Достоинства этой суры

1. Приведено в «Хавасу ль-куран», что Посланник Аллаха (С) сказал:

Тот, кто читает эту суру — Аллах даст ему искреннее покаяние, и если прочитать её над тем, кого укусила змея — Аллах исцелит его, и яд перестанет обращаться в его теле. Если написать эту суру на чем-то, а потом смыть написанное водой и полить её на эпилептика — его шайтан сгорит.

2. Имам Садык (А) сказал:

Если прочитать эту суру над больным — она успокоит его боль. Если прочитать её над поражённым трясучкой — она снимет её. Если прочитать её над эпилептиком — он придёт в себя. Если прочитать её над страдающим бессонницей — она дарует ему сон. И если её будет постоянно читать тот, у кого есть большой долг — Аллах не оставит ничего от этого долга, если Ему будет угодно.

 

Аяты 1-5

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ لِمَ تُحَرِّمُ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكَ تَبْتَغِي مَرْضَاتَ أَزْوَاجِكَ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ .1

قَدْ فَرَضَ اللَّهُ لَكُمْ تَحِلَّةَ أَيْمَانِكُمْ وَاللَّهُ مَوْلَاكُمْ وَهُوَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ .2

وَإِذْ أَسَرَّ النَّبِيُّ إِلَى بَعْضِ أَزْوَاجِهِ حَدِيثاً فَلَمَّا نَبَّأَتْ بِهِ وَأَظْهَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ عَرَّفَ بَعْضَهُ وَأَعْرَضَ عَن بَعْضٍ فَلَمَّا نَبَّأَهَا بِهِ قَالَتْ مَنْ أَنبَأَكَ هَذَا قَالَ نَبَّأَنِيَ الْعَلِيمُ الْخَبِيرُ .3

إِن تَتُوبَا إِلَى اللَّهِ فَقَدْ صَغَتْ قُلُوبُكُمَا وَإِن تَظَاهَرَا عَلَيْهِ فَإِنَّ اللَّهَ هُوَ مَوْلَاهُ وَجِبْرِيلُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمَلَائِكَةُ بَعْدَ ذَلِكَ ظَهِيرٌ .4

عَسَى رَبُّهُ إِن طَلَّقَكُنَّ أَن يُبْدِلَهُ أَزْوَاجاً خَيْراً مِّنكُنَّ مُسْلِمَاتٍ مُّؤْمِنَاتٍ قَانِتَاتٍ تَائِبَاتٍ عَابِدَاتٍ سَائِحَاتٍ ثَيِّبَاتٍ وَأَبْكَاراً .5

  

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. О Пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен? Аллах — Прощающий, Милостивый!

2. Аллах установил для вас разрешение ваших клятв. Аллах — ваш покровитель; Он — Знающий, Мудрый.  

3. И вот Пророк сообщил втайне какой-то из своих жен весть. А когда она передала это, и Аллах открыл ему, то часть он сообщил, а от части уклонился. А когда он сообщил ей про это, она сказала: «Кто сообщил тебе это?» Он сказал: «Сообщил мне Знающий, Ведающий».

4. Если вы обе обратитесь к Аллаху, то ведь ваши сердца уже уклонились. А если вы обе будете открыто противиться ему, то ведь Аллах — его защитник, и Джабраил, и праведный из верующих, и ангелы после этого — помощники.  

5. Может быть, его Господь, если он даст вам развод, заменит ему вас женами лучшими, чем вы — мусульманками, верующими, благочестивыми, обращающимися, поклоняющимися, паломничающими, вдовами и девственницами.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах сказал Пророку (А): «О Пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен? Аллах — Прощающий, Милостивый! Аллах установил для вас разрешение ваших клятв». Он сделал это клятвой, и Посланник Аллаха (С) принёс за это искупление (каффару).

У него спросили: «Через что принёс искупление?»

Он сказал: «Накормил десять бедняков».

У него спросили: «А если кто-то захочет искупить свою клятву через одежду, какой она должна быть?»

Он сказал: «Достаточно, чтобы она закрывала аурат».

(«Кафи», том 7, С. 452).

 

2. Он также привёл, что Зурара спросил у Имама Бакира (А):

«Что скажешь ты о человеке, который говорит своей жене, что она запретна для него?»

Он сказал: «Если бы была у меня над ним власть, я заставил бы его голову болеть и сказал бы: “Аллах сделал её для тебя дозволенной, так для чего ты запрещаешь её для себя?ˮ Он не сказал ничего, кроме лжи, и возомнил, что разрешённое ему Аллахом, — запретно. А потому на нём нет ни обязанности развода, ни искупления клятвы (каффары)».

