1. Противоречия в христианской версии распятия

Всякий, кто внимательно читает христианские Евангелия, сталкивается с таким наблюдением: до событий, связанных с распятием и воскресением, их изложение в целом последовательное и понятное, но как только дело доходит до via dolorosa, оно начинает петлять и расходиться. Все четыре евангелиста противоречат друг другу, и каждый из них противоречит себе.

Почему же перед нами такая путаница? Например, о смерти Сократа, который жил почти за пять столетий до Иисуса, известно гораздо больше, и очевидцы тут согласны друг с другом. Неужели для евангелистов было невозможно достоверно и точно описать событие, которое считается единственным в своем роде и лежит в основе христианской религии — так же, как это сделали ученики Сократа после его гибели? Конечно, при условии, что это событие вообще имело место...

Мы должны предположить, что произошло нечто, породившее всю эту путаницу — некое происшествие, которое одним предстало так, а другим иначе, ввело в заблуждение, спутало все карты. История, которая заставила воспринимать факты не такими, как они есть.

Для начала посмотрим на христианскую версию о «страстях господних» в её евангельском изложении.

Обращает на себя внимание, что события тут развиваются невероятно быстро. Их фоном выступает иудейский праздник Песах, на который в Иерусалим съезжается масса верующих изо всех уголков еврейской диаспоры. Иисуса, преданного Иудой, арестовывают ночью, в четверг перед Песахом. Тут же, глубокой ночью, его доставляют в дом иудейского первосвященника. Тот моментально созывает Синедрион (верховный религиозный орган иудеев), состоящий из семидесяти человек. Происходит суд, больше напоминающий беззаконное судилище. После этого Христа отводят к римскому наместнику Понтию Пилату, который должен утвердить приговор. Пилат отказывается это сделать. Иисуса переводят в царский дворец Хасмонеев, на северо-запад города, где он предстаёт перед иудейским правителем Иродом Антипой. Тот тоже отказывается осудить его. Затем его возвращают в преторию Пилата, где суд возобновляется. Приводят Варавву. Иисуса отдают солдатам, которые жестоко бьют его и издеваются над ним. Затем его снова вводят в преторию. Пилат по-прежнему отказывается выносить приговор, всячески пытаясь освободить заключенного. Однако под давлением священников и толпы он вынужден отступить.

Всё это успевает закончиться ранним утром, ибо, согласно Марку, распятие произошло в девять утра. Но ведь от места утверждения приговора до Голгофы — еще долгий путь, который обессиленный Иисус должен был пройти пешком, волоча крест на себе!

В этот же день в три часа пополудни Христос умирает на кресте, а до шести часов тело снимают с креста и уносят к месту погребения. Вся история  ареста, суда и казни занимает меньше суток!

Посмотрим теперь, что заставляет нас сомневаться в достоверности этой версии:

1. Подробности ареста, суда, распятия и воскресения противоречат друг другу, данным современной науки и здравому смыслу.

Во-первых, человек не может умереть на кресте за несколько часов. Некоторые фанатики привязывают и даже пригвождают себя к кресту, чтобы испытать то, что перенес спаситель, и с ними ничего не случается. Попробуйте сами принять такое положение, которое принимает распятый, и простоять так несколько часов: вы испытаете за это время дискомфорт, сведёт мышцы рук, но вам будет далеко до смерти.

Распятие потому и считалось самым ужасным видом казни, что жизнь выходила из тела осужденного капля за каплей: человек может прожить на кресте трое суток, а самые крепкие умудряются продержаться и все десять, умерев лишь от голода. Известно о людях, которые находились на кресте пять дней — и выживали после этого. Под ногами распятого прибивали дощечку, на которую тот мог опираться, ставили ноги на землю (обычно кресты были низкими) либо вбивали специальную палку между ног. Таким образом, распятый или стоял, или сидел, в буквальном смысле. Перебивание голеней считалось милостью: тогда распятый не мог больше упираться ногами, и всё тело его повисало, что ускоряло смерть.

Даже если прибить руки и ноги к кресту гвоздями (а скорее всего, их привязывали), это вызовет лишь кровотечение, которое вскоре остановится. А то, что у Иисуса было совсем не нежное телосложение, доказывается тем, что он вырос и жил в сельской местности, работал плотником и пешком совершал длительные путешествия. Будь он на самом деле распят, он должен был бы провести на кресте не несколько часов, а несколько дней.

В-вторых, Евангелия сообщают, что осужденных убили при наступлении заката того же дня (Христос успел умереть сам). Но убийство распятых было бы нарушением процедуры казни. Распятие для того и необходимо, чтобы заставить преступника мучиться как можно дольше. Через несколько часов убить людей, которых для того и повесили на крест, чтобы они страдали долгими сутками, — значит изменить порядок казни, за которым римская администрация должна была внимательно следить. У римлян было принято даже оставлять тела распятых после их смерти на кресте до полного разложения — в назидание остальным.

Видимо, авторы Евангелий осознавали это противоречие, потому что у Иоанна говорится: «Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (19: 31).

Это объяснение основано на плохом знакомстве с иудейским законом: дело происходило вечером в пятницу, а это уже считалось началом субботы. Если бы тела должны были снять с крестов из-за уважения к иудейской субботе (хотя зачем это делать римскому наместнику?), то они вообще не успели бы провисеть на крестах. Если бы Пилат руководствовался просьбой первосвященника об уважении к субботе, то логично было бы, чтобы он распял Христа после неё, то есть в воскресенье.

В-третьих, Пилат зачем-то велит жестоко избить Иисуса перед казнью, хотя незадолго до этого сочувствовал ему и пытался спасти.

В-четвертых, ни один из двенадцати учеников не присутствует при распятии — может, как раз потому, что самого распятия не было? История о снятии с креста, погребении и воскресении крайне запутанна — все четыре Евангелия рассказывают её по-разному. (К истории с воскресением мы еще обратимся).

В-пятых: «Проходящие же злословили его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси себя самого; если ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а себя самого не может спасти; если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в него» (Мф., 17: 40-42). Откуда на Голгофе могли взяться прохожие? Тем более после полудня в пятницу праздничного дня, во время начавшегося хамсина? Хамсином называли сухой, изнуряющий штормовой ветер, несущий с собой песок и пыль, заполняющие воздух. Наибольшей силы он достигал как раз после полудня. Солнце при хамсине становится бледным и утрачивает свой блеск, весь воздух заполняется мелкой пылью; видимость утрачивается; температура превышает 40 градусов. Тем более священники, во время праздника особенно тщательно сохранявшие ритуальную чистоту, никак не могли присутствовать на Голгофе. Да и кто стал бы в разгар праздничных приготовлений несколько часов стоять под палящим солнцем в сезон хамсина, ожидая смерти распятого? Ведь даже ученики Иисуса там не присутствовали.

В-шестых: «Иисус же, издав громкий вопль, испустил дух» (Мк., 15: 37);  «Тогда Иисус вновь громко закричал и испустил дух» (Мф., 27: 50). Как Иисус мог закричать, если распятие вызывает сдавливание легких, так что человек даже не может выдыхать воздух?

В-седьмых, по евангельским сообщениям, римские солдаты делили между собой одежды распятого Христа. Что такого ценного было в запачканных грязью и кровью одеждах Христа, чтобы римские солдаты, получавшие хорошее жалование, делили их между собой? Тут, как и во многих других случаях, мы видим намеренное подстраивание событий под ветхозаветные пророчества.

Наконец, очень странно выглядит описание происшествия, с которого начались страдания Иисуса — предательства Иуды. Зачем Иуда предает учителя прямо на глазах у толпы? Зачем предателю появляться перед апостолами прямо в команде солдат? Не проще ли было издалека указать на человека, которого надо арестовать? К тому же Иисус был хорошо известен в городе и совсем не скрывался. И если Иуда предал его из-за денег, то почему повесился в тот же день? Странное поведение для предателя. Быть может, смерть Иуды прямо в день казни под предлогом его самоубийства была кому-то выгодна? Ниже мы увидим, как это на самом деле могло произойти.

Мы привели лишь несколько примеров противоречий и путаницы в евангельских рассказах о распятии. В действительности их намного больше, но более подробное изложение заняло бы слишком много времени и места.

2. Рассказ о суде Синедриона и особенно поведении Пилата антиисторичны.

Согласно Евангелиям, этот суд состоялся в ночь пасхального седера. Для верующего иудея подготовка к седеру — сложная и длинная процедура (очистка помещения от «хамеца», приготовление пасхальных блюд и стола и т. д.). Сам же обряд отправления седера занимает долгие часы и кончается за полночь! К тому же большинство членов Синедриона были служителями Храма, а они в эту ночь должны были совершать ответственную и сложную ритуальную службу. В такую ночь быстро собрать заседание Синедриона было бы почти невозможным — либо для этого требовался какой-то совершенно чрезвычайный повод.

Еще более странным выглядит поведение Пилата. Понтий Пилат был представителем оккупационной римской власти, то есть военно-административным наместником. Суд военного оккупанта был, по сути, полевым трибуналом, приговор — быстрым и суровым. Сам Пилат описывается в источниках как редкий изверг. Филон Александрийский упоминает его самодурство, взяточничество и бессудные казни. Иудейский царь Агриппа в письме императору перечисляет его преступления: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость». Иосиф Флавий пишет о его презрении к евреям и пренебрежении их обычаями.

