Аяты 2-7

الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ .2

الرَّحْمـنِ الرَّحِيمِ .3

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .4

إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .5

اهدِنَــــا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ .6

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنعَمتَ عَلَيهِمْ غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ .7

2. Хвала Аллаху, Господу миров,

3. Милостивому, Милосердному,  

4. Царю Судного Дня!  

5. Только Тебе мы поклоняемся и только Тебя просим о помощи!

6. Веди нас прямым путём,  

7. путём тех, которых Ты облагодетельствовал,  не тех, которые под гневом, и не заблудших.

 

1. Шейх Кулейни передал, что Имам Садык (А) сказал:

Благодарность за блага — удаление от запретного, а полная благодарность — слова: «Хвала Аллаху, Господу миров».

(«Кафи», том 2, С. 90).

 

2. Шейх Али ибн Иса привёл, что Имам Садык (А) сказал:

У моего отца (А) потерялось верховое животное. Он сказал: «Если Аллах вернёт его мне, я воздам Ему такую благодарность, что Он будет доволен». Не прошло много времени, как животное нашлось со всей своей сбруей. Когда он сел на него и поправил свои одежды, сказал: «Хвала Аллаху», и ничего не добавил к этому. А затем сказал: «Я ничего не оставил и ничего не упустил: все виды хвалы содержатся в этих словах».

Али ибн Иса сказал: «Он изрёк истину. Артикль “альˮ перед словом “хамдˮ (“хвалаˮ) означает, что только Аллаху принадлежит хвала».

(«Кашфу ль-гамма», том 2, С. 118).

 

3. Али ибн Ибрахим Кумми передал от Абу Басира, что Имам Садык (А) сказал:

«Хвала Аллаху» — то есть благодарность Аллаху — «Господу миров» — Творцу творения — «Милостивому» — ко всему творению — «Милосердному»  - по отношению только к верующим — «Царю Судного Дня» — дня расчёта, и указание на это — слова Аллаха: «Говорят они: “Горе нам! Это — Судный Деньˮ» (37: 20), то есть день расчёта. «Только Тебе мы поклоняемся» — обращение к Аллаху — «и только Тебя просим о помощи» — таким же образом. «Веди нас прямым путём»: и «путь» — это повелитель верующих Али (А) и познание Имама.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 41).

 

4. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

«Прямой путь» — это повелитель верующих (А) и его познание. И довод на это — слова Аллаха: «Поистине, он в матери Книги у Нас — Али мудрый» (43: 4), и это — повелитель верующих (А) в матери Книги (то есть в суре «Фатиха», которую называют «матерью Книги»), то есть в словах «прямой путь».

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).

 

5. Он также передал, что Имам Садык сказал:

«Веди нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал,  не тех, которые под гневом, и не заблудших»: «те, которые под гневом» — насибиты, а «заблудшие» — иудеи и христиане.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).

 

6. От Ибн Аби Умейра, что Имам Садык (А) сказал:

«Те, которые под гневом» — насибиты, а «заблудшие» — сомневающиеся, которые не знают Имама.

(«Тафсир» Кумми, том 1, С. 42).

 

7. Привёл Саад ибн Абдуллах, что Имам Реза (А) сказал:

«У Аллаха за пределами этой области — зелёный хризолит, от которого озаряются зелёным небеса».

У него спросили: «А что такое “областьˮ?»

Он сказал: «Завеса, и у Аллаха за ней — семьдесят тысяч миров, число обитателей которых больше, чем число людей и джиннов. И все они проклиняют такого-то и такого-то (первого и второго узурпаторов).

 

8. Он также привёл, что Имам Реза (А) сказал:

«Аллах сотворил зелёную гору, которая объемлет ближний мир, из хризолита, и зелена небес — от зелены этой горы. И Он сотворил творение, для которого нет обязанностей, подобных обязанностям этого творения, таким как молитва или закят. И все они проклинают двух человек из этой уммы (первого и второго узурпаторов)». И он (Имам Реза, мир ему) назвал их по именам.

