Достоинства этой суры

1. Шейх Кулейни привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает суру «Искренность» сто раз перед сном — Аллах простит ему грехи пятидесяти лет.

(«Кафи», том 2, С. 454).

 

2. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто во всех пяти обязательных намазах одного дня ни разу не прочитает суру «Ихляс» — ему будет сказано: «Ты не из молящихся».

(«Кафи», том 2, С. 455).

 

3. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто верует в Аллаха и Судный День, пусть не оставляет чтение суры «Ихляс» после обязательных намазов. Ибо тот, кто прочитает её — Аллах соберет для него блага ближнего и будущего миров и простит его грехи, а также грехи его родителей и детей.

(«Кафи», том 2, С. 455).

 

4. Он также привёл, что Имам Садык (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) молился над Саадом ибн Маазом (после его смерти) и сказал: «Семьдесят тысяч ангелов и Джабраил совершили молитву по нему. И я спросил: “О Джабраил! Чем он заслужил вашу молитву по нему?ˮ. Он сказал: “Он читал суру ‘Ихляс’ сидя и стоя, уходя и приходя, идя пешком и во время езды на верховом животномˮ».

(«Кафи», том 2, С. 455).

 

5. Он также передал от Муфаззаля ибн Умара, что Имам Садык (А) сказал:

О Муфаззаль! Защити себя от всех людей через «Бисмилляхи ррахмани ррахим» и суру «Ихляс». Прочитай это на правую сторону, потом на левую, затем перед собой, назад себя, наверх и вниз. Если ты войдёшь к нечестивому правителю, то прочти эту суру три раза, увидев его. И при этом сожми в кулак свою левую руку и не открывай её, пока не выйдешь от него.

(«Кафи», том 2, С. 457).

 

6. Он также передал от Абу Али ибн Рашида:

Я сказал Имаму Казыму (А): «Да буду я твоей жертвой! Ты написал Мухаммаду ибн Фараджу, что лучшие суры для чтения в намазе — “Могуществоˮ и “Искренностьˮ. Однако мне тяжело читать их в утреннем намазе».

Он сказал: «Не испытывай тяжести от чтения этих двух сур. Ибо достоинство, клянусь Аллахом, заключено в них!»

(«Кафи», том 3, С. 317).

 

7. Он также передал от Амру ибн Аби Насра:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Если человек стоит в намазе и хочет прочитать суры “Искренностьˮ и “Неверующиеˮ, может ли он вернуться от них (прочитать другие суры)?». Он сказал: «От всякой суры можно вернуться, кроме сур “Искренностьˮ и “Неверующиеˮ».

(«Кафи», том 3, С. 317).

 

8. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Все намазы совершающих покаяние — с сурой «Искренность».

(«Кафи», том 3, С. 314).

 

9. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Нежелательно (макрух) читать суру «Искренность» на одном дыхании.

(«Кафи», том 2, С. 451).

 

10. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Кто прочтёт суру «Искренность» десять раз, выходя из дома, останется под защитой Аллаха, пока не вернётся в него.

(«Кафи», том 2, С. 451).

 

11. Шейх Садук передал от Имрана ибн Хусайна:

Посланник Аллаха (С) отправил отряд и поставил во главе его Али (А), а когда они вернулись, спросил, как все прошло. Они сказали: «Все хорошо, разве что он в каждом намазе читал “скажи: Он – Аллах Единый...” Он спросил: «О Али, почему ты делал так?» Али (А) ответил: «Из-за своей любви к “скажи: Он – Аллах Единый...” Пророк (С) сказал: «Пока ты любишь эту суру, Аллах будет любить тебя».

(«Таухид», С. 94).

 

12. Он также передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Кто прочитает «Ихляс» сто раз перед отходом ко сну, Аллах – велик Он и свят! – простит ему грехи пятидесяти лет.

(«Таухид», С. 94).

 

13. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто один раз прочитал «Скажи: Он – Аллах Единый...», как будто прочитал треть Корана, и треть Торы, и треть Евангелия, и треть Псалмов.

