«И вот, сказал Господь твой ангелам: „Я поставлю на земле халифа“. Они сказали: „Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?“. Он сказал: „Поистине, Я знаю то, что вы не знаете!“» (сура «Корова», аят 30).

Некто спросил у Имама Садыка (А) о значении тавафа вокруг Каабы. Он ответил: «Вот Аллах сказал ангелам: „Я поставлю на земле халифа“». Они сказали: «Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие?» — и Он разгневался на них, и они просили после этого покаяния, и приказал Он им совершать обход вокруг ограды, и это — Дом обитаемый (Бейт мамур), и они пребывали возле него, вращаясь вокруг него семь лет, прося прощения у Аллаха за то, что сказали. И Он простил их за то, что они сказали, и стал доволен ими. И это — корень тавафа: Аллах сделал Запретный Дом подножием Дома обитаемого и местом покаяния для тех, кто согрешил из потомства Адама, и очищением для них».

«Тафсир» Айаши, т. 1, с. 48

Имам Садык (А) сказал: «У Адама на небесах был друг из ангелов; когда же Адам был низведён с небес на землю, ангел стал страдать от одиночества. Он пожаловался Аллаху и попросил позволить ему спуститься на землю к Адаму. И Он позволил ему. Ангел спустился к Адаму и нашёл его сидящим в пустыне земли. Когда Адам увидел ангела, он положил руку ему на голову и закричал. Ангел сказал ему:  „О Адам, я вижу, что ты ослушался своего Господа и возложил на себя то, что ты не способен вынести. Знаешь ли ты, что сказал нам Аллах о тебе, и мы возразили Ему?“. Он сказал: „Я сделаю на земле халифа“. Мы сказали: „Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?“. И Он сотворил тебя, чтобы ты был на земле и поднялся, дабы быть на небе». Имам Садык (А) сказал: «И Аллах утешал этим Адама трижды».

«Тафсир Айаши», том 1, с. 50

«И вот, сказали Мы ангелам: „Поклонитесь Адаму!“. И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался и превознёсся и оказался неверующим» (Корова, аят 34).

Имам Садык (А) сказал: «Аллах, велик Он и свят, приказал ангелам поклониться Адаму, и этот приказ относился также к Иблису. Иблис пребывал с ангелами на небесах и поклонялся Аллаху, и ангелы думали, что он — из их числа, но он не был из их числа. Когда же Аллах повелел ангелам поклониться Адаму, вышло наружу то, что имелось в сердце Иблиса из зависти, и тогда ангелы узнали, что он не из них».

У Имама (А) спросили: «Как приказ Аллаха поклониться Адаму мог относиться к Иблису, если он не был из ангелов?».

Он сказал: «Иблис находился в воинстве ангелов, но не был сотворён из их природы, и это потому, что Аллах создал творения прежде Адама, и Иблис был среди них царем земли. Но они ослушались, и стали совершать нечестие, и проливали кровь, и Аллах послал ангелов, и они убили их, и вознесли Иблиса на небо, и он поклонялся Аллаху вместе с ангелами до тех пор, покуда Он не сотворил Адама».

«Тафсир Кумми», том 1, с. 49

От Имама Али (А), что он сказал:

«Поистине, Аллах, велик Он и свят, пожелал сотворить творение Своей дланью, после того как прошло на земле семь тысяч лет джиннов и наснас (творения, похожие на человека, в мифологии известные как „титаны“). И было сотворение Адама по Его замыслу, и Он сорвал завесу с небес и сказал ангелам: „Взгляните на обитателей земли из джиннов и наснас“. И когда ангелы увидели какое нечестие, кровопролитие и разврат творят они на земле, поразились, разгневались и огорчились за обитателей земли. Они не сдержались и сказали: „О Аллах, Ты — Великий, Могучий, Сокрушающий, Огромный, а это — творение Твоё слабое, жалкое, вращающееся в Твоей деснице, живущее Твоим пропитанием и наслаждающееся Твоим уделом. И они выступают против Тебя с такими великими грехами! Разве Ты не разгневаешься на них и не отомстишь им за то, что видишь и слышишь от них? Вот, мы поразились от этого и считаем это тяжким пред Тобою“.

И когда Он услышал это от ангелов, сказал: „Я поставлю на земле халифа“, который будет Моим доводом (худжжат) на Моей земле над Моим творением.

