Арабское слово «халифа» переводится как «преемник», «наследник», «наместник», «заместитель». «Халифа» — это тот, кто замещает кого-то другого на его месте и исполняет за него его дело.

В Исламе данное слово наделено особым сакральным смыслом и множеством измерений, не передаваемых его синонимами в других языках.

Халифат в Коране и Исламе имеет гораздо более глубокий смысл, нежели вопрос о «наследовании власти», до которого его низвела религия так называемого «исламского большинства». Лишь из более высокого духовного корня небесного халифата произрастает земной халифат в его истинном, а не поддельном понимании.

В священном Коране слово «халиф» и его производные встречаются в общей сложности тринадцать раз:

1. Слово «халиф» в единственном числе — два раза:

«И вот, сказал Господь твой ангелам: „Я установлю (сделаю) на земле халифа“. Они сказали: „Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?“ Он сказал: „Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!“» (Сура «Корова», аят 30).

«О Давуд, Мы сделали тебя халифом на земле: суди же среди людей по истине и не следуй за страстью» (Сура «Сад», аят 26).

2. Во множественном числе (хулафа, халаиф) — шесть раз:

«Тот, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас халифами на земле» (Сура «Муравьи», аят 62).

«Вспоминайте, как Он сделал вас халифами после адитов и поместил вас на земле, — из долин ее вы устраиваете замки, а горы высекаете, как дома. Поминайте же милости Аллаха и не ходите по земле, распространяя нечестие!» (Сура «Преграды», аят 74).

«Помните, как Он сделал вас халифами после народа Нуха и увеличил вам в сотворенной наружности величину. Вспоминайте же благодеяния Аллаха, — может быть, вы будете счастливы!» (Сура «Преграды», аят 69).

«Потом сделали Мы вас халифами после них на земле, чтобы посмотреть, как вы будете действовать» (Сура «Йунус», аят 14).

«Но они сочли его (Нуха) лжецом, и Мы спасли его и тех, кто с ним, в ковчеге и сделали их халифами» (Сура «Йунус», аят 73).

«Он — Тот, Кто сделал вас халифами на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам даровал» (сура «Скот», аят 165).

3. В форме глагола повелительного наклонения (ухлуф) — один раз:

«И обещали Мы Мусе тридцать ночей и завершили их десятью. И свершился срок Господа твоего в сорок ночей. И сказал Муса своему брату Харуну: „Будь мне халифом (ухлуфни) в моем народе и устрой порядок и не следуй по пути распространяющих нечестие“» (Сура «Преграды», аят 142).

4. В форме глагола истахлафа — «делать халифом» — четыре раза:

«Они (народ Исраиля) сказали: „Мы обижены и раньше, чем ты (Муса) пришел к нам, и после того, как пришел“. Он сказал: „Может быть, Господь ваш погубит вашего врага и сделает вас халифами (йастахлифакум) на земле и посмотрит, как вы поступаете!“» (Сура «Преграды», аят 129).

«Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он непременно сделает их халифами (йастахлифаннахум) на земле, как сделал халифами тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого окажется неверным, те — нечестивцы!» (Сура «Свет», аят 55).

«Господь твой богат, владелец милости; если Он пожелает, то погубит вас и сделает халифами (йастахлиф) после вас, кого захочет, подобному тому, как Он вырастил вас из потомства другого народа» (Сура «Скот», аят 133).

«Если же вы отвернетесь, то я уже передал вам то, с чем послан к вам. И Господь мой сделает халифами (йастахлифу) другой народ, кроме вас, и вы ни в чем не причините Ему вреда. Поистине, Господь мой — хранитель всякой вещи!» (Сура «Худ», аят 57).

Первое, что бросается в глаза во всех вышеприведенных аятах — это то, что халифат есть определенная форма избранничества Аллаха. Всевышний избирает кого-то — будь то Адама, Давида или целый народ — и делает его халифом на земле. Обратим внимание, что в тех восьми случаях, когда в Коране использовано существительное «халиф» (два раза в единственном, шесть раз во множественном числе) — во всех этих восьми случаях оно используется вместе с глаголом «джаальна» — «Мы сделали»: «Я сделаю на земле халифа», «Мы сделали тебя на земле халифом», «делает вас халифами на земле», «сделал вас халифами после адитов», «сделал вас халифами после Нуха», «и сделали их халифами» и т. д. Использование одного и то же глагола «делать» (джаала) вместе со словом «халиф» указывает на приоритет Божественной воли в избрании наместника: халиф выступает Божественным орудием, инструментом реализации воли Аллаха.