Можно ли поверить, что этот Пилат будет сомневаться, колебаться, да еще и советоваться с толпой, как ему лучше поступить?! Пилат — единственная власть в этом городе, он представитель всемогущей Римской империи, всю жизнь занимавшийся войной, убийствами и казнями: можно ли представить, что такой человек начнет бороться за справедливый суд и защиту невиновного? По меньшей мере, без какой-либо веской причины...

3. История о распятии воспроизводит античные мифы об умирающих и воскресающих божествах.

Евангелия были записаны со вторых или третьих рук вне Палестины, и их главной задачей было переложение биографии исторического Иисуса в соответствии с понятным всему языческому миру мифом о «распятии-воскресении». Это, к слову, породило «мифологическую теорию», согласно которой Христос — мифическое божество, и такого человека в реальности не существовало. Тогда как истина в обратном: Христос — реальный человек, чья история позже обросла мифическими подробностями.

Авторы Евангелий взяли исторический фон из рассказов и логий о реальном Иисусе и наполнили его гностическим содержанием об умирающих и воскресающих богах. Осирис спускается на землю, затем распят на кресте, а на третий день возносится на небо. Дионис привязан на деревянном столбе в венце из плюща и в пурпурной одежде. Таммуз был растерзан и воскрес.

В рассказе о бичевании Христа римские солдаты плетут терновый венец, который надевают ему на голову. Терн — жесткое и колючее растение: порезов у того, кто задумал сплести такой «венец», должно быть не меньше, чем у того, на кого тот был надет. Вряд ли римские солдаты стали бы заниматься подобным. Однако обратим внимание, что венец — это обычное украшение, надеваемое на голову посвящаемым в мистерии умирающих и воскресающих богов (символ солнца).

Древнейшие из дошедших до нас свидетельств об Иисусе – это послания Павла, первое из которых предположительно было написано в 50 г. н. э. Конечно, Павел много говорит о распятии и воскресении, однако не передаёт совершенно никаких подробностей того, как это произошло. Для него это не более чем миф, без какой-либо реальной исторической подоплёки. Полное отсутствие подробностей распятия и воскресения у Павла тем более странно, что он учился судопроизводству и теологии в Иерусалиме как раз в то время, когда предположительно и произошло данное событие; кроме того, он посещал лекции члена того самого суда, который, как принято считать, и осудил Христа на смерть.

4. Еще в 19-м столетии была сформулирована гипотеза «двух источников», согласно которой первым Евангелием был Марк. Евангелия от Матфея и Луки пользовались Марком плюс еще одним письменным источником, не дошедшим до нас, который принято называть Q (от немецкого Quelle — источник). Этот Q, скорее всего, был записью изречений Иисуса, «логий». Для нас важно то, что в нем не было ничего о распятии и воскресении. А это означает, что весь данный сюжет был добавлен позднее на основе истории об умирающих-воскресающих богах.

2. Что произошло на самом деле?

Что же в действительности произошло? Свет на истинное положение дел нам могла бы пролить странная фигура, мельком проносящаяся сквозь Евангелия, подобно комете, закрытой тучами. Речь идёт о Варавве.

Все четыре Евангелия упоминают его как разбойника, которого Пилат отпустил вместо Иисуса. «На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. <…> Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву» (Мф., 27: 15-21).

Варавва — это эллинизированная форма его имени; арамейский оригинал звучал как «Бар Абба». «Бар» означает «сын», «Абба» — «отец». То есть «Бар Абба» — «сын Отца». Таким же было и прозвище Иисуса — «сын Отца (небесного)», «сын Божий».  («Сыном Божьим» иудеи называли Мессию: это не имело никакого отношения к позднейшей христианской теологии «богочеловечества»).

«Бар Абба» — не имя, а прозвище. Как же его звали? Из ряда древних свитков мы с удивлением узнаем, что звали его «Иисус». Например, его имя приводится у Матфея в ряде кодексов, в том числе Сиросинайском. Это вызвало в своё время возмущение Оригена, который пишет: «Имя Иисус, вероятно, еретиками прибавлено, ибо оно не подобает злодею» (Orig. In Matth. Comm. Ser 121). Разумеется, церковь постаралась удалить имя Вараввы из всех сохранившихся свитков Евангелий; и тем не менее оно дошло до нас. Нет сомнения, что в первоначальном оригинале вопрос Пилата звучал так: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Иисуса Варавву, или Иисуса, называемого Христом?»

А теперь спросим: какова вероятность, что в одном и том же месте в одно и то же время встретятся два арестанта с именем «Иисус» и прозвищем «сын Божий»? И кого же отпустил Пилат? Иисуса бар Аббу, «Иисуса, сына Отца», «Иисуса Христа»? И кого он распял?.. Может, какого-то разбойника?.. И вот, через несколько дней после казни Иисуса его уже начинают встречать то тут, то там, что рождает слухи о его чудесном воскресении...

Но обо всём по порядку.

Для полноты картины нам необходимо обратиться к самой запутанной части Евангелий — собственно, истории о воскресении.

Сначала рассмотрим странности, сопутствующие смерти «Христа» и снятию тел. Прежде всего: как мы уже говорили, была нарушена процедура казни. Осужденных убили при наступлении заката того же дня. Кому и зачем это понадобилось? Евангельское объяснение, утверждающее, что это было сделано из уважения к иудейской субботе, не выдерживает никакой критики: во-первых, суббота уже наступила, во-вторых, римская администрация не подчинялась в таких вещах местным порядкам; к тому же Пилат был известен своим пренебрежением к обычаям иудеев. Какой был смысл привязывать осужденных к кресту, чтобы убить их через несколько часов, тогда как им подобало провести там долгие сутки? Значит, была какая-то веская причина для этого.

Если Пилат хотел скрыть то, что он распял вместо Иисуса другого человека, то он и был главным заинтересованным в скорейшем окончании казни, пока подлог не был обнаружен. «Но, придя к Иисусу, — говорит четвёртое Евангелие, — как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин., 19: 33-35). Однако из мёртвого не может вытечь кровь! После смерти человека кровь быстро сворачивается, превращаясь в густую чёрную массу. Значит, «Иисус» (то есть тот, кто был распят вместо него) был еще жив, и умер он не от распятия, а от прокола копьем. Его тело быстро сняли с креста и закопали где-то в тайном месте, распространив среди иудейских старейшин слух о том, что оно было похоронено в гробнице Иосифа Аримафейского, а потом выкрадено оттуда. Все концы в воду.

Интересно, что упоминается даже имя того сотника, что пронзил «Иисуса» — Гай Кассий — с указанием, что он был начальником тайной полиции Пилата. Что само по себе о многом говорит.

Матфей утверждает, что Христос был похоронен в склепе, принадлежащем Иосифу Аримафейскому (Мф.27:60) — его знатному ученику, члену Синедриона. Иоанн упоминает, что тело было в спешке похоронено в ближайшем саду (Ин.19:41-42), но не говорит, кому принадлежал этот сад.

Затем в Евангелиях идёт противоречивый и запутанный рассказ о воскресении. Матфей приводит, что «на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб»; Иоанн упоминает, что Мария Магдалина пошла туда рано, когда было еще темно, и была одна.

Это выглядит неправдоподобно. Вряд ли женщине могло прийти в голову одной идти ночью на кладбище, чтобы втирать благовония в труп, который в жарком климате Иудеи уже начал разлагаться. К тому же это было просто опасно.

Далее, Матфей говорит, что обе Марии увидели, как «ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Марк приводит, что ангел был внутри гроба, сидя с правой стороны; Лука и Иоанн упоминают двух ангелов.

У Матфея, Марка и Луки ангел сообщает женщинам, что Христос воскрес, а у Иоанна это делает сам Христос. По Матфею, ангел велит ученикам Христа совершить путешествие в Галилею к некой горе, где они должны увидеть воскресшего Иисуса. Иоанн даёт совершенно другую версию: «В тот же первый день недели вечером [когда Христос поднялся из могилы], когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам» (Ин., 20: 19). То есть явление воскресшего было не в Галилее, а в Иерусалиме. Лука противоречит и Матфею, и Иоанну, говоря, что Иисус сначала явился двум пешеходам, а затем уже увиделся со всеми апостолами в Иерусалиме и в тот же день вознёсся. Павел рассказывает о явлении Христа одному Иакову Праведному; канонические Евангелия об этом ничего не упоминают.

Почему же каждый источник описывает обстоятельства воскресения по-разному? Не лучше ли предположить, что не было ни распятия, ни воскресения: живой человек продолжал встречаться с самыми разными людьми, некоторые из которых после подлога Пилата действительно считали его распятым и воспринимали его появление как чудо? Вот он как ни в чем не бывало попадается на дороге двум пешеходам. Вот он тайно встречается со своими учениками... При чем тут воскресение?