(«Таухид», С. 95).

 

14. Он также передал, что повелитель верующих (А) на одном собрании раскрыл перед своими сподвижниками четыреста дверей из того, что необходимо мусульманину в его религии и ближнем мире. И в числе того, что он сказал, было:

Тот, кто прочитает перед рассветом солнца суру «Искренность», или суру «Могущество», или аят «Курси» — его имущество будет защищено от того, чего он боится. Тот, кто прочитает перед рассветом солнца суру «Искренность» и суру «Могущество», не совершит в этот день греха, как бы ни старался Иблис. Если у кого-то из вас есть какое-то дело или нужда, то пусть встанет для совершения этого ранним утром в четверг, потому что Посланник Аллаха (С) сказал: «О Аллах! Даруй моей умме благословение в утро четверга!». И пусть перед выходом из дома он прочитает последние аяты суры «Семейство Имрана», аят «Курси», суру «Могущество» и суру «Фатиха», ибо в них — исполнение нужд ближнего и будущего миров. Если шайтан делает внушение кому-то из вас, то пусть он прибегает к Аллаху и скажет: «Я верую в Аллаха и Его Посланника, будучи искренним в вере».

Если кто-то из вас приобретёт новую одежду, то пусть совершит малое омовение, прочитает два ракята намаза , в которых прочтёт «Фатиху», аят «Курси», суру «Искренность» и суру «Могущество» и воздаст хвалу Аллаху, Который закрыл его срам одеждой и украсил его ею среди людей. И пусть он много говорит: «Ля хауля ва ля куввата илля би-лляхи ль-‘алийи ль-‘азым» («нет силы и мощи, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого»). И тогда он не станет совершать неподчинения Аллаху в этой одежде, и по числу всех нитей этой одежды возле него будут ангелы, каждый из которых станет освящать его и просить прощения за его грехи. И когда кто-то из вас заходит в дом, пусть поприветствует его обитателей, сказав «ас-саламу алейкум». А если там никого не будет, то пусть скажет: «ас-саламу алейна мин раббина» («Мир нам от нашего Господа»). И пусть он читает суру «Искренность» каждый раз, когда заходит к себе в дом, ибо это удаляет бедность.

(«Хисаль», С. 610).

 

15. Мухаммад ибн Аббас привёл, что Посланник Аллаха (С) сказал повелителю верующих Али (А):

Ты подобен суре «Искренность». Тот, кто прочитает её один раз — как будто прочитал треть Корана. Тот, кто прочитает её два раза — как будто прочитал две трети Корана. И тот, кто прочитает её три раза — как будто прочитал весь Коран. И таков же и ты. Тот, кто полюбит тебя своим сердцем — тому будет треть награды рабов. Тот, кто полюбит тебя своим сердцем и языком — тому будет две трети награды рабов. И тот, кто полюбит тебя своим сердцем и языком и поможет тебе своей рукой — тому будет вся награда рабов.

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 860).

 

16. Шейх Садук привёл, что Имам Садык (А) передал от своего отца (А) от его отцов (А):

Однажды Посланник Аллаха (С) спросил у своих сподвижников: «Кто из вас постится каждый день?». И сказал Салман: «Я, о Посланник Аллаха». Он спросил: «Кто из вас выстаивает всю ночь в намазе?». Салман сказал: «Я, о Посланник Аллаха». Он спросил: «Кто из вас каждый день прочитывает весь Коран?». Салман сказал: «Я, о Посланник Аллаха».

Тогда пришли в гнев некоторые из его сподвижников и сказали: «О Посланник Аллаха! Салман — перс, и он желает возвыситься над нами, курайшитами. Ты спросил: “Кто из вас постится каждый день?ˮ, и он сказал: “Яˮ, тогда как мы видим, как он большую часть дней принимает пищу в светлое время суток. И ты спросил: “Кто из вас выстаивает всю ночь в намазе?ˮ, и он сказал: «Я», тогда как он спит большинство ночей. И ты спросил: “Кто из вас каждый день прочитывает весь Коран?ˮ, и он сказал: “Яˮ, тогда как он большую часть дней молчит».

Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: «Замолчите! Можете ли вы равняться с тем, кто является мудрым Лукманом этой уммы? Спросите его, чтобы он объяснил вам это!».

Тогда они сказали Салману: «Разве ты не утверждаешь, что постишься каждый день? А мы видим, как ты принимаешь пищу в светлое время суток!». Он сказал: «Это не так, как вы подумали. Я держу пост три дня каждый месяц, а Аллах сказал: “Кто придет с добрым делом, для того — десять подобных емуˮ (6: 160). И я соединяю месяц шаабан с месяцем рамадан, и это — пост каждый день».

Тогда они сказали: «Не говоришь ли ты, что выстаиваешь всю ночь в молитвах? А мы знаем, что большую часть ночей ты спишь!». Он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: “Кто спит ночью в состоянии ритуального омовения — как будто бодрствует в эту ночьˮ. И я сплю каждую ночь при омовении».

Тогда они сказали: «Не утверждаешь ли ты, что прочитываешь каждый день весь Коран? А мы видим, что большую часть дней ты не читаешь его!». Он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал Али (А): “Ты подобен суре ‘Искренность’. Тот, кто прочитает её один раз — как будто прочитал треть Корана. Тот, кто прочитает её два раза — как будто прочитал две трети Корана. И тот, кто прочитает её три раза — как будто прочитал весь Коран. И таков же и ты. Тот, кто полюбит тебя своим сердцем — приобретёт треть веры. Тот, кто полюбит тебя своим сердцем и языком — приобретёт две трети веры. И тот, кто полюбит тебя своим сердцем и языком и поможет тебе своей рукой — тому будет вся вера. Клянусь Тем, Кто отправил меня с истиной, о Али, если бы обитатели земли полюбили тебя так же, как любят тебя обитатели небес, то Аллах никого не подверг бы наказанию в Огне!ˮ. И вот, я читаю суру “Искренностьˮ три раза каждый день».

И он встал, а те люди остались сидеть, как будто проглотив камни.

(«Амали» Садука, С. 37).

 

17. В «Хавасу ль-куран» передано, что Посланник Аллаха (С) сказал:

Тот, кто читает эту суру и слушает её чтение — того любит Аллах, а кого любит Аллах — тот спасся. Её чтение над могилами умерших имеет большую награду, и она — защита от всякого бедствия.

 

18. Имам Садык (А) сказал:

Тот, кто прочитает эту суру и подарит награду её чтения мёртвым — получит награду за чтение всего Корана. Если прочитать её на больной глаз — Аллах исцелит его.

 

19. Имам Реза (А) сказал:

Посланник Аллаха (С) сказал: «Тот, кто проходит мимо могил и прочитает эту суру одиннадцать раз и подарит награду её чтения обитателям могил, получит награду по числу мёртвых в могилах».

 

Аяты 1-4

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِِ

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ .1

اللَّهُ الصَّمَدُ .2

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ .3

وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُواً أَحَدٌ .4

 

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Скажи: «Он — Аллах Единый,  

2. Аллах Самодостаточный;  

3. не родил Он и не был рожден,  

4. и не был равен Ему ни один».

 

1. Табарси передал, что Имам Аскари (А) сказал:

Иудеи спросили у Посланника Аллаха (С): «Расскажи нам о своём Господе: каков Он?». И тогда была ниспослана сура «Искренность».

(«Ихтиджадж», С. 44).

 

2. Шейх Кулейни передал, что Имам Садык (А) сказал:

Иудеи сказали Посланнику Аллаха (С): «Опиши нам своего Господа». Он три раза не ответил им, а потом была ниспослана сура «Искренность».

(«Кафи», том 1, С. 71).

