Передано от Шааби, Абу Михнафа и Язида ибн Аби Хабиба Мисри:

В Исламе не было дня, когда звучало больше преувеличений, споров и склок, чем тот день, в который возле Муавии ибн Аби Суфьяна собрались Амру ибн Усман ибн Аффан, Амру ибн Ас, Утба ибн Аби Суфьян, Валид ибн Укба ибн Аби Муэйт и Мугира ибн Аби Шуаба и договорились об одной вещи.

Амру ибн Ас сказал Муавии: «Не отправишь ли за Хасаном ибн Али, чтобы он пришёл? Он оживил сунну своего отца и все слушают его. Он приказывает — и ему подчиняются, говорит — и ему верят. Если так будет продолжаться, они одержат верх над нами. Если ты пошлёшь за ним, и мы унизим его и его отца, то будет лучше для нас».

Муавия ответил: «Я боюсь, что Хасан в этом споре набросит такие оковы на ваши шеи, что вы будете унижены до конца ваших дней. Клянусь Аллахом, мне ненавистен сам его вид, и я страшусь его величия. Но если я отправлю за ним, то должен буду поддерживать справедливость между им и вами».

Амру сказал: «Ты боишься, что его ложь одержит верх над нашей истиной, а его болезнь над нашим здоровьем?»

— Нет.

— Тогда отправь за ним.

И они отправили за ним. Когда их человек пришёл к Имаму (А), он сказал: «Муавия зовёт тебя к себе». Он спросил: «А кто с ним?» Тот перечислил тех, кто находился с Муавией. Имам (А) сказал: «Разве не “упала на них сверху крыша, и постигло их наказание оттуда, откуда они и не зналиˮ (16: 26)?».

После этого он велел принести свои одежды и сказал: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от их зла и ищу у Тебя защиты от них! Постигни же их тем, чем Ты желаешь и как желаешь, по силе и мощи Твоей! О Милостивейший из милостивых!» И сказал: «Это — мольба об избавлении».

Когда он пришёл к ним, Муавия встал и поприветствовал его. Имам Хасан (А) сказал: «Твоё приветствие свидетельствует о том, что ты пребываешь в здравии и благополучии». Муавия сказал: «Эти люди послали за тобой без моего ведома, дабы доказать тебе, что Усман погиб угнетённым и что твой отец убил его. Послушай же, что они скажут и ответь им! И пусть моё присутствие не удерживает тебя от ответа».

Имам (А) сказал: «Пречист Аллах! Этот дом — твой дом, и разрешение в нём принадлежит тебе. Клянусь Аллахом, если я отвечу им так, как подобает, то мне станет неудобно от того, что я унизил тебя, и если я одержу верх над ними, то мне станет неудобно от того, что я ослабил тебя в твоём доме. Что из этих двух ты выбираешь? Если бы я знал, что здесь собралось столько людей, привёл бы с собой нескольких человек из рода Хашим, хотя они и одного меня боятся, ибо Аллах — Мой покровитель сегодня и всегда. Так вели же им говорить, а я послушаю! И нет силы, кроме как у Аллаха, Высокого, Великого!»

Тогда начал говорить Амру ибн Усман ибн Аффан: «После убийства халифа Усмана я не хотел бы, чтобы даже один из рода Хашим[1] остался на лице земли! Он был сыном их сестры и был выше их в Исламе, но они пролили его кровь, из-за зависти, вражды и желания получить то, что им не принадлежит, хотя они знали о его первенстве и его положении перед Аллахом, Его Посланником и Исламом. О горе! Хасан и другие потомки Абдуль-Мутталиба[2] ходят по земле, а Усман залит своей кровью! И это — при том, что у нас ещё девятнадцать из рода Омейядов, убитых вами при Бадре, и мы спросим за их кровь!»

