От Алькамы ибн Мухаммада Хазрами, что Имам Бакир (А) сказал:

Когда Посланник Аллаха (С) собирался на хадж из Медины в Мекку, к нему пришёл Джабраил и сказал: «Высочайший из высших приветствует тебя и говорит: “О Мухаммад! Я не упокаивал пророка из Моих пророков или посланника из Моих посланников, не завершив их религию и не утвердив Мой довод. И из этого остались для тебя только две вещи: хадж и вилаят, халифат после тебя. Ибо Я никогда не оставлю землю без доводаˮ. Аллах велит тебе совершить хадж, и пусть совершат его с тобою те, кто может проделать путь к нему, из живущих в городах, их окрестностях и бедуинов, дабы ты обучил их обрядам хаджа, так же как обучил их намазу, закяту и посту».

И провозгласил глашатай Посланника Аллаха (С): «О люди! Посланник Аллаха собирается совершить хадж и желает обучить вас его обрядам».

И он вышел на хадж, и люди вышли вместе с ним, чтобы обучиться тому, что он будет делать, так что их было семьдесят тысяч человек из жителей Медины, её окрестностей и бедуинов, и даже больше — по числу людей из народа Мусы (А), с которых он взял присягу Харуну, но те нарушили её и последовали за тельцом и самаритянином. И Посланник Аллаха (С) тоже взял присягу о халифате Али (А) с людей, число которых было числом людей народа Мусы (А), и они тоже нарушили её и последовали за тельцом и самаритянином (то есть первым и вторым узурпатором) — шаг за их шагом и сунна за их сунной.

После стояния на Арафате к Посланнику Аллаха (С) спустился Джабраил и сказал: «О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и говорит: “Приблизился твой срок и наступает то, от чего нет исхода и нет задержки. А потому исполни свой завет и передай свои знания — знания пророков, — и наследие пророков, и оружие, и ковчег (Мусы) и всё, что есть у тебя из знамений пророков, твоему преемнику, халифу после тебя и совершенному доводу над Моим творением — Али ибн Аби Талибу! Сделай его знаменем для людей, обнови завет с ним и присягу ему, напомни им о том завете и договоре, который Я взял с них (в мире зарр) об их подчинении их вали (руководителю) и повелителю всех верующих мужчин и женщин — Али ибн Аби Талибу. Ибо Я не упокаиваю никого из Моих пророков, кроме как после доведения до совершенства его религии и довода и завершения Моей милости через вилаят Моих наместников и вражду с Моими врагами. Таково совершенство Моего таухида и Моей религии и завершение Моей милости для Моего творения — через следование Моему вали и подчинение ему. Я не оставлю Мою землю без Моего вали и наместника, чтобы он был Моим доводом над Моим творением. Итак, ‘сегодня Я довёл до совершенства вашу религию и завершил для вас Свою милость и удовлетворился для вас Исламом как религией’ (5: 3) — через вилаят Моего вали и повелителя всех верующих мужчин и женщин Али — Моего раба и преемника Моего пророка, его халифа и совершенного довода над Моим творением. Подчинение ему связано с подчинением Мухаммаду, Моему пророка, и подчинение ему и Мухаммаду связано с подчинением Мне. Кто подчиняется ему — подчиняется Мне, а кто ослушался его — ослушался Меня. Я сделал его знаменем между Собой и творением. Кто знает его, является верующим, кто отвергает его — неверным, и кто приобщит кого-то к присяге ему — приобщает сотоварищей Мне и является многобожником. Кто встретит Меня, будучи на его вилаяте, — войдёт в Рай, а кто встретит Меня, враждуя с ним, — войдёт в Огонь. Так сделай же, о Мухаммад, Али знаменем, возьми с них присягу ему и обнови завет со Мной, который Я заключил с ними, ибо скоро Я упокою тебя и заберу тебя к Себе!ˮ»

Посланник Аллаха (С) страшился, что его народ вернётся к джахилии из-за лицемеров и раскольников, ибо он знал о той вражде и ненависти, которую они испытывают к Али (А). И он попросил Джабраила спросить Аллаха о защите его от людей и ждал его прихода с этим. Он откладывал возвещение людям (о деле Али), пока не достиг мечети Хейф. В этой мечети к нему пришёл Джабраил и велел сделать Али знаменем для людей и обновить завет с ними. Но он не сказал ему о защите от людей, о которой он просил Аллаха — и так пока они не достигли местности «Кураа Гамим». Там к нему пришёл Джабраил и опят велел сделать это и снова не сказал о защите.

Пророк (С) сказал: «О Джабраил! Я страшусь, что мой народ обвинит меня во лжи и не примет моих слов об Али», — и продолжил путь.