И ангелы сказали: „Разве Ты поставишь на ней того, кто будет там производить нечестие?“ — как производил нечестие род джиннов, „и проливать кровь“ — как проливал её род джиннов, и будут завидовать друг другу и враждовать друг с другом. Так сделай на земле халифа из нас, ибо мы не завидуем друг другу, и не враждуем друг с другом, и не проливаем кровь, и „мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя“.

Тогда сказал Он: „Я знаю то, что вы не знаете“: Я хочу создать творение Своею дланью, и сделать из его потомства пророков, посланников, праведных рабов и имамов, ведущих по прямому пути, и сделать их Своими халифами на Своей земле, которые будут удерживать их от неподчинения Мне, и предостерегать их от Моего наказания, и вести их к Моей покорности, и шествовать с ними по Моему пути. Я сделаю их доводом для Себя, и над ними — извинение и предостережение. И Я сотру наснас с лица земли, и очищу её от них, и перенесу непокорных джиннов с Моего творения и блага, и поселю их в стихии и на краях земли, и они не будут соседствовать с потомством этого Моего творения. Я сделаю между ними и джиннами завесу, и они не увидят их, и не будут находиться рядом с ним, и не будут смешиваться с ними. А кто ослушается Меня из потомства этого Моего творения, которых Я избрал, — Я поселю их в обиталищах неподчинения и введу их в их обитель, и Я не буду спрошен.

И ангелы сказали: „О наш Господь! Сделай же то, что желаешь! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый!“ (2:32).

И Аллах отдалил их от Трона (за то, что они сказали вначале) на расстояние в пять сотен лет и сказал: «Тоскуйте по Трону и указывайте на него перстами». Затем же взглянул на них, велик Он и свят, и спустилась на них милость, и Он поставил для них Дом обитаемый (Бейт мамур), и сказал: «Совершайте обход вокруг этого Дома и взывайте к Трону, и в этом Моё довольство». И они совершали обход вокруг него, и это — Дом, в который входят семьдесят тысяч ангелов ежедневно, и не возвращаются никогда. И Аллах сделал Дом обитаемый покаянием для населяющих небеса, а Каабу — покаянием для населяющих землю.

И Аллах сказал, велик Он и свят: „Я сотворю человека из звучащей, из глины, облечённой в форму. А когда я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь“ (15:28—29). И было это от Аллаха предшествованием для Адама перед его сотворением и Его доводом над ними. И Аллах зачерпнул Своей правой дланью (длань — в переносном смысле, как сила) горсть пресной воды Фурата, и сделал её в Своей деснице звучащей глиной, так что она затвердела, и сказал ей: „Из тебя Я сотворю пророков, посланников, и Моих праведных рабов, и имамов, ведущих прямым путём, и призывающих к Раю, и их последователей до Судного Дня, и их шиитов, и Я не буду спрошен, о том, что Я совершаю, но они будут спрошены“.

Потом Он зачерпнул другую горсть из солёной горькой воды, и сделал её звучащей глиной в Своей деснице, и она затвердела, и сказал ей: „Из тебя Я сотворю тиранов, фараонов, высокомерных, братьев шайтанов и призывающих к Огню до Судного Дня, и их шиитов, и Я не буду спрошен, но они будут спрошены“».

Он (Имам Али) сказал: «Условие этого — бада (возможность изменение предопределения) относительно них, тогда как для людей правой стороны нет бада (изменения в их счастливой судьбе)».

«Тафсир Кумми», том 1, с. 52

Комментарий

Эпоха существования на земле джиннов и наснас до периода сотворения человека отражена в различных мифологических системах народов мира. Например, в греческой мифологии она названа «борьбой титанов и богов», где «титаны» — это наснас, в «боги» — это джинны.

В хадисах упомянуты две категории существ, населявших землю до людей: джинны и наснас (титаны). Джинны — это существа, сотворённые из огня, титаны — создания, похожие на людей, но более огромные и великолепные по облику. За неподчинение Аллаху и совершение нечестия на земле наснас были полностью уничтожены, а джинны выведены в атмосферу и на края земли (пустыни, реки) и скрыты от взора их преемников на земле, то есть людей (потомков Адама). Иблис (сатана) является джинном: он был в ту первоначальную эпоху царём и владыкой земли.