Затем стал говорить Амру ибн Ас: «О сын Абу Тураба! Мы послали за тобой, чтобы доказать тебе, что твой отец отравил Абу Бакра Сиддика, подготовил убийство Умара Фаррука и убил угнетённого Усмана Зу-нурейна. Он притязал на то, что не является его правом и устроил смуту», — и Амру ибн Ас упомянул то, что, по его мнению, стало смутой и стал порицать его (Имама Али, мир ему).

А потом он сказал: «Аллах не дал вам власти, о род Абдуль-Мутталиба, дабы вы совершали то, что пожелаете! Ты, о Хасан, называешь себя в своей душе правителем верующих, тогда как у тебя нет ни знаний, ни опыта, чтобы быть им. Курайшиты считают тебя глупцом из-за скверных деяний твоего отца. И мы позвали тебя сюда, чтобы ругать тебя и твоего отца! Знай, что ты не можешь отвечать нам и не можешь обвинить нас во лжи. Если же ты считаешь, что мы сказали ложь на тебя, то ответь, а если нет, то знай, что ты и твой отец — худшие творения Аллаха. Аллах удалил от нас зло твоего отца, убив его, а что касается тебя, то ты -  в наших руках: сделаем с тобой то, что пожелаем. Если мы убьём тебя, то не совершим греха перед Аллахом, и люди поддержат нас».

Затем стал говорить Утба ибн Аби Суфьян: «О Хасан! Твой отец был худшим из Курайшитов. Он разрушил родственные связи с ними и проливал их кровь. Ты же — из числа убийц Усмана, и нашим правом является убить тебя за его кровь, согласно Книге Аллаха. Что касается твоего отца, то Аллах избавил нас от него, убив его. Что же касается твоих мечтаний о халифате, то он не принадлежит тебе, и ты не получишь его никогда».

Затем начал говорить Валид ибн Укба ибн Аби Муэйт: «О собрание потомков Хашима! Вы первыми стали ругать Усмана и подстрекать людей против него, и так убили его, из-за вашей зависти и стремления к власти. Вы разорвали свои связи с ним, погубили умму и стали проливать кровь, желая правления и благ этого презренного ближнего мира. Тогда как Усман был вашим дядей, и как прекрасен этот дядя! И был он вашем зятем, и как прекрасен этот зять! Вы были первыми, кто стал завидовать ему, и вы подготовили его убийство. Ждите же теперь, что Аллах сделает с вами!»

Затем стал говорить Мугира ибн Шуаба. Он стал нападать на повелителя верующих Али (А), а потом сказал: «О Хасан! Поистине, Усман был убит угнетённым, и у твоего отца нет в этом никакого оправдания или извинения. Он обладал, клянусь Аллахом, длинный мечом и языком: убивал живых и позорил мёртвых. Род Омейядов же лучше относились к роду Хашимитов, чем род Хашимитов к роду Омейядов, и Муавия лучше для тебя, чем ты для Муавии. Твой отец не любил Посланника Аллаха при его жизни, старался прибрать к рукам имущество и задумывал убить его, и Посланник Аллаха знал об этом. Потом он отказался присягать Абу Бакру, пока не был приведён к нему связанным, а после этого он подмешал ему яда и отравил его. Затем он стал выступать против Умара, так что тот хотел казнить его, однако он подготовил убийство Умара раньше этого. После этого он стал нападать на Усмана и убил его. Итак, он виновен в убийстве их всех: так какое же положение у него может быть перед Аллахом? Аллах дал преемнику убитого в Своей Книге право убить убийцу. И вот, Муавия — преемник убитого Усмана. А потому нам принадлежит право убить тебя и твоего брата. Поистине, кровь Али не ценнее крови Усмана! Аллах никогда не стал бы объединять для вас пророчество и власть, о род Абдуль-Мутталиба!»

Затем Хасан ибн Али (А) взял слово и сказал: «Хвала Аллаху, Который повёл прямым путём первого из вас через посредство первого из нас, а последнего из вас — через посредство последнего из нас, и да благословит Аллах моего деда Посланника Аллаха и его семейство!