Зурара сказал: «А как же слово Аллаха: “О Пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллахˮ? Ведь Он сделал искупление (каффару) для этого».

Имам (А) сказал: «Он запретил для себя только рабыню Марию Коптскую и поклялся, что не будет сближаться с нею. Он принёс искупление из-за клятвы, а не из-за самого запрещения (её для себя)».

(«Кафи», том 6, С. 134).

 

3. Шейх Туси приводит от Ибн Аббаса:

Хафса увидела Посланника Аллаха (С) вместе с Умм Ибрахим (Марией Коптской) в день Айши и сказала: «Я сообщу ей об этом».

Он сказал: «Не рассказывай это, и она для меня запретна».

Но Хафса рассказала Айше об этом. Аллах дал знать это Пророку (С), и он сказал Хафсе, что она раскрыла его тайну. Она спросила: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Сообщил мне Знающий, Ведающий».

И Посланник Аллаха (С) отдалился от своих жён на месяц, и Аллах ниспослал: «Если вы обе обратитесь к Аллаху, то ведь ваши сердца уже уклонились».

И Ибн Аббас сказал: «Я спросил у Умара ибн Хаттаба, кто были те две, которые открыто противились Посланнику Аллаха (С)?» Он сказал: «Хафса и Айша».

(«Амали», том 1, С. 150).

 

4. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал об аяте: «О Пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен»:

Айша и Хафса узнали о Пророке (С), что он был с Марией. И Пророк (С) сказал: «Клянусь Аллахом, я не буду сближаться с ней», и Аллах ниспослал об искуплении этой клятвы.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 360).

 

5. И затем Али ибн Ибрахим привёл:

Причиной ниспослания этого аята было то, что Посланник Аллаха (С) был в доме одной из своих жён, и Мария Коптская прислуживала ему. И была в тот день очередь дома Хафсы, и сама Хафса вышла из дома по какому-то делу, и Посланник Аллаха (С) сблизился с Марией. Хафса узнала об этом, пришла в гнев и сказала: «О Посланник Аллаха! Это — в мой день, в моём доме и на моей постели?!»

И Посланник Аллаха (С) застыдился её и сказал: «Оставь, я запретил Марию для себя и не буду сближаться с ней после этого никогда! И я открою тебе тайну, которая такова, что если ты расскажешь кому-то о ней, то на тебе проклятие Аллаха, ангелов и всех людей».

Она сказала: «Да. А что это?»

Он сказал: «Абу Бакр захватит халифат после меня, а после него — твой отец Умар».

Она спросила: «Кто сообщил тебе об этом?»

Он сказал: «Аллах сообщил мне».

И Хафса в тот же день рассказала об этом Айше, а Айша — Абу Бакру, и Абу Бакр отправился к Умару и сказал ему: «Айша передала мне от Хафсы то-то и то-то, но я не верю её словам. А потому спроси ты сам у Хафсы».

Умар пошёл к Хафсе и сказал: «Что это такое, о чём ты сообщила Айше?»

Но она отвергла это и сказала: «Я ничего ей не говорила».

Он сказал: «Если это правда, то расскажи нам, чтобы мы действовали в соответствии с этим!»

Она сказала: «Да, мне сказал это Посланник Аллаха (С)!»

И тогда эти четверо сговорились отравить Посланника Аллаха (С), и Джабраил пришёл к нему с этой сурой: «О Пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен? Аллах — Прощающий, Милостивый! Аллах установил для вас разрешение ваших клятв» — то есть Аллах разрешил тебе искупление твоих клятв. «И вот Пророк сообщил втайне какой-то из своих жен весть. А когда она передала это, и Аллах открыл ему» — то есть открыл ему, что она рассказала об этом и что они решили убить его, — «то часть он сообщил» — то есть сообщил ей об этом и сказал: «Почему ты открыла другим то, что я сказал тебе?» — «а от части уклонился» — то есть не открыл им то, что стало ему известно относительно их замысла убить его. И она спросила: «Кто сообщил тебе это?» Он сказал: «“Сообщил мне Знающий, Ведающийˮ. Если вы обе обратитесь к Аллаху, то ведь ваши сердца уже уклонились. А если вы обе будете открыто противиться ему, то ведь Аллах — его защитник, и Джабраил, и праведный из верующих» — то есть повелитель верующих Али (А), — «и ангелы после этого — помощники» — то есть для повелителя верующих (А). А потом Он обратился к ней и сказал: «Может быть, его Господь, если он даст вам развод, заменит ему вас женами лучшими, чем вы — мусульманками, верующими, благочестивыми, обращающимися, поклоняющимися, паломничающими, вдовами и девственницами».