Когда же он достиг местности Гадир-Хум, что в трёх милях от Джухфы, к нему пришёл Джабраил, по прошествии пяти часов от начала дня и принёс весть о защите от людей и сказал: «О Мухаммад! Аллах приветствует тебя и говорит тебе: “О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людейˮ (5: 67)».

Те, кто были впереди из его каравана, уже достигли Джухфы. Он велел им вернуться, а тем, кто остался позади, догнать остальных, чтобы сообщить им то, что велел Аллах об Али (А). Он велел провозгласить коллективный намаз и собрал всех с правой стороны от дороги, рядом с мечетью Гадир, как велел ему Джабраил от Аллаха.

В том месте были деревья, и Посланник Аллаха (С) велел расчистить место под ними и соорудить для него минбар из камней. Люди собрались, он встал на камни, воздал хвалу Аллаху и сказал:

«Хвала Аллаху, Который возвышен в Своём единстве, близок в Своей единственности, велик в Своём царстве и силён Своими опорами! “Он объял всякую вещь знаниемˮ, будучи там, где Он есть. Он подчинил все творения Своей силой и доводом, Он славен и не исчезнет, хвалимый и не исчезал никогда. Он сотворил небеса и простёр землю, пречист Он и свят, Господь ангелов и духа! Он возвышен над всем, что создал, видит все взоры, но взоры не видят Его — Щедрый, Терпеливый, объял всякую вещь Своею милостью и наделил их Своими дарами. Он не торопится со Своею местью и не ускоряет для них то, что они заслуживают из Его наказания. Он знает всё, что таится в душах и ведает тайны сердец, и не скроется от Него ничто скрытое! Он объемлет всякую вещь, довлеет над всякой вещью, силён над всякой вещью, и не подобна Ему никакая вещь, и Он — создатель всякой вещи, когда не было никакой вещи, “Он устанавливает справедливость, нет бога, кроме Него, Великого, Мудрогоˮ. Он выше того, чтобы Его постигали взоры, но Он постигает взоры, и Он — проницательный, сведущий. Нельзя описать Его через видение глазами, и никто не знает, каков Он в явном или тайном, кроме того, как Он Сам указал на Себя.

И свидетельствую, что Он — Аллах, святость Которого наполнила все времена, а свет затмил вечность, Чьё повеление исполняется без совещания с кем-либо, и нет у Него сотоварища в предопределении, и нет противоречий в Его управлении. Он создал то, что создал, без какого-либо образа и чьей-либо помощи. Он сотворил творение — и оно стало, создал — и оно проявилось. “Он — Аллах, кроме Которого нет другого богаˮ, искусный в создании, прекрасный в сотворении, справедливый, Который не причиняет угнетения, щедрейший, к Которому возвращаются все дела.

И свидетельствую, что Он — Тот, перед силой Которого склонились все вещи, перед величием Которого смирилось всё, Царь царей, разверзающий рассветы, подчинивший солнце и луну, “и все они текут к установленному срокуˮ, сокрушающий всех тиранов и надменных, уничтожающий всякого шайтана непокорного, и нет Ему ни подобия, ни равного! Он — Единый, Самодостаточный, “не рождал и не был рождён, и не равен Ему ни одинˮ, Он — Бог единый и Господь славный. Он желает и совершает, знает и подсчитывает, оживляет и умертвляет, обедняет и обогащает, заставляет смеяться и плакать, отнимает и дарует, “Ему принадлежит царство и хвалаˮ. В Его деснице благо, “и Он над всякой вещью властенˮ.

Нет бога, кроме Него, великого, прощающего, отвечающего на мольбы, дарующего дары, подсчитывающего дыхания, Господа людей и джиннов. Ничто не остаётся скрытым от Него, и не утомляют Его просьбы просящих; Он защищает праведных, дарует успех успешным, Он — повелитель миров, и всякому, кого Он сотворил, подобает восхвалять Его!

Я восхваляю Его в тайном и явном, в лёгкости и тягости, и верую в Него, в Его ангелов, писания и посланников, слушаюсь Его повелений и подчиняюсь, спешу к тому, чем Он доволен, подчиняюсь Его решению, желая подчиняться Ему и страшась Его наказания. Ибо Он — Аллах, от хитрости Которого не защищён никто, но от Которого не исходит несправедливость. Я подтверждаю перед Ним, что я — Его раб, а Он — мой Господь, и доношу то, что Он велел мне.

Нет бога, кроме Него! Он сказал мне, что если я не донесу то, что низведено мне, то не донесу Его послания, и Он обещал мне защиту, и Он — Аллах Щедрый, и достаточно Его. Он внушил мне в откровении: “О посланник! Передай то, что низведено тебе от твоего Господа!ˮ — об Али, то есть о халифате Али ибн Аби Талиба. — “А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людейˮ.