 

3. Он также передал, что у Имама Садыка (А) спросили о суре «Искренность». Он сказал:

Это описание Аллаха для Его творения. Он Единый, Самодостаточный, Вечный, Непреходящий, не охватывает Его никакая тень, но Он охватывает тень всех вещей; Знающий всё неизвестное, Известный возле всякого незнающего; Единственный, никакое творение не находится в Нём, и Он не находится ни в каком творении; не ощущаемый, и невозможно прикоснуться к Нему, и не постигают Его взоры. Он выше всего и близок ко всему, и близок ко всему и далёк от всего. Его ослушиваются, и Он прощает, Ему подчиняются, и Он благодарит. Не объемлет Его земля и не охватывают Его небеса. Он поддерживает существование всех вещей Своею силой. Он — Постоянный, Вечный, не забывает и не ошибается, не заблуждается и не бывает небрежен. Его воля — решение, Его решение — воздаяние, и повеление Его исполняется. Он не рождал, так чтобы у Него был наследник, и не был рождён, чтобы иметь сотоварища, и не был равен Ему ни один.

(«Кафи», том 1, С. 71).

 

4. Он также передал, что у Имама Саджада (А) спросили про таухид (единобожие). Он сказал:

Аллах – велик Он и свят! – знал, что в последние времена будут люди, углубляющиеся (в бесполезные размышления). И Аллах ниспослал «Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточныйˮ» и аяты суры «Железо» до слов «Он знает о том, что в груди». И тот, кто скажет что-то помимо этого, — погиб.

(«Кафи», том 1, С. 96).

 

5. Он также привел, что Имам Реза (А) сказал:

Всякий, кто читает суру «Искренность» и верует в неё, познал таухид (единобожие). И если прочитаешь эту суру, скажи после неё: «Казалика ллаху рабби, казалика ллаху рабби» — «таков Аллах, мой Господь! Таков Аллах, мой Господь!».

(«Кафи», том 1, С. 72).

 

6. Он также передал, что у Джабир ибн Язид Джуфи спросил у Имама Садыка (А): «Что такое таухид (единобожие)?». Он сказал:

К Аллаху взывают по Его именам, и превознёсся Он в возвышенности Своей сущности. Он Единый, единственный в Своей единственности. И Он вывел её (единственность) над Своим творением, и Он — Единый, Самодостаточный, Святой: поклоняется Ему всякая вещь и устремляется к Нему всякая вещь, и Он объемлет Своим знанием всякую вещь.

(«Кафи», том 1, С. 96).

 

7. Шейх Садук привёл от Абу Бахтари Вахаба ибн Вахаба Кураши от Имама Садыка (А) от его отца Имама Бакира (А) относительно слов Аллаха, велик Он и свят: «Скажи: “Он – Аллах Единый...”»:

«Скажи» — значит: провозгласи то, что Мы внушили тебе из откровения и донесли до тебя через составление букв, прочитав это для тебя (в Коране), дабы через это встал на прямой путь тот, кто преклонил слух и свидетельствует.

«Он» (хува) – означает скрытое имя, указывающее на отсутствие[1]. И буква «ха»[2] указывает на установленное значение, а «вав» — на скрытость от чувств. Подобно тому как слово «этот» (хаза) говорит о чем-то явном для чувств. И Аллах использует это слово (то есть хува), потому что неверующие говорили о своих богинях с помощью указательных местоимений, свидетельствующих о чем-то постигаемом и явном: «Это (хазихи) — наша богиня, ощутимая чувствами, постигаемая взорами; ты же, о Мухаммад, укажи нам на своего Бога, которому ты молишься, чтобы мы увидели Его и постигли Его, и Он не был для нас чем-то странным и непонятным!» И вот, (после этого) Аллах, велик Он и свят, ниспослал «Скажи: “Он – Аллах Единый...”», и «ха» (в слове «хува» — «Он») есть установление для Прочного (тасбитун ли ссабит), а «вав» — указание на Отсутствующего (Скрытого) для постижения взорами и ощущения чувствами, ибо Он превыше этого, но Он постигает взоры, и Он создает чувства.

(«Таухид», С. 88).

 

8. Он также привёл, что Имам Али (А) сказал:

Я видел пророка Хизра во сне ночью перед битвой Бадр и сказал ему: «Научи меня чему-то, дабы я укрепился этим перед врагами!»