Здесь находит своё объяснение и тот аргумент, который часто используется сторонниками христианской версии: если воскресения не было, то почему все очевидцы описывают явление Иисуса Христа своим ученикам во плоти? Согласно этим свидетельствам, ученики Христа видели его при разных обстоятельствах более десяти раз. Он даже трапезничал с ними и затем предстал живым перед большой группой. Это явление 500 последователям упоминает Павел в 1-м послании к Коринфянам (15:6), написанном в 56-м году. Маловероятно, что христиане выдумали такую легенду, а потом проповедовали её среди тех, кто легко мог бы её опровергнуть, ведь к 56-му году большинство из пятиста, упомянутых Павлом, были еще живы.

Иными словами, если бы Христос действительно был распят, то опровергнуть версию о его воскресении становится чрезвычайно сложно. Трудно себе представить, чтобы такое большое число людей сообщало о явлении им живого Христа, если бы за этим не стояла какая-то реальность. К тому же иудейские власти, раздражённые распространением подобных слухов, могли предъявить тело Иисуса, тем самым опозорив всех его последователей. Следовательно, распространяя такую версию, они должны были быть уверенны, что её невозможно опровергнуть таким способом. Если же сами христиане подстроили всё это, выкрав и надежно спрятав тело Иисуса, так что можно было не опасаться разоблачений, то встаёт другой вопрос: как они могли умирать за ложь, которую сами же и подстроили? Каким образом они в течение долгих лет хранили эту тайну, так что никто не выдал её ни ради денег, ни под угрозой смерти? Легенды редко получают развитие, когда есть много живых очевидцев, готовых их опровергнуть.

Но если это было чудесное воскресение, как говорит церковь, то почему свидетельства настолько расходятся?.. Отсюда мы приходим к единственно возможному выводу: всем этим людям являлся живой Иисус, который никогда не умирал и не был распят, хотя большинство из них думали, что он был распят. А потому его явление было оценено ими как чудесное воскресение из мёртвых. Впоследствии этот сюжет был перенесен Павлом в рамки эллинистической культуры и перетолкован в духе мистериального мифа об умирающих и воскресающих богах.

Мы также сталкиваемся с важным фактом опустевшей гробницы. Пол Олтос отмечает, что «о воскресении нельзя было бы проповедовать в Иерусалиме ни одного дня, ни одного часа, если бы опустевшая гробница не была общеизвестным, установленным фактом». Об этом знали и иудейские власти, обвинившие учеников Иисуса в краже тела. Как мы сказали, они не замедлили бы вскрыть гробницу, если бы только думали, что тело находится там.

Так как же опустела гробница, в которой предположительно находилось тело Иисуса? Или он на самом деле воскрес... Или же никогда и не был там похоронен.

Теперь давайте попытаемся сплести все нити этого детектива в единое целое. Что же на самом деле произошло?

Суверенной властью над еврейским народом в то время обладала сконцентрированная вокруг Храма партия саддукеев — жрецов и старейшин, — которую возглавлял первосвященник Каиафа. Этой партии, находившейся в тесных  отношениях с оккупационной властью римлян, было крайне невыгодно пришествие пророка, Мессии, претендовавшего на высший авторитет в народе. А потому после прибытия Иисуса в Иерусалим они арестовывают его и решают убить; однако приговор не может быть приведён в исполнение без решения реальной власти — римского наместника в лице Пилата.

Евангелия подробно рассказывают нам о том, как Пилат решил вступиться за Иисуса, пытаясь отменить приговор. Произвела ли на него впечатление харизма Христа? Можно предположить, что всё было гораздо прозаичнее. Пилат решился освободить Иисуса, побуждаемый не добрыми чувствами, а корыстью. Источники описывают его не только как жестокого самодура, но и как отъявленного взяточника. А у Иисуса были влиятельные последователи — Иосиф Аримафейский, входивший в Синеодрион, высший орган иудейской власти, или Никодим, которого упоминают как третьего по богатству человека в Иерусалиме. Разве они не попытались выкупить своего учителя, узнав о приговоре и будучи хорошо осведомлёнными об алчности Пилата? Итак, гуманность в последнем была пробуждена банальной взяткой.

Вот почему Евангелия вдруг связывают снятие с креста и захоронение Иисуса именно с именами Иосифа и Никодима, прежде нигде не фигурировавшими: «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин., 19: 38-42).

Если Иосиф с Никодимом подкупили Пилата, и тот казнил вместо Иисуса другого человека, то проблема предъявления тела иудейским старейшинам была решена мнимым захоронением в склепе Иосифа, откуда оно вскоре благополучно «исчезло».

«Горе побежденным» — римляне хорошо усвоили эту максиму. Иудеи были побежденными, Пилат представлял победителей. Так что трудно было ждать от него следования букве закона и отсутствия самоуправства. Это было время, когда наместники, всевозможные легаты, префекты и прокураторы, как стая слепней, беззастенчиво грабили провинции, пили кровь из населения, не отвечая ни перед кем, кроме самого императора. Коррупция и произвол были нормой. Вряд ли Понтий Пилат был исключением.

Итак, если наше предположение верно, то Пилат не мог отказаться от крупной взятки. А чтобы не вступать в открытый конфликт с храмовой аристократией, требовавшей во что бы то ни стало распятия Иисуса, он просто распял другого человека под его именем.

И это объясняет всю неимоверную путаницу, которую нагородили позднейшие христианские версии вокруг данной истории.

Вопрос Пилата: "Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Иисуса Бар Аббу, или Иисуса, называемого Христом?" — этот вопрос был фикцией для создания алиби самому себе на случай, если бы подлог раскрылся. Римский наместник обманул толпу, заставив её выкрикивать «Бар Аббу! Отпусти Бар Аббу!», тогда как это и было прозвищем самого Христа. Получалось так, что, отпустив Иисуса, он всего лишь исполнил желание толпы. Если бы подлог раскрылся, он мог сослаться на то, что плохо знает тонкости местного языка, и произошла банальная канцелярская путаница, в результате которой вместо «Иисуса, называемого Христом» был распят все-таки «Иисус, сын Отца» (то есть какой-то совершенно другой человек, которого Пилат использовал для распятия, присвоив ему это фиктивное прозвище). Ведь «Иисус, сын Отца» — это всего лишь другой вариант имени «Иисуса, называемого Христом»!

После этого всё встаёт на свои места. Нам становится ясно, почему разные люди встречались с Христом после его мнимого распятия, причем некоторые видели его прямо на дороге (очевидно, уходящим из Иерусалима). Объясняется вера большинства из них в чудесное воскресение, ведь о подлоге знали всего несколько человек (Пилат, Иосиф и Никодим). Все были уверены, что Христос действительно распят, и вот его начинают видеть в разных местах! Встаёт на свои места и упомянутое в Евангелиях, довольно странное участие Иосифа и Никодима в «снятии с креста» и захоронении «тела». Но тут же выясняется и криминально-детективная загадка самоубийства Иуды прямо в день казни. Уж не Иуда ли и был тем, кому Пилат присвоил подложное прозвище «Бар Аббы» для обмана толпы, распяв его вместо Христа и распространив среди иудеев слухи о его самоубийстве?

Для наглядности попробуем представить в литературной форме то, как могли развёртываться события.

3. Пилат и Иисус

Постукивая каблуками, ранним утром к Пилату вошёл секретарь и с улыбкой доложил:

— Прокуратор, первосвященник и его слуги привели к тебе на суд арестованного.

— Кто это?

Какой-то мятежник.

Да, конечно, это был тот, о ком шла речь ночью, когда к нему приходили этот Иосиф и Никодим. Невыспавшийся Пилат был сильно не в духе. Сначала к нему явились друзья того самого мятежника, которого, очевидно, и привёл Каиафа. Потом, когда он пытался заснуть, жена принялась будить его, пытаясь рассказать о каком-то странном сне...

Выйдя на балкон, он окинул толпу мутным, ненавидящим взором. «Около ста человек, и, конечно, все приспешники этого бородатого интригана Каиафы. Вот кого стоило бы подвесить на кресте, задав предварительно хорошую порцию плетей. Pereat mundus, fiat justitia. Кого это они привели? Гм... Удивительно спокоен... Наверное, знает о своих богатых заступниках».

— В чем вы обвиняете этого человека? — спросил Пилат весьма грубо, без приветствия.

— Если бы он не был виновен, мы не привели бы его к тебе, прокуратор. — дипломатично ответил Каиафа. И добавил: Это, игемон, опасный бунтовщик против римской власти и нашей религии.

Движением головы Пилат указал солдатам, что надо взять арестанта и проводить в преторию.

Войдя первым, он уселся на курульное кресло. Арестованный остался стоять в центре комнаты. Пилат привык, что все заговорщики, подстрекатели, еретики и бунтари, которых к нему приводили, выдавали признаки страха. Кто-то делал это, опуская голову и дрожа, кто-то, наоборот, пытался скрыть страх за вызовом и гордым обращением. Этому же как будто не было дела до того, что происходит. Видимо, он считал и Пилата, и первосвященника, и кесаря, и всех, кто есть в мире, настолько ничтожными, что не удостаивал их даже собственным страхом.