О люди! Я не был небрежен в донесении того, что ниспослал мне Аллах Великий, и я разъясню вам причину ниспослания этого аята. Поистине, Джабраил приходил ко мне три раза, донося мне приветствие моего Господа и говоря, чтобы я встал перед этим собранием и сообщил каждому белому и черному, что Али ибн Аби Талиб — мой брат, преемник, халиф и Имам после меня, и что он по отношению ко мне подобен Харуну по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка. Он — ваш вали (руководитель, покровитель) после Аллаха и Его Посланника, и Аллах ниспослал мне об этом аят в Своей Книге: “Ваш вали — Аллах, Посланник и те, которые уверовали, которые совершают намаз и дают закят, будучи в состоянии поясного поклонаˮ (5: 55), и Али ибн Аби Талиб — тот, кто совершал намаз и дал закят, будучи в состоянии поясного поклона, и желает он только Аллаха во всех состояниях.

И я попросил Джабраила отсрочить для меня донесение этого вам, о люди, ибо я знаю о малости праведных и множественности лицемеров, о кознях грешников и хитростях отрицающих Ислам, которых Аллах описал в Своей Книге, сказав: “Они говорят своими языками то, чего нет в их сердцахˮ, и считают это малым, тогда как “возле Аллаха это великоˮ, и сказал о множественности страданий, которые они причинили мне, так что назвали меня “ухомˮ из-за моей любви и внимания к нему (Али), так что Аллах ниспослал: “Среди них есть и такие, которые причиняют обиду пророку и говорят: ‘Он — ухо’. Скажи: “Ухо блага для вас!’ Он верует в Аллаха и верит верующимˮ (9: 61).

Если бы я хотел назвать их по именам, то назвал бы их, и если бы хотел указать пальцем на каждого из них, то сделал бы это. Однако я, клянусь Аллахом, выше этого, и Аллах не доволен этим от меня, кроме того, чтобы я донёс то, что Он ниспослал: “О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа! А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людейˮ (5: 67).

Знайте же, о собрание людей, что Аллах установил его (Али) для вас Вали и Имамом, и подчинение ему обязательно для всех мухаджиров, ансаров и табиинов, бедуинов и жителей городов, арабов и неарабов, свободных и рабов, больших и малых, белых и чёрных, и для всякого, кто считает Аллаха Единым. Его повеления должны исполняться, его словам должны подчиняться. Проклят тот, кто ослушается его, и помилован тот, кто последует за ним. Верующий — тот, кто поверит ему, и Аллах простил ему и тем, кто слушался его и подчинялся ему.

О собрание людей! Это — последний раз, когда я обращаюсь к вам. Слушайте же, подчиняйтесь и исполните повеление вашего Господа! Ибо Аллах, велик Он и свят, — ваш Повелитель и Бог, а затем ваш Вали после Него — Мухаммад, который сейчас обращается к вам, а после него — Али ваш Вали и Имам по повелению вашего Господа, а затем Имамы из его потомства — до того Дня, когда вы встретите Аллаха и Его Посланника.

Нет разрешённого, кроме того, что разрешил Аллах, и нет запрещённого, кроме того, что запретил Аллах. Он разъяснил для меня разрешённое и запрещённое, и мне было даровано всё знание о Книге, запретном и разрешённом.

О собрание людей! Нет такого знания, которое Аллах не исчислил бы во мне, а всякое знание, которое я знаю, я исчислил в Имаме богобоязненных. Нет такого знания, которому я не обучил бы Али, и он — очевидный Имам[1].

О собрание людей! Не отходите от него, не отвергайте его и не превозноситесь над его вилаятом. Ибо он — тот, кто “ведёт к истинеˮ и поступает по ней, умертвляет ложь и запрещает её, и не страшится на пути Аллаха упрёков упрекающих. Он — первый, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника и приносил себя в жертву для Посланника. Он был с Посланником Аллаха, когда никто не поклонялся Аллаху наряду с ним из мужчин, кроме него.

О собрание людей! Возвеличивайте его достоинства, ибо его возвеличил Аллах! Примите его руководство, ибо его назначил Аллах!

О собрание людей! Он — Имам от Аллаха, и Аллах не простит того, кто отрицал его руководство, и Аллах сделал это непреложным для тех, кто отвергал Его повеление о нём! Он обязательно ввергнет его в суровые мучения на веки вечные. Остерегайтесь же противоречить ему, дабы не войти вам в Огонь, “растопка которого — люди и камни, приготовлен он для неверующихˮ!

О люди! Клянусь Аллахом, все предыдущие пророки и посланники сообщали обо мне, и я — печать пророков и посланников и довод над всеми творениями и обитателями небес и земли, и кто сомневается в этом — неверующий первым неверием, а кто сомневается в чем-то из того, что я говорю сейчас — сомневается во всём, что я сказал, а сомневающийся в этом — в Огне.