Он сказал: «Скажи: “О, Он, о, Кто; нет Его, кроме Него (йа хува йа ман ла хува илля хува)”».

Проснувшись утром, я рассказал это Посланнику Аллаха (С), и он сказал: «О, Али! Ты научился величайшему имени Аллаха (исм а‘азам)».

И в день Бадра это имя всегда было на моем языке».

Передают об Али (А), что после завершения чтения «Скажи: “Он – Аллах Единый...”» он говорил: «О, Он, о, Кто; нет Его, кроме Него, – прости меня и помоги мне против людей неверующих»[3].

И то же самое Али (А) говорил в день битвы Сиффин, атакуя врагов. Аммар ибн Ясир спросил его: «О, повелитель верующих! Что это за символы?» Он сказал: «Величайшее имя Аллаха и опора единобожия Аллаха, нет бога, кроме Него». Потом он прочитал «Аллах свидетельствует, что нет бога, кроме Него» и последние аяты суры «Собрание», потом спустился с коня и прочитал четыре ракята молитвы.

И передается, что Али (А) говорил: «Аллах – Его значение: “Тот, Кому поклоняются (ма‘абуд)”, и творения в изумлении (незнании) о Нем, и приведены в страх относительно Него[4], и Аллах сокрыт от постижения взорами, скрыт завесами от мыслей и представлений».

(«Таухид», С. 89).

 

9. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Аллах – Его значение: «Тот, Кому поклоняются (ма‘абуд)», и творение не способно познать Его сущность и объять Его качества (кейфийа). Арабы говорят: «Алиха раджулу»[5] в значении изумления и недоумения о чем-то, когда это нельзя охватить знанием, и используют «валаха»[6], когда человек страшится чего-то и приходит в смятение. И вот, «Бог» (в соотвествии с этим) сокрыт от постижения творений».

(«Таухид», С. 89).

 

10. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Единый — Один, Единственный, и Единый и Единственный – в одном значении, и Он – утвердившийся в единстве (мутафаррид), Которому нет равного. Единобожие (таухид) есть признание Единства, и оно – отделение в единственности (инфирад), и Единый – отличающийся (от творений), Который не возникает из чего-то и не присоединен к чему-то.

И он сказал:

Числа составлены из единиц (вахид), но само «один» (вахид) – не число, ибо число не относится к «один»[7], но относится к двум. И значение Его слов: «Аллах Единый» в том, что Он – Тот, Кому поклоняются (ма‘абуд), относительно постижения Которого творения пребывают в неведении (йалаху)[8], как и о Его качествах (кейфийа), — Единственный в Своей божественности, вознесенный над качествами творений.

(«Таухид», С. 90).

 

11. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Передал нам наш отец Зейн уль-Абидин (Имам Саджад, мир ему) от Хусейна ибн Али (А), что он сказал: «Самодостаточный (самад) – это тот, для которого нет полости или пустого места; Самодостаточный (самад) – это тот, чье господство совершенно; Самодостаточный (самад) – это тот, кто не ест и не пьет; Самодостаточный (самад) – это тот, кто не спит; Самодостаточный (самад) – это тот, кто вечен, не преходил и не прейдет».

(«Таухид», С. 90).

 

12. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Мухаммад ибн Ханафийа говорил: «Самодостаточный (самад) – это тот, кто существует сам по себе, не нуждаясь ни в чем другом».

И Имам Бакир (А) сказал: 

Самодостаточный (самад) – это тот, кто превыше бытия и разложения, и тот, кто не описывается через различия.

(«Таухид», С. 90).

 

13. Он также привёл, что Имам Бакир (А) сказал:

Самодостаточный (самад) – это господин, которому подчиняются, и выше которого нет повелевающего или запрещающего.

(«Таухид», С. 90).

 

14. Он также привёл:

Али ибн Хусейн Зейн уль-абидин (А) был спрошен о значении слова «самад». Он сказал: «“Самад” – это тот, у кого нет сотоварища, и хранение вещей не отягощает Его, и ничто от Него не ускользает».

(«Таухид», С. 90).