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 361).

 

Примечание переводчика: Таким образом, первые аяты суры «Запрещение» имеют в виду не частную историю из семейной жизни Пророка (С), а всемирно-историческое событие убийства Посланника Аллаха (С) и захвата власти после его смерти. Незадолго до своего шахадата Посланник Аллаха (С) брал с собой Марию Коптскую, чтобы Хафса застала их и возмутилась этим, после чего он имел повод открыть ей весть о захвате власти, зная о существующем заговоре с целью своего убийства и желая ускорить его и тем самым расстроить, чтобы спасти от уничтожения своё семейство, то есть Али, Фатиму, Хасана и Хусейн (мир им). Эта история — одно из проявлений «хитрости пророков», противостоящей хитрости шайтана и его слуг: «Они хитрили, и Аллах хитрил, а Аллах — Лучший из хитрецов».

Также, согласно хадисам Ахль уль-Бейт (А), эти аяты не имеют никакого отношения к истории о «мёде», приведённой во многих источниках «ахлу сунна».

 

6. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Садык (А) сказал о словах Аллаха: «Если вы обе обратитесь к Аллаху, то ведь ваши сердца уже уклонились. А если вы обе будете открыто противиться ему, то ведь Аллах — его защитник, и Джабраил, и праведный из верующих»:

«Праведный из верующих» — это Али (А).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 361).

 

7. Мухаммад ибн Аббас привёл от Имама Али (А), что он сказал:

Посланник Аллаха (С) позвал меня и сказал: «Не сообщить ли мне тебе радостную весть?»

Я сказал: «О да, Посланник Аллаха, и ты всегда сообщал мне радостные вести».

Он сказал: «Аллах ниспослал о тебе в Коране, соединив тебя с Джабраилом: “и Джабраил, и праведный из верующих, и ангелы после этого — помощникиˮ. Ты и верующие из твоего семейства — праведные».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 698).

 

8. Шейх Садук приводит, что Посланник Аллаха (С) сказал:

О собрание людей! Кто лучше словом и правдивее речью, чем Аллах? О собрание людей! Аллах, велик Он и свят, повелел мне, чтобы я сделал для вас Али руководителем, имамом, халифом и преемником, и что он — мой брат и наместник. О собрание людей! Али — врата прямого пути после меня, призывающий к моему Господу, и он — праведный из верующих, «и кто же лучше словами, чем тот, кто призывает к Аллаху, и творит праведное, и говорит: “Я, поистине, из мусульман!ˮ» (41: 33).

О собрание людей! Али — от меня, и его дети — мои дети, и он — муж моей любимой дочери, и его повеление — моё повеление, его запрещение — моё запрещение. О люди! Я призываю вас к подчинению ему и удержанию от неподчинения ему, и, поистине, подчинение ему — это подчинение мне, а ослушание его — ослушание меня. О собрание людей! Али — правдивый (сиддик) этой уммы и говорящий с ней, и он — её фаррук, и её Харун, её Йушуа, её Асиф и её Шам‘ун (Пётр). Он — врата её блага и корабль её спасения, он — её Талут, он — её Зуль-Карнейн.

О собрание людей! Он — испытание человечества, величайший довод, великое знамение, имам прямого пути и твёрдая рукоять. О собрание людей! Али — с истиной,  и истина — с Али, и Али  — её язык. О собрание людей! Али — разделяющий между Раем и Адом, и не войдёт в Ад тот, кто любил его и подчинялся ему, и не спасётся от Ада его враг. И не войдёт в Рай его враг, и не будет удалён от Рая его друг.

О собрание моих сподвижников! Я предостерёг вас и донёс до вас послание моего Господа, но вы не любите предостерегающих. Я говорю это и прошу у Аллаха прощения за себя и за вас.

(«Амали» Садука, С. 35).

 

Аят 6

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَاراً وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ .6

6. О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня, растопкой для которого — люди и камни. Над ним — ангелы, грубые, сильные — не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано.

 

1. Шейх Кулейни привёл, что у Имама Садыка (А) спросили:

«Вот Аллах сказал: “О вы, которые уверовали!ˮ, обращаясь не только к верующим. Входят ли в этот аят также и лицемеры?»