В греческих мифах Иблис называется «Зевсом»: говорится, что Зевс как верховный бог (глава джиннов) покорил титанов и стал править на земле, сделав своей резиденцией гору Олимп. В хадисе от Имама Резы (А) сказано, что имя Иблиса до его отпадения было «حارث» — «Харис» («Маани ль-ахбар» Садука, с. 138), и оно напоминает имя «Зевс». Сыном Зевса—Хариса был Дионис, которого в образе быка настигли мстительные титаны, разорвали на части и съели: отражение борьбы, которая велась тогда на земле.

Все те существа, которых язычники называли «богами» и которым поклонялись, в действительности являются джиннами: «Они приобщили к Аллаху в сотоварищи джиннов» (6:100); «Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них» (34:41).

Эпоха существования на земле джиннов и титанов, длившаяся семь тысяч лет, отражена в разнообразных мифологических системах. Джинны и титаны видели друг друга, жили бок о бок и боролись друг с другом, «проливая кровь и совершая нечестие на земле».

Когда мифы говорят, например, о «Дионисе» или «Афродите», то мы должны учесть, что эти существа реально существуют или существовали. Человек, развивший в себе созерцательные способности, может видеть этих существ, наблюдать их трансформации, общаться с ними и т. д. Как говорит об этом Гомер:

Смех несказанный воздвигли блаженные жители неба,
Видя, как с кубком Гефест по чертогу вокруг суетится.
Так во весь день до зашествия солнца блаженные боги (то есть джинны)
Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем... («Илиада», I, 599—603).

Языческий человек превратил джиннов в своих богов: «Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх» (72:6).

Джинны, как и люди, являются смертными, однако срок их жизни гораздо больше: он может достигать нескольких тысяч лет. Они также делятся на верующих и неверных. Среди верующих джиннов все являются мусульманами-шиитами, и нет «суннитов», потому что они своими глазами видели назначение Али (А) халифом, Кербелу и другие события ранней исламской истории. Между верующими и неверными джиннами происходят войны, примерно так же, как у людей.

Пророки и имамы людей являются одновременно пророками и имамами для джиннов:

«Лишь встал раб Аллаха, призвать Его готовый, они собрались вкруг него густотою.
Скажи: „Я призываю Господа своего и не равняю с Ним никого“.
Скажи: „Я не владею для вас ни злом, ни прямым путём“» (Сура «Джинны», аяты 19—21).

Общение между людьми и джиннами возможно, однако опасно и непредсказуемо, потому что Аллах поставил между этими двумя родами преграду, и их энергетический план является несовместимым. На ступени бытия джинны стоят ниже людей и боятся их духовных способностей, однако по своей телесной форме они выше их, поскольку сотворены из «огня», то есть из более тонкой субстанции, а потому способны переживать трансформации и принимать тот облик, который пожелают.

Продолжение

Затем повелитель верующих Али (А) сказал: «Потом Аллах опрокинул их оба (два вида звучащей глины) перед Троном, и они оба были эссенцией глины, и повелел четырём ангелам — Север, Юг, Восточный ветер и Западный ветер, — чтобы они прошли стопами по этой эссенции глины, и очистили её, и придали ей форму, а затем разделили её на части, и распределили её, и дали ей четыре природы: ветер, кровь, желчь, флегму. И ангелы утоптали её, и они — Север, Юг, Восточный ветер и Западный ветер, — и придали ей четыре природы: ветер в четырёх природах тела со стороны Севера, и флегма в четырёх природах со стороны Восточного ветра, и желчь в четырёх природах со стороны Западного ветра, и кровь в четырёх природах со стороны Юга.

И поднялось в ней дыхание, и тело было завершено. И со стороны ветра есть в нём любовь к женщинам, и долгие желания, и страсть; со стороны флегмы — любовь к пище и питью, честность, мягкость, доброта; со стороны желчи — гнев, дерзость, злоба, высокомерие, непокорность и торопливость; со стороны крови — любовь к распутству, наслаждениям, совершению запретного и потворство страстям».

И так было в книге Али (А): «Аллах сотворил Адама, и оставался он сорок лет формирующимся, и Иблис постоянно проходил мимо него и говорил: „Не напрасно Ты сотворил его!“. И сказал он, да проклянёт его Аллах: „Если Аллах прикажет мне поклониться этому существу, я непременно ослушаюсь Его“.

Потом же Аллах вдохнул в Адама (от Своего духа), и когда дух достиг его головы, он пробудился и сказал: „Хвала Аллаху!“. И Аллах сказал ему: „Да помилует тебя Аллах!“. И так милость от Аллаха было первым, что пришло к нему.