— Тебя обвиняют в бунте против кесаря. Ты вправду называл себя «царем иудейским»? — припоминая ночной разговор, спросил Пилат на ломаном арамейском. Гортанные буквы он не мог произносить, заменяя их мягкими латинскими. За восемь лет своего пребывания в должности прокуратора он успел кое-как выучить этот язык бунтовщиков, заговорщиков и религиозных фанатиков. Впрочем, для сложных случаев неподалеку всегда находился готовый к его услугам переводчик.

— От себя ли говоришь или другие тебе обо мне сказали?

Тон подсудимого явно не соответствовал его положению.

— Разве я иудей? — прокуратор поднял бровь. На его глазах выступали красные прожилки. — Первосвященники и старейшины твоего народа привели тебя ко мне. Так царь ли ты?

— Ты сказал, Пилат. Но царство моё не от мира сего.

Прокуратор вздрогнул. Никто из заключенных до сих пор не решался вот так просто назвать его по имени.

Он вспомнил ночное посещение Иосифа и Никодима. Иосиф на хорошем греческом пытался представить дело так, что первосвященник из зависти арестовал мирного человека по имени Иисус и теперь пытается выдать его за политического преступника и мятежника. Так вот, этот Иисус — всего лишь безобидный бродячий философ. Говоря о наступлении царства, он имел в виду времена, когда все люди будут жить в мире и счастьи, любя друг друга, как братья. Обыкновенные мечтания, оторванные от жизни. Себя как провозвестника такого царства он иногда называл «царем иудейским», но это не имело никакого отношения к политике и власти. Так и Платона называют «царем философов». Справедливый прокуратор, конечно, не даст в обиду мудреца, ставшего жертвой ужасной клеветы. Он не повторит ошибку греков, присудивших на смерть Сократа. Его старания не пройдут даром, но будут щедро вознаграждены, как и подобает стараниям такого уважаемого и справедливого человека. Скажем, суммой в пятьдесят тысяч динариев...

«Сто тысяч», — сказал Пилат. Сто тысяч...

— «Не от мира сего», — продолжил он, — значит, ты не замышлял никаких заговоров, не так ли?

— Для того я и родился и пришел в этот мир, — продолжал странно говорить арестант, — чтобы свидетельствовать об истине. Знай: тот, кто от истины, услышит мой голос.

— Что есть истина? — недоуменно пожал плечами прокуратор. — Скажи лучше: призывал ли ты к какому-либо бунту или другим насильственным действиям против кесаря и римской власти?

— Нет, прокуратор,  я никогда не призывал к подобному.

Что ж, оставалось только донести до этого грязного плебса, собравшегося во дворе претория, что римский прокуратор не нашел вины в арестованном и отпускает его.

— Выведите арестованного.

Дождавшись, пока Иисуса уведут, он сказал:

— Первосвященника ко мне.

Блаженно улыбаясь, вошёл Каиафа. Обменявшись с ним учтивыми приветствиями, Пилат сказал:

— Я допросил арестованного и не нашел в нем никакой вины.

Шея Каиафы мгновенно покраснела, а зрачки на секунду расширились, и в них блеснул ужас. Если Пилат отпускал Иисуса, то это становилось явным знамением того, что он — действительно Мошиах, так что даже сила римлян не может причинить ему вреда. Страшно представить, как повлияла бы на доверчивую толпу эта картина живьем сошедшего с креста, вырвавшегося из когтей смерти человека: она увеличила бы число его последователей в десятки, сотни раз. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославленный своей жестокостью, распинавший иудеев по малейшему поводу, отпустил Иисуса! И отпустил не когда-то, а на Пасху, когда все евреи отмечают спасение народа от фараона! Нужны ли другие доказательства того, что Сам Бог на его стороне?

— Но игумен! — запротестовал первосвященник. — Он оскорблял нашу веру!  — Слово «веру» он выговорил каким-то полушепотом, потому что голос вдруг перестал слушаться, а дыхания не хватало.

— Каким образом? — усмешка Пилата показала, что порыв Каиафы не ускользнул от него.

— Называл себя «сыном Бога», игумен.

— Сыновей богов множество. Геркулес — сын бога, Александр — сын бога. По всей империи разгуливают тысячи оборванцев, именующих себя боголюдьми и богоматерями. Какое мне дело до того, что у вас появился еще один? - Пилат хотел встать.

— Игумен! «Сын Бога», «Бар Абба» — это титул царя иудеев! Этот мятежник присвоил его себе... Это вызов власти кесаря!

Пилат исподлобья посмотрел на Каиафу и опустился обратно.

— Что будет, — Каиафа перешел на заговорщеский полушепот, — если до сирийского легата вдруг дойдет весть, что ты отпустил бунтовщика, который называл себя царем? Или до самого кесаря! Я всегда считал римского прокуратора умным человеком...

— Ты угрожаешь мне, Каиафа?

— Упаси Бог! — первосвященник уже совладал с собой. — Мне ли угрожать игумену, которого я всегда считал своим другом! Искренним другом! Но тут множество ненадежных людей, и кто знает, не задумает ли кто-то из них сообщить кесарю о том, что произошло... Я хочу лишь помочь прокуратору... Предостеречь его от явной ошибки... Ибо то, что совершает прокуратор, — явная ошибка. Народ Иудеи хочет мира под римской властью, и он требует наказать подстрекателей, бросающих хворост в огонь войны. Разве прокуратор может вставать на их сторону? Нет, конечно, нет!

— Ты хитер, Каиафа, но меня тебе не перехитрить.

— Игумен!..

— Так он не твой царь, первосвященник? — усмехнулся Пилат, смотря ему в лицо.

— Нет у нас царя, кроме кесаря. — Каиафа честно округлил глаза. — И нам не нужен другой царь.

Между тем, угроза — а слова этой бестии Каиафы являлись, несомненно, угрозой — была реальной (он еще поплатится за это). Император Тиберий, конечно, бог, а его правление — самое справедливое из всех правлений, но он жесток, вспыльчив, и много раз бывало, что особам и поважнее, чем прокуратор Пилат, приходилось, вздохнув, подставлять шею под меч. Три года тому назад он велел убить Сеяна, начальника преторианской гвардии и покровителя Пилата. Пока что всё было тихо, возможно, Тиберий забыл о своем наместнике в этой крошечной провинции, но ведь мог и вспомнить... Всё это было очень неприятно... крайне неприятно...

— Засвидетельствовал ли кто-то, что он называл себя царем?

— Да, игемон. Его зовут Иуда, Иуда Искариот. Он его ученик.

— Приведите его.

Иуда уже ждал у входа в преторию.

— Ты Иуда Искариот?

— Да, игемон.

— Ты был учеником Иисуса?

— Да, игемон.

Пилат повернулся к Каиафе.

— Я оставляю у себя Иуду, он будет нужен мне как свидетель. С тобой я прощаюсь, первосвященник. Да будет с тобой счастье. И береги себя.

— Слова игумена наполняют радостью мою душу, как и всегда. — Каиафа сделал полупоклон и вышел.

Проследив, как первосвященник удалился, и приказав страже вывести Иуду с другой стороны, Пилат велел принести вина и принялся ходить по комнате с чашей в руке.

«Нельзя допустить, чтобы эта каналья Каиафа и его подельники написали донос в Рим. Судя по его поведению, он готов на всё. Видимо, арестант им чем-то крупно насолил... Величие человека измеряется количеством его завистников, говорят греки... Но не могу я из-за этих говорящих скотов потерять сто тысяч динариев... Невиданно! Чтобы римский прокуратор боялся каких-то ослов! Надо что-то придумать... Бар Абба... Бар Абба... Иисус Бар Абба...А что если?..»

Догадка озарила Пилата. Подозвав начальника стражи, он спросил: «Где этот... Иуда Искариот?»

— Ждёт во внутреннем помещении, прокуратор.

— Возьмите его и отведите на задний двор, где проводятся экзекуции. Стерегите до дальнейших распоряжений.

Пилат решительными шагами направился во внешний двор претории. Увидев его, толпа загалдела на своем гортанном языке.

— У вас есть обычай, чтобы одного из осужденных я отпускал на Пасху. Сейчас в темнице находится гнусный разбойник по имени Иисус Бар Абба. Кого вы хотите, чтобы я отпустил: Иисуса Бар Аббу или Иисуса, именуемого царем иудейским? — Пилат показал пальцем на Христа.

— Бар Аббу! Отпусти нам Бар Аббу! Бар Аббу! Бар Аббу!

— Что вы хотите, чтобы я сделал с иудейским царём?

— Распни его! Распни! Распни его!

— Царя ли вашего распну?

— Нет у нас царя, кроме кесаря!

— Вы так решили.

Пилат сделал шаг к слуге с тазом и вымыл руки. Бросил взгляд на толпу и быстро удалился.

4. Пилат и Прокула

Жена Пилата — её звали Клавдией или Прокулой, и была она внучкой императора Августа — уже ожидала его в затенённых внутренних покоях дворца Ирода.

— Кого ты распял сегодня? — тревожно спросила она, едва увидев его, входящего.

— Одного бунтовщика.

— Как его звали, в чем его история?

— Неважно, это тебя не касается.

