Аят 83

وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لاَ تَعْبُدُونَ إِلاَّ اللّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُواْ لِلنَّاسِ حُسْناً وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ ثُمَّ تَوَلَّيْتُمْ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنكُمْ وَأَنتُم مِّعْرِضُونَ .83

83. И вот взяли Мы договор с сынов Исраила: «Вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха, и к родителям — благодеяние, и к родственникам, и сиротам, и беднякам. Говорите людям хорошее, выстаивайте молитву, приносите очищение». Потом вы отвернулись, кроме немногих из вас, и вы отвратились.

 

1. Имам Аскари (А) сказал:

Аллах сказал: вспомните, как «взяли Мы договор с сынов Исраила» — завет, утверждённый для них, — «вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха» — то есть не будете уподоблять Его творению и не будете считать, что Он совершает несправедливость, и не станете совершать ради других то, что должны совершать для Него — «и к родителям — благодеяние» — и Мы взяли с них завет, что они будут совершать благодеяния по отношению к родителям, как благодарность им за их блага и тяготы, которые они переживали для своего ребёнка — «и к родственникам» — к родственникам родителей, как почтение для них, — «и сиротам» — добро по отношению к сиротам, утратившим отцов, которые могли бы о них заботиться, и помощь им в средствах к жизни. «Говорите людям» — тем, жизнь которых вы не должны обеспечивать — «хорошее» — ведите себя с ними в соответствии с благим нравом — «выстаивайте молитву» — пять обязательных молитв. И также говорите салаваты[1] Мухаммаду и его пречистому семейству во время вашего гнева, довольства, тягот, благополучия или печалей. «Потом вы отвернулись» — от того завета, о верности которому вы обещали и который перешёл к вам от ваших предшественников — «и вы отвратились» — от этого завета, будучи небрежными к нему.

(«Тафсир» Имама Аскари, 326).

 

2. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал:

«Говорите людям хорошее» — говорите людям хорошее и не говорите ничего, кроме блага.

(«Кафи», том 2, С. 132).

 

3. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

«Говорите людям хорошее» — говорите людям лучшее из того, что вы любите чтобы говорили вам.

(«Кафи», том 2, С. 132).

 

4. Он также привёл от Судейра Сайрафи:

Я спросил у Имама Садыка (А): «Можно ли мне кормить бедняка, о котором я не знаю, мусульманин он или нет?»

Он сказал: «Да, корми того, о ком не знаешь, друг он или враг для истины. Аллах сказал: “Говорите людям хорошееˮ. Но не давай ничего тому, кто враждует с истиной или призывает ко лжи».

(«Кафи», том 4, С. 13).

 

5. Шейх Садук привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сказал: «Говорите людям хорошее». Говорите же людям лучшее из того, что вы любите чтобы говорили вам! Поистине, Аллах не любит всякого проклинающего, ругателя, бранящего верующих, нечестивца, а также назойливо просящего. И Он любит стыдливого, терпеливого, целомудренного, сдержанного.

(«Амали», С. 210).

 

6. Абдуллах ибн Синан привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Страшитесь Аллаха и не настраивайте людей против себя! Аллах говорит в Своей Книге: «Говорите людям хорошее». Посещайте их больных, присутствуйте на их похоронах, молитесь с ними в их мечетях, пока не прервётся ваше дыхание и наступит расставание (с ближним миром).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 67).

 

7. Имам Аскари (А) сказал:

Что касается Его слов «не будете поклоняться никому, кроме Аллаха», то Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кого поклонение Аллаху будет занимать от просьб — Аллах даст ему больше, чем даёт просящим». Али (А) сказал: «Аллах сказал: “О рабы Мои, поклоняйтесь Мне так, как Я велел вам, и не учите Меня тому, в чем состоит ваша польза. Ибо Я знаю об этом лучше вас и не скуплюсь на то, что полезно вамˮ».

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 327).

 

8. Имам Аскари (А) сказал:

Аллах сказал: «И к родителям — благодеяние». Посланник Аллаха (С) сказал: «Лучшие ваши родители, которых вы более всех должны благодарить, — Мухаммад и Али».

Али ибн Аби Талиб (А) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Я и Али — два отца этой уммы, и наши права по отношения к вам выше прав ваших родителей, ибо если они станут следовать нам, мы избавим их от Огня и поведём к Раю и сделаем их из рабов — лучшими из свободныхˮ».

Что же касается слов Аллаха «и к родственникам», то это — твоя родня по отцу и матери. Аллах говорит тебе: соблюдай их права, как об этом был взят завет с сыновей Исраиля. И с вас, о умма Мухаммада (С), был взят завет о познании прав близких Мухаммада (С), которые суть Имамы после него, и тех, кто примыкает к ним из лучших людей их религии.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кто соблюдёт права родственников своих родителей — тому в Раю будет дана тысяча степеней, и между каждой из них — сто тысяч лет пути быстрого скакуна. Одна из этих степеней — из серебра, другая — из золота, иные — из жемчуга, изумруда, хризолита, мускуса и кафура. Кто же соблюдёт права родственников Мухаммада и Али — получит лучшие степени и вдобавок награду по числу достоинств, которыми превышают Мухаммад и Али его родителей, что произвели его на свет.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 330).