Слушайте моё слово и поймите его! Начну с тебя, о Муавия. О Азрак, не они стали ругать и позорить меня, а ты побудил их к этому, из-за своей тирании, враждебности и зависти к нам и твоей вражды к Мухаммаду (С), что была раньше и есть сейчас! Если бы эти люди говорили со мной в мечети Пророка (С) среди мухаджиров и ансаров, они не сказали бы то, что сказали сейчас.

Слушайте же то, что я вам скажу, о группа тех, кто собрался и сговорился против меня! Не отрицайте истину, если я выскажу её вам, и не верьте мне, если я солгу. Начну с тебя, о Муавия, хотя и скажу самое малое из того, что следовало бы сказать о тебе.

Призываю вас Аллахом: знаете ли вы, что человек, которого вы ругали, молился на две киблы[3], тогда как ты, о Муавия, в своём заблуждении поклонялся Ал-Лат и Уззе? Он принёс две присяги — присягу довольства и присягу победы, — тогда как ты во время первой был неверным, а во время второй предателем?

Разве вы не знаете, что он при Бадре встретил вас, держа знамя Пророка (С) и верующих, тогда как ты, о Муавия, тогда держал знамя многобожия, поклонялся Ал-Лат и Уззе и считал своей обязанностью войну с Посланником Аллаха (С)? И разве он не встретил вас при Ухуде, держа знамя Пророка (С), а ты, о Муавия, держал знамя многобожников? И разве он не встретил вас при Ахзабе, держа знамя Пророка (С), а ты, о Муавия, держал знамя многобожников? Через всё это Аллах укрепил его довод, распространил его призыв и дал победу его знамени. И во всех этих местах Посланник Аллаха (С) был доволен им и гневался на тебя.

И далее, призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что при Хейбаре Посланник Аллаха (С) отправил Абу Бакра и Умара на Хейбар, и они вернулись, убегая, и Умар запугал своих сподвижников, и они запугали его? Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: “Завтра я дам знамя тому, кто любит Аллаха и Его Посланника, и Аллах и Его Посланник любят его. Он — всегда наступающий и никогда не убегающий. Он не вернётся, пока Аллах не дарует победу его рукамиˮ. Али же тогда испытывал сильную глазную боль, и Посланник Аллаха (С) велел позвать его, а потом помазал своей слюной его глаза, и они сразу же перестали болеть. Он дал ему своё знамя, и Али отправился в путь, и Аллах дал ему победу. Ты же в это время находился в Мекке и был врагом Аллаха и Посланника (С). Так равны ли тот, кто помогал Аллаху и Его Посланнику (С), и тот, кто враждовал с ними?

Клянусь Аллахом, ты никогда не принимал Ислам в своём сердце, но принял его лишь своим языком, вопреки тому, что желала твоя душа!

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Посланник Аллаха (С) оставил Али в Медине, когда отправился на Табук? Тогда лицемеры стали говорить против него, и он сказал: “О Посланник Аллаха, я не покидал тебя ни в одной из битв!ˮ Пророк (С) сказал: “Ты — мой преемник и халиф. Ты по отношению ко мне — как Харун по отношению к Мусеˮ. Затем он поднял его руку и сказал: “О люди! Кто подчиняется мне — тот подчиняется Аллаху, а кто подчиняется Али — тот подчиняется мне. Кто любит меня — тот любит Аллаха, а кто любит Али — тот любит меняˮ.

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Посланник Аллаха (С) сказал после Прощального хаджа (при Гадире): “Я оставляю вам две драгоценности; если вы будете держаться за них, то никогда не собьётесь с пути после меня — Книгу Аллаха и мой род, Ахль уль-Бейт. Разрешайте разрешённое Кораном и запрещайте запрещённое. Поступайте по его твёрдым аятам и веруйте в его иносказательные аяты. Любите мой род и Ахль уль-Бейт и любите тех, кто любит их, и помогайте им против их врагов. Эти две драгоценности не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника в Судный Деньˮ? Затем он позвал Али, поднял его руку и сказал: “О Аллах, дружи с тем, кто дружит с ним, и враждуй с тем, кто с ним враждует! О Аллах, не дай убежища на земле и на небе тому, кто враждует с Али, и помести его на низшей степени Огня!ˮ

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Посланник Аллаха (С) сказал ему: “Ты будешь отгонять от моего источника в Судный Деньˮ? И он будет отгонять от него (недостойных), как вы отгоняете чужого верблюда от своих.