 

15. Он также привёл, что сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши:

Зейд ибн Али Зейн уль-Абидин сказал: «Самад – это тот, кто если желает что-то, говорит этому: “Будь!” – и оно возникает; и самад – это тот, кто создал вещи, и сотворил их противоположностями, различиями и парами, и вознесся в Своем единстве без противника, образа, подобия и равного».

(«Таухид», С. 90).

 

16. Он также привёл, что сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши, что передал Имам Садык (А) от его отца Имама Бакира (А) от его отца Имама Али ибн Хусейна Саджада (А):

Жители Басры написали письмо Хусейну ибн Али (А), спрашивая его о значении слова «самад», и он написал им ответ:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не излишествуйте по поводу Корана, не препирайтесь о нем и не говорите о нем без знания! Я слышал от моего деда Посланника Аллаха (С): “Тот, кто говорит о Коране без знания, пусть готовит себе место в Огне”. Поистине, Аллах, велик Он и свят, Сам растолковал значение самад, говоря: “Аллах Единый, Аллах самад”, а потом говоря: “Не рождал и не был рожден, и не был равен Ему ни один”.

Не рождал” – это означает, что из Него не выходила какая-либо тонкая вещь, как душа (нафс), и не охватывает Его смена состояний, как дремота, сон, мысли, горе, печаль, радость, смех, плач, страх, надежда, желание, скука, голод, насыщенность – превыше Он того, чтобы из Него выходило что-то или рождалось от Него что-то, будь то грубое или тонкое[9].

Не был рожден” – это означает, что Он не был порожден чем-то и не вышел из чего-то, как грубые вещи выходят из своих составных элементов, — одна вещь из другой вещи: животное из животного, растение из земли, вода из источников, плоды из деревьев. Но также и не так, как нечто тонкое (выходит) из своих начал, как взор – из глаза, слух – из уха, обоняние – из носа, вкус – изо рта, речь – из языка, познание и различение – из сердца, огонь – из камня. О нет! Но Он Аллах – самад (Самодостаточный), Который не из какой вещи, и не в какой вещи, и не на какой вещи, но Он – Создатель вещей и их Творец, Он — Образователь (мунши’) вещей Своею силою. Всё, что сотворено, исчезнет в гибели по Его замыслу, и останется лишь то, что сотворено для пребывания по Его знанию. И знайте, что таков Аллах – самад, Который не рождал и не был рожден, Знающий скрытое и явное, Великий, Превознесенный, и не был равен Ему ни один».

(«Таухид», С. 91).

 

17. Он также привёл, что сказал Вахаб ибн Вахаб Кураши,

Я слышал, как Имам Садык (А) говорил, что группа людей из Палестины пришла к Имаму Бакиру (А), чтобы задать ему вопросы, и он отвечал им. Потом они спросили его о значении слова «самад». И он сказал:

«Вот его толкование. Ас-самад[10] состоит из пяти букв. И “алиф” – указание на Его бытие, и таково Его слово, велик Он и свят: “Свидетельствует Аллах, что нет бога, кроме Него” (3: 18), и это есть указание на Скрытого от постижения чувствами. И “лам” – указание на Его божественность, ибо Он – Аллах. И “алиф” и “лам” – оба они скрыты, не проявлены на языке[11] и не слышимы слухом, но проявлены на письме, указывая на то, что Его божественность скрыта по Его проницательности (лутф), не постигается чувствами и не исполняется на языке описывающего либо в ухе слышащего. Ибо толкование слова “Бог” (илях) — в том, что творения в пораженном недоумении (алиха)[12] о Его сущности и Его качествах (кейфийа), чувствами или мыслями (желая постигнуть Его). О нет! Но Он – Создатель мыслей и Творец чувств.