О собрание людей! Это — то, что даровал мне Аллах и это Его почесть ко мне, и нет бога, кроме Него, и Ему принадлежит хвала от меня на вечные времена.

О собрание людей! Чтите же достоинства Али, ибо он — лучший из людей после меня, как мужчин, так и женщин! Через нас Аллах распределяет удел (пропитание), и через нас пребывает творение. Проклят и ещё раз проклят тот, кто отвергнет то, что я сейчас говорю, и он — под гневом и ещё раз под гневом! Поистине, Джабраил сообщил мне об этом от Аллаха, и Он сказал: “Кто враждует с Али и не следует ему — над тем Моё проклятие и гневˮ, “дабы узрела душа, что она приготовила на завтра, и страшитесь Аллахаˮ — противореча Али, — “так что ваши ноги подскользнутся после того как они были утверждены. Аллах ведает о том, что вы совершаетеˮ.

О собрание людей! Поистине, он — сторона Аллаха, о которой Он сказал в Своей Книге: “Чтобы не сказала душа: ‘Горе мне за то, что я нарушила в отношении стороны Аллаха’ˮ (39: 56).

О собрание людей! Поразмыслите над Кораном и поймите его аяты, взгляните на его твёрдые аяты и не следуйте за иносказательными[2]! Ибо, клянусь Аллахом, никто не разъяснит вам его тайны и никто не раскроет вам его тафсир, кроме того, кого я сейчас возьму за руку!», — и тут он взял руку Али и поднял её, так что стала видна белизна его подмышек.

Затем он сказал: «Это — Али ибн Аби Талиб, мой брат и преемник, и любовь к нему была дана мне от Аллаха. Поистине, кому я повелитель — тому и Али повелитель!

О собрание людей! Али и благие (Имамы) из его потомства — малая драгоценность, а Коран — большая драгоценность, и каждый из них возвещает о другом, не противореча ему. Они никогда не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у Источника. Они — доверенные Аллаха среди Его творения и Его правители на Его земле.

Поистине, я исполнил то, что было мне велено, поистине, я донёс до вас (моё послание), поистине, я разъяснил вам (его)! Поистине, Аллах сказал мне это, и я сказал вам так, как Он сказал. Поистине, нет другого повелителя верующих, кроме этого моего брата, и никто не может быть повелителем верующих после меня, кроме него!»

Затем он снова поднял его руку, так что колено Али (А) оказалось рядом с ногой Посланника Аллаха (С), и сказал:

«О собрание людей! Это — Али: мой брат, преемник, сосуд моих знаний, мой халиф над моей уммой и над тафсиром Книги Аллаха, призывающий к Аллаху, совершающий то, чем Он доволен, сражающийся с Его врагами, подчиняющийся Ему, запрещающий неподчинение Ему, халиф Посланника Аллаха и повелитель верующих, Имам, ведущий по прямому пути, и сражающийся с вероломными (накисин), предателями (каситин) и отступниками (марикин)[3] по повелению Аллаха.

Я говорю по повелению Аллаха, и нет замены Его словам: о Аллах, дружи с тем, кто с ним дружит, враждуй с тем, кто с ним враждует, прокляни того, кто его отвергает, и пролей Свой гнев на того, кто отрицает его право!

О Аллах! Ты ниспослал мне, что имамат после меня принадлежит Али, Твоему вали. И я донёс это и установил Али на этом месте, и тем самым Ты довёл до совершенства Твою религию и завершил Свою милость и стал доволен для них Исламом как религией. И Ты сказал: «Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток» (3:85). О Аллах, я беру Тебя в свидетели, и достаточно Тебя как свидетеля, что я донёс Твоё послание.

О собрание людей! Через его имамат Аллах довёл до совершенства вашу религию. Кто не последует за его имаматом и имаматом моих потомков от него до Судного Дня, — это “те, чья деяния стали тщетнымиˮ, и они “в Огне вечно пребывающиеˮ.

О собрание людей! Это — Али: тот, кто больше всех помогал мне и кто ближе всех ко мне и дороже всех для меня. Поистине, Аллах и я довольны им, и каждый аят о довольстве Аллаха ниспослан о нём, и всякий раз, когда Аллах обращается к тем, которые уверовали, в первую очередь имеет в виду его. Всякий аят, содержащий хвалу от Аллаха, говорит о нём, и Аллах в суре “Человекˮ засвидетельствовал Рай не для кого иного, как для него, и ниспослал эту суру о нём и восхвалил в ней его.

О собрание людей! Он — помощник религии Аллаха, защищающий Посланника Аллаха, и он — праведный, благочестивый, ведущий и ведомый. Ваш пророк — лучший пророк, ваш преемник — лучший преемник, а его сыновья — лучшие преемники.

О собрание людей! Потомство каждого пророка происходило из их чресел, а моё потомство — из чресел Али.