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что он пришёл к Посланнику Аллаха (С) во время его болезни, от которой тот умер, и Посланник Аллаха (С) заплакал? Али спросил: “Что заставило тебя плакать, о Посланник Аллаха?ˮ Он ответил: “Меня заставило плакать то, что я знаю относительно ненависти людей моей уммы к тебе. Они не проявят её, пока я не умруˮ.

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что когда к Посланнику Аллаха (С) пришла смерть, и его семейство собралось около него, он сказал: “О Аллах, это — мой Ахль уль-Бейт и род. О Аллах, дружи с теми, кто дружит с ними, и враждуй с теми, кто враждует с ними. Поистине, мой Ахль уль-Бейт среди вас — как ковчег Нуха: кто войдёт в него — спасётся, а кто оставит его — утонетˮ?

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что сподвижники Посланника Аллаха (С) при жизни Посланника Аллаха (С) приветствовали его так: “Мир тебе, о вали (преемник) Посланника Аллаха!ˮ?

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Али был первым из сподвижников Посланника Аллаха (С), кто запретил для себя все страсти и наслаждения? И Аллах ниспослал: “О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, дозволенным, благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы веруете!ˮ (5: 87-88). И было у него знание судьбы, бедствий и окончательное решение, и твёрдость в знаниях, и знания о ниспослании Книги. Он был в числе верующих, а вы были в числе проклятых языком Посланника Аллаха (С). И я свидетельствую против вас: все вы прокляты Аллахом через язык Его Посланника (С).

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Посланник Аллаха (С) отправил за Муавией, чтобы написать письмо для Бану Хузейма по поводу Халида ибн Валида? Он отправлял за ним три раза, и тот говорил, что ест. Тогда Посланник Аллаха (С) сказал: “О Аллах, пусть он никогда не наестся!ˮ, и с тех пор он всегда ест и никогда не наедается — и так до Судного Дня.

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Муавия при битве Ахзаб вёл верблюда своего отца за поводья (на стороне многобожников)? И что Посланник Аллаха (С) проклял того, кто сидел на этом верблюде, и того, кто вёл его за поводья.

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Посланник Аллаха (С) проклял Абу Суфьяна семь раз? В первый раз он проклял его, когда вышел из Мекки в Медину, а Абу Суфьян возвращался из Шама. И, встретив его, он стал ругать его и хотел убить его, однако Аллах отвратил его от него.

Второй раз он проклял его в день Ир, когда Абу Суфьян увёл от него свой караван.

В третий раз он проклял его при Ухуде, сказав: “Аллах — наш покровитель, а у вас нет покровителяˮ. Абу Суфьян ответил: “У нас — Узза, а у вас нет Уззыˮ. И его прокляли Аллах, ангелы, посланники и все верующие.

В четвёртый раз он проклял его в день Хунейна, когда Абу Суфьян собрал Курайшитов и племя Хавазин, а также Уйана ибн Хусайна и иудеев. Но Аллах вернул их “с их гневом: не получили они добраˮ (33: 25). Аллах ниспослал это в двух сурах, в обоих назвав Абу Суфьяна и его сподвижников неверными. И ты, о Муавия, был тогда многобожником в Мекке и держался мнения своего отца, а Али был тогда с Посланником Аллаха (С) и держался его мнения и его религии.