 

9. Он также передал от Аджляна Аби Салиха:

Я спросил у Имама Садыка (А) о своде Адама: «Этот мир — это и есть свод Адама?». Он сказал: «Да, и у Аллаха много таких сводов. За этим вашим Западом находятся девяносто девять западов, где есть белые земли, полные обитателей, что озаряются от света этих земель. Они не совершают непослушания Аллаху даже на мгновение ока и не знают, сотворил ли Аллах Адама или нет, и при этом проклинают такого-то, такого-то и такого-то (первого, второго и третьего узурпаторов) и отрекаются от них».

Я спросил у него: «Как же они проклинают такого-то, такого-то и такого-то (первого, второго и третьего узурпаторов) и отрекаются от них, если они даже не знают, что Аллах сотворил Адама?»

Он сказал: «Знаешь ли ты Иблиса?». Я сказал: «Нет, кроме как по сообщениям о нём». Он сказал: «Но разве тебе не велено проклинать его и отрекаться от него?». Я сказал: «Да». Он сказал: «Так же и они».

 

10. Джабир ибн Язид передал, что Имам Бакир (А) сказал:

Позади этого вашего солнца есть сорок солнц, между солнцем и солнцем — сорок лет. Там обитают многочисленные творения, которые не ведают, сотворил Аллах Адама или не сотворил. И позади этой вашей луны есть сорок лун, между луной и луной — сорок лет. Там обитают многочисленные творения, которые не знают, сотворил Аллах Адама или не сотворил. И им внушено в откровении, как внушено в откровении пчеле, проклятие первому и второму (узурпаторам) во всякое время. И приставлены к ним ангелы, которые мучают их, когда они не проклинают их.

 

11. От Хасана ибн Абдуссамада от Муфаззаля ибн Умара, что Имам Садык (А) сказал:

Аллах сотворил тысячу миров, каждый из которых больше семи небес и семи земель, и обитатели каждого из них не знают, что кроме их мира есть ещё другие миры. И я — довод над всеми ними.

 

12. Он также передал от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о наследовании знания. Является ли оно собранием слов или тафсиром (разъяснением) всякой вещи? Он сказал: «У Аллаха есть два города: на Востоке и на Западе. В них люди, которые не ведают, сотворил Аллах Иблиса или нет. Мы встречаемся с ними каждый день, и они спрашивают нас о том, в чём нуждаются, и о молитвах (дуа), и мы учим их. И они спрашивают нас о нашем Каиме: когда он придёт. Они много поклоняются Аллаху и усердствуют ради Него. Если бы вы увидели их, посчитали бы своё поклонение ничем. Человек из их числа может молиться в течение месяца и не поднимать свою голову из земного поклона (саджды). Их пища  — прославление Аллаха, их одежда — праведность, их лица озарены светом. Когда они видят кого-либо из нас (Ахль уль-Бейт), обступают нас, толпятся вокруг нас и берут со следов наших ног баракят (благодать) для себя. Звук их молитв раздаётся подобно звуку урагана. Среди них есть люди, которые никогда не снимают с себя оружия с тех пор, как они стали ожидать нашего Каима, и взывают к Аллаху, чтобы он явил его им. Они живут тысячу лет. Если бы ты увидел их, то увидел бы праведность, спокойствие и стремление к тому, что приближает к Аллаху. Когда мы не приходим к ним, они думают, что это из-за нашего недовольства ими, и ждут тех времен, когда мы приходим к ним. Они стоят на ногах, не уставая, и читают Книгу Аллаха так, как мы обучили их. Среди того, чему мы их обучаем, есть такое, что если бы вы услышали это, не поверили бы и отвергли. Они спрашивают нас о том, что читают в Коране и не понимают, а когда мы объясняем им это, раскрываются их груди. Они хотят, чтобы мы всё время оставались среди них, ибо знают, что то, чему мы их учим, есть великая милость от Аллаха. Они готовы к сражению рядом с Имамом, когда он придёт, вооружены для этого и молят Аллаха, чтобы Он сделал их среди тех, кто поможет через это религии Аллаха.