Всё это уничтожает в корне ту точку зрения, будто халиф в Исламе может быть продуктом выбора людей. Лжехалиф, аналог лжемессии, «обезьяна халифа» — да, но истинный халиф, священный «халифа» в кораническом смысле этого слова — никогда. Он есть результат выбора одного лишь Творца.

Уже из этого краткого обзора для нас с очевидностью будет следовать, что исламская история пошла по ложному пути сразу после смерти Пророка (ДБАР), когда «сподвижники» (точнее, группа заговорщиков) собрались под навесом (сакифа) и избрали «халифом» Абу Бакра. Коран говорит, что халифа невозможно «выбрать» — его можно только сделать, и делает его лишь Аллах.

Как будто зная заранее, что после смерти Посланника (ДБАР) история Ислама пойдет по кривому пути, и халифа начнут «выбирать», Аллах специально использует глагол «делать» от Своего лица во всех случаях, когда использует данное слово в Коране. Об этом тонком моменте не следует забывать. Халиф «делается» Аллахом, а не избирается людьми.

В первом из коранических аятов, где использовано слово «халиф», говорится о небесном избрании Адама. Ранг «халифа» — наместника Бога! — делает его выше ангелов, которым Всевышний приказывает сделать перед ним земной поклон:

«Вот Мы сказали ангелам: „Сделайте поклон Адаму!“ И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался, превознесся и оказался неверующим» (Сура «Корова», аят 34).

Обратим внимание: уже здесь халифат становится вопросом противоречия и расхождения, из-за которого оказывается проклят Иблис. В некоторых хадисах от непорочных Имамов (А) упоминается, что Иблис являлся царем земли до сотворения Адама и людей, когда землю населяли джинны. За совершение грехов они были уничтожены или изгнаны, а Иблис вознесен в ангельское воинство, среди которого совершал поклонение Аллаху в течение тысяч лет. Увидев, что Всевышний создал того, кого поставит на земле халифом вместо него, Иблис впал в гнев и возгордился: «Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (7:12).

Земная история становится отражением истории небесной. От Имама Резы (А) передано: «Когда Посланник Аллаха (ДБАР) увидел своих врагов и род Омейядов восходящими на его минбар, он ужаснулся. И тогда Аллах ниспослал: „Вот Мы сказали ангелам: „Сделайте поклон Адаму!“ И поклонились они, кроме Иблиса. Он отказался, превознесся и оказался неверующим“ (2:34). А потом Он внушил ему: „О Мухаммад, вот Я приказал, но Меня не послушались. Так не печалься от того, что ты приказал, и тебя не послушались о твоем наследнике (то есть халифе)“» («Кафи», том 1, с. 353, хадис 73).

Итак, сатана, восставший против халифата Адама, был предшественником и образцом тех, кто узурпировал халифат Али (А). А потому, как сообщают хадисы, в Аду они будут находиться на одном уровне с ним, то есть в самой ужасной и мучительной бездне, страдания в которой невозможно себе представить.

Далее, обратим внимание, что Коран упоминает имена четырех халифов из числа людей: трех — явно, и четвертого, то есть Али (А), составляющего внутренность Книги, — неявно. Первый халиф — Адам, второй — Давуд, третий — Харун.

От Ибн Шазана от Имама Саджада (А) от Имама Хусейна (А) от повелителя верующих Али (А) передано, что он сказал: «Кто будет отрицать, что я — четвертый халиф, над тем проклятие Аллаха». Хусейн ибн Зейд спросил у Имама Садыка (А): «Не лжет ли этот риваят?» Имам Садык (А) ответил: «Аллах говорит, велик Он и свят, в твердых аятах Книги: „Сказал Господь твой ангелам: „Я установлю на земле халифа“ (2:30). И так Адам стал первым халифом. И Аллах сказал: „О Давуд, Мы сделали тебя халифом на земле: суди же среди людей по истине и не следуй за страстью“ (38:26). И так Давуд был вторым халифом. Харун же стал халифом Мусы (А), согласно словам Аллаха: „Будь мне халифом (ухлуфни) в моем народе“ (7:142). Али (А) стал халифом Мухаммада (ДБАР): почему же ему не говорить, что он был четвертым халифом?» (Тафсир «Бурхан», том 1, с. 169).