В пятый раз он проклял его, как сказал Аллах: “Они — те, которые не веровали и отклонили вас от Запретной мечети и удержали жертвенных животных, чтобы они не прибыли к своему местуˮ (48: 25). И те, кто удержали — это были ты, о Муавия, твой отец и многобожники Курайша. И Аллах проклял его (Абу Суфьяна) и его потомство проклятием до Судного Дня.

В шестой раз он проклял его в день Ахзаб, когда Абу Суфьян пришёл с собранием Курайшитов, и пришёл Уйана ибн Хусайн ибн Бадр с племенем Гатфан. И Посланник Аллаха (С) проклял их всех, и проклял их предводителей и тех, кто последовал за ними, и их погонщиков, до Судного Дня. У него спросили: “Разве среди их последователей нет того, кто станет верующим?ˮ Он сказал: “Моё проклятие не объемлет тех, кто станет верующим из числа их последователей. Однако что касается их главарей, то среди них никто не станет верующим, и никто из них не спасётсяˮ.

В седьмой раз он проклял его в день Сания, когда на него напали двенадцать человек: семеро — из числа Омейядов и пятеро — из других Курайшитов. И Аллах и Его Посланник (С) прокляли их.

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Абу Суфьян пришёл к Усману, когда тому была принесена присяга в мечети Посланника Аллаха (С)? И сказал: “О сын моего брата! Есть ли здесь кто-то посторонний, кто мог бы слышать нас?ˮ Тот сказал: “Нетˮ. Абу Суфьян сказал: “О Омейяды, передавайте халифат от одного из вас к другому! Клянусь душой Абу Суфьяна, нет ни Рая, ни Ада!ˮ

Призываю вас Аллахом, разве вы не знаете, что Абу Суфьян взял за руку Хусейна, когда была принесена присяга Усману, и сказал ему: “Отправляйся вместе со мной на кладбище Бакиˮ. А когда он пришёл туда, сказал громким голосом: “О обитатели могил! То, за что вы сражались, оказалось в наших руках! Вы же стали прахомˮ. Хусейн ибн Али сказал: “Да обезобразит Аллах твоё лицо!ˮ, — и ушёл от него. И если бы Нуман ибн Башир не помешал ему и не увёл в Медину, он погиб бы.

Вот то, что касается тебя, о Муавия. Есть ли у тебя что ответить?

И из твоих скверных дел — то, что когда твой отец хотел принять Ислам, ты отправил ему пучок волос, известный у Курайшитов (как знак), чтобы он не делал этого.

Когда Умар ибн Хаттаб назначил тебя наместником Шама, ты предал его. И то же самое ты сделал с Усманом и подготовил его смерть. Но ещё хуже — то, что ты сражался с Али, зная о его достоинствах и зная о том, что он более заслуживает этого дела (халифата), чем ты и все другие. Однако ты обманом притягивал к себе людей и пролил кровь многих творений Аллаха, посредством коварства и лицемерия. Всё это — деяния того, кто не верит в Судный День и не страшится наказания Аллаха. Когда подойдёт к пределу твой срок, ты окажешься на худшем из мест, а Али — на лучшем из них. И Аллах не находится в неведении о тебе.

Вот то, что относится к тебе, о Муавия! И я не упомянул ещё многое из твоих бесчинств и пороков, дабы не удлинять свою речь.

Однако что касается тебя, о Амру ибн Усман (сын Усмана), то из-за своей глупости ты не заслуживаешь даже ответа. Ты подобен комару, который сказал пальме: “Стой крепко, пока я спущусь с тебяˮ. А пальма ответила ему: “Я не заметила и того, что ты сел на меня: так какое мне дело до твоего спуска?ˮ Клянусь Аллахом, я даже не заметил, что ты враждуешь со мной, чтобы как-то переживать из-за этого. Однако я отвечу на то, что ты сказал. Разве то, что ты ругаешь Али, уменьшит его положение в Исламе? Или сделает его дальше от Посланника Аллаха (С)? Или он причинил кому-то зло в Исламе? Или он вынес несправедливое решение о ком-то? Или он испытывал любовь к этому ближнему миру? Что бы из этого ты ни сказал — скажешь ложь.