О собрание людей! Поистине, Иблис вывел Адама из Рая через зависть: так не завидуйте же ему, а иначе станут тщетными ваши деяния и подскользнутся ваши ноги. Ибо Адам был низведён на землю из-за одной ошибки, тогда как он — избранный Аллаха. Так что же будет с вами, тогда как вы — это вы, и есть среди вас враги Аллаха? Знайте, что ненавидит Али только несчастный и дружит с ним только чистый и праведный, и верует в него только искренний верующий, и об Али, клянусь Аллахом, была ниспослана сура “Асрˮ: “Клянусь эпохой! Поистине, человек в убытке...ˮ

О собрание людей! Я привёл Аллаха в свидетели и донёс до вас моё послание: “И на посланнике — только ясное донесениеˮ.

О собрание людей! “Страшитесь Аллаха истинной боязнью и не умирайте иначе как предавшимисяˮ!

О собрание людей! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и свет, ниспосланный с ним, “раньше, чем Мы сотрем лица и обратим их назадˮ!

О собрание людей! Свет от Аллаха — во мне, а потом — в Али, а затем в его потомстве до Каима, Махди, который вернёт права Аллаха и всякое право, что было у нас. Ибо Аллах, велик Он и свят, сделал нас доводами над всеми отрицающими, упорными, противниками, предателями, грешниками и угнетателями из всех миров.

О собрание людей! Я — Посланник Аллаха, прежде которого были посланники, и если я умру или буду убит, разве “вы обратитесь вспять? Кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ (3: 144). Али — тот, кто описан через терпение и благодарность, а затем его потомки после него.

О собрание людей! Не делайте одолжение Аллаху вашим Исламом, ибо Он разгневается на вас и постигнет вас наказанием от Него, и Он — в засаде!

О собрание людей! Поистине, после меня будут предводители, “призывающие в Огонь, и в День воскресения им не будет помощиˮ. Я и Аллах отрекаемся от них. Они, их помощники и последователи — “на низшей степени Огняˮ, и скверно это прибежище. Знайте, они — люди Сакифы, так пусть каждый из вас будет помнить о Сакифе!»

И Имам Бакир (А) сказал: «Все они забыли о Сакифе, кроме немногих».

Затем Посланник Аллаха (С) сказал: «О собрание людей! Я оставляю это как имамат и наследие в моём потомстве до Судного Дня! Я донёс то, что было велено мне донести, в качестве довода над всяким присутствующим и отсутствующим, слышавшим и не слышавшим, родившимся и не родившимся. Пусть же присутствующий из вас сообщит об этом отсутствующему, родитель — ребёнку, и так до Судного Дня! Однако знайте, что после моей смерти они сделают его (имамат) своим имуществом, отняв его у его обладателей!  Да проклянёт же Аллах тех, кто сделает это!

О собрание людей! Знайте, что Аллах не оставит вас “в том состоянии, в каком вы есть, пока не отделит благого от скверного, и Аллах не сообщит вам о сокровенномˮ (3: 179).

О собрание людей! Аллах уничтожал селения только из-за их обвинения во лжи (пророков и имамов). И так же Он уничтожит ваше селение, “которое причиняет угнетениеˮ, как сказал Он. Это — Али: ваш Имам и Вали, и он — обещание Аллаха, а Аллах исполняет Свои обещания.

О собрание людей! Прежде вас впали в заблуждение “большинство из первыхˮ, и Аллах уничтожил первых и уничтожит последних. Он сказал: “Разве Мы не погубили первых? Потом отправим Мы за ними вслед последних. Так поступаем Мы с грешниками. Горе в тот день обвиняющим во лжи!ˮ (77: 16-19).

О собрание людей! Аллах передал мне Свои приказания и запрещения, а я передал их Али. И вот, Али — знающий повеления и запрещения своего Господа. Слушайте же его, дабы найти спасение, и подчиняйтесь ему, дабы встать на прямой путь, и запрещайте то, что он запрещает, дабы не заблудиться, и пусть другие пути не собьют вас с его пути!

О собрание людей! Я — прямой путь Аллаха, за который Он велел вам держаться, а потом — Али после меня, а затем его потомки — Имамы, ведущие к истине.

“Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День суда! Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудшихˮ (1: 1-7).

Эта сура была ниспослана обо мне и Имамах после меня. Они — наместники (аулия) Аллаха, и “нет над ними страха, и не будут они печальныˮ. Поистине, “партия Аллаха — они победители» (5: 56). Знайте, что враги Али — смутьяны, лицемеры, выступающие за пределы, враги истины и братья шайтанов. “Одни из них внушают другим прелесть слов для обольщенияˮ (6: 112).

Друзья же Али и Имамов после него — те, о которых Аллах сказал: “Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его Посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом от Него и введёт их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это - партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха - они счастливые!ˮ (58: 22).