То же, что это (то есть “алиф” и “лям”) проявлено на письме, есть указание на то, что Аллах, велик Он и свят, проявил Свое господство (рубубийа) в создании творений и расположении их тонких духов в их грубых телах. И если раб смотрит на себя, он не видит свой дух – подобно тому, как “лам” самада не различается (на слух), — и тот не входит в один из пяти его органов чувств. Однако если он взглянет на письмо, для него проявится то, что было скрыто. И когда раб думает о сущности Творца и Его качествах (кейфийа), впадает в недоумение (алиха) и поражается, и его мысль не охватывает ничего из того, что Он представляет для Него. Ибо Он – велик Он и свят! – есть Творец образов, и если раб взглянет на Его творение, для Него установится, что Он есть их Творец и Тот, Кто расположил их духи в их телах.

Что же до буквы “сад”, то она суть указание на то, что Он – правдивый (садик), и слово Его есть правда, и речь Его правда, и Он правдой призвал Своих рабов к следованию правде, и правдиво обещал обитель правды.

Что же до буквы “мим”, то она есть указание на Его власть (мульк), и Он – Владыка истины, не преходил и не прейдет, и власть Его не прейдет также.

Что же до буквы “даль”, то она суть указание на вечность (давам) Его власти и на то, что Он вечен (даим) – превознесен над бытием и исчезновением (каун ва заваль), но Он – велик Он и свят! – формирует бытие всего, что имеет бытие (йукаууину каинат), и всё имеющее бытие имеет бытие по Его наделению его бытием (кана би такуинихи куллу каин)».

Потом он сказал: «Если бы я нашел того, кто способен понести знание, которое дал мне Аллах, я бы вывел из самад всё единобожие, ислам, веру, религию и шариат. Но как я найду такого, если мой дед повелитель верующих (А) не нашел способного понести его знание, так что глубоко вздыхал на минбаре, взывая: “Спрашивайте меня, пока меня не потеряете! Поистине, в этой груди скрыто великое знание: о, если бы я нашел того, кто сможет понести его! Вот, я для вас совершенный Довод (худжжат) от Аллаха – так не следуйте же людям, которые вызвали на себя гнев Аллаха и отчаялись в последней жизни, как отчаялись неверующие из обитателей могил!”»

Потом Имам Бакир (А) сказал: «Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас, наделил поклонением Себе и отдалил от поклонения идолам – Единому, Самодостаточному (самад), Который не родил и не был рожден, и не был равен Ему ни один, — хвала Ему вечная и благодарность непрестанная. И вот, слово Его “не родил и не был рожден” говорит: не родил – велик Он и свят! – чтобы у Него был сын, наследующий Ему, и не был рожден, чтобы у Него был родитель, разделяющий с Ним господство и власть — “и не был равен Ему ни один”, чтобы помогал Ему кто-то в Его царстве».

(«Таухид», С. 91-92).

 

18. Он также привёл от Йунуса ибн Абдуррахмана от Рабиа ибн Муслима, что он сказал:

Я спросил Имама Хади (А) о смысле слова «самад», и он сказал: «Самад – это тот, у кого нет пустот (джауф)».

(«Таухид», С. 92).

 

19. Он также привёл от Мухаммада ибн Муслима от Имама Садыка (А), что он сказал:

Иудеи задавали вопросы Посланнику Аллаха (С) и сказали: «Опиши нам своего Господа (или расскажи нам о происхождении твоего Господа)!» Он промолчал три раза, не отвечая им, после чего была ниспослана эта сура целиком».

Передатчик сказал: «Я спросил у него (Имама Садыка, мир ему): “А что значит самад?” Он ответил: “Тот, у кого нет пустот”».

(«Таухид», С. 92).

 

20. Он также привёл от Джабира ибн Йазида, что он сказал:

Я попросил у Имама Бакира (А), чтобы он рассказал мне что-то про единобожие (таухид). Он сказал: «Поистине, Аллах – благословенны Его имена, по которым взывают к Нему, и превознесен Он в величии Своей сущности! – Един, вознесся единством в высоте единства (таухид), а потом вывел его (таухид) на Свое творение[13], и Он – Един, Самодостаточен, Свят, и Ему поклоняется всякая вещь, и к Нему обращается всякая вещь, и Он объемлет знанием всякую вещь».

(«Таухид», С. 93).