Что же касается твоих слов о том, что мы должны вам кровь девятнадцати убитых Омейядов при Бадре, то Аллах и Его Посланник (С) действительно убили их. И клянусь своей жизнью, из числа Хашимитов убиты девятнадцать и ещё три, а из Омейядов после этого — девятнадцать и ещё девятнадцать в одном и том же месте, помимо других убитых из их числа, которых подсчитает только Аллах.

И поистине, Посланник Аллаха (С) сказал: “Когда число потомков змея (то есть Омейядов) достигнет тридцати человек, они разделят между собой имущество Аллаха, сделают рабов Аллаха рабами для себя и разрушат религию Аллаха. Когда же их число достигнет трёхста десяти человек, для них будет обязательным проклятье. А когда их число достигнет четыреста семидесяти пяти человек, гибель постигнет их быстрее, чем человек успевает прожевать финикˮ. Когда сподвижники думали над этими его словами, к ним стал приближаться Хакам ибн Аби Ас. И Посланник Аллаха (С) сказал им: “Говорите тише, ибо змей слушает васˮ.

Это было после того, как Посланник Аллаха (С) увидел их и всех тех, кто захватит власть над этой уммой, во сне. И было это тяжко для него, и тогда Аллах ниспослал: “Мы сделали то видение, которое показали тебе, только искушением для людей, и дерево, проклятое в Коране. Мы устрашаем их, но это увеличивает в них только великую непокорностьˮ (17: 60), — имея в виду Омейядов. Он также ниспослал: “Ночь могущества лучше тысячи месяцевˮ (97: 3), — засвидетельствовав тем самым, что срок их царствия после убийства Али (А) — тысяча месяцев[4]. Такую отсрочку предоставил им Аллах в Своей Книге.

Что касается тебя, Амру ибн Ас — скверный на язык, куцый ругатель, — то твоё дело, о собака, началось с того, что твоя мать — блудница, и ты родился непонятно от какого отца, и в отцы твои записывались многие курайшиты, такие как Абу Суфьян ибн Харб, Валид ибн Мугира, Усман ибн Харис, Назр ибн Харис и Ас ибн Ваиль. Все они считали тебя своим сыном, но победил их в признании твоего отцовства самый мерзкий из них.

Ты в один из дней встал и сказал: “Я — тот, кто ругает Мухаммадаˮ. Тогда Ас ибн Ваиль сказал: “Мухаммад — куцый (абтар), у него нет сыновей. Если он умрёт, у него не будет потомстваˮ. И тогда Аллах ниспослал: “Твой ругатель сам окажется куцымˮ (108: 3). Твоя мать ходила к Абдкайсу, совершая разврат, и продавала себя в его домах. Ты же был худшим врагом Посланника Аллаха (С) во всех местах и по любому поводу, больше всех обвиняя его во лжи. Ты находился среди тех, кто отправился в Эфиопию, требуя убийства Джафара ибн Аби Талиба и других переселенцев туда. Однако ваши козни обернулись против вас самих, и разрушились ваши замыслы: “И сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как слово Аллаха — высшееˮ (9: 40).

Что же касается твоих слов об Усмане, то ты — о тот, у кого нет ни совести, ни религии! — сам был тем, кто обрушил огонь на его дом, а потом убежал в Палестину, ожидая окончания смуты. Когда ты услышал, что Усман убит, предоставил себя Муавии и продал свою религию — о скверный! — ради ближнего мира. Мы не удивляемся твоей ненависти к нам и не желаем твоей любви. Ты был врагом Хашимитов во времена джахилийи и продолжил оставаться им при Исламе. Ты сочинил семьдесят стихов, высмеивая Посланника Аллаха (С), и он сказал: “О Аллах, я не сочиняю стихов и не подобает мне это: прокляни же его тысячью проклятий за каждый стих!ˮ

Затем ты — о избравший ближний мир над религией! — собрал большие подарки и снова отправился к царю Эфиопии, но опять вернулся ни с чем. Ты хотел убить Джафара и его сподвижников, но не смог и вернулся с твоему товарищу Умару ибн Валиду.