Среди них есть старики и молодые, и всякий раз, когда молодой видит старика, он садится перед ним, как раб, и не встаёт, покуда тот не велит ему. Если Имам велит им что-то, они тут же выполняют это, ожидая другого его приказа. Если бы они обрушились на то, что есть между Востоком и Западом этого мира, разрушили бы это за один час. У них мечи из железа, но не такого железа, как у вас: если один из них ударит таким мечом по скале, она расколется. Имам перенесёт их в Индию, Дейлам, Рум, Барбар и Фарс и в то, что между Джабарсой и Джабалкой, и это — два города, один из них на Востоке, другой на Западе. Они не придут к людям какой-либо религии иначе как призвав их к Исламу, признанию пророчества Мухаммада (С), таухиду и вилаяту Ахль уль-Бейт. Тот, кто ответит им — они оставят его, а кто не ответит — убьют его, так что не останется между Востоком и Западом никого, кто не уверовал бы.

(«Басаиру дараджат», С. 448).

 

Примечание переводчика: Джабарса и Джабалка — города, относящиеся к географии барзаха.

 

13. Мухаммад ибн Хасан Саффар передал, что Имам Хасан (А) сказал:

У Аллаха есть два города — один на Востоке, другой на Западе. У них стены из железа, и у каждого города — тысяча тысяч врат, у каждого из врат — две створки из золота. У их обитателей — тысяча тысяч языков, каждый из которых отличен от другого. И я знаю все эти языки, и нет над этими двумя городами, и над тем, что между ними и над ними, доводов, кроме меня и моего брата Хусейна (А).

 

14. Шейх Муфид привёл от Абдуссамада ибн Али:

К Имаму Саджаду (А) пришёл человек, и Имам (А) спросил его: «Кто ты?». Он сказал: «Я звездочёт». Имам (А) посмотрел на него и сказал: «Не сообщить ли тебе о человеке, который с того времени, как ты зашёл сюда, побывал в четырнадцати мирах, каждый из которых в три раза больше этого ближнего мира, и при этом не сошёл со своего места?». Он спросил: «Кто это?». Имам (А) сказал: «Это я. Если хочешь, я сообщу тебе о том, что ты ешь и прячешь в своём доме».

(«Ихтисас», С. 319).

 

15. Шейх Садук передал от Имама Аскари (А), что человек пришёл к Имаму Резе (А) и спросил: «О сын Посланника Аллаха! Расскажи мне о словах Аллаха: “Хвала Аллаху, Господу миров!ˮ Каков их тафсир?» Он сказал:

Передано от Имама Хусейна (А), что человек пришёл к повелителю верующих Али (А) и спросил: «Расскажи мне о словах Аллаха: “Хвала Аллаху, Господу миров!ˮ Каков их тафсир?» Он сказал: «“Хвала Аллахуˮ означает, что Аллах дал познать Своим рабам некоторые из Своих милостей в общем, потому что они не способны познать все их в их частностях, ибо их — больше, чем может быть подсчитано или познано. И Он сказал им, чтобы они говорили: “Хвала Аллахуˮ — за то, что даровал Он нам. И “Господь мировˮ: “мирыˮ здесь — все творения, из минералов и животных. Он управляет животными Своею силой, питает их из Своего удела, содержит их и распоряжается ими. Что же до минералов, то он хранит их и разделяет соединённое в них, так что они рассыпаются, и соединяет разделённое в них, так что они смыкаются, и удерживает небеса, чтобы они не упали на землю, кроме как по Его повелению, и удерживает землю, чтобы она не разверзлась, кроме как по Его приказу; поистине, Он для Своих рабов — Добр, Милосерден!»