 

21. Он также привёл от Давуда ибн Касима Джафари, что он сказал:

Я спросил у Имама Бакира (А): «Да буду я твоей жертвой, что значит самад?» Он сказал: «Господин, к которому обращаются (масмуду илейхи)[14] в малом и большом».

(«Таухид», С. 93).

 

22. Али ибн Ибрахим Кумми привёл:

Причиной ниспослания суры «Искренность» было то, что иудеи пришли к Посланнику Аллаха (С) и сказали: «Опиши нам твоего Господа». И Аллах ниспослал: «Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный; не родил Он и не был рожден, и не был равен Ему ни одинˮ». И значение слов «Он — Аллах Единый» в том, что Он — Единый в Своих качествах (сифатах), как сказал Посланник Аллаха (С): «Свет, в котором нет тьмы, и знание, в котором нет невежества». И «Самодостаточный (самад)» означает того, в кого ничто не входит. «Не был рожден» — то есть нет Ему начала. «И не был равен Ему ни один» — нет Ему равного, подобного, сотоварища или помощника.

(«Тафсир» Кумми, том 2, С. 451).

 

----------------------------------------------------------

[1] То есть местоимение «хува» — «Он» — указывает на того, кого нет, кто отсутствует здесь и сейчас.

[2] Местоимение «хува» («он») состоит при написании из двух букв – «ха» и «вав».

[3] Йа хува йа ман ла хува илля хува гфирли ва нсурни ‘аля ль-кауми ль-кафирин.

[4] Йалаху фихи ль-хальк ва йулаху илейхи – непереводимое сочетание, указывающее на происхождение слова «Аллах». «Алиха» (отсюда «йалаху» и «йулаху») – это глагол, однокоренной со словами «илях» (бог) и «Аллах» (Единый Бог). Глагол «алиха» передает состояние изумления, недоумения, смятения, незнания. Если возводить происхождение слова «Бог» (и, соответственно, «Единый Бог») к этому глаголу, то, по семантике, «Бог» будет означать то, относительно чего приходят в недоумение, замешательство, то, что невозможно познать и понять.

[5] Смотри предыдущее примечание о смысле глагола «алиха» и его связи со словами «илях» и «Аллах».

[6] Глагол того же корня.

[7] То есть «один» не подсчитывается.

[8] Смотри предыдущее примечание о связи слов «алиха» и «Аллах».

[9] Под «грубым» может иметься в виду материя и материальные вещи, тогда как отрицание рождения от Аллаха «тонкого» опровергает различные философские теории, в соответствии с которыми Бог выводит из Себя тонкие субстанции, как «мировая душа», «небесный разум» и так далее.

[10] Ас-самад: здесь «ас» — это определенный артикль «аль», соединенный с буквой «сад». «Аль» читается здесь как «ас», а пишется как «аль», то есть «алиф» и «лям». Поэтому первые буквы, о которых говорит Имам (А), – «алиф» и «лям».

[11] Когда мы читаем суру «Ихляс», то, по правилам арабского языка, обе эти буквы – «алиф» и «лям» не произносятся, хотя и пишутся. Мы читаем: «Аллаху с-самад». Здесь «алиф» соединился с «у» предыдущего слова «Аллах», а «лям» соединился с «с» последующего слова «самад». Таким образом, на письме они присутствуют, но в произношении исчезают.

[12] См. выше примечание о связи слов «илях» (Бог) и «алиха» (поражаться, быть в смятении, быть в незнании).

[13] Аджраху ‘аля халькихи – «вывел таухид на творение» или «исполнил таухид над творением» означает создание творений с естественным свойством (фитрой) единобожия (таухида), как разъясняется в этой книге в соответствующей главе. Несколькими словами ниже в том же хадисе также проясняется смысл «выведения таухида на творение» — то, что к Нему обращается всякая вещь.

[14] Слово «самад» образовано от глагола «самада», одно из значений которого – «идти, направляться, обращаться куда-то». Масмуд – это страдательное причастие от глагола «самада», означающее «то, к чему направляются, обращаются».

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.