Что касается тебя, о Валид ибн Укба, то тебя не стоит и винить в ненависти к Али, ибо он велел дать тебе восемьдесят плетей за распивание вина и убил твоего отца при Бадре. Только хочу спросить тебя: как же ты ругаешь его, если Аллах назвал его “верующимˮ в десяти местах своей Книги, а тебя назвал нечестивцем? И таково Его слово: “Неужели тот, кто верует, подобен тому, кто нечестивец? — не равны ониˮ (32: 18), и Его слово: “О вы, которые уверовали! Если придёт к вам нечестивец с вестью, то постарайтесь разузнать, чтобы по неведению не поразить каких-нибудь людейˮ (49: 6). И какое имеешь ты отношение к Курайшитам? Ты рождён от неараба по имени Закван из города Сафурия.

Что же касается твоих слов о том, что мы убили Усмана, то, клянусь Аллахом, Тальха, Зубейр и Айша не могли сказать такого Али ибн Аби Талибу: так как же говоришь ты? Если ты спросишь у твоей матери, кто твой отец, то узнаешь, что когда она оставила Заквана, приписала тебя Укбе ибн Аби Муэйту, дабы снискать тем самым достоинство для себя. Таков позор и низость тебя, твоей матери и твоего отца, в ближней и в будущей жизни, и Аллах не угнетатель для рабов!

О Валид, как же ты можешь называть себя сыном того, кто младше тебя по возрасту? И как ты при этом решаешься ругать Али? Лучше займись поисками своего собственного отца.

Что касается тебя, о Укба ибн Аби Суфьян, то, поистине, ты не достоин того, чтобы я давал тебе ответ, и нет у тебя разума, дабы порицать тебя, и нет в тебе никакого блага. Даже если ты ругаешь Али, я не стану отвечать тебе, ибо ты в моих глазах ниже раба Али. Однако Аллах — Тот, Кто враг тебе, твоему отцу, матери и брату. Аллах сказал о твоих отцах: “Насибиты, труждающиеся, горят в Огне пылающем, поят их из источника кипящегоˮ (88: 3-6).

Однако что касается твоего обещания убить меня, то почему ты не убил того, кого нашёл на своей кровати с твоей женой? Он стал твоим сотоварищем в пользовании твоей женой и в твоих детях, и твои дети — не от тебя. Горе тебе! Если ты не решаешься спросить с него за это, то как ты можешь угрожать нам убийством?

Ты ругаешь Али, потому что он убил твоего брата в битве и вместе с Хамзой ибн Абдуль-Мутталибом убил твоего деда, так что Аллах отправил их всех в Огонь через их десницы, и дал им вкусить мучительное наказание!

Что же касается твоих слов о моём стремлении к халифату, то, клянусь Аллахом, если бы я желал его, то ведь я и достойнее его. Ты же не подобен своему брату и не являешься преемником своего отца. Твой брат больше всех совершил неподчинение Аллаху, больше всех пролил кровь мусульман и добивался того, что не принадлежит ему по праву. Он обманывал людей и строил козни, но Аллах тоже строит козни, и Он — лучший из хитрецов.

А что касается твоих слов о том, что Али был хуже всех для Курайшитов, то, клянусь Аллахом, он ни разу не унизил того, кто этого не заслуживал, и не убил никого угнетённым.