А потом он сказал: «“Господь мировˮ — то есть их Царь, их Творец, Дающий им пропитание, откуда они знают и откуда они не знают. Пропитание (ризк) распределено, и оно придёт к потомку Адама, каким бы путём он сам ни шёл в этом ближнем мире: богобоязненность богобоязненных не увеличит его, и нечестие нечестивцев не уменьшит его. Между человеком и его пропитанием — завеса, и он находится в поисках его. Если кто-то из вас убежит от своего пропитание, оно устремится вслед за ним, как устремляется смерть.

Аллах сказал, чтобы мы говорили “хвала Аллахуˮ — за те блага, которыми Он наделил нас, и за то, что Он упомянул нас благом в книгах предшественников, прежде чем мы появились на свет. И это делает обязательным для Мухаммада (С), рода Мухаммада и их шиитов благодарность Аллаху за то, чем Он наделил их. Посланник Аллаха (С) сказал, что когда Аллах отправил Мусу ибн Имрана посланником и избрал его спасителем, и разверз перед ним море, и спас народ Исраиля, и дал ему Тору и свитки, он сказал: “О Аллах, Ты даровал мне такую милость, какую не даровал никому прежде меняˮ. И Аллах сказал ему: “О Муса! Разве ты не знаешь, что Мухаммад предо Мной выше, чем все Мои ангелы и все Мои творения?ˮ. Тогда Муса (А) спросил: “О Господь мой! Если Мухаммад пред Тобой выше, чем все Твои творения, то есть ли пред Тобой род выше, чем мой род?ˮ И Аллах сказал: “О Муса! Разве ты не знаешь, что положение рода Мухаммада рядом с положением всех родов пророков — как положение самого Мухаммада среди всех пророков?ˮ Муса (А) сказал: “О мой Господь! Если род Мухаммада таков, то есть ли пред Тобой умма выше, чем моя умма, которую ты покрыл тенью облаков, низвёл ей манну и перепелов и разверз пред нею море?ˮ Аллах сказал: “О Муса! Разве ты не знаешь, что положение уммы Мухаммада рядом с положением всех умм — как положение его самого среди всех Моих творений?ˮ.

Муса (А) сказал: “О, если бы я увидел их!ˮ Аллах сказал: “О Муса! Ты не увидишь их, потому что сейчас не время их явления. Однако же ты увидишь их в Раю — в Раю Эдена и Фирдауса, наслаждающихся благами и дарами близ Мухаммада. Желаешь ли ты, чтобы Я дал тебе услышать их речь?ˮ Муса (А) сказал: “Да, о Господь мой!ˮ Аллах сказал: “Стой же предо Мною, как раб перед Господином, и укрепи пояс твой!ˮ.

И воззвал тогда Господь наш: “О, умма Мухаммада!ˮ И все они ответили, пребывая в чреслах отцов и матерей: “Вот мы пред Тобой (лаббейк), о Аллах! Вот мы пред Тобой, и нет Тебе сотоварищей! Вся хвала и власть принадлежит Тебе!ˮ

И Аллах, велик Он и свят, сделал этот ответ словами, которые говорят в хадже. А потом воззвал Он: “О, умма Мухаммада! Моё решение о вас таково: Моя милость предшествует Моему гневу, а Моё прощение — Моему наказанию. Я ответил вам раньше, чем вы воззвали ко Мне, и даровал вам раньше, чем вы просили Меня. Я введу в Рай того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, без сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и посланник, будучи правдивым в своих словах и подтверждающим их деяниями, и что Али ибн Аби Талиб — его брат и преемник после него, и будет подчиняться ему так же, как подчинялся Посланнику, и что пречистые Имамы — знамения Аллаха и доводы Аллаха после Мухаммада и Али. Я введу такого в Рай, даже если его грехи будут как мореˮ.

Когда Аллах отправил Мухаммада пророком, Он сказал: “Ты не был у стороны горы, когда Мы воззвалиˮ (28: 46) — то есть воззвали к твоей умме. А потом Аллах сказал Мухаммаду (С): “Скажи: Хвала Аллаху, Господу мировˮ — за то, чем Он наделил меня из всех этих достоинств, и сказал его умме: “Скажите: Хвала Аллаху, Господу мировˮ — за то, чем Он наделил нас из всех этих достоинств».

