Имам Садык (А) и насмешник

Ибн Аби Ауджа был учеником Хасана Басри¹ и отклонился от Единобожия. Ему сказали: «Оставил ли ты учение своего товарища и обратился к тому, для чего нет ни основания, ни истины?». Он сказал: «Мой товарищ запутался: порой говорил о кадар, а порой — о джабр (разные учения о предопределении), и я не знаю учения, на котором бы он закрепился».

Он прибыл в Мекку, отрицая хадж и отвращаясь от тех, кто совершал его. Учёные избегали его вопросов и посещений, из-за его злого языка и скверного характера.

Он пришёл к Имаму Садыку (А), стал задавать ему вопросы и сидел в обществе его единомышленников. И сказал: «О Аба Абдиллях! Ведь на собраниях должна быть свобода: каждый, кто хочет кашлять, пусть кашляет. Разрешишь ли мне сказать кое-что?».

И сказал Имам Садык (А): «Говори, что хочешь».

Он сказал: «До каких пор вы будете топтать ногами это место (Мекку), искать убежища у этого камня, поклоняться этому дому, построенному из кирпичей и глины (Каабе), и носиться вокруг него, как носятся испуганные верблюды? Если поразмыслить хорошенько, то легко понять, что это такое дело, которому положил основание кто-то совсем не мудрый и не обладающий познаниями. Скажи же, ведь ты — глава этого дела и его рог, и не кто иной, как твой предок основал его!».

И сказал Имам Садык (А): «Воистину, тот, кого Аллах ввёл в заблуждение и ослепил его сердце — истина стала тяжкой для него, и он не чувствует её вкус, и шайтан стал его повелителем, и гонит его к водопою гибели, откуда нет ему выхода. Этот дом (Кааба) — Аллах призвал через него людей к поклонению Себе, дабы испытать их покорность в выполнении его, и призвал их к почитанию его и посещению, и сделал его местом Своих Пророков и киблой для молящихся. И этот дом — ветвь Его довольства и путь к Его прощению: поставлен на фундаменте совершенства и строении величия и славы; Аллах создал его за две тысячи лет до движения земли. И самый истинный тот, кто подчиняется тому, что приказал, и отвращается от того, что запретил. Аллах — создатель душ и обликов».

Тогда сказал Ибн Аби Ауджа: «И Он во всяком месте? Так как же, если Он на небесах, то выходит, нет Его на земле? А если Он на земле, то нет Его на небесах?».

И сказал Имам Садык (А): «Ты описал сотворённое, которое если переместилось из одного места в другое, и то место освободилось от него, больше не знает, что происходит в прежнем месте. Аллах же Великий, Царь, Судия — никакое место не свободно от Него, и никакое место не заполняется Им, и не бывает Он ближе к одному месту, чем к другому. И мы веруем в слова того, кого Он послал с очевидными аятами и ясными доказательствами, и укрепил его Своей помощью, и избрал его для донесения Своего послания, что Господь его послал его и говорил с ним».

Тогда Ибн Аби Ауджа встал, чтобы уйти, и сказал его сподвижникам: «Кто бросил меня в это море? Я спрашивал вас, чтобы позабавиться, а вы разожгли надо мной пламя!».

Они сказали ему: «Ты выглядел жалко в этом собрании (перед Имамом Садыком)».

Ибн Аби Ауджа сказал: «Да, он — потомок человека, который обрил головы тех, кого вы видите» (то есть он — потомок Пророка, который велел брить головы во время хаджа).

Разговор Имама Резы (А) с безбожником

Один из безбожников пришёл к Имаму Резе (А), когда у него было собрание людей. И сказал ему Имам Реза (А): «О человек! Как ты думаешь, если ваши слова правильны — хотя это и не так, — то всё равно не получаемся ли мы одинаковы? Ведь тогда наша молитва, наш пост, закят и наши убеждения не принесут нам никакого вреда (то есть не принесут никакого вреда, если даже Бога на самом деле нет)». И замолчал тот человек. А Имам (А) продолжал: «Однако же если наши слова правильны — как и есть на самом деле, — то разве вы не погибнете, а мы спасёмся (то есть погибнете, потому что отрицали Бога, а Он на самом деле существует)?».

И сказал безбожник: «Да помилует тебя Аллах, скажи же мне, каков Он и где Он?».

Имам (А) сказал: «Горе тебе! Неправилен тот путь, которым ты пошёл. Это Он — Тот, Кто установил всякое „где“², и нет для Него „где“, и Он — Тот, Кто определил всякое „как“³, и нет для Него „как“, и Он не познаётся через „как“ или „где“⁴, и не постигается Он через чувства, и не сравним Он ни с чем».

Человек сказал: «Тогда Он и есть ничто, потому что Он не постигается через какое-либо из чувств».