Как мы сказали, халифат — это преемство: тот, кто является халифом кого-то, заполняет собой его место во время его отсутствия. Халиф Печати пророков (ДБАР) не имеет никакого сравнения с халифами предыдущих пророков, ибо он — преемник того, под чьим знаменем стоят все они — от Адама до Иисуса. И как можно сравнить тень трона с тенью того, что находится ниже трона?

Харун (А) был халифом Мусы (А), о положении которого Аллах сказал: «И возвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы» (19:52). Однако Али ибн Аби Талиб (А) — халиф того, о ком сказано: «Потом приблизился и спустился и был на расстоянии двух луков и даже ближе» (53:8—9).

В других аятах «халифами» названы целые общины людей: народ Худа, народ Салиха, спасшиеся в ковчеге с Ноем, народ Исраиля. Аллах избирает общины людей, чтобы выделить их среди других народов и сделать доводом над ними: «Потом сделали Мы вас халифами после них на земле, чтобы посмотреть, как вы будете действовать» (Сура «Йунус», аят 14).

Наконец, в одном аяте «халифами» называются уже все люди в целом: «Он — Тот, Кто сделал вас халифами на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам даровал» (6:165) — то есть как потомков Адама, о котором сказано: «Я установлю на земле халифа» (2:30).

«Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от Него. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих!» (45:13).

В данной связи возникает вопрос: каждый ли человек, независимо от его мыслей и деяний, является халифом Аллаха на земле? Можно ли, например, называть халифами Аллаха тех, кто обвинял во лжи и убивал Пророков? Передано от Абдуллаха ибн Синана, что он спросил у Имама Садыка (А): «Ангелы выше человека, или человек выше ангелов?» Он ответил: «Повелитель верующих Али (А) сказал: „Аллах, велик Он и свят, наделил ангелов разумом без страстей, а животных страстями без разума; в человека же вложил то и другое. И тот, в ком разум победил страсть, лучше ангелов, а тот, в ком страсть победила разум, хуже животных“» («Илалу шшараи» Садука, том 1, с. 5).

Адам сотворен двусоставным, способным как подняться выше ангелов, так и упасть ниже свиньи. То есть последнее творение Аллаха было уникальным, парадоксальным, наделенным полным спектром свободы — от самого верха до самого низа. Ангелы увидели только низшую, «глиняную» часть этого спектра, а потому сказали: «Разве Ты установишь на ней (на земле) того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» (2:30). И Аллах отвечает: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете» (2:30) — вы не знаете, вы не видите ту часть этого существа, которая выше вас, и которая будет проявлена в его функции халифа — местопреемника Самого Творца: в Пророках, Посланниках и Имамах.

В данном смысле халифат для каждого человека — это не данность, а задача. Сам по себе человек — это такой халиф, который получает свой халифат лишь через Божественное руководство, что совершается через Пророков, Посланников и Имамов, которые и являются настоящими, совершенными халифами от Бога: «Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости» (57:25).

Иначе говоря, «халифат» отдельных общин, народов и просто людей как таковых является производным от подлинного Халифата с большой буквы — священного руководства Пророков, Посланников и Имамов. Каждый отдельный человек является «халифом» в той мере, в которой он принял такое руководство и следует ему: «...возвысил одних из вас над другими по степеням». Наглядным примером этого будет то, как ткань принимает в себя краску: одни её части окрашиваются сильнее, другие слабее, третьи остаются вовсе неизменными. В Коране есть удивительный, мистический аят об этом: «Окраска Аллаха! А кто лучше Аллаха окраской? Ему мы поклоняемся» (2:138). В данном аяте использовано слово «сибгат», которое является производным от глагола «сабага» — «красить, погружая во что-то», и буквально переводится как «краска» или «окраска». Священное руководство, Халифат погружает тех, кто принимает его, в особую сакральную «окраску» — окраску сердец. От Имама Садыка (А) передано о данном аяте: «Он окрасил верующих через вилаят в Завете» (Тафсир «Бурхан», том 1, с. 339). Слово «вилаят» переводится как «священное руководство» и означает почти то же самое, что и «халифат».