Он сказал: «Да. Сюда входят лицемеры, заблудшие и все, кто внешне принял Ислам».

(«Кафи», том 8, С. 274).

 

2. Он также привёл, что Джамиль передал:

Тайар сказал мне: «Иблис не был из числа ангелов, а Аллах велел ангелам совершить земной поклон Адаму (А), и Иблис сказал: “Я не сделаю земной поклонˮ. Почему же Аллах говорит, что Иблис ослушался Его, тогда как он не был из числа ангелов (к которым и был обращён приказ о поклонении)?»

И тогда мы пошли к Имаму Садыку (А), и я спросил у него: «Да буду я твоей жертвой! Аллах обратился к верующим: “О вы, которые уверовали!ˮ. Входят ли сюда лицемеры?».

Он сказал: «Да, и также заблудшие и все, кто внешне ответил на призыв. И Иблис внешне ответил на призыв вместе с ними».

(«Кафи», том 2, С. 303).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Когда был ниспослан этот аят: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня», один из мусульман сел и заплакал, говоря: «Я не могу охранить от Огня самого себя: так как же я охраню ещё и свою семью?» Посланник Аллаха (С) сказал ему: «Достаточно, чтобы ты велел им то, что велишь себе, и запрещал им то, что запрещаешь себе».

(«Кафи», том 5, С. 62).

 

4. Он также привёл, что Зурара спросил у Имама Садыка (А) об аяте: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня»:

«Как я могу охранять их от Огня?»

Он сказал: «Вели им то, что велел Аллах, и запрещай им то, что запретил Аллах. Если они будут подчиняться тебе в этом, то ты охранил их от Огня, а если они ослушаются тебе, то ты выполнил свою обязанность».

(«Кафи», том 5, С. 62).

 

5. Он также привёл от Сулеймана ибн Халида, что он спросил у Имама Садыка (А):

«У меня семья, и они слушаются меня. Призывать ли мне их к этому делу (к делу Ахль уль-Бейт, мир им)?»

Он сказал: «Да. Аллах сказал в Своей Книге: “О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от Огня, растопкой для которого — люди и камниˮ».

(«Кафи», том 2, С. 168).

 

Аят 8

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحاً عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ يَوْمَ لَا يُخْزِي اللَّهُ النَّبِيَّ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا وَاغْفِرْ لَنَا إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ .8

8. О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху искренним обращением, — может быть, Господь избавит вас от ваших дурных деяний и введет вас в сады, где внизу текут реки, в тот День, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, которые уверовали с ним; свет их идет пред ним и справа от них. Они говорят: «Господи наш! Заверши нам наш свет и прости нам: ведь Ты над всякой вещью мощен!»

 

1. Шейх Кулейни привёл, что Имам Садык (А) сказал об аяте: «О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху искренним обращением»:

«Искреннее обращение» — когда раб кается в грехе и не возвращается к нему.

(«Кафи», том 2, С. 314).

 

2. Он также привёл от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал об аяте: «О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху искренним обращением»:

«Это — грех, к которому он никогда не вернётся».

Абу Басир спросил: «Какие же из нас никогда не возвращаются к своим грехам?»

Он сказал: «О Абу Мухаммад! Аллах любит из Своих рабов тех, кто постоянно кается перед Ним».

(«Кафи», том 2, С. 314).

 

3. Он также привёл от Муавии ибн Вахаба, что Имам Садык (А) сказал:

«Если раб покается искренним покаянием, Аллах полюбит его и покроет его (грехи) в ближнем мире и будущем».

Он спросил: «А как Аллах покроет его (грехи)?»

Имам (А) сказал: «Аллах велит ангелам, записывавшим за ним грехи, забыть их, и внушит членам его тела: “Скройте его грехиˮ, и внушит земле: “Скрой те грехи, что он совершал на тебеˮ. И вот, когда он встретит Аллаха в тот День, когда он встретит Его, не будет ничего, что свидетельствовало бы о его грехах».

(«Кафи», том 2, С. 314).

 

4. Шейх Садук привёл от Ахмада ибн Хиляля, что он спросил у Имама Казыма (А) об искреннем покаянии. Он сказал:

Оно таково, что внутреннее в нём такое же, как внешнее, и даже лучше (то есть внутреннее раскаяние больше, чем внешнее).

(«Маани ахбар», С. 174).