Поистине, их друзья — те, о ком Аллах сказал: “Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, для них — безопасность, и они — на верной дорогеˮ (6: 82).

Поистине, их друзья — те, кому ангелы скажут, когда они войдут в Рай: “Да будет вам благо! Входите же для вечного пребыванияˮ (39: 73).

Поистине, их друзья — те, о ком Аллах сказал, что они войдут в Рай без расчёта.

Поистине, их враги войдут в Огонь.

Поистине, их враги — те, которые услышат рёв Геенны, “и она кипитˮ (67: 7).

Поистине, их враги — те, о ком сказано: “Каждый раз, как входит в неё один народ, он проклинает ему подобныйˮ (7: 38).

Поистине, их враги — те, о ком сказано: “Готова она лопнуть от гнева; всякий раз, как бросают в неё толпу, спрашивают стражи её: ‘Разве к вам не приходил увещатель?’. Они говорят: ‘Да, приходил к нам увещатель, но мы объявили его лжецом и сказали: Ничего Аллах не посылает, вы только в великом заблуждении’ˮ (67: 8-11).

Поистине, их друзья — те, которые “боятся своего Господа втайне, для них — прощение и великая наградаˮ (67: 12).

О собрание людей! Как велика разница между Огнём и Раем! Наши враги прокляты Аллахом и порицаемы Им, а наши друзья — те, кого Он восхвалил и возлюбил.

О собрание людей! Поистине, я — призывающий, а Али — ведущий.

О собрание людей! Поистине, я — пророк, а Али — преемник.

Поистине, из нас будет печать Имамов, и он — Каим, Махди.

Поистине, он — тот, кто проявит религию и даст ей победу.

Поистине, он — тот, кто отомстит угнетателям.

Поистине, он — тот, кто покорит дворцы и разрушит их.

Поистине, он — тот, кто убьёт всякое племя из людей многобожия.

Поистине, он — тот, кто возьмёт плату за кровь всех друзей Аллаха.

Поистине, он — помощник религии Аллаха.

Поистине, он черпает в глубоком море[4].

Поистине, он воздаст любому обладателю достоинства по его достоинству и всякому невежде по его невежеству.

Поистине, он — избранный Аллаха.

Поистине, он — наследник всякого знания и объемлющий его.

Поистине, он — сообщающий от Аллаха, велик Он и свят, и призывающий к делу веры в Него.

Поистине, он — наставленный на прямой путь, укреплённый, и он — тот, кому поручены дела.

Поистине, он — тот, о ком возвещали те (пророки), что были прежде.

Поистине, он — тот, кто останется доводом, и нет довода после него, и нет истины, кроме как с ним, и нет света, кроме как с ним.

Поистине, над ним не будет победителя.

Поистине, он — наместник Аллаха на Его земле, Его судья над Его созданием, Его доверенный над Его тайным и явным.

О собрание людей! Я доносил до вас (моё послание) и разъяснял вам, а Али — тот, кто будет разъяснять вам после меня.

Поистине, я призываю вас после этой моей речи обновить присягу мне через присягу Али.

Поистине, я дал присягу Аллаху, а Али дал присягу мне, и я беру с вас присягу ему по повелению Аллаха, “а кто нарушит, тот нарушает только против самого себяˮ (48: 10).

О собрание людей! “Ас-Сафа и аль-Марва — из примет Аллаха; и кто паломничает к Дому или совершает посещения, — нет греха на нём, что он обойдёт кругом обоих, и кто добровольно изберёт благо — ведь Аллах благодарен, знающˮ (2:158).

О собрание людей! Совершайте хадж к Дому Аллаха! Кто совершит его — обогатится, а кто оставит — станет беден. Нет такого верующего, которого Аллах не простил бы на этом месте, и после хаджа будет обновлена книга его деяний.

О собрание людей! Совершающий хадж получает помощь, и Аллах вернёт потраченное им, и Он “не теряет награды совершающих благоˮ.

О собрание людей! Совершайте хадж к Дому с совершенной религией и пониманием и возвращайтесь оттуда только с покаянием!

О собрание людей! “Выстаивайте молитву и давайте закятˮ, как велел Аллах, велик Он и свят. И если станет долгим для вас срок, и вы забудете или станете небрежны, то Али, ваш повелитель, разъяснит вам то, что установил Аллах. И те, кого установил Аллах после меня и его, будут разъяснять вам от Аллаха то, что вы не знаете.

Поистине, дозволенное и запрещённое больше того, чтобы быть подсчитанным, и я призываю вас к ним и приказываю к разрешенному и отстраняю от запрещённого. Мне приказано взять с вас присягу о принятии того, с чем я пришёл от Аллаха относительно повелителя верующих Али (А) и Имамов после него, до Судного Дня, из числа которых — Махди, что рассудит по истине среди людей.