Имам Садык (А) говорит: «Когда мы установили, что у нас есть Творец, Создатель, возвышенный над нами и над всем, что Он сотворил, и этот Творец — мудр, возвышен, и творения не могут видеть Его или прикасаться к Нему, чтобы Он вступил с ними в соприкосновение или они вступили в соприкосновение с Ним, то тем самым было установлено и то, что у Него есть посланцы среди Его творения, повествующие о Нем Его творению и рабам Его и указывающие им на их благо и пользу, и на то, в чем их пребывание и гибель, — установлены повелевающие и запрещающие, отправленные Мудрым, Знающим среди Его творений и глаголящие о Нем, велик Он и свят! И они — пророки и избранные среди Его творения, мудрые, воспитывающие с мудростью, отправленные с нею. Они не таковы, как остальные люди, в чем-либо из их состояний, хотя и похожи на них по творению и телесному составу; они облечены помощью через мудрость от Мудрого, Знающего. И вот, это установлено для всякой эпохи и времени, что приходили в них посланники и пророки с доказательствами и доводами. Никогда не опустеет земля Аллаха от Довода (худжжат), с которым есть знание, указывающее на истину его слов и справедливость его» («Усуль кафи», том 1, с. 168).

Имам Реза (А) говорит: «Поскольку в их творении, в их словах и силах не было средств к достижению того, что полезно для них (людей), и их Творец возвышен над тем, чтобы Его видели, и их слабость и немощь в постижении Его очевидна, между Ним и ими должен быть посланник непорочный (маасум), который доведет до них Его повеление, Его запрещение и Его указание относительно того, в чем их благо и в чем их вред. Ибо в их сотворении не было того, посредством чего они (самостоятельно) достигли бы познания своего блага и своего вреда» («Бихар уль-анвар», том 6, с. 59).

В аяте о халифате из суры «Корова», где Аллах говорит ангелам о Своем наместнике на земле, глагол «делать» (джаала) использован в форме действительного причастия (джаил):

إِنِّيجَاعِلٌفِيالأَرْضِخَلِيفَةً

Что в переводе будет звучать буквально так: «Я делающий на земле халифа» (2:30). Данная грамматическая форма указывает на непрерывность и повторяемость такого деяния: это должно означать, что в каждую эпоху и во всякое время на земле должен быть по крайней мере один халиф из потомства Адама, и когда умирает один халиф, Аллах сразу же «делает» вместо него другого.

Именно поэтому «суннитская» идеология имеет крайние затруднения с толкованием данного аята: кто является халифом на земле в настоящее время?! Кто это совершенное творение — царь всех людей, ведущий их к совершенству, которого Аллах «обучил всем именам» (2:31), что не знали ангелы? И как можно выбрать или назначить такого человека, если Всевышний говорит: «Я — делающий на земле халифа»?!

Секрет халифата, как указано выше в двух хадисах от Имама Садыка (А) и Имама Резы (А), заключается в несопоставимости Творца и творения. Поскольку Творец бесконечно выше творения и ни в чем ему не подобен, Он ставит между собой и им посредника — халифа, наделенного особым положением среди этого творения. Здесь кроется ответ на вопрос о самой возможности такой вещи, как «халифат Творца», ведь халифат — это заместительство; «халиф» в арабском языке — тот, кто исполняет дела кого-то другого в его отсутствие. Но как можно замещать Бога?! Как можно исполнять функции Бога в Его отсутствие? Бог так высоко вознесен над творением, что творению — а не Богу! — оказывается необходим халиф от Него, ведующий его по прямому пути совершенства.

Однако функция халифа как «местопреемника Бога» на земле не только в руководстве по прямому пути — она гораздо шире: земля в буквальном смысле существует через него, поскольку он выступает проводником Божественной милости и посредником между «верхом и низом»: «С тех пор как Аллах — велик Он и свят! — сотворил землю, Он не оставлял ее пустой от Своего довода над Своим созданием, и она не останется пустой от него до Судного Дня. Через него Он отвращает бедствия от обитателей земли, через него посылает дожди и через него выводит благодать земли» (хадис от Имама Аскари (А): «Камалу ддин» Садука, с. 384).