Сказал Имам Реза (А): «Горе тебе! Когда твои чувства оказались бессильны для познания Его, ты стал отрицать Его господство? Мы же, когда наши чувства оказались бессильны для познания Его, убедились, что Он — наш Господь, не подобный никакой вещи (хилафа ль-ашья)».

Человек сказал: «Тогда скажи мне: когда Он был?».

Сказал Имам (А): «Скажи мне, когда Его не было, и я скажу тебе, когда Он был».

И сказал человек: «Каково Его доказательство?».

Сказал Имам (А): «Когда я взглянул на своё тело и не нашёл в нём ни излишка, ни недостатка в ширине и высоте, и устранены от него изъяны, и дано ему всё полезное (для жизни), то понял, что для этого строения должен быть строитель, и признал Его. И кроме того, когда я вижу, как силой Его вращаются планеты, и образуются облака, и веют ветра, и сменяют друг друга солнце, луна и звёзды, а также другие поразительные и совершенные знамения Его, то понимаю, что для всего этого есть Тот, Кто размерил это и построил».

И сказал человек: «Почему же Он сокрыт?».

Сказал Имам (А): «Сокрытие от созданий — по причине многочисленности их грехов, однако же для Него нет ничего сокрытого ни днём, ни ночью».

И тот спросил: «Почему Его не постигают органы зрения?».

Имам (А) сказал: «Из-за различия между Ним и Его творениями, которых постигают органы зрения. И Он величественнее того, чтобы постигали Его взоры, или обнимали Его мысли, или постигал Его разум».

Тот сказал: «Определи же Его для меня».

Имам (А) сказал: «Нет для Него определения».

Человек спросил: «Но почему?».

Имам (А) ответил: «Потому что всякое определённое ограничено пределами, а если у Него есть пределы, то для Него возможно и увеличение, а если для Него возможно увеличение, то возможно и уменьшение. Он же — не определяемый и не ограничиваемый пределами, не увеличиваемый и не уменьшаемый, не делимый на части и не постигаемый мыслью».

Сказал человек: «Объясни для меня ваши слова, что Он — Проницательный, Слышащий, Видящий, Знающий, Мудрый. Разве бывает слышащий иначе как ушами, и видящий иначе как глазами, и проницательный (латиф — то есть искусный, тонкий) иначе как с помощью работы рук, и мудрый иначе как в какой-то профессии?».

И сказал Имам Реза (А): «Искусный для нас определяется по степени владения им своим ремеслом. Разве ты не видел, как некто занимается своим делом и искусен в нём, так что говорят: как искусен такой-то! Так как же не будут говорить про Творца Величественного, что Он искусен (латиф), если Он создал такое искусное и величественное творение, и дал дух животным, и каждый вид творения создал в его собственном облике, отличном от других видов творений, и в каждом — искусность (лутф) от Творца Искусного, Сведующего в строении его облика. И мы взглянули на деревья и их благие плоды, съедобные и несъедобные, и сказали тогда: воистину, сотворил нас Искусный, хотя и не так, как искусны Его творения в их делах. И сказали: Он, воистину, Слышащий: не скроются от него голоса Его творений от Трона до сырой земли — от мельчайшего из них до величайшего, на суше и на море, и не сливаются для Него языки их. И сказали мы тогда: воистину, Он — Слышащий, но не ушами. И сказали: воистину, Он — Видящий, но не глазами, ибо Он видит следы чёрной пылинки тёмной ночью в чёрной пустыне, и видит ползущего муравья в непроглядной ночи, и видит всё полезное и вредное для него, и видит его случку, и его личинки, и его потомство. И сказали мы тогда: воистину, Он — Видящий, но не так, как видят Его творения».

И сказал передатчик, что тот человек не уходил, пока не принял Ислам.

«Таухид» Садука, глава 36 — «Опровержение дуалистов и безбожников», хадисы 306 и 305

Пояснения

1. Хасан Басри — известный хадисовед и каламист. Учитель Василя ибн Аты — основателя мутазилитской школы.

2. Аййана ль-айна.

3. Каййафа ль-кайфа.

4. Кейфийаи айнунийа — буквально «каковость» и «гдейность».

3 комментария

  1. ayten

    Salam aleikum. Pojalusta otvette mne na odin vopros. Esli eto vozmojno s dovodami. Eto ochen vajno. Proshaet li Allax qrexi toqo kto buduchi musulmaninom sovershil shirk v vozraste 15? On v emociyax nazval odnu iz futbolnix komand «Boqom» no seychas etoqo ne pomnit. Emu skazali chto on takoe skazal.Emu seychas 20 i on mnoqo sojaleet ob etom i delal istixfar. Proshayutsa li eqo qrexi?

    Ответить
    • Админ

      Ва алейкум ассалам. Да, пусть тауба сделает, все нормально, ин ша Аллах.

      Ответить
      • ayten

        Jazak Allah khair. Da pomojet vam Allah.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.