Потом же Аллах, велик Он и свят, сказал ангелам: „Поклонитесь Адаму“, и поклонились они (2:34), но Иблис вывел наружу то, что было в его сердце из зависти, и отказался поклониться. Аллах сказал: „Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, когда Я приказал тебе?“ (7:12). Он ответил: „Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины“ (7:12)».

Сказал Имам Садык (А): «Итак, первым, кто совершил кийас (аналогию в религии), был Иблис. И возгордился он, и гордыня была первым видом неподчинения Аллаху».

И сказал Имам Али (А): «Сказал Иблис: „О мой Господь, избавь меня от поклона Адаму, ибо я поклонялся Тебе таким поклонением, которым не поклонялись Тебе ни приближённые ангелы, ни пророки посланные!“.

Аллах сказал, велик Он и свят: „Нет Мне нужды в твоём поклонении! Я хочу, чтобы Мне поклонялись так, как Я желаю, а не так, как ты желаешь“. Однако он отказался поклониться. И сказал Аллах: „Изыди же отсюда; ибо ты — побиваем камнями, и над тобой Мо проклятие до Судного Дня“ (38: 77—78).

И сказал Иблис: „О мой Господь, как же — ведь Ты справеливый, не причиняешь ни угнетения, ни насилия: разве награда за моё поклонение пропала?“.

Он сказал: „Нет, но проси Меня о чём желаешь из дел ближнего мира — наградой тебе за твои деяния, и Я дам тебе это“.

И первым, что тот попросил, было оставление его до Судного Дня. И Аллах дал ему это.

Потом он сказал: „Дай мне власть над потомством Адама“. Он сказал: „Я дал тебе власть“.

И он сказал: „Дай мне течь в их жилах, как течёт кровь“. Он сказал: „Я дал тебе это“.

И он сказал: „Пусть на каждого из их детей у меня родятся двое, и пусть я буду видеть их (детей Адама), а они не увидят меня, и пусть я смогу являться к ним в любом образе, в каком пожелаю“. Он сказал: „Я дал тебе это“.

Он сказал: „О мой Господь, добавь мне!“. Он сказал: „Я сделал их груди родиной для тебя и твоего потомства“.

Он сказал: „Достаточно, о мой Господь!“.

И сказал Иблис: „Клянусь Твоим величием, я совращу их всех, кроме рабов Твоих среди них искренних“ (38:82—83); „Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдёшь большинство их благодарными“ (7:17)».

«Тафсир Кумми», т. 1, с. 52

От Имама Садыка (А), что он сказал: «Когда Аллах, велик Он и свят, даровал Иблису то, что даровал, из силы, Адам сказал: „О мой Господь! Ты дал Иблису власть над моим потомством, и дал ему течь в их венах, подобно крови, и даровал ему то, что даровал. А что же мне и моим потомкам?“.

Он сказал: „Тебе и твоим потомкам — то, что за одно злое дело вы получите одно воздаяние, а за одно доброе — десять“.

Адам сказал: „О мой Господь! Добавь мне!“. Он сказал: „Врата покаяния для вас будут открыты, покуда душа не дойдёт до горла“.

Он сказал: „О мой Господь! Добавь мне!“. Он сказал: „Я прощаю, и Я не буду спрошен“.

Он сказал: „Мне достаточно“».

Передатчик спросил у Имама (А): «Да буду я твоей жертвой! Почему Иблис стал требовать у Аллаха, чтобы Он дал ему то, что дал?».

Он сказал: «У него было нечто, за что Аллах отблагодарил его».

Передатчик спросил: «Что же это, да буду я твоей жертвой?».

Он сказал: «Два ракаата молитвы, которые он совершал на небе в течение четырёх тысяч лет».

«Тафсир Кумми», том 1, с. 53

У Имама Бакира (А) спросили: «Почему Адам назван „Адамом“?». Он сказал: «Потому что его глина была взята из почвы (адим) низшей земли». И у него спросили: «Почему Ева (Хава) названа „Евой“?». Он сказал: «Потому что она создана из ребра живого (хай), то есть из ребра Адама». И у него спросили: «Почему Иблис был назван „Иблисом“?». Он сказал: «Потому что он отрёкся (абласа) от милости Аллаха, и не стал надеяться на неё». У него спросили: «Почему джинны названы „джиннами“?». Он сказал: «Потому что они скрыты (истаджанну) и не видны».