Иисус (А) — халиф Аллаха для своего времени — даже выполнял функцию творца: «Я сотворю вам из глины образ птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха. Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха» (3:49). Ветры двигались по приказу Сулеймана (А), Давуд (А) разговаривал с животными и видел преступления людей написанными на их лбах, Муса (А) расколол море и проложил через него сухой путь для народа Исраиля и т. д. Всё это — деяния халифов Аллаха на земле, свидетельствующие о том, что земля подчинена своему халифу и покорна ему, как мягкий металл, — разумеется, только «с дозволения Аллаха».

Иначе говоря, халиф Аллаха — это посредник между небом и землей, царь не только людей, но и животных, растений и минералов: всего мира земного бытия.

Поэтому ответ на вопрос «кто является халифом, согласно Корану?» будет звучать так: халифами Аллаха являются Пророки, Посланники и Имамы.

Теперь мы подходим к теме наших времен, которые есть последние времена, — теме, которая напрямую касается всех нас «здесь и сейчас». Как уже было сказано, во всякое время на земле должен быть по крайней мере один халиф из потомства Адама. «Я делающий на земле халифа» — то есть Аллах постоянно, перманентно «делает», ставит на земле халифа — одного за другим. Невозможно, чтобы на земле не было халифа от Аллаха хотя бы на долю секунды, потому что если бы это произошло, она перестала бы существовать, ибо она существует через него. Халиф — это внутренний стержень, на котором подвешен мир.

Кто же является халифом земли в настоящее время? Кто есть мерило истины, отделяющий правду от лжи, ведущий творение к совершенству? «Ты — всего лишь увещатель, а у каждого народа есть ведущий» (13:7). Народы, которые населяют землю сегодня, — кто их ведущий?

Если мы обратимся к так называемому «суннизму» или «религии исламского большинства», «ортодоксальному исламу», как его еще называют, — при том что все эти названия являются пародийными, — то увидим, что у него просто нет ответа на этот вопрос. Тут возникает дилемма: или Аллах лжет, говоря, что Он «делающий на земле халифа», или лжет так называемый «суннизм». Даже того поддельного «халифата» — то есть примитивного восточного деспотизма в оболочке ислама, — который можно было бы выдать за ответ, при всей его наивности, не существует вот уже целое столетие.

«Мы даровали роду Авраама Книгу и мудрость, и даровали им великую власть» (4:54).

Если мы сопоставим этот аят с тем, который говорит об Аллахе как «делающем на земле халифа», то нам станет понятно, что со времен Авраама и до Судного Дня халифы ставятся Аллахом из авраамического Дома, который, в свою очередь, делится на две ветви: одна идет от Исаака и заканчивается Иисусом (А), вторая идет от Исмаила и заканчивается Махди (А) из потомства Мухаммада (ДБАР).

Мы не будем здесь приводить аяты Корана, указывающие на существование «двенадцати вождей» после Мухаммада (ДБАР), как не будем и приводить хадисы о «двенадцати халифах», которые есть также в «суннитских» книгах.

Хотелось бы обратить внимание только на коранические аяты о халифате:

«Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он непременно сделает их халифами (йастахлифаннахум) на земле, как сделал халифами тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и заменит им их страх безопасностью. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого окажется неверным, те — нечестивцы!» (Сура «Свет», аят 55).

Передатчик сказал: «О, сын Посланника Аллаха! Вот, эти насибиты утверждают, что данный аят был ниспослан об Абу Бакре, Умаре, Усмане и Али (А)».

Он сказал: «Аллах не ведет сердца насибитов прямым путем! Разве во время кого-то из этих трех и время Али (А) религия, которой довольны Аллах и Его посланник, была утвержденной через распространение безопасности в умме и исход страха из их сердец, а сомнения из их груди — при отходе мусульман от веры, и смутах тех времен, и войнах, которые были между ними и неверными?» Потом он прочитал: «А когда посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь» (12:110).

Итак, халифы в аяте «обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он непременно сделает их халифами...» — это Махди (А) и его шииты.

«И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные» (21:105).