 

5. Он же приводит от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал о словах Аллаха: «Обратитесь к Аллаху искренним обращением»:

Это — пост в среду, четверг и пятницу.

Шейх Садук сказал: «Значение этого в том, что верующий должен поститься в эти дни, а потом совершить покаяние».

(«Маани ахбар», С. 174).

 

6. Шейх Кулейни приводит от Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «свет их идет пред ним и справа от них»:

Имамы верующих в День Суда будут идти пред ними и справа от них, пока не проведут их в Рай.

(«Кафи», том 1, С. 151).

 

7. Ибн Шахр Ашуб приводит от Ибн Аббаса:

«В тот День, когда Аллах не опозорит Пророка» — Аллах не подвергнет страданиям Мухаммада, — «и тех, которые уверовали с ним» — то есть не подвергнет страданиям Али ибн Аби Талиба, Фатиму, Хасана, Хусейна, Хамзу и Джафара, — «свет их идёт» — мост Сират озарится для Али и Фатимы в семьдесят раз больше ближнего мира, и их свет будет идти перед ними и справа от них, и они идут за ним. И Ахль уль-Бейт Мухаммада (С) пройдут через Мост, как молния, а за ними группа — как ветер, а за ними группа — как скачущая лошадь, а за ними группа пройдёт его бегом, а за ними группа пройдёт его шагом, а за ними группа пройдёт его ползком. И Аллах сделает его для верующих широким, а для неверующих узким. И Аллах сказал: «Они говорят: «“Господи наш! Заверши нам наш светˮ» — чтобы мы прошли через Мост. И повелитель верующих (А) пройдёт через него в паланкине из зеленого изумруда, а Фатима (А) — на скакуне из красного рубина, и вокруг неё — семьдесят тысяч гурий, подобных сверкающей молнии.

(«Манакиб», том 2, С. 155).

 

8. Али ибн Ибрахим Кумми привёл, что Имам Бакир (А) сказал об аяте: «В тот День, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, которые уверовали с ним; свет их идет пред ним и справа от них»:

Тот, у кого будет в тот День свет — спасся, и у каждого верующего — свет.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 362).

 

9. Шейх Садук приводит от Джабира ибн Абдуллаха Ансари, который сказал:

В один из дней я был с Пророком, и к нам подошёл Али ибн Аби Талиб (А). Пророк сказал: «Не сообщить ли тебе радостную весть, о Абу Хасан?». Он сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Пророк (С) сказал: «Вот Джабраил сообщил мне от Аллаха, что твоим шиитам и любящим тебя даны семь вещей: смягчение при наступлении смерти, успокоение в страхе, свет во мраке, безопасность при ужасе (Судного Дня), справедливость Весов, переход через мост Сират и вхождение в Рай прежде всех других людей, и свет их будет идти пред ними и справа от них».

(«Хисаль», С. 402).

 

Аяты 10-12

ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلاً لِّلَّذِينَ كَفَرُوا اِمْرَأَةَ نُوحٍ وَاِمْرَأَةَ لُوطٍ كَانَتَا تَحْتَ عَبْدَيْنِ مِنْ عِبَادِنَا صَالِحَيْنِ فَخَانَتَاهُمَا فَلَمْ يُغْنِيَا عَنْهُمَا مِنَ اللَّهِ شَيْئاً وَقِيلَ ادْخُلَا النَّارَ مَعَ الدَّاخِلِينَ .10

وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلاً لِّلَّذِينَ آمَنُوا اِمْرَأَةَ فِرْعَوْنَ إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتاً فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِ وَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ .11

وَمَرْيَمَ ابْنَتَ عِمْرَانَ الَّتِي أَحْصَنَتْ فَرْجَهَا فَنَفَخْنَا فِيهِ مِن رُّوحِنَا وَصَدَّقَتْ بِكَلِمَاتِ رَبِّهَا وَكُتُبِهِ وَكَانَتْ مِنَ الْقَانِتِينَ .

 

10. Аллах привел в пример для тех, которые не веровали, жену Нуха и жену Лута. Обе они были за рабами из Наших рабов праведными, и обе предали их. Но ни в чем не избавили они себя от Аллаха, и сказано было: «Войдите в Огонь вместе с входящими!»

11. И приводит Аллах в пример для тех, которые уверовали, жену Фараона. Вот она сказала: «Господи! Построй мне у Себя дом в Раю, и спаси меня от Фараона и его дел, и спаси меня от народа неправедного!»

