

Сакина — ветер из Рая, и у неё — лицо, подобное лицу человека. Когда ковчег ставили между врагами и мусульманами, то кто бы ни выходил вперед — не возвращался, пока не побеждал или не был убит. А кто возвращался и оказывался позади ковчега — имам убивал его, как вероотступника.

Аллах внушил в откровении их пророку, что Джалута (Голиафа) убьёт тот, кому подойдёт кольчуга Мусы (А), и это — человек из числа потомков Леви ибн Йакуба, имя которого — Давуд ибн Аси. Аси был пастухом, и было у него десять сыновей, самый младший из которых Давуд. Когда Талут (Саул) был отправлен к сынам Исраиля и собрал их для войны с Джалутом, он велел Аси привести своих сыновей. Когда он привёл их, Талут велел им одеть кольчугу Мусы (А), но одним она оказалась мала, а другим велика. Тогда он спросил у Аси: «Есть ли у тебя еще сыновья?» Он сказал: «Да, самый младший из них: я оставил его следить за овцами». Он велел послать за ним. Когда он пришёл, в его руке была праща (орудие для метания камней). Три камня воззвали к нему по дороге: «О Давуд! Возьми нас!» И он взял их и спрятал под одеждой. Он был сильным телом и храбрым. И когда он пришёл к Талуту, тот велел ему одеть кольчугу Мусы (А), и она оказалась ему как раз впору.

Тогда Талут велел воинам построиться, и их пророк сказал им: «О сыны Исраиля! Аллах желает испытать вас рекой: кто выпьет из неё, не будет из партии Аллаха, а кто не выпьет — из партии Аллаха, — помимо тех, кто наберёт в горсть руки воду».

Когда они подошли к реке, они пили из неё, кроме немногих, и число выпивших было шестьдесят тысяч. И таким было испытание для них от Аллаха.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 90).

 

4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Немногое число тех, которые не выпили, составляло триста тринадцать человек. И когда они перешли реку и увидели войско Джалута (Голиафа), сказали те, которые пили: «Нет мощи у нас над Джалутом и его войсками!» А те, которые не пили, сказали: «Господи наш! Пролей на нас терпение и укрепи наши стопы и помоги нам против людей неверных!» Давуд вышел вперед, так что встал перед Джалутом. Джалут же восседал на слоне, и на его голове была корона с рубиной, что сверкал на солнце, и войско его стояло позади его. Давуд взял один из тех камней и бросил его пращой на правую сторону от Джалута. Камень упал на головы тех, кто стоял за ним, и они бросились бежать. Тогда он швырнул второй камень слева от него. Камень упал на головы тех, кто стоял за ним, и они бросились бежать. Тогда он взял третий камень и бросил его в Джалута. Тот попал ему в лоб, где был закреплен рубин, и проник до мозга, и тот упал на землю замертво.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 91).

 

5. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Знамение его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа и остаток того, что оставил род Мусы и род Харуна. Несут его ангелы» — он несли его в образе коровы.

(«Кафи», том 8, С. 317).

 

6. Он также привёл от Али ибн Асбата:

Мы спросили у Имама Резы (А): «Что такое сакина?»

Он сказал: «Сакина — это ветер, выходящий из Рая, у него — образ, подобный образу человека, и благой запах. Она была ниспослана Ибрахиму (А) и вращалась вокруг опор Дома, когда он возводил их».

Мы спросили: «Это — та самая сакина, о которой Аллах сказал: “Знамение его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа и остаток того, что оставил род Мусы и род Харуна. Несут его ангелыˮ?»

Он сказал: «Та сакина была в ковчеге. В ковчеге был таз, в котором омывались сердца пророков. Этот ковчег передавался среди пророков из сыновей Исраиля».

Потом он повернулся к нам и сказал: «Что является вашим ковчегом?»

Мы сказали: «Оружие».

Он сказал: «Верно, это ваш ковчег».

(«Кафи», том 3, С. 471).

 

7. Шейх Садук привёл от Йунуса ибн Абдуррахмана:

Я спросил у Имама Резы (А): «Да буду я твоей жертвой! Что было в ковчеге Мусы (А) и какими были его размеры?»

Он сказал: «Три локтя на два локтя. Там были посох Мусы (А) и сакина».

Я спросил: «А что такое сакина?»

Он сказал: «Дух от Аллаха, который разговаривал. Когда они расходились в чем-то, он говорил с ними и разъяснял им то, что они желали».

(«Маани ахбар», С. 284).

 

8. Айаши привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Разве ты не видел знать сынов Исраила после Мусы, как они сказали пророку из них: “Пошли нам царя, тогда мы будем сражаться на пути Аллахаˮ» — в те времена царь ходил на войну с войском, а пророк поддерживал его и сообщал ему благие вести от его Господа. Когда они так сказали своему пророку, он сказал им: «Известно, что нет в вас преданности, правдивости и стремления сражаться». Они сказали: «Мы избегали сражений, однако теперь, когда мы изгнаны из наших домов, мы должны сражаться! Мы будем подчиняться нашему Господу в сражении с нашими врагами».

Он сказал: «Аллах посылает вам Талута царём». Тогда возразили знатные из их числа: «Как он может быть нашим царём, если он не происходит из рода, в котором есть пророчество и власть?», — и это был род Леви, тогда как Талут был из рода Беньямина ибн Йакуба. Он сказал им: «Аллах избрал его над вами и увеличил ему широту в знании и теле», — ведь вся власть в длани Аллаха: дарует её, кому пожелает, а вы не можете выбирать. «Знамение его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа и остаток того, что оставил род Мусы и род Харуна. Несут его ангелы», — посредством этого ковчега вы побеждали ваших врагов. Они сказали: «Если придёт ковчег, то мы подчинимся».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 151).

 

9. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Каим (Имам Махди) не выйдет среди людей числом меньше, чем «фиа», а «фиа» не будет меньше чем десять тысяч человек.

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 153).

 

10. Табарси привёл от Абу Басира:

Тавус Йамани спросил Имама Бакира (А): «Сообщи мне о вещи, малое число которой разрешено (халяль), а большое — запрещено (харам)».

Он сказал: «Река Талута. Аллах сказал: “кроме тех, кто зачерпнет горсть рукойˮ».

(«Ихтиджадж», С. 329).

 

11. Табарси сказал:

Этого пророка звали Ишмуил (Самуил), и так передано от Имама Бакира (А).

(«Маджму байан», том 2, С. 140).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.