— Нет, важно... Знаешь, какой сон мне сегодня приснился? Большой храм, прямо в центре Рима, возле форума... В центре стоял человек в странной длинной шапке, которую я видела на жрецах бога Митры, и отчетливо произносил: «Crucifixus etiam pro nobis sub Pontio Pilato…», «распятый при Понтии Пилате...». И потом много, много таких же храмов, непохожих на наши, и в каждом из них люди в длинных драгоценных одеяниях громкими голосами провозглашали: «Распятый при Понтии Пилате...», «распятый при Понтии Пилате...».

— Как его звали, этого распятого?

— Ис... Кажется, они говорили: «Иисус».

— Ха! Я отпустил его сегодня. Значит, тебе приснилось, что в его честь успели соорудить культ? Забавно: служители бродячего проповедника украшены драгоценными одеждами!

— Так ты никого не распял?

— Я распял, но другого... — Пилат пил вино, не смотря на жену.

— Так кого?

— Как назойливы женские суеверия... Я распял другого разбойника, а его самого отпустил, но это совершенно тебя не касается.

— Поклянись головой Венеры!

— Клянусь задницей Юноны. — Пилат вышел в соседнюю комнату, переоделся и снова вернулся.

— Ты не заметила, что в этом дворце Ирода чувствуешь себя каким-то узурпатором? Как будто кого-то ограбил и живешь в его доме...

Ответа не последовало. Клавдия была обижена. Когда-то Пилат был простым солдафоном, пока он не решил жениться на Клавдии Прокуле. Это обеспечило его карьеру, но он не мог забыть, кому обязан своими успехами.

— Что ж, если ему уже хотят соорудить культ, — начал он, — то распятие есть лучшее, что может помочь в этом похвальном деле. Осириса, например, тоже распяли... Диониса разрезали на куски и сварили в котле. Человек, которого нещадно бичевали, потом подвесили на кресте под палящим солнцем, как нельзя лучше подходит на роль бога для черни, заполняющей улицы в Риме.

Клавдия все еще молчала.

— Ну хорошо, не обижайся. — сказал Пилат. — Я расскажу тебе его историю. Только никому... — Пилат приставил палец к своим губам.

Наклонившись к ней, он произнёс: «Распятого звали Иудой».

— Так ты не распял Иисуса?

— Я отпустил его и распял вместо него его ученика, предавшего его. Тот поистине заслуживал такую участь.

— Но иудеи решили, что распят будет иудейский царь, и ты принял их решение... Этот Иуда не был «Иисусом». Что если о подлоге станет известно?

— Кому дело до этих распятых и их имён? Думаешь, кто-то вспомнит этого бродягу или того, кого я распял вместо него? Уже завтра их имена выветрятся из памяти всех, кто их знал... Друзья этого проповедника хорошо заплатили, а вот у его бывшего ученика нашлось только тридцать серебряников, что дал ему первосвященник. Я бы с радостью распял всех, кто населяет этот город, но начну я с тех, кто не может платить за свои жалкие жизни.

Тридцать лет тому назад прокуратор Вар казнил две тысячи бунтовщиков в окрестностях Иерусалима, и никто не спросил, как их звали. Пока ты выполняешь то, что выгодно наделенным властью, с тебя никто не спросит в этом мире. Я выполнил все условности и сделал то, что желала клика первосвященника.

— Но тело... Первосвященник должен был потребовать выдачи тела после казни.

— И об этом я позаботился. Тело было выкрадено на следующий день. Конечно, его преданными учениками, распространившими новость о том, что он воскрес. — Пилат улыбнулся, явно довольный своим хитроумием. — Да, а Иуда повесился... Был очень огорчен своим предательством. Слухи об этом уже ходят по городу. Тридцать серебряников подброшены во двор первосвященника с запиской «возвращаю проклятые деньги». Ведь я говорил ему, что он не хитрее римского прокуратора...

Пилат помолчал, ожидая оценки своего искусства.

— Что же касается того святого, то его влиятельные друзья обещали мне увезти его в другую провинцию. Он не будет показываться в Иудее до тех пор, пока я продолжаю оставаться прокуратором.

— Но если его все-таки опознают, и подлог обнаружится?

— Прокуратор — чужеземец в этих краях и не вполне знает их язык и тонкости обычаев. Мог перепутать «Иисуса иудейского царя» и «Иисуса бар Аббу», тем более что первый именовал себя так же, как второй. Всего лишь канцелярская путаница. Никто не посмеет сказать, что я не исполнил закон.

— Но как можно распять одного человека вместо другого так, чтобы никто не заметил подлог?

— О, уж об этом я позаботился. К месту казни никого не пускали, а тело того предателя так исполосовали кнутами, что даже родная мать не смогла бы его узнать... И ты сама видишь, как проклятый хамсин заполнил весь воздух песком и пылью. На улицах не видно и на десяток метров: так кому бы пришло в голову разглядывать, кто там распят? В довершение предателю вырвали его гнусный язык, дабы, пока его везли к месту казни в закрытой повозке, он не мог издавать лишних звуков.

На лице Клавдии выразилось отвращение.

— Что делать, — сказал Пилат. — Он был первым, кто подвернулся под руку. Не мог же я потерять сто тысяч динариев из-за каких-то фанатиков! Одним позором природы больше, одним меньше... К тому же он предатель, а я не люблю предателей. Я велел вырвать его грязный язык и высечь так, чтобы мясо отошло от костей. После такой примерной экзекуции ему не оставалось ничего, как испустить дух. Он должен благодарить меня за то, что его жалкая жизнь была отнята столь быстро, ведь обычно распятые живут на своем столбе трое суток, а самые крепкие умудряются протянуть все десять и умирают от голода. Итак, всё расставлено по своим местам: святой спасен, Иуда распят, первосвященники довольны, деньги получены. Все концы в воду.

Пилат посмотрел в окно Иродова дворца. В лучах восходящего солнца висела мраморная громада великого Храма. Восточную стену его украшала виноградная гроздь из чистого золота. К небу поднимался столб сизого дыма с жертвенника. Где-то внутри уже начинал утреннюю службу первосвященник Каиафа. Несколькими кварталами дальше царь Ирод Антипа ходил по своему прекрасному Хасмонейскому дворцу. А где-то там, далеко за горизонтом, дорожную пыль поднимали ноги того, кто вчера сказал ему, что царство его не от мира сего...

 

Амин Рамин

25 комментариев

  1. Иван

    Не одного факта и не одного убедительного аргумента. Слабая попытка опровергнуть очевидное.

    А. Н. Шервин-Уайт, рассматривая римскую юридическую практику того времени и ее описания в Евангелиях и в Деяниях Апостолов.

    Оказывается, что процесс над Иисусом и процесс над Павлом представлены там в точном соответствии с тем, что нам вообще известно о судебной практике в Римской Империи в первой половине I века н. э. К тому времени, когда Евангелия были написаны, в процедуру следствия и суда уже были внесены серьезные изменения, поэтому авторы этих книг едва ли могли бы правильно описать все подробности, если бы им не были известны подлинные факты.

    Ни один серьезный историк, исповедует ли он какую–либо религию или не исповедует никакой, не станет сомневаться в том, что Иисус из Назарета действительно жил в I веке и был казнен при Понтии Пилате, правившем Иудеей и Самарией. Это признают все ученые, хотя о том, вероятно, не знает широкая публика. (Крейг Эванс, историк, знаток древних языков).

    Это — заключение, разделенное фактически всеми учеными, которые изучили предмет.

    Макинтайр комментирует:

    Даже те ученые и критики, которые были вынуждены отступить почти от всего остального в пределах исторического содержания присутствия Христа на земле, сочли невозможным выбросить из головы фактичность смерти Христа. ( Макинтайр (2001), 8).

    Макинтайр прав.

    Атеист Людеман пишет:

    “Смерть Иисуса в результате распятия на кресте бесспорна”( Lüdemann (2004), 50. См. также Борг (2006), 271-72; Кроссан (1991), 375; ср. Деян. 372; Кроссан (1994), 145; Миллер (2008), 14.)

    Довольно скептичный ученый Паула Фредриксен пишет:

    “Единственный самый основательный факт о жизни Иисуса — это его смерть: он был казнен римским префектом Пилатом, на или около Пасхи, способом который Рим, назначал специально для политических мятежников, а именно, распятие на кресте”. (Фредриксен (1999).

    Ответить
    • Админ

      Это ничего не означает, поскольку статья для того и была написана, чтобы опровергнуть подобные ложные выводы. Приведите ваши доводы, если они у вас есть.