Всякое разрешённое и запретное, о котором я сказал, не будет изменено: запомните же это и сохраните, и наследуйте между собой, и не изменяйте это, и не заменяйте другим.

Я снова говорю: “Выстаивайте молитву и давайте закятˮ, призывайте к одобряемому и отстраняйте от порицаемого! Знайте, что лучший призыв к одобряемому и лучшее отстранение от порицаемого — это следование за тем, что я сейчас вам говорю (о вилаяте Али ибн Аби Талиба), и передача этого тем, кто отсутствует, призыв следовать за этим и отстранение от противоречия этому. Ибо это — повеление от Аллаха и от меня, и нет призыва к одобряемому и отстранения от порицаемого, кроме как рядом с непорочным Имамом.

О собрание людей! Коран говорит вам, что Имамы после него (Али) — его потомки, и говорит вам, что он — от меня, а я — от него: “И сделал Он это словом, пребывающим в его потомствеˮ (43: 28). Если вы ухватитесь за этих двоих (Коран и Ахль уль-Бейт), то никогда не заблудитесь.

О собрание людей! Я призываю вас к богобоязненности! Страшитесь Дня, о котором Аллах сказал: “Сотрясение последнего часа — вещь великаяˮ (22: 1). Не забывайте о смерти, расчёте, весах и подсчёте дел возле Господа миров, о награде и наказании, и “кто придёт с благомˮ, получит награду за него, и “кто придёт со зломˮ, тому не будет доли в райских садах.

О собрание людей! Вас больше того, чтобы каждый подходил ко мне и приносил присягу. Аллах повелел мне, чтобы я взял с ваших языков подтверждение того, что я сказал об Али и о том, что он — повелитель верующих, и об Имамах из числа его и моего потомства. Скажите все вместе: “Мы услышали то, что ты донёс от нашего и твоего Господа об Али и Имамах из его потомства, и подчиняемся этому, и довольны этим, и приносим тебе присягу на этом нашими сердцами, душами, языками и руками. Мы будет живы, умрём и будем воскрешены на этом, не изменив и не заменив ничего, не сомневаясь в этом и не отклоняясь от этого. Мы не нарушим присяги и завета, будем подчиняться Аллаху, тебе, повелителю верующих Али и Имамам из его и твоего потомства, после Хасана и Хусейнаˮ. Я донёс до вас вести о положении их двоих (то есть Хасана и Хусейна) передо мной и перед моим Господом. Они — повелители юношей Рая и Имамы после их отца Али, а я — их отец прежде него.

Скажите же: “Мы подчинились Аллаху в этом, и тебе, и Али, Хасану, и Хусейну, и Имамам, которых ты упомянул в присяге Али, повелителю верующих, и завете с ним, — нашими сердцами, нашими душами и языками, и этим двум (Хасану и Хусейну). Мы не изменим это и не будем искать замены этому никогда. Мы призываем в свидетели этого Аллаха, ‘и достаточно Аллаха как свидетеля’. И ты тоже свидетельствуешь об этом для нас, и все, кто подчинился, и ангелы Аллаха, и Его воинство, и Его рабы. А Аллах выше, чем любой свидетельˮ.

О собрание людей! Что вы скажете? Аллах знает всякий звук и то, что скрывает любая душа. Кто встал на прямой путь — “то для самого себя, а кто заблудился, то против самого себяˮ (39: 41). Кто присягает (сейчас) — тот “присягает Аллаху: рука Аллаха над их рукамиˮ (48: 10).

О собрание людей! Страшитесь Аллаха и присягните Али, повелителю верующих, и Хасану, и Хусейну, и Имамам — благому пребывающему слову. Да проклянёт Аллах тех, кто замышляет против них, и да благословит Аллах тех, кто исполнит свой завет с ними! “А кто нарушит, тот нарушает только против самого себяˮ (48: 10).

О собрание людей! Говорите то, что я сказал вам, и подчинитесь в том, что Али — повелитель верующих и говорите: “Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе — возвращение!ˮ (2: 285), и говорите: “Хвала Аллаху, Который наставил нас к этому! Мы бы не встали на прямой путь, если бы Аллах не наставил насˮ (7: 43).

О собрание людей! Достоинства Али ибн Аби Талиба больше того, чтобы их можно было подсчитать, и Аллах сказал об этом в Своей Книге. А потому верьте тому, кто будет говорить вам о его достоинствах  и доносить их до вас.

О собрание людей! “Кто подчиняется Аллаху и Его Посланникуˮ — и Али, и Имамам, о которых я сказал, — “тот преуспел великим преуспеяниемˮ.