 

9. Имам Аскари (А) сказал:

Что же касается слов Аллаха «и сиротам», то Посланник Аллаха (С) сказал: «Аллах велел делать добро сиротам, ибо у них нет родителей. Кто привечает их — того приветит Аллах, кто добр с ними — с тем будет добр Аллах. Кто проведёт рукой по голове сироты из милосердия к нему — Аллах даст ему дворцы в Раю по числу каждого волоса, по которому прошла его рука, и каждый дворец — больше этого ближнего мира со всем, что есть в нём. Там то, что желают души и чем наслаждаются очи, и они пребудут там вечно.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 338).

 

10. Имам Аскари (А) сказал:

Но сиротливее этих сирот — сироты, которые отделены от своего Имама и не могут достигнуть до него, а потому не знают, каковы решения в вопросах, которыми они испытаны. И вот, тот из наших шиитов, кто ведает о наших знаниях, пусть имеет в виду, что те шииты, которые несведущи о них и отделены от нас и не могут встретиться с нами, — как сироты, отданные ему на попечение. Тот, кто наставит их на прямой путь и обучит их нашим знаниям — будет вместе с нами на высших степенях Рая. Так сказал мне мой отец (А) от своих отцов (А) от Посланника Аллаха (С).

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 339).

 

11. Повелитель верующих Али (А) сказал:

Тот из наших шиитов, кто знает о нашем шариате и выведет слабых из числа наших шиитов из мрака неведения к свету знания, которое мы даровали ему, придёт в Судный День с короной из света на голове, которая озарит весь сбор Судного Дня, и в одежде, за одну нить которой не отдадут весь этот ближний мир со всеми его украшениями. А потом призовёт призывающий от Аллаха: «О рабы Аллаха! Это — знающий из числа учеников семейства Мухаммада. Пусть же всякий, кого он в ближнем мире вывел из мрака невежества, ухватится за его свет и выйдет из мрака этого сбора к райским садам!». И он выведет всех, кого обучил благому знанию в ближнем мире, раскрыл замки невежества на их сердцах или отвёл от них какое-либо сомнение.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 339).

 

12. Имам Аскари (А) сказал:

Что же касается слов Аллаха «и беднякам» — это те, кто живут в ущербности и бедности. Тот, кто поможет им какой-то частью своего имущества, — Аллах расширит для него райские сады и дарует ему Своё прощение и довольство.

И среди любящих Мухаммада (С) и Али (А) есть бедняки, и помогающий им — лучше того, кто помогает тем нищим беднякам. Их тела слабы, и у них нет силы, чтобы противостоять врагам Аллаха, которые нападают на них из-за их религии. И вот, если кто-то усилит их своим знанием и обучит их, так что прекратится их бедность, а потом укрепит их над явными врагами из числа насибитов и скрытыми врагами — Иблисом и его воинством, — которые хотят удалить его от религии Аллаха и друзей Посланника Аллаха (С), — Аллах перенесёт эту бедность на самих этих шайтанов и сделает их бессильными во введении их в заблуждение.

Али ибн Аби Талиб (А) сказал: «Тот, кто укрепит бедняка в его религии, слабого в его познании над противником (руководства Ахль уль-Бейт), насибитом, и заставит того замолчать своими аргументами — Аллах внушит ему в тот день, когда он окажется в могиле, чтобы он сказал: “Аллах — мой Господь, Мухаммад — мой пророк, Али — мой повелитель, Кааба — моя кибла, Коран — моё достоинство и опора, верующие — мои братьяˮ. И Аллах скажет: “Ты привёл доводы, которые сделали для тебя обязательными высшие степени Раяˮ. И тогда его могила превратится в прекраснейший из райских садов.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 339).

 

13. Имам Аскари (А) сказал:

И Аллах сказал: «Говорите людям хорошее». Имам Садык (А) сказал: «“Говорите людямˮ — всем им — “хорошееˮ — верующим и противникам. Что касается верующих, то встречайте их с распростёртыми объятьями. Что же касается противников, то ведите себя с ними вежливо, дабы привлечь их в веру. И даже если этого не выйдет, вы отвратите их зло от самих себя и своих верующих братьев.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 353).

 

[1] Слова «салават» и «салят» (молитва) являются однокоренными.

2 комментария

  1. Алия

    пункт 11 — это о тебе, Амин Рамин! Пусть Всевышний воздаст тебе наилучшим воздаянием за твой неоценимый труд! Аллаhумма солли Аля Мухаммадин ва аали Мухаммад ва аджжиль фараджаhум!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.