      Ответить
      • Raissa

        Zdravstvuyte, ya rasskaju vam ,chto mne izvestno ,po vole Allaha ob Isuse, tak,chtob ulojitsy v etom pisme.Moi znaniy mozaichno slojilis iz prochitannih mnoy literaturnih knig,Biblii ,Korana , issledovaniy etoy temi nekotorimi chechenskimi istorikami iz svoey jiznennoy praktiki i samoe glavnoe ,chto skazal ob Isuse Hriste svytoy otrok Vycheslav ,kotoriy jil v 1982—1993 godu i seychas lejit v mogile v Chelybinskoy oblasti, kuda prihodyt polomniki ,daje s Afona.Tak vot iz slov ego blagochestivoy materi,na kotoroy bilo soversheno 14 pokusheniy,chtob ona ne raglashala istinu s kotoroy svytoy uveshevatel prihodil V.A. Krasheninnikovoy:"Otrok Vycheslav skazal,chto kogda Isusa kaznili,to v tot je moment vsy sobravshaysy tolpa ludey ot straha razbejalas,a potom kogda vozvratilis , v osnovnom bili tolko voennie vokrug mesta kazni ,to stali rasskazivat ,kto ,chto videl.Kto-to videl stupen ,na kuske kresta,kto-to chto-to drugoe.No nikto ne videl ot nachala do konga ,kak ego kaznili.No svytoy otrok ,mir emu,skazal samoe glavnoe ,chego neskazano daje v Korane ,vo vsykom slychae otkrito- chto Isus deystvitelno pones telesnoe nakazanie.Esli hotite udostoveritsy v ego slovah,to pochtite knigu «Poslanniy Bogom» V.A.krasheninnikovoy,kotoruu ona napisala ne iskaziv ni odnogo slova svoego sina.

        V podtverjdenie etogo privedu chto mne izvestno ,po vole Allaha .Iz isledovaniy chechenskih istorikov ,v chastnosti Rizvana Ibragimoga,kotoriy nedavno otkazalsy ot vseh svoih trudov ,kotoriy izuchal Koran ,starays tolkovat ego s pomochiu chechenskogo yzika, on v svoih trudah rasskazivaet o tom,chto Isus ,na kreste obrashays k Bogu skazal"Ela, Ela zashem ti meny pokinul? Ne govori:"Umer", skaji «Uchel v mir pravedniy»Iz ego slov "Ela " oznachaet «Allah» na chechenskom drevnem yzike.Ya schitau ,chto Allah ,govory v Korane o kazni Isusa «Net , ne umer on ,Allah voznes ego k sebe», vipolnyet volu Isusa,kotoriy znaet ,chto Allah tvorit slovom./Slova Allaha «Mi,govorim „Bud“ i ono sbivaetsy»/-primer tomu.Eto podtverjdaet slova svytogo otroka,chto Isus pones telesnoe nakazaniy.Znachit Isus ostalsy jit dushoy i Duhom,raz svytoy otrok podcherknul,chto telesno on pones nakazanie.Allah ,skazal,chto ludym bilo pokazano podobie Isusa.Navernoe podobie poslannikov ot Allaha i est ih tela,t.e to ,chto suchestvuet v materii i imeet materialnuu formu.Allah znaet lushche,potomu,chto ayti Korana bili izmeneni eshe do rojdeniy 12 imama Mahdi,o chem on govorit v svoem dua ziyrtu imama Husseyna"Nahiy mukadassa".I vragi Allaha ne mogli ne postaratsy ,chto-to izmenit v Korane ,chtob skrit ,chto oni sdelali s nim posle ego smerti ot ludey.No Allah sohranil v Korane vse ,chto doljno pomoch ego rabu ,chtob pobedit Antihrista,ved skazal,Muhammad,da blagoslovit ego Allah i privetstvuet , «ne otoydet Koran ot moih potomkov,poka oni ne vstretytsy so mnoy u Rayskogo istochnika.

        Delo v tom ,chto s drevnih por suchestvuut posledovateli chaytana ,kotorie plodyt ih potomstvo ispolzuy ,to,chto u nih v chreslah.Potomu,chto vlast na zemle dana tolko rodu proroka, a satana ne vladeet nichem v etom mire,kak skazal Allah v Korane.No pochemu je mi ne vidim ,chtob v mire pravili potomki Muhammada,kak pologaetsy po pringipu zalojennomu Allahom,chto vlast v rodu proroka Muhammada,doljna bila peredavatsy ot Ali k drugim izbrannim Allahom potomkam,i kajdiy predidushiy znal,kto doljen bit ego priemnikom iz ego potomstva.I ih ne doljno bilo bit bolshe 12.Posledniy Mahdi ,posle vihoda iz svoegoo Bolshogo sokritiy doljen zavershit svou missiu ,kasaushuusy islama i peredat vlast Ise,potomu,chto i on ne zavershil eshe svou missiu na Zemle.Iz trudov 12 imamov mi znaem,chto doljni delat musulmazne do prihoda Mahdi.Posmotrim ,chto stalo s potomstvom Isi, o sushestvovanii ,kotorih nikto ne znaet, a to chto skazano v „Kode da Vinshi“ o tom,chto u Isusa bila doch i potomki ego roda eshe jivi ,oprovergaet daje Vatikan.No dokazatelstvo etogo est v Korane.V odnom ayte ,Allah govorit ;»U vseh prorokov bili deti".Ya ne pomnu v kakoy sure.No seychas est mnogo znaushih Koran naizust,poetomu komu interesno, netrudno u nih uznat,esli nekogda perechitivat Koran polnostiu.Mi znaem iz Korana,chto Allah sotvoril Isu iz praha Adama.I chto on Ego Slovo i Ego Duh. Pochemu to nikto ne govorit o tom ,kak je popal prah Adama v chrevo Marii ,kotoray zachala ego neporochnim putem?-Soglasno Koranu"Djabrail dunul ey v ruku i ona zachala".No on dunul ot svoego svytogo Duha.A otkuda vzylsy prah Adama?Tayna raskrita v drevney istorii, ya o ney chitala,kogda eche ne interesovalas religiey ,poetomu ne pomnu gde,chto kogda v odnoy voyne pogibli vse mujchini iudei,to ih jeni legli na ih trupi,chtobi oplodotvoritsy,chtobi prodoljit svoy rod.

        Poetomu ya dumau,chto iudei paktikovali etot metod davno i Mariy Magdalina ,vozmojno imenno dly etogo poseshala mogilu Isusa v takoe temnoe vremy i tayno.No v knige" Kod da Vinchi « govoritsy,chto ona bila jenoy Isusa i bila ot nego beremenna ,a rodila cherez neskolko mesygev posle ego kazni, uehala vo Frangiu i rodila tam v evreyskoy obshine,boys presledovaniy v iudei.

        Glavnay tayna iudeev,kotorie vsegda ubivali poslangev Boga ,ne tolko v tom,chto oni meshaut im tvorit svoi koldovskie dela ,no i v tom,chto oni ispolzuut ih tela dly svoih magicheskig ritualov ,a takje oplodotvoryut jidkostiy iz ih chresel ih nechestivgev ,chtobi tayno presleduy ih ne dopuskat k vlasti i ne davat im ochistitsy s pomoshiu istinnoy religii .Vot pochemu oni iskajaut vsykuu religiu,chtob milost Allaha ne dohodila do nih i chtob ludi ne mogli idti prymim putem.Chtob pomeshat zamislu Allaha o spasenii cheovecheskoy dushi.Primeri potomkov prorokov , mir im kak v obshem-to chasto nezakonnorojdennih nahodim v „Sobore Parijskoy Bogomateri“ -eto Asmiralda,vspomnite,kak ee mat laskay ee novorojdennoy govorit»Nojki ,kak u Isusa Hrista!"A kogda etu devochku kradut gigane, i sotvoryut s ney kakoy to ritual s kroviu jivotnogo,a potom,ona jivet nerazluchno s kozoy ,za chto potom ee nakazivaet inkvizigiy, hoty o ney znaet evreyskiy svyshennik,kotoriy vlublen v nee i verit zelie dly ee soblazneniy.A ego soobshnik govorit ,vidy eto-"Ne perechte sudbe".Vprochem nujno perechitat vnimatelno etu knigu.Asmiralda-eto odin iz potomkov proroka Isi i MuhhdamadaDBAP ,sudba ,kotoroy opisana Viktorom Gugo,a on ,kak izvestno iz «Koda da Vinchi» bil glavoy Sionskogo priorata, kotoriy deytelnost,kotoroy zijdetsy na presledovanii roda prorokov,cherez masonskuu mafiu.Asmiralda-eto primer presledovaniy prorocheskogo roda po jenskoy linii, a po mujskoy -eto Kazanov.No Kazanov ,hot i uchilsy na svyshenika i bil horosho obrazovan,no ne ne otkazival ni odnoy jenshine ,poka ona ego lubila,a sam bil nagotove k uslugam vsegda,hoty ne bil izvrashengem.V poeme"Gamlet" na primere korolevskoy semiy ,mi vidim, chto korolevskay semiy toje prinadlejala k rodu proroka.Eto raskrivaet sam Gamlet slovami"Ne uj to ya doljen spasat etot mir?" govorit on i,chtobi ne prinosit svoim suchestvovaniem blagodat presledovatelym ego roda ubivaet vsu svou semiu i seby, ne vidy drugogo vihoda.Vspomnite eshe rasskaz o «jalkoy garige»,kotoray izeogay v nishite rojaet detey, a ee mujskuu polovinu terzaut nojami na ee glazah.Po istoricheskoy versii Shekspir ne vidumal sujet Gamleta, a vzyl ego ot postanovki brodychih muzikantov.No ya dumau,chto i Chekspir ,kak i mnogie izvestnie pisateli i poeti,sostoyl v mosonskoy loji,kotorie znaut istoriu roda prorokov,potomu,chto oni vsegda za nimi sledyt,boys,chto oni pridut k vlasti ,znay,chto togda i planam pridet koneg.