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 254).

 

16. Он также передал, что Имам Реза (А) сказал:

Люди обязаны читать Коран во время намаза, чтобы Коран не был забыт и потерян, но чтобы он был сохранён и изучаем. И первой его сурой является «Фатиха», а не какая-либо другая сура, потому что в других сурах нет того блага и мудрости, которые собраны в этой суре. Слова «хвала Аллаху» — это исполнение того, к чему обязал Аллах Своё творение относительно благодарности Ему за то, что Он даровал им из блага — «Господу миров» — это единобожие (таухид), восхваление Его и подтверждение того, что Он — Творец и Царь, и никто, кроме Него, — «Царю Судного Дня» — подтверждение воскрешения, расчёта, воздаяния и будущего мира и того, что Он в этом всём — Царь, как и в ближнем мире Он — Царь. «Только Тебе мы поклоняемся» — стремление и приближение к Аллаху и искренность в делах для Него, а не для кого-то другого — «и только Тебя просим о помощи» — просьба о добавлении успеха, поклонения, продолжения Его благ и Его помощи. «Веди нас прямым путём» — просьба о прямом руководстве в Его религии, о схватывании за Его вервь и о добавлении в познании Господа, Его величия и славы — «путём тех, кого Ты облагодетельствовал» — подтверждение просьбы, стремления и поминания того, о чем было сказано выше относительно Его милостей к Его друзьям — «не тех, которые под гневом» — это прибегание к Нему от того, чтобы быть из числа упорных, неверных, отрицающих Его и Его повеление и запрещение — «и не заблудших» — это просьба об избавлении от того, чтобы быть из числа отклонившихся с Его пути безо всякого знания и думающих при этом, что они совершают благо. И в этой суре («Фатихе») соединились благо и мудрость ближнего и будущего миров так, как они не соединились еще в чем-то.

(«Факих», том 1, С. 219).

 

17. Он также передал от Муфаззаля ибн Умара:

Я спросил Имама Садыка (А) о пути (сират). Он сказал: «Это — дорога к Его познанию, и она бывает двумя путями: путь в ближнем мире и путь в будущем мире. Что же касается пути в ближнем мире, то это — Имам, подчинение которому обязательно. Тот, кто познает его в ближнем мире и будет руководствоваться его примером — перейдёт через другой путь (сират) в будущем мире, который есть Мост над Геенной. А кто не знает его в ближнем мире — его стопы соскользнут с пути (сират) в будущем мире, и он упадёт в огонь Геенны.

(«Маани ахбар», С. 32).

 

18. Он также передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«Веди нас прямым путём» — то есть дай нам успех в том, чтобы мы подчинялись Тебе в будущем так же, как подчинялись Тебе в прошлом. И «прямой путь» — это два пути: один в ближней жизни, а другой в будущей. И прямой путь в ближней жизни располагается между тем, чтобы излишествовать, и тем, чтобы преуменьшать[2], и он есть твёрдое стояние (на истине) и отсутствие принятия чего-либо из лжи. Что же касается второго пути, то это — путь верующих к Раю, который прям: они не отклонятся от Рая и не направятся к Аду или к чему-то другому, кроме Рая.

(«Маани ахбар», С. 32).

 

Примечание переводчика: Речь идёт прежде всего об излишествовании и преуменьшении достоинств Ахль уль-Бейт (А).

 

18. Он также передал, что Имам Саджад (А) сказал:

Нет никакой завесы между Аллахом и Его доводом (Пророком или Имамом), и нет у Аллаха покрова, кроме Его довода. Мы — врата Аллаха, и мы — прямой путь, и мы — хранители Его знания, и мы — толкователи Его откровения, и мы — столпы Его таухида, и мы — место Его тайны.

(«Маани ахбар», С. 33).