«Ихтиджадж», т. 2, с. 328

От Имама Резы (А): «Имя Иблиса было „Харис“, и слово Аллаха „о Иблис“ означает „о отрекшийся“, и он назван „Иблисом“, потому что отрёкся (абласа) от милости Аллаха».

«Маани ль-ахбар» Садука, с. 138

«Он сказал: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими обеими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?“» (Сура «Сад», аяты 75—76).

От Мухаммада ибн Муслима, что он сказал:

«Я спросил Абу Джафара (Имама Бакира, мир ему) о словах Аллаха, велик Он и свят: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими обеими руками?“.

Он сказал: „«Рука» в языке арабов — это сила и благо. Аллах сказал: „И помяни раба Нашего Давуда, обладателя силы (буквально — обладателя рук, айд)“ (38:17) и сказал: „И небо Мы воздвигли силою (буквально — руками)“ (51:47), „и подкрепил их духом от Него (буквально — и руки их с духом от Него)“ (58:22). И говорят (арабы): „Для такого-то у меня большие руки“, то есть — у меня для него блага и изобилие чего-то. Или говорят: „Для него у меня белая рука“, то есть — у меня для него есть благо».

«Таухид» Садука, хадис 209

Имам Реза (А) сказал о словах Аллаха: «...кого Я сотворил Своими обеими руками»: «Это означает — Своей силой и мощью (кудрат уа кувват)».

«Таухид» Садука, хадис 210

Пророка (ДБАР) спросили: «О Посланник Аллаха, кто те, которые выше ангелов в этом аяте?». Он сказал: «Я, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Мы были в балдахинах (навесах) Трона, и ангелы славили Аллаха нашим прославлением за две тысячи лет до сотворения Адама. Когда же Аллах сотворил Адама, Он повелел ангелам поклониться ему».

«Фазаилу шшиа» Садука, с. 49, хадис 7

Итак, «высшие» (алийун) — Ахль аль-Бейт, мир им.

«И Мы сказали: „О, Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных“.

И заставил их сатана оступиться с него и вывел их оттуда, где они были. И Мы сказали: „Низвергнитесь, (будучи) врагами друг другу! Для вас на земле место пребывания и пользование до времени“» («Корова», аяты 35—36).

Сказал Имам Аскари (А): «Аллах, велик Он и свят, когда проклял Иблиса за его неподчинение, и одарил ангелов поклоном Адаму и покорностью Аллаху, повелел Адаму и Еве жить в Раю (джаннат) и сказал: „О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю и питайтесь оттуда“ — то есть из Рая — „на удовольствие“ — то есть обширным уделом, — „где пожелаете“ — без трудностей, — „но не приближайтесь к этому дереву“ — то есть древу знания, дереву Мухаммада и рода Мухаммада, мир им, через которое выделил их Аллах из всех творений, и дерево это — только для Мухаммада и рода Мухаммада, и не вкушает с него (плодов) по повелению Аллаха никто, кроме них, и от него — то, что вкусили Пророк (ДБАР), Али, Фатима, Хасан и Хусейн после того, как накормили сироту, бедняка и пленного, так что не знали после этого ни голода, ни жажды, ни усталости, ни тягости. И то — дерево, отличное от всех других деревьев Рая: каждый вид (плода) с него несёт в себе все другие виды плодов, и дерево это было и пшеницей, и виноградом, и оливой, и всеми другими видами яств, фруктов и плодов. А посему говорящие разногласят об этом дереве, каким оно было, и сказали одни: „Это пшеница“, и сказали другие: „Это виноград“, и сказали третьи: „Это олива“.

И сказал Аллах, велик Он и свят: „не приближайтесь к этому дереву“, пытаясь достигнуть степени Мухаммада и рода Мухаммада (ДБАР) и их величия, ибо Аллах отметил только их этим древом, и это дерево таково, что тот, кто отведал от него с дозволения Аллаха, — тому внушается знание первых и последних безо всякого обучения. Тот же, кто отведал с него без дозволения Аллаха, отклонился от воли Аллаха и ослушался своего Господа: „чтобы не оказаться из неправедных“ — через ваше (Адама и Евы) ослушание и прикосновение к этой степени, которой отмечены не вы.