        «V kode da Vinchi» rasskrivautsy tayni sionistov nesprosta.Delo v tom,chto igra v izdevatelstvo nad potomkami prorokov prishla k kongu.Ob etoy igre"tora" est namek v «Kode da Vinchi», no chto rod proroka bil postavlen na kon skazano i v Korane;"Ti ne bil sredi nih ,kogda oni brosali kamni,chto budut oberegat rod Imrana i ti ne bil ,kogda oni otvernulis" -govorit Allah MuhammaduDBAP.

        Eto ,konechno ne vse ,chto mne izvestno ,po vole Allaha.

        Esli est kakie-to voprosi ,k skazannomu mnoy ,proshu napisat mne na elektronnuu pochtu: rita14@inbox.ru

        Ochen hotelos bi pomoch ludym na puti Allaha.

      • Raissa

        P.S K skazannomu,hochu chtob vi obratili vnimanie,chto iudei ne somnevalis,chto Isus ,est ot Boga i ego ubiystvo v den iudeyskoy pytnigi ,bil splanirovanniy satanistskiy ritual jertvoprinosheniy, kak v nashe vremy,dopustim bili bratiy Garnaevi,toje na evreyskuu pashu,kak nekotorie zametili.

        I ne vzytka Pilatu reshila ego uchast.A to ,chto Rimskay vlast bila iudeyskoy,t.e satanistskoy.V dannoy statie govoritsy,chto nachalnik taynoy pologii pronzil mechom rebra Isusa,mir emu.Eto podtverjdaet ,chto s davnih por suchestvovali taynie silovie strukturi,kotorie sledili za rodom prorokov i vershili podobnie dela izdrevna,chtob obespechivat tem,chto techet v chreslah roda prorokov obespechivat satanistov -iudeev ,dly taynogo oplodotvoreniy .I eto samay glavnay tayna sionistsko-masonskoy mafii,kotoray vovlekla vseh gomoseksualistov ,nesposobnih rodit,osobenno v svoe loje.A Allah,imenno ,poetomu ,ya dumau,govorit ob iudeyh"Oni znau ego,kak znaut svoih sinovey". Sud nad Isusom ,bil zaplanirovan, a Iudu skoree poveseli ili doveli do etogo,chtob ne razglasil taynu.Vozmojno on bil s samogo nachalo agentom satanistov i ego ubrali,kogda on stal im ne nujen ,po ih zakonu,opisannomu v «Protokolah sionsih mudregov»

      • Админ

        Ничего не прочитал, думаю, и другие не станут. Огромная просьба уважать других и писать кириллицей.

      • Raissa

        Ogromnoe spasibo za raskladku.Napishu in-sha -Allah v blizjayshie dni .

      • Raissa

        У меня нет никаких сомнений,что Исус Христос,мир ему, был распят.Во -первых ,потому об этом сказал сам Исус в Коране:"А когда Ти меня упокоил Ты сам был Свидетелем того,что они вытворяли".Во-вторых святой отрок Вячеслав/1982—1993/ сказал,что Исус,мир ему,понес телесное наказание.Он же обьяснил ,что о казни написано по разному,потому,что когда она началас,то место казни было окружено военными ,а простые зрители стояли дальше и вдруг началось силное землетресение и люди от страха разбежались,а когда землетресение закончилос ,кто вернулся те увидили толко какие-то фрагменты: кто-то часть ноги приколотой к обломку креста,кто-то ,что-то другое,поетому и рассказали ,кто,что видел.А саму казнь могли видет толко военные,т.к. они близко никого не подпускали.Но свытой отрок Вычеслав сказал,что в Евангелии от Иоанна,которую он читал,все правда.Поетому в 19:34-37 ,читая, мне прояснилось,что самым важным моментом в казни Христа была не его смерть ,а пронзание ребер мечем , в резултате ,которого полилас вода и кровь.Не толко потому,что сам Иоанн засвидетелствовал именно этот момент 19:35-37 ,"И видивший засвидетелствовал .... Воззрят на Того ,кого пронзили".В этих последних словах заключена и разгадка Его воскрешения из мертвых.А вернее,того,что он родится снова из той воды,которая вытекла вместе с кровью,когда пронзили мечом в област ребер.Тепер уточню ,каким образом ето возможно.Вспомним,что в Коране Аллах рассказал,что человек рождается от жидкости,которая течет из чресел ребер мужччин.А тепер вспомним ,что в иудейских писаниях написано," о тайном оплодотворении

        бесплодних женшин.А дальше откривается еще одна болшая тайна.Ето жидкость скорее всего и есть та жидкость,которая находится в чаше Грааля, которую не могут до сих пор разгадать.А то,что пронзил мечом

        ни какоы нибуд солдат,а началник тайной полиции, говорит о том,что и в те времена пророков преследовали сообща правители,спецслужбы и сатанисты,маскировавшиеся под свышеннослужителями.

        И те ,кто казнил Исуса,мир ему ,знал,что он пророк и,что его кровь,плот и имущество священно,потому и разорвали его одежду с кровью.Ведь сказал Исус своим ученикам,когда он узнал,что будет убит;"Если не будете пит мою кровь и не ест мою плоть, то не будете жить" .А сатанисти ето делали всегда и для етого и убивали всех пророков,потому и устроили его казнь к иудейской Пасхе,чтобы поболше угодит Сатане.И казнь Исуса была заранее тщателно спланирована во всех ее деталях,чтобы из убийства пророка извлечь,как можно болше пользы темным силам и навредит светлим силам.И наивно полагат,что Пилат недопонимал чего-то или недоогенивал.Они делали все свое дело,как делают до сих пор,потому,что люди озабочены болше делами блийнего мира.

      • Админ

        Кто такой святой отрок Вячеслав?

        Коран как раз говорит, что Иисус (А) не был распят: «и не убили они его, и не распяли, но, однако, это представилось им».

  2. Иван

    Мир вам!

    Во-первых, человек не может умереть на кресте за несколько часов.

    К сожалению вы не учитываете событие «до» самого пригвожденние на крест.

    Перед распятием Иисуса подвергают бичеванию (Мк 15:15). Бичевание перед распятием было обычной практикой в эпоху господства Рима (см. Дигесты 48.19.8.3; Война 2.306). При этом использовали бич из нескольких кожаных ремешков, к которым привязывались острые, причиняющие страшную боль предметы, такие как гвозди, осколки стекла или камни. Бичевание приводило к тяжелому повреждению кожи и мягких тканей под ней.

    Иисус несколько раз падал, а падал вероятней всего он на грудь и ушиб сердце, при падении на сердце всем весом, сердце может остановится.

    Как пишет Франческо Фьориста:

    Инфаркт миокарда вследствие стресса и остановка сердца. Вспомним в связи с этим, что, помимо жестоких побоев, Он перенес сильнейший психологический стресс. К тому же, еще до того, как Его схватили, в оливковой роще у Него наблюдался редчайший синдром, так называемый хромидроз, «кровавый пот». Стрессовое состояние усгубилось с началом ночных допросов.

    www.portal-credo.ru/site/...itor&id=3623

    В Евангелии о Иоанна 19:34 говорится: «и тотчас кровь и вода хлынули из раны». Это говорит о том, что вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь — из пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства того, что наш Господь умер не обычной при распятии смертью — от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

    Учитывая все эти факты, нету ничего удивительного в том, что Иисус умер так рано.

    """Евангелия сообщают, что осужденных убили при наступлении заката того же дня (Христос успел умереть сам). """

    И объясняется почему.

    Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов.

    «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день. (21:22–23).

    Как видите, по иудейскому закону запрещается что бы умерщвленный ночевал на кресте.

    С уважением!

    Ответить
    • Админ

      И вам мир!

      1. Даже если учесть, что имело место бичевание, всё равно наступление смерти за несколько часов маловероятно. Почему Иисус умер так быстро, а распятые рядом с ним были живы?

      Кстати, эпизод с несением креста, который вы упоминаете, — это еще один ляп Евангелий (я в статье не упомянул это, так как нет возможности в короткой работе упомянуть все ляпы и противоречия). Нести на себе крест не было никакой возможности: для этого нужна нечеловеческая сила. Даже поперечную балку от креста обычный человек не протащит на себе и сто метров. Все-таки это орудие казни было довольно громоздкой конструкцией — даже в самой своей скромной форме для «плебса», не говоря уже об огромных многометровых крестах, которые изображают на картинах художники.

      Представьте себе, сколько времени пришлось бы потратить конвою, заставляя изможденного и падающего арестанта волочить на себе тяжеленную балку, — я уж не говорю про сам крест... Какая при этом возникла бы путаница... И потом, если на Голгофе регулярно проводились казни, то кресты там уже были установлены, и не было необходимости их туда нести. Скорее всего, осужденных везли к месту казни в повозке.

      У христианской версии тут возникают совершенно неразрешимые противоречия. С одной стороны, говорят, что он был жестоко избит еще во время суда Пилата. Но тогда версия о том, что он нес крест, совершенно отпадает (как я сказал, даже физически сильный, отдохнувший человек не протащит на себе тяжелую балку и сто метров — не говоря о самом кресте. На этот счет в литературе мне даже попадались упоминания о специально проведенных экспериментах, которые доказали это). С другой стороны, если он не был бичеван, то как он мог умереть так рано?