Этот аят относится к Имаму Махди (А) и его сподвижникам, и в нем имеется в виду правление праведных над землей, упомянутое в псалмах Давида (А), а именно в псалме 36, стихи 28—31:

«Ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.

Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его».

Посланник Аллаха сказал: «Махди — мой потомок. Его имя — мое имя, его кунья — моя кунья; он — самый похожий на меня из всех людей внешностью и нравом. У него будет долгое сокрытие, так что люди впадут в заблуждение о своей религии: тогда он появится, подобно пронзающему светочу, и наполнит землю справедливостью и правосудием так же, как она была переполнена насилием и угнетением» («Камалу ддин» Садука, глава 25, номер 4, с. 287).

Религия Ислам была начата человеком по имени Абу Касим Мухаммад (ДБАР), и будет завершена человеком по имени Абу Касим Мухаммад (А), его двенадцатый потомком, — с тем же обликом и с тем же поведением.

Махди (А) — это завершитель религии и последний халиф, печать халифов. Он не несет с собой новую религию: его задача состоит в осуществлении на земле религии всех пророков, всех наместников Аллаха от Адама до Мухаммада (ДБАР). И поскольку он проявит эту религию и закончит дело своих святых предшественников, он есть халиф халифов.

Одного того, что Махди (А) будет имамом намаза для посланника улу ль-азм Иисуса (А), достаточно для описания величия его положения. Результат его халифата вкратце описывается в пяти следующих аятах:

  1. «И засияет земля светом Господа ее» (39:69) — воссияние света познания Аллаха и поклонения Ему.
  2. «Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти» (57:17) — оживление земли светом поклонения и познания Творца во вселенском халифате Махди (А) после ее смерти по причине куфра и угнетения.
  3. «И скажи: „Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!“» (17:81) — утверждения совершенной истины на земле.
  4. «Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости» (57:25) — практическое осуществление правды и справедливости, которые являются конечной целью миссии всех пророков и посланников.
  5. «Он — Тот, Кто отправил посланника с прямым руководством и религией истины, чтобы возвысить ее над всякой религией, хотя бы это и было ненавистно многобожникам» (9:33) — возвышение (точнее, «проявление», если переводить аят буквально) религии Печати пророков (ДБАР) над всеми религиями в грядущем халифате Махди (А).

Явление Махди (А), согласно шиитским и суннитским хадисам, произойдет около Каабы, и Джабраил будет по его правую руку, а Микаил — по его левую руку. Поскольку же Джабраил является ангелом, воплощающим в себе божественное познание и духовные потребности, а Микаил — ангелом, несущим в себе пропитание и материальные потребности, ключи сокровищниц удела и знаний будут в руках Махди (А). Его внешний вид будет подобен «жемчужному светилу», и в нем сосредоточатся «величие Мусы, сияние Иисуса, правосудие Давида и терпение Иова», и «на нем — одежды света, которые озаряются сиянием святости» («Бихар уль-анвар», том 36, с. 303; том 51, с. 152).

Мы завершаем тему последним аятом Корана о халифате:

«Тот, Кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас халифами на земле» (27:62).

Сказал Имам Садык (А): «Когда выйдет из сокрытия Каим, он войдет в Запретную мечеть, встанет к кибле спиной к макаму, совершит два ракята молитвы, потом поднимется и скажет: „О, люди! Я — тот, кто ближе всех к Адаму! О, люди! Я — тот, кто ближе всех к Ибрахиму! О, люди! Я — тот, кто ближе всех к Исмаилу! О, люди! Я — тот, кто ближе всех к Мухаммаду!“ Потом поднимет руки к небу, и начнет читать дуа, и будет так молиться, что упадет на свое лицо, и таково слово Аллаха, велик Он и свят: „Тот, Кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас халифами на земле“» («Тафсир Бурхан», том 6, с. 32).

И от него же: «Этот аят ниспослан о Каиме рода Мухаммада. Он, клянусь Аллахом, утеснённый: когда он прочитает в макаме два ракаата, и обратится к мольбой к Аллаху, Он ответит ему, и удалит зло, и сделает его халифом на земле».

 

banner

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: http://arsh313.com/donate/ Каждый рубль, перечисленный вами — это ещё один шаг к победе Истины.

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.