О собрание людей! “Опередившие — опередившиеˮ — в следовании ему, подчинении ему и признании его повелителем верующих — “они — те, которые будут приближены в садах благодатиˮ (56: 11-12).

О собрание людей! Говорите то, чем Аллах будет доволен от вас, ибо “кто обращается вспять, тот ни в чем не повредит Аллаху, и Аллах воздаст благодарнымˮ (3: 144).

О Аллах, прости верующих и пролей Свой гнев на неверующих! И хвала Аллаху, Господу миров!»

Тогда те, кто присутствовал там, сказали: «Мы услышали и подчинились повелению Аллаха и Его Посланника нашими сердцами, языками и руками!»

Затем они столпились возле Посланника Аллаха (С) и Али (А) и принесли присягу своими руками, и первыми, кто сделал это, были первый (узурпатор), второй, третий, четвёртый и пятый, затем мухаджиры и ансары, а потом все остальные, и принесение присяги продолжалось до вечернего намаза. И Посланник Аллаха (С) говорил, когда они приносили присягу: «Хвала Аллаху, Который превознёс нас над всеми мирами!»

Отсюда давать руку при присяге стало сунной и обычаем, который используют также те, кто не имеет на это права.

И сказал Имам Садык (А): «Когда Посланник Аллаха (С) закончил эту речь, люди увидели очень красивого человека, от которого исходило благоухание. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я никогда не видел Мухаммада таким, как сегодня! Как он говорил о сыне своего дяди! Никто не нарушит эту присягу, кроме неверующего в Аллаха и Его Посланника! Горе же великое тому, кто её нарушит!ˮ

Умар, услышав его слова, повернулся к нему, а затем обратился к Посланнику Аллаха (С) и сказал: “Слышал ли ты, что сказал этот человек?ˮ Посланник Аллаха (С) сказал: “О Умар! Знаешь ли ты, кто это? Это — верный дух Джабраил. Остерегайся того, чтобы выступать против Али! Если ты сделаешь это, то знай, что Аллах, Его Посланник, Его ангелы и верующие отрекаются от тебяˮ».

(Источник: «Ихтиджадж» Табарси, том 1, С. 109 — 120).

 

[1] Указание на аят: «И Мы исчислили всякую вещь в очевидном Имаме» (36: 12).

[2] Имам Садык (А) сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе писание; в нем есть твёрдые аяты, которые — мать книги» — это повелитель верующих Али (А) и Имамы (А) — «и другие — иносказательные» — это такой-то и такой-то (первые два узурпатора халифата). «Те же, в сердцах которых уклонение» — это их сподвижники и те, кто признаёт их руководство (то есть руководство узурпаторов халифата) — «следуют за тем, что в нем иносказательно, домогаясь смятения и домогаясь толкования этого. Не знает его толкования никто, кроме Аллаха и твёрдых в знаниях» — это повелитель верующих (А) и Имамы (А). («Кафи», том 1, С. 343).

Как сказано в суре «Украшения»: «И он — в матери книги у Нас, Али мудрый» (43: 4). Повелитель верующих (А) и Имамы (А) — «мать книги», потому что Коран является свитком с их реальности, о которой сказано в суре «Свет»: «Аллах — свет небес и земли. Пример Его света — как ниша..». А потому можно сказать, что все аяты Корана являются твёрдыми, если их возвести к той реальности, из которой они проистекают, и брать их толкование у Ахль уль-Бейт (А): «Писание, аяты которого сделаны твёрдыми, потом ясно разъяснены от Мудрого, Ведающего...» (11: 1). Таким образом, в отношении к Ахль уль-Бейт (А) все аяты Корана сделаны твёрдыми и разъяснены.

И точно так же можно сказать, что в отношении к людям, не берущим толкование Корана у Ахль уль-Бейт, все аяты являются иносказательными: «Аллах ниспослал лучший рассказ — иносказательную книгу» (39: 23).

А потому: «в нем есть твёрдые аяты, которые — мать книги», и это — то, что проявлено для нас от Ахль уль-Бейт, которые являются матерью книги и её истоком и основой, «и другие — иносказательные», и это — то, что проявлено для людей от кого-то, кроме них, что является дорогой лжи, а основой дороги лжи являются их враги, и прежде всего первый и второй узурпаторы.

[3] Под «вероломными» (накисин) имеется в виду те, кто сражались против повелителя верующих (А) под знаменем Айши в битве Джамаль, под «предателями» (каситин) — те, кто сражались с ним под знаменем Муавии в битве Сиффин, а под «отступниками» (марикин) — хариджиты, сражавшиеся с ним в битве Нахраван.

[4] Черпает в море познания, света и замысла Аллаха.

Один ответ

  1. Evgeniya Murza

    Jazakum ALLAH kheirum jaza, alhamdulillah RAB al Amin, Allah masali ala muhammad wa alia muhammad wa imama wa mahdia

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.