      Как видите, в любом случае мы запутываемся в неразрешимых противоречиях.

      2. Что касается снятия с креста, то в статье этот момент был объяснен. Во-первых, суббота уже наступила. Во-вторых, распятие проводили не иудейские власти, а римские. Пилат же в исторических источниках упоминается как человек, пренебрегавший иудейскими законами. С какой стати ему руководствоваться иудейскими нормами об уважении субботы?

      Ответить
      • Иван

        Во имя Господа милостивого и милосердного!

        Быть может вы уверуете!

        1. Потому что, они умерли от удушья а Иисус умер от разрыва сердце. С. Трумэн Дэвис(ученый, врач), пишет:

        Господь умер не обычной при распятии смертью — от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в перикардии.

        Остальные распятые вероятней всего не испытывали сердечной недостаточны и по этому они еще были живы.

        Мнения о разрыве сердца как причине смерти Христа с полным основанием придерживается д-р Уильям Страуд «я совершенно уверен в том, что разрыв сердца действительно имел место…» (У.Страуд Причины страданий Христа)

        Скорая смерть Иисуса не была обычной для казни через распятие и даже Пилат удивился что Иисус умер так рано: «Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?» (Мар.15:44).

        ДрГреческое слово θαυμάζω означает -удивляться, изумляться, поражаться, дивиться, недоумевать.

        Пилат так же как вы, не понимал и удивлялся почему Иисус умер так рано, попросту он незнал что Иисус умер от разрыва сердце а не от удушье.

        Собственно, это подтверждает историчность этих событий, во-первых упоминанием имен исторических личностей(Пилата) Имена дают возможность проверить, правда ли Пилат такое говорил, если же он не говорил подобное и это все выдумки Евангелистов, то зачем им выдумывать подобное и еще и указывать имя Пилата? Если бы, это была выдумка то ее можно было легко опровергнуть и это подорвало бы доверие к христианской церкви.

        во-вторых, Иисус умер раньше обычного, а значит эта история небыла выдумана, ведь выдумывают зачастую ориентируясь на статистику.

        Советую посмотреть этот док.фильм.

        www.youtube.com/watch?v=TYWf8kKTfSE

        Крест состоит из двух элементов: вертикального (stipes) и горизонтального (patibulum).

        Иисус нес patibulum, которая весит вероятней всего 50 кг, он долго не смог пронести её и по этому сотник позвал на помошь Иисусу, Симона.

        На голгофе стояли stipes а patibulum несли сами(Toynbee, J. M.C. Death and Burial in the Roman World. Ithaca.) так же McCane, B.R. «Where No One Had Yet Been Laid': The Shame of Jesus' Burial,» in Authenticating the Activities of Jesus.

        А вы еще и удивляетесь что Иисус умер так рано. Его и бичевали и унижали, как это обычно делали с казненными. Поэтому он не не смог нести patibulum так долго.

        Флавий замечает:

        «иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию они до заката солнца снимают и хоронят» (Война 4.317).

        Неоднократно Флавий упрекает повстанцев, перебивших множество иудейской знати, в том, что они запретили погребать и даже оплакивать убитых (Война 4.331, 360, 383; 5.518, 531).

        И даже за пределами территорий, заселенных иудеями, римское правосудие иногда позволяло снять тело распятого с креста и предать его погребению.

        В кратком своде римских законов (источник под названием Дигесгам) мы находим следующее положение:

        Не следует отказывать родственникам в выдаче тел приговоренных к смерти; божественный Август в Десятой книге своей Жизни говорит о том, что это правило соблюдалось. В настоящее время тела казненных предают погребению только в случае разрешения в ответ на соответствующее прошение; иногда такое разрешение не выдается, особенно когда преступники были казнены в связи с серьезными предательствами

        (48.24.1).

        Тела казненных следует выдавать в ответ на просьбы тех, кто намерен осуществить их погребение

        (48.24.3).

        С уважением!

      • Админ

        Вы ссылаетесь на околохристианскую апологетическую литературу, которую копипастите из интернета. Просил бы выражать свои мысли и предположения (если они есть), а не заниматься бездумной копипастой.

        То, что Иисус мог умереть от разрыва сердца — такая же вторичная реконструкция, основанная на принятии евангельских рассказов за чистую монету. Давайте тогда спросим: почему он так рано умер от разрыва сердца? То есть вопрос остаётся тем же самым, что и вначале.

        Что касается несения креста (сначала Иисусом, потом Симоном), то нет сомнения, что это — выдумка евангелистов, потому что, как я уже говорил, замученный арестант не мог тащить на себе тяжелую балку, и никто не стал бы заставлять его делать это. Всё это сильно осложнило и замедлило бы процедуру казни. К тому же если на Голгофе регулярно производились распятия, то кресты уже были там установлены.

      • Raissa

        Isusa ,kak ya skazala v predidushem kommentarii ubili,tolko dly togo,chtobi zabrat iz ego chresel jidkost ,kotoroy oplodotvoryutsy jenshini.I ona vihodit iz kostey reber,kak skazano v Korane.Potomu i umer Isus tak bistro,chto ,tot kto eto delal,znal,chto ee nujno vzyt bistro.Ved skazano v Biblii ot Ioanna,kotoruu ogenil svytoy otrok Vycheslav ,kak dostovernuu,chto ,kogda Isusa,mir emu ,pronzili mechom ,to podstavili sosud i napolnili ego kroviu iz rani.Vot vam i dokazatelstvo,chto satanistam nujna bila ego svyshennay krov i plot,t.k. dly nih gennost prorokov ,ne v ih duhovnih znaniyh,a v ploti,t.k. satanistam vajni materialnoe,a ne duhovnoe.T.e harakternoe etomu miru-predmetov .

      • Raissa

        Ochen legkomislenno nechitat kommentarii k takoy zagadochnoy teme,tem bolee takie ,kotorie ne tolko rasskrivaut istinu ,no i obisnyut pochemu ona skrivaetsy.

        To,chto vi zdes obsujdaete ,chto poslujilo prichinoy smerti-serdechniy pristup ili ostanovka dihaniy eto ,tolko sledstvie prichini smerti.Glavnoe,to ,chto Isus bil kaznen ,no umer ,tolko fizicheski,a Duh ego bil vzyt Allahom.

        V Korane Allah privodil ih dialog s Isusom;"Govoril li ti,chtobi klanylis tebe i tvoey materi? « -»esli b ya tak govoril ,to bi Ti znal, a kogda Ti meny upokoil ,to Ti bil svidetelem,togo,chego oni vitvoryli". Nesomnenno Isus govorit,chto o tom,chto tvorili iudei s ego prahom.A Allah znaet luchshe

    • Raissa

      O tom,chto Isus pones telesnoe nakazanie skazano poslednim svytim otrokom Vycheslavom ,kotoriy jil v 1982—1993gg.V knige ego materi V.A. krasheninnikovoy "poslanniy Bogom rasskazano ob etom. Svytoy otrok Vycheslav ,govoril,chto ,kogda nachalas kazn ,proizoshlo ochen silnoe zemletreseniy i tolpa zriteley razbejalas,a kogda ono uspokoilos ,to u kresta bili v osnovnom,tolko voennie,i kto chto videl,to i rasskazal potom.Kto to videl chast nogi pribitoy na dochechku,kto-to drugoe.Poetomu i poetomu mnogo raznih versiy.

      Ответить
      • Иван

        Мой вам совет, уважаемая Анжела, читайте Библию — это слово Божье, в этой книге истина и свет.

  3. Иван

    Автор с самого начало ведет читателей в заблуждение.

    На самом деле о Сократе писали только его ученики и те противоречили друг другу, особенно это касается учение.

    Про казнь.

    Обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге«Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой.

    Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

    Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.

    Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.

    Как видите, Платон и Ксенофон не сходятся в описаниях.

    Ответить
    • Админ

      Хорошо пользуетесь википедией ) Даже если Сократа отравили каким-то другим ядом — это совершенно не принципиальный вопрос. Его смерть описана у его учеников ясно и непротиворечиво, и все детали у них сходятся. Тогда как евангельское изложение впадает в противоречия буквально в каждом предложении.

      Ответить
      • Иван

        Как раз таки противоречие встречаются в описании.

        Давайте по порядку разберем противеречие в Евангелие.

    • Админ

      Думаю, нет смысла спамить ссылками. То, что вы умеете пользоваться интернетом, я уже понял )

      Ответить
  4. Оксана

    Автор, я вообще ничего удивительного не вижу в том, что Иисус умер так быстро! Сколько случаев было, когда людей избивали досмерти! Чуть ли ни от одного удара погибали! А тут избили, а потом еще и на крест повесили. Согласна с Вами только в том, что, возможно, Иисус сам и не нес креста

    Ответить
    • Админ

      Быстрая смерть наводит подозрения на выдуманность событий, потому что распятие для того и использовалось, чтобы смерть была долгой, за этим специально следили. Конечно, могло произойти всё что угодно. Но в комплексе с другими несостыковками и противоречиями это порождает обоснованный вывод о невозможности того, чтобы события протекали так, как описано в Евангелиях.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.