Что касается тебя, о Мугира ибн Шуаба, то ты — враг Аллаха, отрицающий Коран, обвиняющий во лжи Пророка (С). Ты — прелюбодей, и побивание камнями является обязательным для тебя, так как против тебя свидетельствовали справедливые и праведные свидетели. Однако побивание тебя камнями было отложено, и с тех пор истина заменилась ложью. Однако Аллах приготовил для тебя мучительное наказание и унижение в ближнем мире, а унижение в будущем мире для тебя ещё хуже! И ты был тем, кто ударил Фатиму, дочь Посланника Аллаха (С), так что потекла её кровь, и произошёл выкидыш её ребёнка, находившегося в её чреве. Тем самым ты хотел отомстить Посланнику Аллаха (С) и отвергнуть его дело, разрушить его святость и попрать его семейство. А Посланник Аллаха (С) сказал ей: “О Фатима! Ты — госпожа женщин Раяˮ.

О Мугира! Аллах бросит тебя в Огонь, и твои дела вернутся к тебе. Так почему же ты враждуешь с Али? Из-за недостатков в его происхождении? Из-за его отдалённости от Посланника Аллаха (С)? Из-за его плохих дел в Исламе или его стремления к ближнему миру? Что бы из этого ты ни назвал — скажешь ложь.

Ты говоришь, что Али убил Усмана, и тот погиб угнетённым? Клянусь Аллахом, он более праведный и чистый, чем те, кто обвиняют его в этом! Но даже если бы Али убил Усмана, и тот погиб угнетённым, то тебе нет никакого дела до этого. Ты не помог ему, когда он был живым, и оставил его, когда он умер. Твоё обиталище — Таиф, где ты распространял нечестие, оживлял дело джахилийи и умертвлял Ислам.

Что касается твоих слов о Хашимитах и Омейядах, то это — лишь притязания со стороны тебя и Муавии.

Что касается твоих слов о правлении и слов твоих товарищей о власти, которой вы завладели, то Фараон правил Египтом четыреста лет, а Муса и Харун были двумя пророками, которые видели от него мучения и угнетение. Таково царство Аллаха: Он даёт его и нечестивцу, и праведнику. И сказал Аллах: “Я не знаю, может быть, это — испытание для вас и доля во времениˮ (21: 111), и сказал: “А когда Мы желали погубить селение, то отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там; тогда оправдывалось над ним слово, и уничтожали Мы его совершенноˮ (17: 16)».

Затем Хасан (А) встал, поправил свою одежду и сказал: «“Мерзкие женщины — мерзким мужчинам, и мерзкие мужчины — мерзким женщинамˮ, и это, клянусь Аллахом, — ты, о Муавия, твои сподвижники и твои шииты, “и хорошие женщины — хорошим мужчинам, и хорошие мужчины — хорошим женщинам. Они непричастны к тому, что говорят. Им — прощение и благородный уделˮ (24: 26), и это — Али ибн Аби Талиб, его сподвижники и шииты».

А потом он вышел, сказав Муавии: «Ты выпьешь из чаши своих деяний. Аллах приготовил для тебя и твоих товарищей унижение в ближнем мире и мучительное наказание в мире будущем».

Когда он ушёл, Муавия сказал: «Разве я не говорил вам, что вы не сможете унизить его? Если бы вы послушали меня, он не одержал бы верх над вами. Клянусь Аллахом, когда он поднялся, мой дом стал тёмным для меня, тогда как я хотел того же для него! Нет в вас блага с этого дня!»

Источник: «Ихтиджадж» Табарси, том 2, С. 3-16.

 

[1] Род Хашим (Хашимиты) — род Посланника Аллаха (С), к которому относились Ахль уль-Бейт (А).

[2] Абдуль-Мутталиб — дед Посланника Аллаха (С).

[3] То есть был в Исламе уже тогда, когда кибла была на Иерусалим, прежде чем Аллах изменил её на Мекку.

[4] Тысяча месяцев — 83 года. Именно столько правили Омейяды.

Один ответ

  1. raissa

    Вот они какие святые Имамы/А/- избранники Аллаха ,Его доводы к своим твореньям, светочи прямого пути, звёзды земли,корабль спасения-Ахль-уль-Вейт/А/, носители Трона Аллаха.Слава Аллаху -Господу миров!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.