И сказал Аллах, велик Он и свят: „И заставил их сатана оступиться с него“ — то есть с Рая (сада) через его наущение, обман и ложь, когда подступил к Адаму и сказал: „Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами...“ (7:20) — потому что если вы отведаете с него, то станете знать сокровенное и будете способны к тому, к чему способны те, которых выделил Аллах (над вами) через силу. „…Или не стали вечными“ — и не умрёте никогда. „И заклял он их“ — то есть поклялся им: „поистине, я для вас — добрый советник“ (7:21).

И был Иблис в пасти змея, который ввёл его в сад (Рай), и Адам думал, что это змей говорит с ним, и не предполагал, что Иблис говорит с ним из его пасти. И он сказал ему: „О змей, это — из хитрости Иблиса, да проклянёт его Аллах! Как может обмануть нас Господь наш, а ведь Он — Щедрый из щедрейших? И как я пожелаю приближения к тому, что запретил мне мой Господь и устремлюсь к этому без Его дозволения?“.

И когда Иблис отчаялся обмануть его, пришёл второй раз в пасти змея к Еве и стал говорить с нею, и она думала, что змей говорит с ней. И сказал он: „О Ева! Видишь ли ты это дерево, от которого запретил вам вкушать Аллах? А ведь Он уже разрешил вам есть от него, узнав о вашем подчинении Ему и почитании Его! Посмотри же, те ангелы с копьями, которые охраняют древо и отгоняют от него животных, — они не прогонят тебя от него, если ты пожелаешь подойти к нему. Знай же, что оно уже дозволено для тебя и возрадуйся тому, что если ты отведаешь от него прежде Адама, то будешь господствовать над ним, повелевать ему и запрещать!“.

И сказала Ева: „Сейчас я попробую сделать это“ — и попыталась подойти к древу. Ангелы же хотели отогнать её своими копьями, но Аллах, велик Он и свят, внушил им: „Вы должны отгонять своими копьями тех, у кого нет разума, что воспрепятствовал бы им (то есть отгонять животных), но тот, кого я сделал способным к мысли, наделённым выбором, — предоставьте его разуму его, который Я сделал доводом над ним. И если он подчинится — заслужит Мою награду, а если ослушается и нарушит Мое повеление — заслужит Моё возмездие и наказание“.

И они оставили её и не стали препятствовать ей, и решила она, что Аллах Великий запретил им препятствовать ей, потому что Он дозволил ей и Адаму это древо после Своего запрета. И сказала она: „Правду говорил змей“, думая, что тот, кто говорил с ней, был змеем. И она вкусила с него, и ничего с ней не случилось.

И она сказала: „О Адам! Знаешь ли ты, что дерево, которое было запретно для нас, теперь разрешено нам? Вот, я вкусила с него, и стражи его не воспрепятствовали мне, и ничего со мной не случилось после этого“.

И тогда обманулся Адам, и совершил ошибку, и вкусил с этого дерева, и поразило их обоих то, о чем сказал Аллах Великий в Своей Книге: „И заставил их сатана оступиться с него и вывел их оттуда“ — через своё внушение и обман — „где они были“ из блага. „И Мы сказали:“ о Адам, о Ева, о змей, о Иблис! „Низвергнитесь, (будучи) врагами друг другу!“ — Адам и Ева и их потомки — врагами змею, а Иблис и змей и их потомки — врагами вам. „Для вас на земле место пребывания“ — то есть жительство и место обитания, „и пользование“ — место пользы, „до времени“ — до смерти».

Тафсир «Бурхан», т. 1, с. 178—180; «Тафсир Аскари», с. 221

Сказал Имам Садык (А): «Аллах, велик Он и свят, сотворил духи за две тысячи лет прежде тел и сделал высшими и благороднейшими из них духи Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна и Имамов после них (мир им всем!), и представил их небесам, земле и горам, и их свет покрыл их (небеса, землю и горы). И сказал Аллах, велик Он и свят, небесам, земле и горам: „Это — возлюбленные Мои, Мои святые (аулия) и Мои доводы над творением, и Мои имамы над Моим созданием. Я не создал творения, более любимого Мною, чем они. Для них и для тех, кто дружит с ними, Я сотворил Рай, и для тех, кто выступает против них и враждует с ними, Я сотворил Ад. И тот, кто будет притязать на их положение предо Мной и их величие, — накажу его таким наказанием, каким не наказывал никого из миров, и помещу его с многобожниками на низшей ступени Огня. Тот же, кто подчинился им, дружил с ними и не притязал на их положение и величие, — помещу его с ними в садах Рая, и будет ему у Меня всё, что пожелает... И их вилаят — доверенность (аманат) для Моего творения. Так кто же из вас (о небеса, земля и горы.) понесёт этот вилаят при его тяжести и будет притязать на него, кроме избранных Мною?“. И отказались небеса, земля и горы нести этот вилаят и испугались притязать на их положение и их величие, что дал им их Господь».