12. И Марию, дочь Имрана, которая сберегла свои члены, и Мы вдунули в нее от Нашего духа. И она сочла истиной слова ее Господа и Его Писания и была из числа благочестивых.

 

1. Шейх Кулейни приводит от Зурары, что он спросил у Имама Бакира (А):

«Что скажешь ты о браке людей? Я достиг того возраста, который ты видишь, но ещё не женился».

Имам (А) спросил: «А что удерживает тебя от этого?»

Зурара сказал: «Ничего, кроме того что я боюсь, что их брак не будет дозволенным (халяль) для меня. Что ты скажешь?»

Он сказал: «Что же ты делаешь, будучи молодым? Терпишь?»

Он ответил: «Беру рабынь».

Имам (А) сказал: «Теперь скажи, почему ты считаешь рабынь дозволенными для себя?»

Зурара сказал: «Рабыня не как свободная: если у меня будет сомнение о ней, продам её или отстранюсь от неё».

Имам (А) сказал: «Так почему ты считаешь их дозволенными для себя?»

Зурара не мог найти ответ и спросил: «Как же ты видишь? Мне жениться?»

Он сказал: «Неважно, что ты сделаешь».

Зурара сказал: «Твои слова “неважно, что ты сделаешьˮ можно понимать двояко, так что ты говоришь: неважно, чтобы ты грешил без того, чтобы я велел тебе. Что же ты велишь мне? Жениться мне по твоему решению?»

Имам (А) сказал: «Посланник Аллаха (С) женился, а жёны Нуха и Лута совершили то, что совершили, хотя они были под двумя праведными рабами Аллаха».

Зурара сказал: «Посланник Аллаха (С) в этом не таков, как я. Та женщина (Айша) была под его властью, признавала его решение и его религию».

Имам (А) сказал: «Разве ты не видишь то, что сказал Аллах о предательстве: “и обе они (жена Нуха и жена Лута) предали ихˮ (66: 10). Это не означает ничего другого, кроме блуда. И Посланник Аллаха (С) женил такого-то».

(«Кафи», том 5, С. 350).

 

2. Шарафуддин Наджафи привёл от Имама Садыка (А):

«Аллах привёл в пример для тех, которые не веровали, жену Нуха и жену Лута» — то есть Аллах привёл их в пример для Айши и Хафсы, когда они открыто выступили против Посланника Аллаха (С) и открыли его тайну.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 700).

 

3. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

А затем Аллах привёл пример для этих двух (Айши и Хафсы) и сказал: «Аллах привел в пример для тех, которые не веровали, жену Нуха и жену Лута. Обе они были за рабами из Наших рабов праведными, и обе предали их» — Аллах не имел в виду под словами «предали их» ничего иного, кроме блуда. И точно так же такая-то должна получить наказание за то, что она совершила по дороге в Басру, и такой-то (то есть Тальха) любил её, и когда она хотела выйти в Басру, он сказал ей: «Ты не можешь выйти без мужчины, который был бы для тебя махрамом», и она заключила с ним брак.

А потом Аллах сказал: «И приводит Аллах в пример для тех, которые уверовали, жену Фараона. Вот она сказала: “Господи! Построй мне у Себя дом в Раю, и спаси меня от Фараона и его дел, и спаси меня от народа неправедного!ˮ — и Марию, дочь Имрана, которая сберегла свои члены» — то есть никто не видел их — «и Мы вдунули в нее от Нашего духа» — то есть сотворённого духа — «и была из числа благочестивых»- то есть довольных (Аллахом).

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 362).

 

4. Шарафуддин Наджафи привёл от Имама Садыка (А):

«И приводит Аллах в пример для тех, которые уверовали, жену Фараона» - этот пример Аллах привёл для Рукайи, дочери Посланника Аллаха (С), на которой женился Усман ибн Аффан. «и спаси меня от Фараона и его дел» — то есть от третьего (Усмана) и его дел — «и спаси меня от народа неправедного» — Он имел в виду Омейядов.

 

Примечание переводчика: Рукайя, скорее всего, была не родной, а приемной дочерью Посланника Аллаха (С). Согласно наиболее достоверной версии, у Посланника Аллаха (С) была только одна родная дочь — Фатима Захра (А).

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 700).

 

5. От него же, что Имам Садык (А) сказал:

«...И Марию, дочь Имрана, которая сберегла свои члены» — этот пример Аллах привёл для Фатимы (А). Фатима сберегла свои члены, и Аллах запретил Огонь для её потомства.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 700).

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.