 

19. Он также передал, что Имам Садык (А) сказал:

Слова Аллаха в суре «Фатиха»: «Веди нас прямым путём» — имеют в виду Мухаммада (С) и его Ахль уль-Бейт (то есть они — этот прямой путь).

(«Маани ахбар», С. 33).

 

20. Он также передал, что Посланник Аллаха (С) сказал:

«Путём тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые под гневом, и не заблудших»: шииты Али — это те, кто облагодетельствован через вилаят Али. Они не будут под гневом, и они никогда не заблудятся.

(«Маани ахбар», С. 36).

 

21. Он также передал, что повелитель верующих Али (А) сказал:

«Путём тех, которых Ты облагодетельствовал» — то есть: веди нас путём тех, которых Ты облагодетельствовал через успех в следовании Твоей религии и подчинении Тебе. И они — те, о которых Аллах сказал: «А кто подчиняется Аллаху и Посланнику, то они — вместе с теми из пророков, праведников, мучеников, благочестивых, кому Аллах оказал милость. И как прекрасны они как товарищи!» (4: 69).

И облагодетельствованы они не богатством или здоровьем тела, хотя это — тоже блага Аллаха, которые проявлены внешне. Разве вы не видите, что те, кому даровано это, бывают неверными или нечестивцами? Однако вы призваны к тому, чтобы взывать к Аллаху о пути тех, которые облагодетельствованы верой в Аллаха, Посланника и вилаят Мухаммада (С) и его рода и прекрасной такыйей, посредством которой защищаются от зла рабов Аллаха и увеличения грехов врагов Аллаха.

(«Маани ахбар», С. 36).

 

22. Айаши передал от Мухаммада ибн Муслима:

Я спросил у Имама Садыка (А) о словах Аллаха: «И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран» (15: 87). Он сказал: «Это — сура “Фатихаˮ, что находится среди сокровищ Трона. Она начинается с “во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!ˮ — аята, о котором Аллах сказал: “И когда ты поминаешь своего Господа в Коране единым, они поворачиваются вспять из отвращенияˮ (17: 46). И далее: “Хвала Аллаху, Господу мировˮ —  это слова обитателей Рая, когда они благодарят Аллаха за прекрасную награду, которую Он им даровал, — “Царю Судного Дняˮ — Джабраил сказал: “Если мусульманин скажет это, Аллах и обитатели небес обязательно подтвердят его правотуˮ. “Только Тебе мы поклоняемсяˮ — это искренность поклонения — “и только к Тебе взываем о помощиˮ — это лучшие слова, с помощью которых рабы могут взывать об исполнении своих нужд. “Веди нас прямым путёмˮ — путём пророков, которых облагодетельствовал Аллах — “не тех, кто под гневомˮ — иудеи — “и не заблудшихˮ — христиане».

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 36).

 

23. Давуд ибн Фаркад привёл от Имама Садыка (А):

«Веди нас прямым путём»: «прямой путь» — это повелитель верующих Али (А).

(«Тафсир» Айаши, том 1, С. 37).

 

24. Имам Аскари (А) привёл, что повелитель верующих (А) сказал:

Аллах велел Своим рабам просить Его о пути облагодетельствованных, и это — правдивые, мученики и праведные, и прибегать к Нему от пути тех, на ком лежит Его гнев, и это — иудеи, о которых Аллах сказал: «Скажи: “Не сообщить ли мне вам более злостное, чем это, по награде у Аллаха? Тот, кого проклял Аллах и на кого разгневался, и сделал из них обезьян и свинейˮ» (5: 60), и прибегать к Нему от пути заблудших, и это — те, о которых Аллах сказал: «Скажи: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте за страстями людей, которые заблудились раньше, и сбили многих, и сбились с ровной дорогиˮ» (5: 77), и это — христиане. И всякий, кто не верует в Аллаха, находится под гневом и сбился с пути Аллаха.

(«Тафсир» Имама Аскари, С. 50).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.