И далее сказал Имам Садык (А) в продолжение того же хадиса: «И Аллах поселил, велик Он и свят, Адама и Еву в Саду, сказав им: „питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву“ — то есть дереву зёрен (пшеницы) — „чтобы не оказаться из несправедливых“ (2:35). И они взглянули на положение Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна и Имамов после них (мир им всем) и нашли его самым высоким положением в Раю. И сказали они: „О наш Господь! Для кого это положение?“. И ответил им Аллах, велик Он и свят: „Поднимите ваши головы к подножию Трона!“. И подняли они головы свои и увидели имена Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна и Имамов после них (мир им всем) начертанными на подножии Трона светом из света Аллаха Сокрушающего, да святится Его величие!

И сказали они: „О наш Господь! Нет ничего благороднее перед Тобой, чем обладатели этого положения, и любимее Тобою, и ценнее пред Тобой!“.

И сказал Он, велик Он и свят: „Если бы не они, Я не сотворил бы вас двоих; они — хранилище Моего знания и доверенные Моей тайны. Не глядите же на них оком зависти и не желайте для себя их положения предо Мною, ибо тогда войдёте вы в неподчинение Мне и ослушаетесь Меня и станете из несправедливых!“.

Спросили они: „О наш Господь! Кто такие несправедливые?“.

Он сказал, велик Он и свят: „Притязающие на их положение без права“.

Они сказали: „О Господь наш! Покажи же нам положение несправедливых в Огне, дабы мы увидели его, как мы увидели их положение в Раю!“.

И Аллах повелел Огню, и он явил все те виды мучений и страданий, что собраны в нём...

И сказал Он: „О Адам и Ева! Не смотрите на Мои светочи и Мои доводы оком зависти, ибо тогда Я низведу вас из близости ко Мне и обнажу ваш срам“.

Но „нашептал им сатана, чтобы открыть то, что было скрыто от них из их мерзости, и сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными». И заклял он их: «Поистине, я для вас — добрый советник». Так низвёл он их обольщением“ (7:20—22).

И он совратил их к желанию их положения (положения Ахль аль-Бейт), и они взглянули на них оком зависти и вкусили от того дерева... И когда они вкусили от него, с них слетели украшения и одежда, что были на них, и стали они нагими: „А когда они вкусили от дерева, явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. И воззвал к ним их Господь: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас — ясный враг?». Они сказали: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток»“ (7:22—23).

И Он сказал: „Низвергнитесь же из Моей близости, и нет для вас дозволения в Моем Раю после неподчинения Мне!“. И низверглись они, предоставленные самим себе в поисках пропитания. И когда захотел Аллах, велик Он и свят, принять их покаяние, пришёл Джабраил и сказал им: „Поистине, вы причинили вред самим себе, ища положения тех, кто выше вас, и возмездием вам стало то, что вы низверглись из близости к Аллаху на землю. Так просите же Аллаха теми именами, которые вы видели начертанными на подножии Трона, дабы принял Он ваше покаяние!“.

И сказали они: „О наш Господь! Мы просим тебя во имя Твоих лучших созданий — Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана, Хусейна и Имамов, чтобы ты принял наше покаяние и простил нас!“.

И простил их Аллах, ибо Он — Прощающий, Милосердный. И все пророки не переставали хранить эту доверенность (аманат, который Аллах предложил небесам, земле и горам), и сообщали о ней своим преемникам и искренним из своих общин, и отказывались понести её, и боялись притязать на их положение, зная, что корень всякого угнетения и несправедливости — в этом до Судного Дня, и таково слово Аллаха, велик Он и свят: „Воистину, Мы предложили аманат (то есть нечто, передаваемое в доверенность) небесам, земле и горам, но они отказались его понести и устрашились его; и понёс его человек, ведь был он несправедливым, неведающим“».

«Маани ль-ахбар» Садука, с. 108; тафсир «Бурхан», том 1, с. 184—186

banner

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: http://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.